В результате проведения в жизнь реформ в Казахстан проникли элементы капитализма. Российский капитализм развивается вширь за счет колонизации казахских земель. Установленная система административного управления облегчила колониальный гнет коренного населенного края. Она содействовала сращиванию царского чиновничье-бюрократического аппарата с местной родовой знатью. Реформы в целом проводились в интересах русского капитализма и юридически закрепили колониальное положение казахской степи.
Свое влияние на экономическое развитие Казахстана оказала отмена крепостного права в России в 1861 г., которую царизм вынужден был осуществить в силу экономической необходимости и в страхе перед мощными крестьянскими волнениями. С падением крепостного режима развитие капитализма в России пошло более быстрыми темпами. Этот процесс охватил и национальные окраины.
Развитие капитализма в Казахстане втягивало казахское хозяйство в общероссийское товарное обращение, разрушая его патриархальную замкнутость, и потому имело глубоко прогрессивное значение по отношению к старым формам жизни. Казахстан начал вовлекаться в общероссийское общественное разделение труда и постепенно включался во всероссийский рынок. Стала расти товарность сельского хозяйства, развивалась добывающая промышленность. Строительство почтово-трактовых линий сближало окраину с центром, оживлялись их торгово-экономические узы, укреплялись связи трудового населения Казахстана и России. Развитию товарно-денежных отношений особенно способствовала ярмарочная торговля. Крупными торговыми центрами были Петропавловск, Семипалатинск, Акмола, Атбасар, Кокшетау, Орал, Атырау, в соседних губерниях России – Омск, Курган, Тюмень, Оренбург. В Нижнем Новгороде действовали летние и осенние ярмарки. Торговля казахов с Россией была взаимовыгодной и ее объем из года в год возрастал.
Однако экономическое и политическое положение Казахстана отличалось большой неравномерностью. Гораздо медленнее развивалось земледелие, распахивалось около 29 тыс. дестин земли, которая засевалась озимой и яровой пшеницей, овсом, ячменем, горохом,
Наметились прогрессивные изменения в традиционных видах казахского кочевого хозяйства, возросло товарное значение скотоводства. Казахстан продолжает играть большую роль в транзитной торговле, поставляя для караванов верблюдов и лошадей.
В первой половине XIX в. в Казахстане начинает складываться местная промышленность и промыслы, стала расти промысловая добыча соли на степных озерах. На продажу поступало ежегодно до 2 тыс. пудов соли ежегодно.
Структура товарооборота Казахстана с Россией отражала сущность взаимоотношений отсталой аграрной колониальной окраины с промышленно развитой метрополией.
После ввода в эксплуатацию Транссибирской железной дороги через станции Петропавловска и Омска стали вывозиться сливочное масло и мясо. Например, в 1900 г. через них вывезено в Петербург и Москву 30,4 тыс. пудов масла и 1044 тыс. пудов свежего мяса. Скотоводство являлось важной отраслью хозяйства на всей территории края, в хозяйствах всех социальных групп.
В конце XIX в. из Казахстана стали вывозить во все возрастающих объемах хлеб (в зерне и муке), что обуславливалось увеличением товарного производства хлеба как в переселенческих, так и в казахских хозяйствах. Быстрый рост товарного земледелия, удобные рынки сбыта способствовали созданию в Семипалатинске крупного мукомольного производства, построены мощные паровые мельницы. Отсюда ежегодно вывозилось более I млн. пудов высокосортной муки.
Наиболее распространенной в Казахстане была развозная торговля. Огромная армия мелких скупщиков, служившая посредниками между крупным торговым капиталом и массой мелких производителей-крестьян, овладела всем рынком в Степи.
С активным проникновением торгового капитала здесь утверждались стационарные формы торговли: магазины, лавки, оптовые склады. Все они сосредоточились в основном в окраинных районах, а на огромной территории Центрального Казахстана почти не было пунктов стационарной торговли и ярмарок, здесь хозяйничали разъездные купцы.
В конце XIX в. ввоз в Казахстан российского капитала способствовал организации местного промышленного производства. Для этого здесь имелись благоприятные условия: дешевые земли и сырье, масса избыточной рабочей силы, низкая оплата за работу. В Казахстане, начиная с первой половины XIX в., развивается золотопромышленность и разработка рудных и каменноугольных месторождений. К 1896 г. было открыто около 560 месторождений ценных ископаемых.
Уже во второй половине XIX в. было известно о наличии в крае значительных запасов угля. Развитие каменно-угольной промышленности способствовало росту государственного и общественного спроса, подъему промышленности, строительству железных дорог и речного пароходства.
Все признаки капиталистического характера производства с сохранением некоторых черт феодальных отношений имела крупная соляная промышленность, особенно Эльтонские, Баскунчакские, Илецкие и Коряковские промыслы. Соляное производство находилось в руках предпринимателей из русского казачества, которые скупали соль у казахов, затем выгодно продовали.
Развитие торговли сдерживалось отсутствием транспортных сообщений. Российские капиталисты вкладывали свои средства в строительство железных дорог из внутренней России в Казахстан. Начало их строительства относится к 70-м годам: в 1874-1876 гг. проложена железная дорога Самара-Оренбург, связавшая последний с Центральной Россией; в 1880-1890 гг. продолжалось строительство железной дороги от восточного берега Каспийского моря до Ташкента, от Саратова до Уральска, которое закончилось в 90-х годах. Западносибирский участок строительства Транссибирской магистрали проходил по территории Петропавловского и Омского уездов на протяжении 178 верст. Начатая строиться в 1892 г. Оренбургско-Ташкентская железная дорога проходила через весь Западный Казахстан.
К концу века железнодорожное, водное и почтово-телеграфное сообщения непосредственно соединяли Казахстан с Москвой, Петербургом, Нижним Новгородом и другими городами Центральной России, Сибири, Алтая и Средней Азии. Развитие средств сообщения содействовало росту подвижности населения и явилось предпосылкой к развитию товарооборота.
Проникновение капиталистических отношений в Казахскую степь ускорило процесс разложения кочевого и полукочевого хозяйства и патриархально-феодальных устоев, вызвало к жизни новые отрасли промышленности в крае, содействовало общественному разделению труда и появлению рабочих кадров.
Зарождение казахского рабочего класса происходило в крайне тяжелых условиях колониального давления в крае. Наем рабочей силы для предприятий в большинстве случаев производился специальными вербовщиками. Завербованные попадали в полную зависимость от промышленника и заводской администрации, их судьба определялась произволом хозяина. Внеэкономическое принуждение толкало рабочего соглашаться на условия хозяев, лишь бы получить работу и спастись от голодной смерти. То же самое происходило в промышленности, развивавшейся в Казахстане в период царизма. Главные отрасли промышленности – соляные, рыбные и горные промыслы основывались на наиболее низкой технической базе. Основной контингент рабочих на этих промыслах составляли казахи.
Темпы роста численности пролетариата в разных областях Казахстана были не одинаковыми, например, количество рабочих было выше в тех регионах, где развивалась добывающая промышленность. На предприятиях горной (включая соляную) промышленности в 1855 г. насчитывалось 1353 рабочих, а в 1900 г. уже 11225, т.е. за 45 лет количество увеличилось примерно в 8 раз.
Рабочий класс Казахстана с самого начала формировался как многонациональный. Например, в Экибастузе работали выходцы более чем из 23 губерний Центральной России, казахи составляли 60-70 проц. от общего количества рабочих, остальные были русские, украинцы, татары и т.д.
Основная масса квалифицированных рабочих прибывала из России. Простые рабочие, принося с собой большой запас знаний и навыков, охотно передавали их рабочим из местного населения.
Многонациональный состав рабочих края, несомненно, наложил отпечаток на процесс формирования рабочего класса и его классового самосознания. Общение рабочих различных национальностей в труде имело огромное прогрессивное значение, ломало национальную замкнутость, прививало им интернациональные чувства, вело к установлению контактов, сплачивало их в борьбе за свои права.
Положение рабочих было очень тяжелым, они получали крайне низкую заработную плату. Так, средняя зарплата рабочих промышленных предприятий Казахстана была в 2-3 раза ниже, чем на таких же предприятиях в Центральной России. Особенно страдали рабочие от многочисленных штрафов. Продолжительность рабочего дня на большинстве предприятий доходила до 14-16 часов. Невыносимо тяжелыми были условия быта рабочих, они ютились в жалких землянках, без пола и потолка с нарами в 1-2 ряда, а казахи – в своих ветхих юртах.
Завершение завоевания Казахстана совпало с реформами в России середины XIX в. Отмена крепостного права правительство приняло рад мер по отвлечению крестьян от революционного движения. Одна из них – активизация переселенческой политики. Переселение крестьянства на восточные окраины не только разрешало земельный голод в центральных губерниях России, но и создавало в их лице опору правительства на новом месте. Поэтому царское правительство в середине 60-х годов XIX в. перешло от военно-казачьей колонизации к массовой. На местах подготавливались меры по колонизации казахской степи заселению ее русскими крестьянами.
По инициативе военного губернатора Семиреченской области Колпаковского в 1868 г. были разработаны «Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье», действовавшие до 1883 г. По Временным правилам переселенцам определялся ряд льгот: наделение землей в размере 30 десятин на душу (мужскую), освобождение от налогов и всякого рода повинностей сроком на 15 лет, выдача ссуды до 100 рублей.
В 1883 г. в связи с переходом Семиреченской области в состав Степного генерал-губернаторства местная администрация разработала «Правила о поземельном устройстве оседлого населения области». Новые правила несколько урезали привилегии переселенцев. Земельный надел уже определялся в 10 десятин на мужскую душу, от налогов освобождались на три года, а в последующее трехлетие вносили их в половинном размере,
В 1886 г. было разработано «Положение об управлении Туркестанским генерал-губернаторством». По этому документу устанавливался размер наделов в 10 десятин на мужскую душу, переселенцы освобождались от налогов и повинностей на пять лет, в течение последующего пятилетия выплачивали их в половинном размере.
Одним из проводников аграрной политики самодержавия в жизнь был Комитет сибирской железной дороги. Транссибирская железнодорожная магистраль, строительство которой началось в 1891 г., должна была проходить по Северному Казахстану. Особый Комитет сибирской железной дороги в трех уездах Акмолинской области отвел 2 241503 десятин земли для переселения 160 тыс. крестьян. С середины 90-х годов XIX в. началось интенсивное переселение их в Сибирь и Казахстан. Для выявления излишков земли и зачисления ее в «переселенческий фонд» была организована специальная экспедиция, руководимая известным исследователем Казахстана Ф. Щербиной. В 1896-1902 гг. были изучены 12 уездов Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской областей. На основе собранных материалов половина всей земли у казахского населения изымалась.
После отмены крепостного права в казахскую степь и Сибирь началось переселенческое движение из центральных губерний. Крестьянская колонизация охватила почти все области Казахстана, в Акмолинской области русское население составляло уже 33 процента. В 90-х годах в Северном Казахстане обнаружился недостаток земель под переселенческие участки. Для обеспечения прибывших крестьян у местного населения отнимались большие земельные массивы, удобные для земледелия.
После завоевания Южного Казахстана Россией крестьяне переселились и в южные районы Казахстана. К 1882 г. было переселено около 14 тыс. крестьян, образовано 5 уездов и около 80 населенных пунктов.
В результате переселенческой политики царизма основные плодородные земли были преданы русским крестьянам. Изменялось демографическое лицо Казахстана. Согласно данным всеобщей переписи 1897 г. удельный вес казахов сократился в Казахстане до 87,1 %. Из проживавших 4471,8 тыс. казахи составляли 3.399,5; русские и украинцы - 532, 7; татары - 55,4; узбеки - 73,5 тысячи; уйгуры - 56 тыс. Переселенцы были заселены в основном на стратегических пунктах и вооружены огнестрельным оружием. Таким образом, они служили военно-агрессивной внешней и военно-феодальной внутренней политике России.
Новый этап переселенческой политики. Развитие капитализма в сельском хозяйстве Казахстана пагубно повлияло на кочевое скотоводство казахов. Новый размах получило переселение крестьян из центральных губерний в национальные окраины.
Столыпинская реформа. Автором реформ по аграрному вопросу был министр сельского хозяйства царского правительства П.А.Столыпин. Реформы были направлены на разрушение сельской общины и формирование социального слоя собственников в деревне. Однако при сохранении помещичьего землевладения вставал вопрос о новых землях для крестьян. В связи с этим начался новый этап переселения русских и украинских крестьян на земли Казахстана.
10 июня 1903 года было принято «Правило о добровольном переселении на казенные земли в области: Сырдарьинскую, Ферганскую и Самаркандскую», предусматривающее изъятие «излишков» земли у местного населения. 25 июня 1903 года были приняты «Правила о пособиях от правительства переселяющимся в Сибирь и Степное генерал -губернаторство», определяющее размеры пособий и льгот крестьянам-переселенцам. В 1904 году было образовано Переселенческое управление, ведавшее всеми делами по переселению крестьян из центра на окраины. Оно выявляло т.н. «излишки» земель, изымало их у казахов и формировало Переселенческий фонд, из которого выделялись участки переселенцам. 6 июня 1904 года были приняты «Временные правила о переселении сельских обывателей и мещан- земледельцев». Вместе с «Временными правилами» правительство утвердило специальную инструкцию «О порядке определения государственного земледельческого фонда в областях Акмолинской, Семипалатинской. Торгайской, Уральской для переселения, а равно иных государственных потребностей», ставшую основной нормативной базой для массового изъятия земли у казахов.
В 1905 году Переселенческое управление было включено в состав Главного управления землеустройства и земледелия. 9 ноября 1906 года был издан указ Столыпина о выделении крестьян из общины на хутора. Указ этот был закреплен законом от 14 июня 1910 года, усилившим поток переселенцев в Казахстан.
В начале XX в. переселение крестьян из внутренних губерний царской России в казахскую степь приняло большой размах. Так, с 1906 по 1913 гг. в Акмолинскую, Торгайскую, Уральскую и Семипалатинскую области переселилось свыше 430 тысяч хозяйств.
Массовое переселение крестьян из Центральных губерний России на территорию Казахстана привело к тому, что огромные плодородные участки были переданы на пользование крестьянам, а казахи вытеснены на пустынные и полупустынные регионы Центрального и Южного Казахстана. Некоторая часть населения, оставив этническую родину, вынуждена была откочевать в пределы соседних стран.
В 1906-1912 гг. статистическими экспедициями, руководимыми П.Скрыплевым и П.Румянцевым, были обследованы казахские хозяйства в Сырдарьинской и Семиреченской областях. Материалы экспедиции изданы в Ташкенте в 1908-1913 гг. в 8-ми томах. В 1904-1911 гг. аналогичная экспедиция, руководимая П.Хворостинским, В. Кузнецовым и А. Переплетчиковым, провела статистическое обследование Торгайской, Акмолинской, Семипалатинской областей. Материалы в 13-ти томах опубликованы в 1909-1913 гг.
Опираясь на данные статистических экспедиции 1907-1912 гг. российское правительство в особенно больших масштабах проводило массовое изъятие земель у казахов. Переселенческий земельный фонд создавался путем насильственного изъятия главным образом уже освоенных казахами земель, имевших оросительные системы, лесонасаждения, постройки. Результатом переселенческой политики царизма было массовое обезземеливание и разорение трудящихся масс казахов, усиление колониального гнета.
Политика Столыпина, в частности массовое переселение крестьян, способствовала дальнейшему обострению аграрного кризиса. В результате переселенческой политики царское правительство создало себе в Казахстане опору в лице кулаков-колонизаторов. Осенью 1910 г. было принято решение об отводе кулацким хозяйствам в Сибири и Казахстане переселенческих участков под единоличное владение. В марте 1911 г. министерство земледелия издало особые инструкции, по которым переселенческие управления могли создать участки, удобные для единоличного владения. Только в 1911 г. в Торгайской, Акмолинской и Семипалатинской областях был образован 431 участок для единоличного пользования и 919 хуторских участков.
Однако не все переселенцы приживались на новом месте. Значительная часть их вынуждена была вернуться обратно. Ежегодно в Россию из Сибири и Казахстана возвращалось от 40 до 110 тыс. семей переселенцев, значительную часть которых составляли «возвращенцы» из Казахстана. Крестьянское движение не прекращалось. Все это являлось свидетельством краха столыпинской аграрной политики. Обезземеливание казахов привело к обострению положения в Казахстане и новому подъему национально- освободительного движения.