Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Объективный идеализм Платона.




Платон считается первым древнегреческим философом,
создавшим целостную философскую систему,
объединившую онтологию, гносеологию
и антропологию. Философское учение Платона обнимает широкий
круг вопросов: о бытии, о мире и его происхождении, о душе и
познании, об обществе и т.д. ФилософиюПлатон понимает как учение
о сущем, том что является постоянным в окружающем мире. Мир
чувственных вещей непостоянен и изменчив: материальные вещи
возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего
прочного и истинного. Постоянными, вечными и неизменными
являются идеи (эйдосы) материальных предметов. Идея– это сущность
предмета, отделенная от него, «вынутая» из человеческого сознания и
помещенная в некий идеальный мир, где собраны все идеи всех
предметов. Любая материальная вещь является лишь материальным
отображением идеи данной вещи. Например, лошади рождаются и
умирают, но они лишь являются воплощением идеи лошади, которая
вечна и неизменна. Идея – образец, модель, по которой создаются,
«копируются» предметы. Материальный мир образуется из
соединения «идеи» и «материи», того, что придает «идее»
оформленность и вещественность. Платон считает, что первичен именно
мир идей, мир идей вторичен. Поэтому его называют создателем
первой в мире идеалистической системы. Антропология. Философ
традиционно выделяет душу и тело в человеке. Тело смертно – душа
бессмертна. Душа– это «эйдос», сущность человека. Назначение тела
– быть временным вместилищем души (тюрьма души). Душа состоит
из трех частей – разумной (ведущей), аффективной (страстной) и
вожделеющей. Изначально было сотворено определенное количество
душ (сколько звезд на небе). Это число неизменно. После смерти и
воздаяния за грехи душа сама выбирает себе будущую жизнь, правда,
попадая в тело она это забывает. Душивселяются как в тела людей, так
ив тела животных и растений в зависимости от того, насколько разумной
части души удалось победить низшие. Души=идеи первоначально
находились в идеальном мире и созерцали сущности=идеи всех
предметов. Попав в материальные тела, они все забыли. Отсюда, по
Платону, знание есть не что иное как припоминание того, что они
созерцали ранее. Именно поэтому Платон столь парадоксально
трактует смерть как благо – особенно для философа, стремящегося
познать сущее.
15
Социальная философия. Платон – первый философ, создавший
социальную утопию. Его интересовали условия возникновения и
построения справедливого – идеального государства. Ко всем
существующим он относился отрицательно. Платон резко критикует
олигархию (власть богатых), тимократию (власть военных), тиранию
и демократию («безумие большинства»), которая как правило,
вырождается в тиранию. Он предлагает свой образец совершенного
государства. Философ основывает свое учение о государстве на учении
о структуре души человека. «Государство подобно человеку и человек
подобен государству». Подобно тому как в душе три части, так и в
государстве должно быть три группы граждан, три сословия. Разумной
части души, добродетель которой в мудрости, должно соответствовать
сословие правителей – философов; страстной части, добродетель
которой в мужестве – сословие воинов, воспитанных в дисциплине;
низменной, вожделеющей части души – сословие земледельцев и
ремесленников. Каждое сословие должно быть ограничено
выполнением своих обязанностей и воздерживаться от вмешательства
в дела других. Именнов этом и заключается справедливость поПлатону.
Каждыйзанят своим делом и действия всех граждан подчиненыобщему
благу, выразителем которого является государство. Философ пытается
предложить модель не только справедливого, но и гармоничного
общества. Источником противоположных интересов, подрывающих
единствообщества, он первый в истории общественной мысли называет
частную собственность. Поэтомуни философы-правители, ни стражи
не имеют право иметь частную собственность (земледельцы и
ремесленники лишь в небольшой степени). Лишены они также семей и
детей, воспитанием которых занимается государство. Государство
Платона построено по жесткому кастовому принципу, переход из
одного сословия в другой невозможен. Это государство в котором
интересы личности подчинены интересам общества, человек лишен
свободы выбора (это недостаток также всех последующих утопий).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 587 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.