Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


История политических учений




Политология как самостоятельная наука возникла во второй половине 19-го века, когда сначала в США, а затем в Европе появились первые кафедры политологии и началось преподавание политологии как учебной дисциплины. Однако история политической мысли насчитывает более двух тысячелетий. Первые представления о власти, государстве, политике зародились ещё в рабовладельческом обществе и наибольшее развитие получили в Древней Греции.

Одним из выдающихся мыслителей античности был Платон. Политическая программа Платона изложена в его работах «Государство», «Политик», «Законы». Идеальное государство, по Платону, состоит из трёх сословий. Вершину социальной пирамиды занимают философы-мудрецы, в их руках бразды правления государством. Ступенькой ниже расположено сословие воинов, призванное защищать государство от врагов. И низшее сословие – ремесленники и земледельцы, которые обеспечивают всем необходимым два высших сословия. У правителей и воинов нет ни семьи, ни собственности. Платон считал, что семья и собственность будут мешать двум высшим сословиям управлять государством и защищать его. Идеальное государство, по Платону, – аристократия – правление философов-мудрецов.

Платон называет и отклонения от политического идеала. Тимократия – это государство, где власть принадлежит воинам. Это государство ведёт постоянные войны и живёт за счёт захвата чужих богатств. Такое государство будет вечно воевать, и это может привести его к гибели. Олигархия – это когда власть принадлежит богатым, бедные не участвуют в управлении государством. У неимущих зреет ненависть против алчных богачей, в результате к власти могут прийти бедные и будет установлена демократия (власть «демоса» – простого народа). По Платону, демократия в целом – строй приятный и разнообразный, но в нём не может быть должного управления. Почему? Равенство при демократии уравнивает равных и неравных. К власти могут прийти те, кто недостоин править государством. Поэтому демократию Платон называет «стихией наглости и анархии». Согласно Платону, демократия гибнет из-за чрезмерной свободы и из неё вырастает её противоположность - тирания. При этом тиран добивается власти как ставленник народа. Тирания – это наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие. Чрезмерная свобода при демократии превращается в чрезмерное рабство при тирании.

Надежды Платона на создание идеального государства, где бы правили философы-мудрецы, не оправдались, и он с горечью признал, что его проект годится только для богов и детей богов.

Дальнейшее развитие античной политической мысли связано с именем Аристотеля. Наиболее подробно его политические идеи изложены в работе «Политика». Аристотель утверждал, что человек, будучи «политическим животным», стремится к совместному сожительству. Поэтому развитие общества идет от семьи к общине и, наконец, к государству. Главная цель государства – достижение «лучшей жизни», общего блага для всех граждан.

Все государства Аристотель делил на три правильные формы правления (монархия, аристократия, полития), где правители думают об общем благе, и три неправильные (тирания, олигархия, демократия), где правители преследуют личные корыстные интересы.

В любом государстве есть три класса: богатые, средние слои и бедняки. Самым стабильным и прочным, по Аристотелю, будет то государство, где большинство населения составляют люди со средним достатком. Поэтому наилучшей формой государства Аристотель считал политию, где власть принадлежит среднему классу и защищает его интересы.

Платон и Аристотель поставили ряд вечных вопросов в политологии, которые и в настоящее время не потеряли своей актуальности. Это прежде всего вопрос о том, как должны строиться взаимоотношения между человеком, обществом и государством. Платон исходит из безусловного верховенства интересов государства над общественной и личной жизнью граждан. Ради блага государства Платон жертвовал интересами человеческой личности. Аристотель тоже выступает за приоритет государства в отношениях с гражданином, но, в отличие от Платона, он считает, что личности и семье надо дать определённую свободу. И он признаёт право человека иметь семью и частную собственность. В целом же Аристотель, как и Платон, ещё не отделяет личность и общество от государства.

В средние века политическая мысль пережила застой, спад и только с началом распада феодального общества и зарождением капиталистического строя начинается новый подъём. Основателем новой, буржуазной политической науки является выдающийся итальянский мыслитель эпохи Возрождения Николо Макиавелли (1469-1527). Он решительно выступал против тезиса католической церкви, что всякая власть от бога, и считал, что политика – это результат практической деятельности людей и прежде всего правителя-государя. В своей знаменитой работе «Государь» он яркими красками рисует образ монарха, который по трупам своих родных, близких, друзей и подданных идёт к вершинам славы и могущества государства. Государь может не считаться с моральными, нравственными принципами, если они мешают ему достигнуть политических целей. Макиавелли даже сформулировал принцип, правило такой безнравственной политики: «Цель оправдывает средства». Он даёт безнравственные советы, потому что такова была действительность времён средневековья. В условиях феодальной раздробленности, постоянной борьбы за власть только хитростью, обманом и жестокостью король мог сохранить свою власть. «Государь должен соединять в себе качества льва и лисицы», - писал Макиавелли.

Вместе с тем коварство и насилие для Макиавелли отнюдь не абсолютные ценности. Их использование оправдано лишь в борьбе против феодальной раздробленности. Макиавелли выступал за установление абсолютной монархии в стране, так как феодальная раздробленность, междоусобицы были тогда величайшим злом, прежде всего для народа и зарождающейся буржуазии. «Жестокости, - писал Макиавелли, - можно оправдать только тогда, когда они применяются для пользы подданных, если же они используются для угнетения граждан, то им нет оправдания. Единоличная диктатура необходима только в чрезвычайных обстоятельствах, когда существует угроза распада государства». Дальнейшее развитие государства Макиавелли связывал с республиканской формой правления.

Основоположником буржуазной либеральной идеологии является английский философ Джон Локк, который жил во второй половине 17-го века. Главная ценность, согласно либерализму, – свободная личность. Поэтому главная функция государства – защита прав человека – «права на жизнь, свободу и собственность». Для того чтобы государство не посягало на права и свободы личности, Джон Локк выдвинул идею разделения государственной власти на законодательную и исполнительную. При этом законодательная власть должна принадлежать выборному органу – парламенту., а исполнительная власть должна находиться в руках короля и кабинета министров. Следовательно, он был сторонником ограниченной парламентом монархии.

Идею о разделении властей дальше развил французский философ Шарль Монтескье, который жил в первой половине 18-го века. Только в разделении государственной власти на три независимые ветви: законодательную, исполнительную и судебную – он видел гарантии безопасности граждан от беззакония и злоупотребления властью. Сосредоточение же всей власти в руках одного правителя, короля, неизбежно ведёт к такому режиму, при котором господствуют не законы, а произвол.

Монтескье утверждал, что формы государственного правления зависят, прежде всего, от размера государства: небольшие по территории государства, как правило, являются республиками, государства средней величины — монархиями, обширные государства — деспотиями (тираниями).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 346 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2552 - | 2215 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.