ТЕМА 5. Религия как социокультурное явление. Религиозная ситуация в Беларуси
1 Религия как тип мировоззрения, как социальный институт, как организационное образование (община, церковь и т.п.). Специфика социологического анализа религии (структура религии).
2 Социальные функции религии. Социодинамика религиозных систем.
3 Религиозная ситуация в Беларуси
Религия как тип мировоззрения, как социальный институт, как организационное образование (община, церковь и т.п.). Специфика социологического анализа религии (структура религии).
О социальной значимости религии в мире говорят следующие статистические данные о числе верующих. Верующими считают себя примерно 5,8 млрд из 6,9 млрд жителей Земли.
Примерно 2,2 млрд человек (32% от общей численности человечества) исповедуют христианство, 1,6 млрд (соответственно, 23%) – ислам, 1 млрд (15%) – индуизм, 500 млн (7%) – буддизм, и 14 млн (0,2%) – иудаизм.
Религия, будучи одной из сфер духовной и практической жизни людей, всегда рассматривалась как явление сложное и неоднозначное.
Мировоззрение – система взглядов на объективный мир, совокупность знаний, убеждений, идеалов, ценностей, образующих целостный взгляд на мир и место человека в нем.
На разных этапах развития общества мировоззрение было разным. Принято выделять разные исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное, технократическое. В настоящее время все указанные типы мировоззрения трансформировались, но продолжают существовать самостоятельно, взаимодействуя и переплетаясь друг с другом.
Религия – это специфический тип мировоззрения и мироощущения, то есть совокупность убеждений, ценностей, взглядов на мир как творение Бога.
Религия – это такая форма духовной жизни, которая основана на вере в сверхъестественное (духов, Богов, единого Бога) и предполагает определенный образ жизни, строго соответствующий содержанию веры.
Социология религии – это отрасль социологии, изучающая религию как социальное явление, не религию саму по себе, а ее социальные проявления.
Особенность социологического изучения религии заключается в рассмотрении религии как социального явления, она изучает религиозные группы и институты, особенности их возникновения, функционирования, влияние религиозных институтов на экономику, политику, взаимодействие религии и общества.
Религия как социальный институт представляет собой сложную социальную систему. Основными элементами структуры религии являются:
· религиозное сознание
· религиозный культ
· религиозные организации
· религиозные отношения (как социальные отношения).
1. Религиозное сознание – специфическая форма общественного сознания, главным признаком которого является вера в сверхъестественное.
2. Религиозный культ (от лат. – почитание) – система символических форм и действий, с помощью которых верующие стремятся выразить свою приверженность к той или иной религии или воздействовать на сверхъестественное. Например, крест является символом христианской религии, полумесяц – символом мусульманской религии; в христианстве обязательными считаются такие обряды, как крещение новорожденных и отпевание усопших; на Руси для воздействия на сверхъестественные силы церковь нередко организовывала «чрезвычайный крестный ход».
3. Религиозные организации – определенная форма объединения и управления верующими людьми. Основными видами религиозных организаций являются церковь, секта, деноминация.
4. Религиозные отношения – это устойчивые, повторяющиеся связи и взаимодействия между различными группами и сообществами людей, связанных единой верой и взаимными обязательствами. Они являются одним из видов социальных отношений, а сама религия представляет собой сложную социальную систему, регулирующую отношения между людьми. Во все времена и при любых условиях религиозные институты, кроме религиозных функций, выполняли и социальные функции, т. е. действовали как социальные институты. Религия – это не столько отношение человека к Богу (Богам), сколько отношения между людьми по поводу Бога (Богов).
Социальные функции религии. Социодинамика религиозных систем.
Выделяют следующие основные функции религии:
1) Иллюзорно-компенсаторная функция религии – компенсация слабости человека, иллюзорное восполнениепрактического социального бессилия людей. В жизни конкретных людей часто бывают сложные, тяжелые обстоятельства, которые рождают неуверенность, отчаяние, что рождает веру в сверхъестественные средства избавления от земных страданий. Важное значение имеет психологический аспект компенсации – снятие стресса, утешение.
2) Интегративная функция религии – способность религии быть средством объединения, сплочения людей. Чувство принадлежности к группе является одной из базовых потребностей человека.
3) Мировоззренческая функция религии – объясняет наиболее существенные стороны действительности, определяет ценностные ориентации личности. Эту функцию религия реализует благодаря прежде всего наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу.