Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ф. Мендельсон. Симфоническое творчество




I. Обзор жанров. Область оркестровой музыки у Мендельсона представлена симфониями, увертюрами и концертами (2 для фо-но и 1 для скрипки – e-moll). Органический синтез классического и романтического определили появление новых творчески плодотворных жанров - жанрово-пейзажной симфонии, концертной программной увертюры.

II. Симфонии. Очень значимо в творчестве Менделльсона – симфония! Чайковский высоко ценил «Шотландскую». По словам Фадеевой (Музыка Австрии и Германии), М., опираясь на традиции «Пасторальной» симфонии Бетховена, создал свои пейзажно-жанровые романтические симфонии, в которых по-новому решил проблемы программного симфонизма.

У Мендельсона 5 симфоний. Симфония №1 (17 лет) – c-moll, юношеская, без отсылок, опора на трад. венских классиков. Симфонией второй должна была стать «Реформационная» - написанная к годовщине реформации, посвящена Лютеру (1817г.). Была исполнена только в 1832 году, но не издана (изд.-1868). В «Реформационной» симфонии d-moll широкий, героико-эпический замысел, связанный с народными образами. В последней части (хоровой финал) использована мелодия хорала Лютера (потом Мейербер в «Гугенотах»). [Значительным этапом в творчестве стала его вторая “Реформационная” симфония d-moll 1829-1830 начало зрелого периода. Симфония связана с празднованием в германских землях 300-летия со лня основания Мартином Лютером Реформации (25 июня 1530). Симфония - органический синтез классического и романтических начал. Классическое выступает в воздействии Бетховена - 9 симфонии, отдельных приёмов его симфонического письма (обращение к хоралу, полифонические приёмы, тональные соотношение 1 части и финала d-D, перестановка средних частей). Драматургическим центром является протестанский хорал “Господь - наша твердыня”, именно он неоднократно привлекал Баха. Ф Энгельс называл его “Марсельезой XVI века”. В сущности, весь тематический материал симфонии связан с хоралом, и его возникновение в финале является идейно-логической, тематической кульминацией. Процесс становления напоминает становление темы радости в 9 симфонии Бетховена.] I – D-dur, II- B-dur, III – g-moll, IV – G-dur хорал.

Симфония-кантата «Хвалебная песнь» -величественный гимн свету, разуму, просвещению. По случаю празднования четырехсотлетия книгопечатания. В этих двух симфониях Мендельсон пытался следовать пути Девятой симфонии Бетховена.

В «Итальянской» симфонии красочно запечатлены картины итальянской народной жизни, написана после посещения Италии. Закончена в 1833г. И «Итал.», и «Шотл.» симфонии имеют программные подзаголовки, направлены на создание поэтических ассоциаций (жанрово-пейзажные симфонии). Никаких конкретных указаний на литературные произведения НЕТ! Главное – пейзажность, картинность, стремление к обобщенности, отсутствие конкретики. Новый тип романтического цикла, предстающий как ряд сменяющихся картин с усиленным функциональным значением средних частей, с эмоциональным содержанием П.т, Св. и Закл. тем.

Ярким образцом романтического симфонизма является “Итальянская симфония 1833 A-dur”. Стравинский считал симфонию образцом элегантности в музыке. Является первой лирико-жанровой симфонией, основу содержания которой составляют картины природы и народного быта.. Исходными точками являлись 6 и 7 симфонии Бетховена и лирико-жанровые Шуберта, однако у Мендельсона нет углублённых бетховенских раздумий, заимствование только в идее создания программоного произведения на основе изображения картин природы и народного быта. В “Итальянской” нет литературной программы, она проистекает из образного строя и жанровости на основе песенных и танцевальных жанров (тарантелла, хорал, лендлер, сальтарелла-4 часть). Важная роль - ритмической сферы, единство каждой части. Остинато пронизывает всё произведение. Единство ритмического импульса сглаживает кантраст главной и побочной в сонатных частях, интонационное родство частей, отсутствие побочных в разработках дают предпосылки для восприятия как монотематическое произведение. Романтична тональная трактовка цикла, от мажора к минору A-d-A-a. 2 часть – большой контраст по отношению к I части – черты религиозного шествия (хорал?). Финал – минорный (квартеты Гайдна «Императорский», сохраняется минор только до П.п. в репризе). У Мендельсона минор в финале (тарантелла) господствует везде.

1 часть - синтез традиций и новаторства, танцевальная главная партия (развёрнутая 3х частная), песенная побочная партия (двухчастная) на фоне пульсирующего ритма тарантеллы. Ясно ощутима тенденция к сглаживанию граней между разделами allegro - черты свойственные романтическому симфонизму. В разработке - новая тема, вначале развивается полифонически (фугато), затем - завершенный эпизод. Эта тема составлет лирическую сферу разработки в которой отсутствует побочная партия. Лирическая тема звучит вместо заключительной в репризе (в миноре) что предвосхищает минор в финале.

2 часть - своеобразная сонатная форма. Основная тема хоральная мелодия. Связующая вносит неожиданный образный контраст d-E. В сферу песенности возвращает побочная партия. Функции разработки и репризы совмещены. d-moll

3часть выходит за рамки итальянского. Уже в интонациях первого раздела слышны связи с австрийскими лендлерами. Форма квадратна, классична. Но романтическое присутствует всюду – ходы валторн, напоминающие охотничьи роги. A-dur

4 часть – атмосфера праздничного уличного веселья - тарантелла. Схож с первой частью, контраст основных тем минимален. Роль побочной партии незничительна - её нет в разработке и репризе. В разработке новая тема - g-moll занимающая почти всю разработку и начинающая репризу.

При классических традициях многое смотрит вперед - Брамс и Лист.

Шотландская Симфония ля минор - 1830-1842. Начал писать одновременно с итальянской, но завершил в начале 40 годов. Является самым значительным произведением в симфоническом наследии Мендельсона. При очевидных связях с классицизмом, новое понимание цикла. Замысел под впечатлением поездки в Шотландию. Это огромное одночастное произведение, вместившее в себя все 4 части цикла, имеющее общее вступление и коду. В «Шотландской» симфонии ярко выражены черты монотематизма – восход. Мотивы – вступление играет огромную роль (медл. часть, III часть – П.п., П.п.Финала, кода 4 части – тема вступления). Общий образный контраст – св.п. Тема вступления – элемент повествования, рассказа. Строится на нем вся симфония (интонац. источник всех тем – Г.п., П.п., З.п.). Дополнительный тематический материал может появиться в разработке. Один и тот же темат. материал Г.т. и П..т. – как у Гайдна просто смена лада, тональности. Но у М. еще новые интонации появляются. Развитие тематизма – колористическое варьирование, полифонические методы, иногда эти два метода сочетает вместе (в Реформационной, Хвалебной песне, Шотландской).

2 часть -скерцо в народном духе (F-dur), с ярко выраженным народным музыцированием (“волыночная” пятиступенная дажовая основа, деревянныя духовые, мажорный лад, плясовой характер неузнаваемо преображают тему).

3 часть - трагический образный аспект темы. Вспоминается трагический образ Марии Стюарт.

4 часть -пунктированная, даже воинственная. Важное значение в драматургии целого имеет кода. Это своеобразное послесловие.

Важно отметить вариантое развитие мелодической ткани, когда одновременно с видоизменениями основной темы возникают новые мелодические образования.Подобное вариантное мелодическое развитие является почти исключительной прерогативой романтического песенного инструментализма, развиваемого дальше в творчестве Брамса, Брукнера, Малера.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2503 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2240 - | 2105 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.