В достоверном хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), говорится: «В конце каждого столетия Всевышний посылает умме обновителя веры». (Передали ат-Табарани, аль-Байхаки, Абу Дауд, аль-Хаким). Иными словами, Создатель посылает учёного, который объясняет людям, что есть сунна, а что – вредное нововведение. Его знания так огромны, что на них часто указывают, он сведущ в эзотерических и экзотерических (захир и батын) науках веры. Польза от этого учёного распространяется на всех мусульман, и при его жизни заканчивается столетие (по лунному календарю). Некоторые понимают этот хадис в том смысле, что такой учёный может быть только один. Но такое мнение ошибочно, ибо в оригинале говорится: «манн юджаддиду лаха динаха», – что может в равной степени означать «того, кто обновит им их веру» и «тех, кто обновит им их веру». Следовательно, в конце столетия может быть как один обновитель веры, так и несколько.
Некоторые ученые, в частности, имам аз-Захаби, считали, что обновителей веры в конце каждого столетия бывает несколько. Опираясь на этот хадис, учёные указали как на обновителей веры в конце первого столетия на Умара ибн Абдуль-Азиза (да будет доволен им Аллах), а в конце второго – на имама Шафии (да будет доволен им Аллах). Обновителями веры в конце третьего столетия являются имам аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) – в науке вероучения, ан-Насаи – в науке хадисов и Ибн Сурайдж – в фикхе шафиитского мазхаба. И среди них на самом высоком уровне находится имам аль-Аш’ари, поскольку наука вероучения является самой важной из всех наук исламской веры.
В конце четвертого столетия обновителями веры указаны аль-Исфирайини, ас-Сулуки, аль-Бакилляни, аш-Ширази. Обновителем веры пятого столетия является худжатуль-Ислам имам аль-Газали. В шестом – Фахруддин ар-Рази и Хафиз Абуль-Гани, в седьмом – Ибн Дакик аль-Ид, в восьмом – аль-Булкини и аль-Ираки и так далее. Вопрос обновителей веры – это отдельная тема. Мы только хотим тут отметить, что обновителем третьего века, на которого указывал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), является Абуль-Хасан Али аль-Аш’ари, который искоренял вредные нововведения и призывал к пути Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), тем самым возвысив Ислам.
Диспут с аль-Джубаи
Всевышний сотворил человека и послал его на землю, дав ему право выбора между истиной или ложью, добром или злом. И в зависимости от сделанного выбора Творец наказывает человека или вознаграждает.
Всевышний не взялся оберегать человека от совершения зла. Ведь в таком случае земная жизнь человека не была бы испытанием для вечной жизни. Му’тазилиты же утверждали, что Всевышний обязан давать человеку нечто более целесообразное в жизни.
Однажды имам аль-Аш’ари задал вопрос Абу Али аль-Джубаи, который утверждал подобное: «Что ты скажешь о троих, один из которых умер в младенчестве, второй умер неверным после того, как стал взрослым, а третий – вырос, был хорошим верующим и умер? Что будет с ним в день Суда?» Аль-Джубаи ответил: «Умерший в младенчестве попадёт в Рай, тот, кто был после совершеннолетия неверным, попадёт в Ад, и тот, кто был хорошим верующим, получит высокие степени в Раю». «А если ребенок спросит Творца: «О Всевышний, разве не было бы более целесообразным оставить меня в живых до совершеннолетия, чтобы и я совершил благие деяния и получил высокие степени в Раю?» – спросил имам аль-Аш’ари. Аль-Джубаи ответил: «Всевышний скажет, что Он знал, если бы тот вырос, то стал бы плохим человеком, и потому было более целесообразно умереть ему маленьким». Тогда имам аль-Аш’ари снова спросил: «А если взрослый, ставший неверным, спросит Всевышнего: «О мой Господь, Ты же знал, что я совершу, почему же Ты не умертвил и меня в младенчестве?» Аль-Джубаи не нашёл, что ответить. Тогда имам аль-Аш’ари воскликнул: «Ты не можешь взвесить решения Аллаха весами му’тазилитов!».
Высказывания ученых об имаме Абуль-Хасане аль-Аш’ари
Имам Таджуддин ас-Субки (717-771 х/1318-1370 м) сказал:
شيخنا وقدوتنا إلى اللَّه تعالى ، الشيخ أَبُو الْحَسَن الأشعري البصري ، شيخ طريقة أهل السنة والجماعة ، وإمام المتكلمين ، وناصر سنة سيد المرسلين ، والذاب عن الدين ، والساعي فِي حفظ عقائد المسلمين ، سعيا يبقى أثره إلى يوم يقوم الناس لرب العالمين. إمام حبر ، وتقي بر ، حمى جناب الشرع من الحديث المفترى ، وقام فِي نصرة ملة الإسلام ، فنصرها نصرا مؤزرا
«Наш шейх, наш путеводитель к Всевышнему Аллаху, шейх Абуль-Хасан аль-Ашари аль-Басри, шейх пути Ахлю Сунна валь-Джама’а и имам мутакаллимов, помощник Сунны господина посланников, стремящийся сохранить вероубеждение мусульман так, что след его стремления останется до того дня, когда люди будут стоять пред Господом Миров. Великий имам, богобоязненный, благочестивый. Он сохранил шариат от тех, кто выдумывал хадисы. Он оказывал помощь религии Ислам, и оказал огромную помощь»8.
Также Таджуддин ас-Субки сказал:
أثناء ترجمة الأشعري ما نصه: ذكر بيان أن طريقة الشيخ - يعني الأشعري - هي التي عليها المعتبرون من علماء الاسلام والمتميزون من المذاهب الأربعة في معرفة الحلال والحرام والقائمون بنصرة دين سيدنا محمد عليه أفضل الصلاة والسلام
«Поистине путь шейха (аль-Аш’ари) - это тот путь, по которому пошли уважаемые ученые из ученых Ислама и ученые четырех мазхабов, которые умеют различать между халялом (разрешенным) и харамом (запретным), и стоящие в помощь религии нашего господина Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, самыми лучшим благословениями и приветствиями»9.
Шейхуль Ислам, имам Абу Бакр аль-Исмаили аш-Шафии (277-371 х/891-982 м) сказал:
أعاد الله تعالى هذا الدّينَ بعْد ما ذهَب - يعْنى أكثرُه - بأحمدَ ابن حنبلَ وأبي الحسن الأشعري وأبي نعيم الإسْتراباذي
«Возвратил (возвысил) Всевышний эту религию после того как она исчезла - т.е. большая ее часть - посредством Ахмада ибн Ханбаля, Абуль-Хасана аль-Ашари и Абу Нуайма аль-Истарабази»10.
Имам, устаз Абу Исхак аль-Исфарайини (ум. 418 х/1027 м) сказал:
سمعت الأستاذ أبا إسحاق يعني إبراهيم بن مُحَمَّد الإسفراييني الفقيه الأصولي ، يقول: كنت في جنب الشيخ أبا الحسن الباهلي كقطرة في البحر ، وسمعت الشيخ أبا الحسن الباهلي ، قَالَ: كنت أنَا في جنب الشيخ الأشعري كقطرة في جنب البحر
«Был я возле шейха Абуль-Хасана аль-Бахили (ученик имама аль-Ашари) как капля в море. Я слышал, как шейх Абуль-Хасан аль-Бахили говорил: «Был я возле шейха аль-Аш’ари как капля в море»11.
Великий имам Абу Мансур Абдуль-Кахир аль-Багдади (ум. 429 х/1037 м) сказал в своей книге «Усулуддин», после того, как он перечислил имамов Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а в науке каляма из числа сподвижников, табиинов и табиу табиинов:
ثم بعدهم شيخ النظر وإمام الآفاق في الجدل والتحقيق أبو الحسن علي بن إسماعيل الأشعري الذي صار شجاً في حلوق القدرية..... وقد ملأت الدنيا كتبه، وما رزق أحد من المتكلمين من التبع ما قد رزق، لأن جميع أهل الحديث وكل من لم يتمعزل من أهل الرأي على مذهبه
«Затем, после них идет шейх рассуждений, имам всего мира в доказательстве и в установлении истины, Абуль-Хасан Али ибн Исмаил аль-Аш’ари, который стал раной в глотках кадаритов12… Поистине весь мир наполнился его книгами, и не было даровано никому из ученых каляма то, что было даровано ему, потому что все люди хадиса и все, кто не стал му’тазилитом, из авторитетных людей, стали последователями его мазхаба (т.е. ашаритами)»13.
Имам аль-Хатыб аль-Багдади (392-463 х/1002-1069 м) сказал:
أبو الحسن الأشعري المتكلم صاحب الكتب والتصانيف في الرد على الملحدة وغيرهم من المعتزلة والرافضة، والجهمية، والخوارج وسائر أصناف المبتدعة إلى أن قال: وكانت المعتزلة قد رفعوا رؤوسهم حتى أظهر الله تعالى الأشعري فحجزهم في أقماع السمسم
«Абуль-Хасан аль-Аш’ари – мутакаллим, автор многих книг и трудов, в которых опровергаются воззрения еретиков, а также му’тазилитов, рафидитов, джахмитов, хариджитов и приверженцев других еретических толков... Му’тазилиты горделиво поднимали голову до тех пор, пока Всевышний Аллах не помог имаму аль-Аш’ари одержать над ними верх»14.
Имам Таджуддин ас-Субки сказал:
وإن من جملة خط الشيخ أَبِي إسحاق الشيرازي فيه ما نصه: وأبو الْحَسَن الأشعري إمام أهل السنة ، وعامة أصحاب الشافعي على مذهبه ، ومذهبه مذهب أهل الحق ، وكتب إِبْرَاهِيم بْن علي الفيروزابادي ، وكذلك تحت خط جماعة من الشافعية ، والمالكية ، والحنفية ، والحنابلة ، منهم: أَبُو الخطاب بْن الحلوبي ، وأبو عَبْد اللَّه القيرواني ، وأسعد الميهني ، وأبو الوفاء بْن عقيل الحنبلي ، وأبو منصور الرزاز ، وأبو الفرج الإسفراييني ، وأبو الْحَسَن بْن الخل ، وأبو الْحَسَن علي بْن الْحُسَيْن الغزنوي الحنفي ، وأبو الخير القزويني ، وعمر بْن أَحْمَد الخطيبي الزنجاني. وبقي هذا الاستفتاء هكذا زمانا بعد زمان ، كلما جاءت أمة من العلماء كتبت بالموافقة أعصرا كثيرة
«Из числа написанного шейхом Абу Исхаком аш-Ширази (393-476 х) было следующее: «Абуль-Хасан аль-Аш’ари - имам Ахлю-с-Сунна. Большинство шафиитов на его мазхабе, и его мазхаб - мазхаб людей истины (ахлюль хакк)». И это написал Ибрахим ибн Али аль-Файрузабади (т.е. аш-Ширази), и также написали [в своих трудах или фетвах] группы из числа шафиитов, маликитов, ханафитов и ханбалитов. Из них были: Абуль-Хаттаб аль-Халюби, Абу Абдуллах аль-Кайрвани (342-412 х), Ас’ад аль-Михани (461-257 х), Абуль-Вафа ибн Акиль (Укайль) аль-Ханбали (431-513 х), Абу Мансур ар-Раззаз (ум. 539 х), Абуль-Фарадж аль-Исфарайини (ум. 491 х), Абуль-Хасан ибн аль-Халл (475-552 х), Абуль-Хасан Али ибн Хусейн аль-Газнави аль-Ханафи (ум. 551 х), Абуль-Хайр аль-Кизвини (ум. 622 х) и Умар ибн Ахмад аль-Хатиби аз-Занджани. И этот вопрос оставался также время за временем, каждый раз, когда приходила община ученых, они отвечали аналогично многие эпохи»15.
Имам Абуль-Касим аль-Кушайри (376-465 х/986-1072 м) сказал об имаме аль-Аш’ари:
بسم اللَّه الرحمن الرحيم ، اتفق أصحاب الحديث على أن أبا الحسن علي بن إِسْمَاعِيلَ الأشعري رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ كان إمامًا من أئمة أصحاب الحديث ، ومذهبه مذهب أصحاب الحديث ، تكلم في أصول الديانَات على طريقة أهل السنة ، ورد على المخالفين من أهل الزيغ والبدعة ، وكان على المعتزلة والروافض والمبتدعين من أهل القبلة ، والخارجين من الملة: سيفًا مسلولا ، ومن طعن فيه ، أو قدح ، أو لعنه أو سبه فقد بسط لسان السوء في جميع أهل السنة
«С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Ахлю аль-Хадис единогласны в том, что Абуль-Хасан Али бин Исмаил аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, был из имамов людей хадиса и его мазхаб - это их мазхаб. Он говорил об основах религии по пути Ахлю Сунна, опровергал противоречащих нововеденцев. Он был против му’тазилитов, рафидитов, нововеденцев из числа ахлю аль-кибла, и хавариджей из этой миллы как обнажённый меч. Тот, кто упрекает его, или порочит, или будет проклинать его или ругать его, то поистине он направил свой злой язык против всех суннитов (Ахлю Сунна)»16.
Имам Абуль-Хасан аль-Кабиси аль-Малики (324-403 х/936-1013 м) сказал:
واعلموا ان أبا حسن الأشعري لم يأت من علم الكلام إلا ما أراد به إيضاح السنن والتثبت عليها... وما أبو الحسن إلا واحد من جملة القائمين في نصرة الحق ، ما سمعنا من أهل الإنصاف من يؤخره رتبة ذلك ، ولا من يؤثر عليه في عصره غيره ، ومن بعده من أهل الحق سلكوا سبيله... لقد مات الأشعري يوم مات وأهل السنة باكون عليه وأهل البدع مستريحون منه.
«Вы знайте, что Абуль-Хасан аль-Ашари не приводил из науки калам что-то, кроме того, чем хотел разъяснить Сунну и удостоверить её… Абуль-Хасан являлся одним из тех, кто оказывал помощь Истине. Мы не слышали со стороны справедливых людей о том, кто принижал его степень, о том, кто предпочитал над ним другого в его время и тех, кто после него из праведных людей, которые вступили на его путь… В день когда умер аль-Ашари по нему плакали последователи Ахлю Сунна, а сторонники дурных новшеств получили спокойствие»17.
Великий мухаддис и факих, имам Абу Бакр аль-Байхаки (384-458 х/994-1066 м) сказал:
إلى أن بلغت النوبة إلى شيخنا أبي الحسن الأشعري رحمه الله فلم يحدث في دين الله حَدَثاً، ولم يأت فيه ببدعة، بل أخذ أقاويل الصحابة والتابعين ومن بعدهم من الأئمة في أصول الدين فنصرها بزيادة شرح وتبيين، وأن ما قالوا وجاء به الشرع في الأصول صحيح في العقول، بخلاف ما زعم أهل الأهواء من أن بعضه لا يستقيم في الآراء، فكان في بيانه تقوية ما لم يدلَّ عليه من أهل السنة والجماعة، ونصرة أقاويل من مضى من الأئمة كأبي حنيفة وسفيان الثوري من أهل الكوفة، والأوزاعي وغيره من أهل الشام، ومالك والشافعي من أهل الحرمين، ومن نحا نحوهما من الحجاز وغيرها من سائر البلاد، وكأحمد بن حنبل وغيره من أهل الحديث، والليث بن سعد وغيره وأبي عبدالله محمد بن إسماعيل البخاري وأبي الحسين مسلم بن الحجاج النيسابوري إمامي أهل الآثار وحفاظ السنن التي عليها مدار الشرع رضي الله عنهم أجمعين
«И очередь [в защите убеждений саляфов] дошла до нашего шейха Абуль-Хасана аль-Аш'ари. Он не вводил никаких новшеств в религию, а лишь разделял убеждения сподвижников, табиинов и других имамов саляфов касательно основ религии и объяснял их. Всё, что они исповедовали, соответствовало Шариату и не противоречило разуму, несмотря на то, что некоторые заблудшие утверждали, что, мол, убеждения саляфов противоречили разуму. В своих разъяснениях имам использовал сильные доводы. Он отстаивал убеждения имамов Куфы, таких, как Абу Ханифа и Суфьян Саври, имамов Шама, таких, как аль-Авзаи, имамов Хиджаза, таких, как Малик и Шафии, и имамов других исламских земель. [Он отстаивал] убеждения имама Ахмада и других ахлю-хадис: Лейса ибн Саада, Абу Абдуллы Мухаммада ибн Исмаила аль-Бухари и Абу аль-Хусейна Муслима ибн аль-Худжаджа ан-Несайбури (двух великих имамов ахлю-хадис) – а также прочих хранителей Сунны. Именно на этих ученых зиждется Шариат, да будет доволен Аллах ими всеми»18.
Великий маликитский ученый, имам Кади Ийяд (476-544 х/1083-1149 м) сказал об имаме Абуль-Хасане аль-Аш’ари:
وصنف لأهل السنة التصانيف، وأقام الحجج على إثبات السنة، وما نفاه أهل البدع من صفات الله تعالى ورؤيته، وقدم كلامه وقدرته، وأمور السمع الواردة. قال: تعلق بكتبه أهل السنة، وأخذوا عنه، ودرسوا عليه، وتفقهوا في طريقه، وكثر طلبته وأتباعه، لتعلُّم تلك الطرق في الذب عن السنة، وبسط الحجج والأدلة في نصر الملة، فسموا باسمه، وتلاهم أتباعهم وطلبتهم، فعرفوا بذلك ـيعني الأشاعرةـ وإنما كانوا يعرفون قبل ذلك بالمثبتة، سمة عرفتهم بها المعتزلة؛ إذ أثبتوا من السنة والشرع ما نفوه. قال: فأهل السنة من أهل المشرق والمغرب بحججه يحتجون، وعلى منهاجه يذهبون، وقد أثنى عليه غير واحد منهم، وأثنوا على مذهبه وطريقه
«Он составил для Ахлю Сунны труды и привел доводы для подтверждения Сунны и атрибутов Всевышнего Аллаха, которые отрицают нововведенцы, таких как возможность видеть его, вечность его Каляма (речи) и могущества и вопросов слуха. За его книги держатся вся сунниты. Они переняли от него многое и учились у него. И стали многочисленными его ученики и последователи, которые изучали эти направления для защиты Сунны и пространно изложили доводы в помощь исламской общины. И они назвали это направление его именем. За ними последовали их ученики и последователи, и их стали узнавать под этим именем, то есть как ашаритов. А до этого их знали как группа закрепляющая Сунну, под этим именем они были известны и му’тазилитам, когда они установили и подтвердили в Сунне то, что они (му’тазилиты) отвергли. Вся Ахлю Сунна от востока до запада пользуются его доводами и идут по его пути. Его похвалили многие из них (Ахлю-с-Сунна), также хвалят и его мазхаб и метод»19.
Имам, хафиз Ибн Асакир ад-Димашки (499-571 х/1105-1176 м):
ولسنا نُسَلِّم أن أبا الحسن اخترع مذهباً خامساً، وإنما أقام من مذاهب أهل السنة ما صار عند المبتدعة دارساً، وأوضح من أقوال من تقدمه من الأربعة وغيرهم ما غدا ملتبساً، وجدد من معالم الشريعة ما أصبح بتكذيب من اعتدى منطمساً، ولسنا ننتسب بمذهبنا في التوحيد إليه على معنى أنا نقلده فيه ونعتمد عليه، ولكنا نوافقه على ما صار إليه من التوحيد لقيام الأدلة على صحته لا لمجرد التقليد، وإنما ينتسب منا من انتسب إلى مذهبه ليتميز عن المبتدعة الذين لا يقولون به من أصناف المعتزلة والجهمية والكرامية والمشبهة والسالمية، وغيرهم من سائر طوائف المبتدعة وأصحاب المقالات الفاسدة المخترعة، لأن الأشعري هو الذي انتدب للرد عليهم حتى قمعهم وأظهر لمن لا يعرف البدع بدعهم، ولسنا نرى الأئمة الأربعة الذين عنيتم في أصول الدين مختلفين، بل نراهم في القول بتوحيد الله وتنزيهه في ذاته مؤتلفين، وعلى نفي التشبيه عن القديم سبحانه وتعالى مجتمعين، والأشعري – رحمه الله – في الأصول على منهاجهم أجمعين، فما على من انتسب إليه على هذا الوجه جناح، ولا يرجى لمن تبرأ من عقيدته الصحيحة فلاح، فإن عددتم القول بالتنزيه وترك التشبيه تمشعراً فالموحدون بأسرهم أشعرية، ولا يضر عصابة انتمت إلى موحد مجردُ التشنيع عليها بما هي منه بَرِيِّة
«Мы не считаем, что Абуль-Хасан аль-Аш'ари создал пятый мазхаб [помимо уже существовавших ханафитского, маликитского, шафиитского и ханабалитского]. Наоборот, он отстоял мазхаб Ахлю-с-Сунна и разгромил убеждения сторонников дурных новшеств. Он разъяснил убеждения предшествовавших четырех имамов и других алимов Ахлю-с-Сунна. Он разъяснил и отстоял ту часть Сунны, которую многие отрицали и опровергали. В таухиде мы не следуем за ним слепо, но опираемся на его доказательства в вопросах вероубеждения и причисляем себя к его мазхабу, чтобы отделиться от заблудших течений. Например, мутазилитов, джахимитов, каррамитов, мушаббиха и других заблудших. Именно имам Аш'ари опроверг и разгромил их, и то, что они заблуждаются, стало очевидно даже тем, кто раньше этого не понимал. Мы не считаем, что акыда четырёх имамов [в фикхе] отличается от акыды имама Аш'ари. Мы считаем, что у них одна акыда: они исповедуют истинный таухид и убеждены, что Аллах ни в чём не подобен творениям. Таким образом, имам следовал в акыде методу этих четырёх имамов. И каждый, кто считает себя ашаритом, обретет счастье, и каждый, кто отвернется от этой акыды, не достигнет успеха. Все те, кто утверждает абсолютное неподобие Аллаха творениям (а их очень много!), по сути, являются ашаритами. И муваххиду (единобожнику) не вредит то, что ему приписывают заблудшие, ведь это ложь»20.
Имам аль-Яфи’и (698-768 х/1298-1367 м) сказал об имаме аль-Аш’ари:
الشيخ الإمام ناصر السنة وناصح الأمة، إمام الأئمة الحق ومدحض حجيج المبدعين المارقين، حامل راية منهج الحق ذي النور الساطع والبرهان القاطع
«Шейх, имам, защитник Сунны, проповедник уммы. Имам имамов истинных, опровергающий доводы нововведенцев, отклонившихся от прямого пути. Носитель знамени истинного пути, обладатель яркого сияния и достоверных доводов»21.
Имам Абдуль-Кадир аль-Кураши аль-Ханафи (696-775 х/1297-1373 м) сказал об имаме аль-Аш’ари:
صاحب الأصول الإمام الكبير وإليه تنسب الطائفة الأشعرية
«Обладатель основ, большой имам и к нему относят религиозную общину ашаритов»22.
Имам Джамалуддин аль-Иснави (704-772 х/1305-1370 м) сказал об имаме:
هو القائم بنصرة أهل السنة القامع للمعتزلة وغيرهم من المبتدعة بلسانه وقلمه، صاحب التصانيف الكثيرة، وشهرته تغني عن ا لإطالة بذكره
«Он помогал Ахлю-с-Сунна и подавлял мутазилитов и других нововведенцев своим языком и пером, автор многочисленных произведений, он так известен, что не нуждается в долгом рассказе о нем»23.
Имам Ибн Фархун Бурхануддин аль-Я’мури аль-Малики (719-799 х/1319-1396 м) сказал:
أثنى على أبي الحسن الأشعري أبو محمد بن أبي زيد القيرواني وغيره من أئمة المسلمين
«Абуль-Хасан аль-Аш’ари заслужил похвалу Абу Мухаммада ибн Аби Зейда аль-Кайравани и других имамов мусульман»24.
Хафиз Джалалуддин ас-Суюти (849-911 х/1445-1505 м) сказал в «Итмамуль дарайа»:
ونعقد أن الإمام أبا الحسن الأشعري إمام في السنة أي الطريقة المعتقدة وقدموه فيها على غيره
«Мы убеждены, что поистине имам Абуль-Хасан аль-Аш’ари – он из потомства Абу Мусы аль-Аш’ари – является имамом Сунны, т.е. пути вероучения и более преуспел в этом над остальными».
Великий историк Ибн аль-Имад аль-Ханбали (1032-1089 х/1623-1679 м) сказал об имаме аль-Аш’ари:
الإمام العلامة البحر الفهامة المتكلم صاحب المصنفات، ثم قـال: وممّا بيض به وجوه أهل السنة النبوية وسود به رايات أهل الاعتزال والجهمية فأبان به وجه الحق الأبلج، ولصدور أهل ا لإيمان والعرفان أثلج، مناظرته مع شيخه الجبائي التي قصم فيها ظهر كل مبتدع مرائي
«Выдающийся ученый, имам, весьма понятливый человек, теолог, составитель книг». И далее сказал: «И из того, что радует Ахлю-с-Сунна и пятнает флаги му’тазилитов и джахмитов и показывает лицо ясной правды, и радует сердца людей имана и знаний - является его диспут со своим учителем аль-Джубаи, в котором "погубил" (разрушил основу их учения) всех еретиков, лицемеров»25.
Кади Талиб ибн аль-Хадж аль-Фаси аль-Малики (ум. 1273 х/1857 м) сказал об имаме аль-Ашари:
انه أول من تصدى لتحرير عقائد أهل السنة وتلخيصها ودفع الشكوك والشبه عنها وإبطال دعوى الخصوم
«Поистине он первый взялся за разъяснение убеждений Ахлю Сунна, очищение его, устранение сомнений и подозрений, и опровержение утверждений спорщиков»26.
Книги, написанные имамом аль-Аш’ари
Шейхуль Ислам, имам ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) в своей книге «Бустан аль-арифин» сказал:
قلت: ومن المشهورين بكثرة التصنيف إمامنا الإمام أبو عبد الله محمد بن إدريس الشافعي، والإمام أبو الحسن الأشعري رضي الله تعالى عنهما
«Я скажу: из числа людей, которые прославились большим количеством написанных книг, это двое наших имамов, имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии и имам Абуль-Хасан аль-Аш’ари, да будет доволен Аллах ими обоими»27.
Имам аль-Аш’ари написал более трёхсот книг, вот некоторые из них: «Аль-’Амду фи ар-руяти», «Аль-фусуль фи ар-радд ‘алал мулхидин», «Аль-муджиз», «Имамату-Ссидик», «Халкуль-’амаль», «Аль-Истита’а», «Ас-сифат», «Ар-руя», «Аль-Асма ва аль-ахкам», «Ар-радд ‘ала аль-муджассима», «Аль-Идах», «Аль-лума’ ас-сагир», «Аль-лума’ аль-кабир», «Аш-шарх ва ат-тафсиль», «Аль-мукаддима», «Ан-накду ‘ала аль-Джубаи», «Ан-накду ‘ала аль-Балхи», «Макалят аль-мулхидин», «Ар-радд ‘ала ар-Раванди», «Аль-Ибана». Имам аль-Аш’ари также составил толкование к Корану в 70-ти томах.
Некоторые труды были искажены последователями ложных учений, такая участь постигла книгу «Аль-Ибана», но это уже тема для отдельного разговора.
Умер имам Абуль-Хасан аль-Аш’ари в 324 году хиджры и был похоронен в Багдаде. На его похоронах провозгласили: «Сегодня умер защитник Сунны». Да смилуется над ним Аллах, и да будет доволен им.
1. Аз-Забиди, «Итхаф ас-садат аль-мутакин», 2/7; Ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», 3/356
2. Ибн Асакир, «Табйин казб аль-муфтари», с. 367, 410
3. Ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», том 3, стр. 377
4. Ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра»
5. В достоверном хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) говорится: «Кто увидел меня во сне, тот увидел меня, поистине, сатана не может принять мое обличье» (Муслим)
6. Маджлис – место учёных собраний и диспутов.
7. Аз-Захаби, «Сияр а’лям ан-нубаля», 15/85
8. Ас-Субки, «Табакат Шафиийя аль-Кубра», биография аль-Ашари
9. Ас-Субки, «Табакат аш-Шафийя аль-кубра», 2/365
10. Ибн Асакир, «Тарих ад-Димашк», «Табйин казб аль-муфтари»; Таджуддин ас-Субки, «Табакат Шафиийя аль-Кубра»; Аз-Заркаши, «Ташнифу масами'»
11. Ибн Асакир, «Табйин казб аль-муфтари»
12. Секта, отвергающая волю Аллаха
13. Абу Мансур аль-Багдади, «Усулуддин», с. 309
14. аль-Хатиб аль-Багдади, «Тарих аль-Багдад», с. 346
15. Ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», 3/376
16. Ибн Асакир, «Табйин казб аль-муфтари», с. 113
17. Ас-Субки, «Табакат аш-Шафийя аль-кубра», 2/257
18. Ибн Асакир, «Табйин казиб аль-Муфтари», стр. 103; Ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», 3/397
19. Кади Ийяд, «Тартиб аль-Мадарик», 5/24, 25
20. Ибн Асакир, «Табйин казб аль-Муфтари», стр. 359
21. Аль-Яфии, «Мират аль-Джанан», 2/298
22. Аль-Кураши, «аль-Джавахиру аль-Муддийат фи табакати аль-Ханафийя», 2/544
23. Ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», 1/47
24. Ибн Фархун, «ад-Дибадж аль-Музаххаб»
25. Ибн аль-Имад, «Шазарат аз-Захаб», 2/303-305
26. «Хашият ибн Хамдун аля Маярат», с. 16
27. Ан-Навави, «Бустан аль-арифин», с. 79
Имам Тахави
Имам Абу Джа'фар бин Мухаммад бин Саляма аль-Азди аль-Хаджри ат-Тахави родился в деревне Таха в Египте. Его предки, родом из Йемена, переселились в Египет после того, как он стал частью халифата. Есть разные мнения насчет даты рождения имама – 229/843, 230/ 844, 238/852 и 239/853 года упоминаются у разных биографов. Ас-Сам'ани, рахимахуллах, утверждает, что он родился в 229 и это – верное мнение. Он умер в Египте в 321/9331.
Его кормилицей была супруга великого мухаддиса Абу Мусы аль-Мисри2 – одного из учителей Абу Давуда и Насаи. Первым его учителем была мать. Она была знающей, непосредственно училась у имама аш-Шафии. Ее брат, имам Аль-Музани3 известен как самый влиятельный стороннник шафиитского мазхаба в Египте и лучший ученик имама аш-Шафи, поэтому в книгах она фигурирует либо как ухт-Мизани, либо как умм-Тахави. Так же, как и ее брат, она посещала уроки имама Шафии и даже стала всесторонне образованным ученым определенной значимости в Шафиитском мазхабе.
Имам ас-Суюти, рахимахуллах, пишет о ней:
«Она посещала кружок имама аш-Шафии и на нее ссылается имам Рафи'и в разделе закят. Также о ней упоминают Субки и Аснави в сборнике биографий ученых-шафиитов».
Не удивительно, что, окруженный такими людьми, имам ат-Тахави был склонен к изучению религиозных наук еще в детстве. Он ребенком заучил весь Коран наузусть и посещал уроки своего отца, а затем и других ученых.
Имам Тахави глубоко изучал хадис и фикх, его считали одним из величайших мухаддисов и факихов своего времени. Абу Исхак аш-Ширази, рахимахуллах, пишет, что он был последним лидером ханафитского фикха в Египте4.
Он начал изучение шафиитского фикха под руководством дяди (брата матери) имама аль-Музани, затем он принялся за изучение ханафитского мазхаба под руководством шейха Абу Джафара Ахмада бин аби Имрана5, который впоследствии стал главным кади Египта в 270/883.
В 268 (882) году Ат-Тахави направляется в Сирию для дальнейшего изучения ханафитского фикха и становится учеником Кади абу Хазима Абдуль-Хамида бин Джафара, который на тот момент был главным судьей Сирии6.
Он брал хадис у большого числа шейхов, особенно тех, кто посещал Египет в то время. У него также было много видных учеников7.
Он автор многих значимых трудов, некоторые из которых мы упомянем:
Шарх Ма'ани аль-Асар
Мушкиль аль-Асар
Ахкям уль Коран
Ихтиляф уль уляма
Ан-Навадир аль Фикхиййя
Китаб аш-Шурут аль-Кабир.
Аш-Шурут аль-Авсат.
Шарх аль-Джами ас-Сагир.
Шарх аль-Джами аль-Кабир.
Аль-Мухтасар.
Манакиб Аби Ханифа
Тарих аль-кабир
Ар-Радд аля Китаб аль-Мудаллисин
Ар-Радд аля Аби Убайд
Ар-Радд аля Иса бин Аббан.
Хукм 'Аради Мака
и другие труды.
Имам ат-Тахави посвятил всю свою жизнь преподаванию и написанию книг. Только недавно была найдена часть его огромного труда по тафсиру. Лишь его работы по ихтиляфу, по сообщению его биографов, составляют 130 томов. К сожалению, они не дошли до наших дней. Однако часть этого труда в сокращенном варианте, которую сделал великий алим-ханафит и муфассир Абу Бакр аль-Джассас (ум. 370/981), сохранились в рукописном виде в Стамбуле.
Его уникальный вклад в книжную базу науки хадиса так велик, что можно говорить о создании им новой системы сбора хадисов, развитии нового метода трактования и согласования [внешне] противоречащих друг другу хадисов и установлении нового критерия для их оценки. Его предшественники и современники, авторы ас-сиха аль-ситта (шесть главных сборников хадисов), собиравшие хадисы согласно своим собственным стандартам и принципам, оставили в стороне огромное число хадисов. Он приложил много усилий, чтобы собрать все подлинные хадисы Пророка http://darulfikr.ru/sites/all/modules/fckeditor/fckeditor/editor/images/smiley/msn/kiss.gif, рассказанные различными авторитетными людьми по определенным вопросам, а также мнения сподвижников Пророка, табиинов и выдающихся уляма.
Затем он выверял эти хадисы и приводил доказательства: какие из них были достоверными, какие - сильными, какие – слабыми, какие - неизвестными или такими, что они могут быть отмененными. Его сборник - беспрецедентная возможность для алимов самим оценивать достоинства и недостатки того или иного хадиса.
Он написал труд по классификации хадисов, а также сборник хадисов, которые он заучил от своего дяди – имама аль-Музани - под названием «Сунан аш-Шафии». Он также автор известного Шарх ма'ани аль-Асар - комментария ко всем хадисам, относящихся к вопросам фикха.
Самая важная из его работ по фикху - это, пожалуй, Мухтасар», на которую ученые-ханафиты написали несколько подробных шархов.
В работе «Мушкиль аль-асар» он дает возможные решения проблем внешнего противоречия хадисов.
Самым же известным из его трудов стала работа по акыде «Баян ас-Сунна уаль Джама» – известная как Акыда Тахавийя8. Небольшой по объему, но огромный по важности текст на все времена, перечисляющий все то, что должен знать и во что должен верить каждый мусульманин.
Акыда ат-Тахавия содержит положения, насчет которых нет разногласий ни среди сподвижников, ни среди табиинов, ни среди великих ученых Исламского мира, таких как имамы четырех мазхабов и их значимые последователи. Принципы, которые перечисляет имам Тахави, целиком и полностью взяты из первоисточников Религии: Священного Корана и достоверных хадисов.
Во введении имам говорит, что собрал положения веры Ахлю-Сунна-Валь-Джама на основе взглядов Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Мухаммада Шайбани – всем известных факихов Ханафитского мазхаба. Тахави не делал попыток объяснить эти положения или попыток разрешить старые теологические проблемы.
Простота этого текста сделала очевидной нужду в более сложном толковании положений веры для того, чтобы дать отпор философам и всяким сектам, таким как антропоморфисты9, детерминисты10 и рационалисты11.
С этими задачами успешно справились имамы Абу Мансур аль-Матуриди и Абуль Хасан аль-Ашари, которые, будучи современниками и живя в разных местах, независимо друг от друга пришли к одинаковым заключениям – и с тех пор их работы с лаконичными ясными объяснениями и опровержениями заблудших стали основными текстами для изучения в исламских учебных заведениях.
Имам Тахави, так же, как и имам Абу Мансур Матуриди, построил свои системы на убеждениях имама Абу Ханифы, они разошлись только в формулировках. Система Матуриди отличается более сильным синтезом между накль (традиция) и акль (разум). Он признавал необходимость рационального мышления для правильного понимания текстов откровения для отпора нескончаемых интеллектуальных вызовов, которые сеяли сомнения в серцдах мусульман (в частности для опровержения мутазилитов).
Калам [в свое время] стал необходим для опровержения заблудших, и в наши дни любой мусульманин обязан изучать акыду - это защитит его от заблуждений. Акыда ат-Тахавия - самый простой и самый подходящий для этого текст. Однако его необходимо изучать с учителем, который, в свою очередь, приобрел понимание [этого текста] от такого же учителя с непрерываемым иснадом до самого автора.
Имам ас-Субки12, великий ученый-шафиит отметил что ханафиты, шафииты, маликиты и ханабалиты – едины в акыде:
Все они следуют за мнением Людей пути Пророка http://darulfikr.ru/sites/all/modules/fckeditor/fckeditor/editor/images/smiley/msn/kiss.gifи большинства ученых. Они поклоняются Аллаху в соответствии с акыдой Абуль Хасана аль-Ашаари. Никто не отклоняется от него, кроме отщепенцев из ханафитов и шафиитов, которые последовали за мутазилитами, и отщепенцев из ханабалитов, которые склонились к антропоморфизму. Однако Аллах защитил маликитов от этого, и мы не встретим маликита, который бы не был ашаритом в акыде. Таким образом, акыда аль-Ашаари - заключена в Акыде Абу Джафара ат-Тахави, под которой подписались все факихи разных мазхабов и которой они довольны в качестве вероубждения… Так скажи этим фанатикам из этих сект: «Берегитесь, оставьте свой фанатизм и свою ересь и защищайте религию Ислам»13.
Нрав
Однажды, когда имам ат-Тахави находился в обществе известного маликитского кади Абу Усмана бин Хаммада аль-Багдади, к ним пришел человек и задал имаму Тахави вопрос по фикху. Он ответил мнением кади. Вопрошающий возразил: «Я спрашиваю твое мнение – я пришел для того, чтоб узнать, что ты скажешь, а не что скажет кади».
Имам ответил ему: «Я уже ответил на твой вопрос словами кади». Тогда Абу Усман вмешался и сказал: «Скажи ему свое мнение, пусть Аллах даст тебе успех».
Тогда Тахави удостоверился, разрешает ли кади ему это сделать, и только тогда дал свой ответ14.
Другой случай.
Однажды эмир Египта Абу Мансур аль-Хазри15 пришел к имаму Тахави. Тогда у правителей был обычай выдавать дочерей за известных и любимых всеми ученых для того, чтобы снискать довольство народа. Поэтому эмир предложил имаму Тахави жениться на своей дочери, но тот мягко отказался. Эмир предложил ему богатства и земли, и он также отказался от этого. Тогда эмир сказал – чего же ты тогда хочешь – проси то, что ты хочешь. Имам Тахави спросил, действительно ли эмир выслушает и выполнит его просьбу? «Конечно», - ответил тот.
Имама Тахави сказал: «Будь бдительным в защите своей религии, чтобы не потерять ее. Трудись для того, чтобы освободить свою душу, пока не пришел мрак смерти и ты не сможешь ничего сделать. И, наконец, избегай притеснять и нагружать любого из рабов Аллаха». После этого этот правитель, который был известен тем, что притеснял людей, – оставил это16.
Ибн Тулун, справедливый правитель Египта хотел задокументировать те средства, что он расходовал на строительство соборной мечети и больницы и поручил эту задачу известному и уважаемому кади Абу Хазину из Дамаска. Когда документы были готовы, правитель назначил комитет из приглашенных ученых для проверки. Все ученые, кроме молодого