Стабилизирующая роль религии проявляется в следующем:
Она своими действиями стремится сохранить и поддержать тот социальный порядок, частью которого сама является;
Воздействие на моральное сознание общества, его традиции, обычаи, нравы способствуют сохранению интегративной функции религии.
5) Коммуникативная функция религии – обеспечение общения верующего с Богом и единоверцами. Эта функция обеспечивает установление различного рода связей между людьми, принадлежащим к одному вероисповеданию.
6) Регулятивная функция религии - это способность религии быть средством, регулирующим поведение человека. С помощью религиозных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права и морали), образцов (примеров для подражаний), контроля (слежения за реализацией предписаний), поощрений и наказаний («воздаяний» действительных и обещаемых в посмертном существовании).
7) Идеологическая функция религии – пропаганда данного вероучения среди единоверцев. Религия со временем порождает неизбежное разделение верующих на рядовых мирян и профессионалов, занятых воплощением идеологической функции.
8) Культуротранслирующая функция религии – подразумевает, что достижения культуры могут передаваться от народа к народу и от поколения к поколению через религию. Кроме того, религия, являясь составной частью культуры, способствовала развитию определенных ее слоев — письменности, книгопечатания, искусства, одни культурные феномены принимала, другие — отталкивала.
9) Современный американский социолог Н. Смелсер выделяет функцию придание смысла человеческой жизни. Иными словами, религия помогает человеку в какой-то мере преодолеть страх смерти и пережить несправедливости, с которыми он сталкивается в жизни.
Социодинамика религиозных систем – изменение роли религии во времени.
Тенденции:
1. секуляризация – в социологии процесс снижения роли религии в жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм.
2. сакрализация – превращение в священное, наделение сакральным смыслом объектов и событий внешнего мира, а также мысленных образов, сценариев, невербальных символов, действий, слов и т.д., обеспечившее формирование у первобытных популяций рудиментных, древнейших форм осознанного миропонимания. (Усиление влияния церкви)
Религиозная ситуация в Беларуси
Республика Беларусь – светское, то есть нерелигиозное государство. Государство отделено от религии: религиозные организации не выполняют государственных функций и все они равны перед законом.
На территории страны не было религиозных войн, здесь веками бок о бок жили и исповедовали свою религию православные и католики, иудеи и приверженцы ислама, протестанты и униаты.
Свобода вероисповедания в Беларуси гарантирована Конституцией страны. Права и свободы верующих закреплены также в Законе Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях».
Государство поддерживает конструктивные инициативы представителей различных религий. В то же время ведется работа по предотвращению деятельности деструктивных религиозных сект.
Особенностью Беларуси является поликонфессиональный (многоконфессиональный) уклад религиозной жизни. Конфессиональная структура белорусского общества сложна и многопланова.