Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘илософи€ эпохи эллинизма и ƒревнего мира.  иники.




”чение Ёпикура и его жизненные идеалы.
Ётическа€ концепци€ стоиков. —кептицизм.

Ёпикур. ѕредставитель атомистического материализма, атеизма
и сенсуализма. ”чилс€ у ƒемокрита. Ѕыл главой организованной им
школы Ц Ђсад Ёпикураї. ќсновной задачей философии Ёпикур считал
создание этики Ц учени€ о поведении, привод€щем к счастью. Ётика
должна опиратьс€ на физику, включающую в себ€ учение о человеке,
физика Ц на теорию познани€.
¬се, что мы ощущаем, истинно, ощущени€ никогда нас не
обманывают. ќшибки возникают вследствие неправильной оценки того
о чем, свидетельствуют органы чувств; сами же органы чувств не суд€т
и поэтому не могут ошибатьс€. ¬оспри€тиеЦ единственный критерий
истины. ƒе€тельность логическогомышлени€Ц обобщение, индукци€.
‘илософ выдвигает идею самодвижени€ атомов.  ак человек
способен к свободным действи€м, так и атомы Ц к самопроизвольным
отклонени€м. —уществует внутренний, а не внешний (как полагал
ƒемокрит) источник движени€ атома Ц его собственна€ т€жесть. ѕри
движении (условием которого €вл€етс€ наличие пустоты) атомы
отклон€ютс€ от пр€могопути на небольшой угол и начинают описывать
кривые, касатьс€ и задевать друг друга, сплетатьс€ и расплетатьс€, в
результате чего возникает предметный мир.
—огласно философу, критерий счасть€Ц в чувстве удовольстви€.
Ѕлаго есть все то, что порождает удовольствие, злоЦ то, что порождает
страдание. ‘илософ различает три вида удовольстви€:1) природные и
необходимые дл€жизни; 2) природные, но дл€ жизни не необходимые;
3) не необходимые дл€жизни и не природные. ћудрец стремитс€ только
18
к первым и воздерживаетс€ от всех остальных. –езультат такого
воздержани€Ц полна€ невозмутимость, или безм€тежность, котора€ и
есть счастьефилософа (т.о. эпикуреизмЦ это воздержанность и аскетизм,
а отнюдь не без удержанное увлечение материальными
удовольстви€ми!)
Ѕезм€тежномусосто€нию души преп€тствуют: во-первых, страх
перед вмешательством богов в человеческую жизнь; во-вторых, страх
перед смертью и загробным миром. Ёпикур доказывает
несосто€тельность этих страхов. Ѕоги не страшны: они не способны
вмешиватьс€ в человеческую жизнь, потому что живут не в нашем
мире, а в промежуткемеждумирами. «агробного мира не существует:
душа смертна и есть лишь временное соединение атомов Ц это во-
первых, во-вторых, смерть и жизнь никогда не встречаютс€: пока мы
живы, смерти нет, а когда мы мертвы, то нет жизни. ∆изнь
Ёпикура Ц это жизнь мудреца, следующего принципам своей
философии.
—кептицизм. ќснователь Ц ѕиррон. ‘илософ стремитс€ к
счастью, которое состоит в невозмутимости и отсутствии страданий,
безм€тежности Ц атараксии.
—уть вещей познать невозможно, поэтомумы не можем говорить
ни о прекрасном, ни о безобразном, ни о справедливом, ни о
несправедливом. ¬с€кому нашему утверждению о предмете или
€влении может быть с равным правом и равной силой
противопоставлено противоречащее емуутверждение. ќтсюда вывод:
воздерживатьс€ от каких-либо суждений о чем-либо. Ёто тоже
про€вление атараксии.
—тоицизм. ”чение стоиков просуществовало более 6 веков. Ёто
говорит о востребованности их взгл€дов на прот€жении всего периода
античности. ѕредставители: «енон  итионский, ѕосидоний, ѕанеций,
ћарк јврелий, —енека.
—огласно стоикам, человек не рожден дл€ наслаждений. ∆изнь
полна страданий и катастроф, и человек всегда должен быть готовым к
ним. ѕоэтому мудрецу присущи умеренность, мужественность,
рассудительность и справедливость. Ёто - основные добродетели
перед лицом всемогущей —удьбы. ¬се в мире предопределено,
происходит с необходимостью и подчин€етс€ этой необходимости
(року, судьбе). „еловек должен подчин€тьс€ необходимости
сознательно Ц этим ограничиваетс€ стоическа€ свобода. Ђ—удьба
согласного с ней ведет, против€щегос€ тащитї. ѕокорность,
выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод есть высшее
про€вление свободы: если все предопределено, если ничего нельз€ в
19
мире изменить, то высшие свобода и достоинство человека могут
заключатьс€ только в стойкости и непротивлении злу.
 лючевые пон€ти€ и слова: вода, воздух, огонь, атом, иде€
(эйдос), форма, идеальное государство, тимократи€, олигархи€,
полити€, апати€, атаракси€, мудрец, космополитизм, этика.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 395 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

1382 - | 1324 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.