Причина воплощения Сына Божия, пришествия Его в мир для искупительного подвига – бесконечная любовь Божия к своему творению – человеку, который после грехопадения нуждался в спасении. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин. 3, 16-17).
Святые Отцы, говоря о причинах Боговоплощения, также делают акцент на любви Божией. «Он явился в человеческом теле только по этой причине: Из любви и благости Его Отца, для спасения нас, людей» (свт. Афанасий Великий. О воплощении. 1). «Сын Божий, сидящий одесную Отца, восхотел и решился по всему быть братом нашим. Для этого Он, оставив ангелов и высшие силы, пришел к нам и воспринял нас… воспринял плоть нашу только по человеколюбию, чтобы помиловать нас: нет другой причины для такого домостроительства, кроме этой одной» (свт. Иоанн Златоуст. Слово 2 Против евреев).
О цели пришествия в мир Сына Божия Святая Церковь в Символе веры говорит: «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес». Сам Господь свидетельствует, что Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 10), не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин. 3, 17).
Святые Отцы также говорили о спасении человечества как о цели пришествия в мир Сына Божия. Свт. Ириней Лионский: «Если бы не надлежало спасти плоть, Слово Божие никогда бы не сделалось плотью» (Против ересей. 4). Свт. Иоанн Златоуст: «будучи Богом, Он не для чего другого принял нашу плоть и сделался человеком, как для спасения человеческого рода» (Толкование на книгу Бытия. 3, 4).
Но Святые Отцы говорят не просто о спасении, то есть о восстановлении человека в состояние до грехопадения. После Боговоплощения человек через Христа, Которому он единосущен по человечеству, соединяется с Божеством, получает возможность нетления и обожения. Это новое состояние выше того, которое было у Адама.Свт. Афанасий Великий заинтересован ставить вопрос не просто о спасении, не просто о восстановлении образа Божия в человеке, но также об обожении человека. Обожение стало для него важным фактором в споре с Арием, который отрицал божественность Сына и Его единосущие Отцу. Свт. Афанасий подчеркивал, что человек призван к обожению, чтобы затем указать на то, что обожение возможно только при условии того, что Сын является Богом: Слово Божие «воплотилось, чтобы мы обожились» (Против язычников. Подобно свт. Афанасию рассуждает и свт. Григорий Богослов: «Уподобимся Христу, ибо и Христос уподобился нам: сделаемся богами ради Него, ибо и Он сделался человеком для нас» (Слово 1), «… дабы и мне быть богом, поскольку Он стал человеком» (Слово 38).
Преп. Симеон Новый Богослов повторяет классическую формулу Иринея–Афанасия: «Для чего Бог стал человеком? Чтобы человека сделать богом» (Слово нравственное 5, 31–34). Обожение является чудом соединения Бога с человеком, по подобию единства между Отцом и Сыном: «Он дает обещание, что, если хотим, Он будет иметь с нами такое же единение по благодати, какое Он Сам имеет с Отцом по природе… О страшное обещание! Ту славу, которую дал Отец Сыну, дает и нам Сын по благодати, если хотим… Ибо любовь, которой возлюбил Бог и Отец Единородного Своего Сына и Бога нашего, она самая, – говорит, – и в нас будет, и Сын Божий в нас» (Слово нравственное 1, 6, 57–76).
Учение о причинах Боговоплощения, содержащееся в творениях преп. Максима Исповедника, представляет особый интерес по причине его оригинальности для восточной святоотеческой традиции. Преп. Маским говорит, что воплощение Бога – цель творения. «(Боговоплощение) есть божественный итог, ради которого и возникло все (тварное бытие). Это есть божественная цель, задуманная (Богом) еще до начала сущих… она есть заранее продуманный (Богом) итог, ради которого существуют все (тварные вещи), но который сам существует не ради какой-нибудь одной из них. Имея в виду этот итог, Бог и привел в бытие сущность (всех) сущих. Это есть, в подлинном смысле слова, предел Промысла, а также тех (тварей), о которых Он промышляет – тот предел, согласно которому происходит возглавление в Боге (всех существ), созданных Им. Это есть объемлющее все века таинство, открывающее сверхбеспредельный и великий, бесконечно и беспредельно предсуществующий векам Совет Божий, Ангелом которого было Само сущностное Слово Божие, ставшее Человеком. Оно явило, если позволительно так сказать, самое глубинное основание Отеческой Благости и показало в Себе конец, ради которого, как очевидно, твари и восприняли начало своего бытия. Ибо через Христа… все века и то, что в этих веках, приняли и начало, и итог своего бытия. Ведь еще до веков было продумано (Богом) соединение предела и беспредельности, меры и безмерности, края и бескрайности, твари и Творца, движения и покоя – то соединение, которое было явлено во Христе в конце времен» (Вопросоответы, к Фалассию, 60 (PG 90, 621 AB)).
6. Почему не скоро пришел на землю Спаситель?
1. Надлежало, чтобы люди в продолжении веков опытно познали всю глубину своего падения и свое нравственное бессилие и тем сильнее возжелали Божественной помощи. Ведь Бог не может спасти людей без их желания. «В продолжении веков были два знаменитых преобразования жизни человеческой, называемые двумя Заветами и, по известному изречению Писания, потрясениями земли[1]. Одно вело от идолов к Закону, а другое – от Закона к Евангелию… Но с обоими Заветами произошло одно и то же. Что именно? Они вводились не вдруг, не по первому приему за дело. Почему? Нам нужно было знать, что нас не принуждают, а убеждают. Ибо что непроизвольно, то и непрочно, как поток или растение не надолго удерживаются силой. Добровольное же и прочнее и надежнее. И первое есть дело, употребляющее насилие, а последнее – собственно наше. Первое свойственно насильственной власти, а последнее – Божию правосудию. Поэтому Бог определил, что не для нехотящих должно делать добро, но – благодетельствовать желающим» (свт. Григорий Богослов. Слово 31).
2. Надлежало, чтобы зараза греха, глубоко проникшая в человеческую природу, мало-помалу вышла вся наружу, чтобы эта нравственная болезнь человечества созрела вполне и достигла последней степени своего развития, и тогда-то уже явился Небесный Врач душ и телес для ее всецелого и совершенного исцеления: когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5, 20). Свт. Григорий Нисский: «Возжелавший для истребления зла принять жизнь человеческую, ожидал (что было необходимо), пока грех, посеянный врагом, даст все свои отпрыски, и после того уже, как говорит Евангелие, Он поднес секиру к самому корню (ср. Мф. 3, 10). И как искуснейшие врачи в то время, когда горячка еще внутри разжигает тело и мало-помалу усиливается от болезненных причин, уступают болезни, не позволяя больному подкреплять себя какою-либо пищей, пока болезнь не достигнет степени, и начинают употреблять свое искусство тогда уже, когда болезнь, обнаружившись вполне, не будет более распространяться, так и Врач болящих душ медлит, пока болезнь греховная, которой заразилось человеческое естество, не открылась во всей полноте так, чтобы ничто не утаилось и не осталось не исцеленным» (Слово на Богоявление).
3. Надлежало предварить людей о пришествии на землю Христа, сообщить сведения о всех обстоятельствах Его явления, чтобы, когда Он явится, люди могли безошибочно узнать Его, приготовить к принятию Его учения. «Господь знал, когда Ему подобало явиться. Прежде, через длинный ряд времен и лет о Нем нужно было предвозвещать, ибо нечто немаловажное должно было произойти. Долго нужно было о Нем предвозвещать, всегда Его ожидать. Чем более великий являлся Судия, тем многочисленнейший ряд провозвестников предшествовал Ему» (блаж. Августин. На Евангелие от Иоанна. 31, 5). «Домостроитель нашего спасения подобно глазу человека, выросшему во тьме, вводит нас в великий свет истины после постепенного к нему приобщения, потому что щадит нашу немощь. В глубине богатства Своей премудрости и в неисследованных судах разумения предначертал Он для нас это легкое и к нам применимое руководство, приучая сперва видеть тени предметов и в воде смотреть на солнце, чтобы, приступив вдруг к зрению чистого света, мы не ослепли. На таком же основании даны Закон, имеющий тень будущих благ (Евр. 10, 1), и предображения пророков – эти гадания истины для обучения очей сердечных, чтобы удобным для нас сделался переход от них к премудрости, сокрытой в тайне» (свт. Василий Великий. О Святом Духе к Амфилохию, гл. 14).
4. Надлежало человечеству предварительно пройти долгий ряд очищения и освящения в сонме патриархов и всех святых мужей Ветхого Завета, чтобы явиться, наконец, в неискусобрачной Деве Марии на той степени чистоты и святости, на которой оно могло сделаться вместилищем Святейшего святых Бога Слова. «Давно, еще прежде сложения мира, предопределено было воплощение Бога, но даже до Пресвятой Марии не обреталось достойного вместилища для воплощения. А когда обрелось оно, то и воплотился Господь» (Ефимий Зигабен). «Кто может удивляться, что после преступления Адама не скоро пришло Слово Божие на землю воплотиться и спасти падший человеческий род, только через пять с половиной тысяч лет. Не нашлась на земле ни одна такая дева, которая бы была чиста не только телом, но и духом. Одна нашлась такая – первая и последняя, Которая из-за Своей сугубой чистоты, телесной и душевной, сделалась достойной быть храмом Святого Духа» (свт. Димитрий Ростовский).
Итак, надлежало сначала разными способами и во всех отношениях приготовить человеческий род к принятию Спасителя.