Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Либеральное, консервативное и социалистическое направление политической мысли в XIX веке




В начале XIX века в общественно-политической мысли сложились три основных течения: либерализм, консерватизм и социализм.

Господствующим течением буржуазной политической мысли стал либерализм. Наиболее видным представителем этого течения был французский социолог, политик
А. Токвиль (1805-1853). Либерализм впервые в истории политических учений отделил личность от общества и государства, провозгласил равенство всех граждан перед законом и ограничил сферу действий и полномочий государства. Личность выступает в либерализме источником политической власти, государство подконтрольно и подотчётно народу и призвано выполнять лишь те функции, которыми его наделяют граждане. Это, прежде всего, защита права частной собственности, прав и свобод граждан, поддержание общественного порядка. Господствующим в либерализме является принцип невмешательства государства в дела своих граждан. Государство – это своего рода «ночной сторож», призванный охранять покой своих граждан, чем менее заметна его роль в обществе, тем лучше.

Защищая свободу частного предпринимательства, парламентский строй, политические свободы, либерализм способствовал формированию тех ценностей, которые во многом определяют облик современной западной демократии.

В XIX веке сильные позиции сохранил уходящий в прошлое класс феодалов. Их взгляды выражало консервативное течение политической мысли. Наиболее видным представителем консерватизма был немецкий философ Ф. Гегель (1770-1831). В отличие от либералов, он на первое место ставил интересы государства, а не права и свободы граждан. Личность, по Гегелю, – ничто, государство – всё. Личность ценна только потому, что она часть государства. Если личность ведёт себя в гармонии с целями государства, то она свободна. Право народа на участие в управлении государством он отрицал, поэтому он был сторонником монархии, а не демократии.

Консерватизм не отвергал общественный прогресс, но выступал против революционной ломки существующего строя, так как это неизбежно ведёт к дезорганизации общества, упадку нравственных устоев, а зачастую - к анархии и кровопролитию. Можно не соглашаться со многими представлениями консерваторов о законах общественного развития. Но бесспорными являются их высокие оценки роли семьи и школы как важнейших факторов стабильности общества, а их идеи о необходимости бережного отношения к традициям народа, к историческому прошлому не потеряли актуальности и сегодня. Забвение этих принципов особенно дорого обходится нашей стране. В начале XX века большевики, а сегодня радикальные демократы хотели весь старый мир разрушить до основания и на пустом месте построить светлое будущее (коммунистическое или капиталистическое). Что из этого получилось, мы знаем из истории России.

Среди социально-политических учений XIX века видное место занимал социализм и, прежде всего, марксизм в лице его основоположников – К.Маркса (1818-1883), Ф.Энгельса (1820-1895) – и их последователей в России – Г.Плеханова (1856-1918), В.Ленина (1870-1924). Развитие капитализма привело к резкому обострению классовых противоречий между буржуазией и пролетариатом. И как результат, появились проекты преобразования капитализма на социалистических началах.

Для марксизма характерен, прежде всего, классовый подход к анализу политической жизни общества. В «Манифесте Коммунистической партии» К.Маркс и Ф.Энгельс подчёркивали, что всякая борьба классовая есть борьба политическая, борьба за политическую власть. Государство является продуктом классовых противоречий и служит интересам господствующего класса. Поэтому задача пролетариата – сломать старую государственную машину и заменить её новым государством диктатуры пролетариата. Все социальные изменения, тем более переход от капитализма к социализму, возможны только революционным, насильственным путём. Революции – это локомотивы истории.

Говоря о том, прав был К.Маркс или нет, следует всегда помнить, что марксистская теория революционного перехода от капитализма к социализму создавалась в середине XIX века. В то время молодой, хищнический капитализм отнюдь не желал делиться ни экономической, ни политической властью с пролетариатом. И ему действительно, в условиях капитализма XIX века, нечего было терять кроме своих цепей. А на насилие со стороны буржуазии пролетариат был вынужден отвечать насилием.

Однако революционные события начала XX века, и особенно победа Октябрьской революции в России, заставили буржуазию создать более гибкую политическую систему. Всеобщее избирательное право, парламентская демократия открыли перед рабочим классом реальную возможность защиты своих политических интересов – добиваться социальных перемен в обществе без политического насилия и революций. Открытый К.Марксом закон социальных революций отнюдь не универсален, он был правильным только в определённых исторических рамках. Однако многие последователи К.Маркса никак не могли понять, что любая научная истина является лишь относительной, а не абсолютной. То, что было правильным в XIX веке, отнюдь не соответствует реалиям XX века. Любые попытки превратить положения марксизма в абсолютную истину превращают её в догму, которая в конечном итоге приходит в противоречие с реальной жизнью. Хотя ещё в конце XIX века немецкие социал-демократы К.Каутский и Э.Бернштейн высказали мысль, что с развитием капитализма будет происходить сглаживание классовых противоречий и все социальные перемены в обществе будут происходить не насильственным путём, а при помощи социальных реформ.

 

Лекция 2. ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 646 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.