Исследование особенностей развития творческого потенциала у старших дошкольников проводилось на базе ДОУ № 352 г. Волгограда.
В старшей группе на протяжении шести месяцев проводился педагогический эксперимент. Количество детей, участвующих в эксперименте, составило 20 человек.
Цель эксперимента:
– изучение путей развития творческого потенциала у старших дошкольников в ходе спортивных праздников;
– организация и проведение спортивных праздников, направленных на раскрытие творческого потенциала дошкольников;
– исследование возможностей использования спортивных праздников в раскрытии творческого потенциала у дошкольников.
Эксперимент проходил в течении шести месяцев, в три этапа. На первом, констатирующем этапе были исследованы особенности развития творческого потенциала у старших дошкольников посредством спортивных праздников.
На втором, формирующем, проходило непосредственное развитие творческого потенциала у старших дошкольников в ходе спортивных праздников. Была организована и проведена серия спортивных праздников, способствующих раскрытию творческого потенциала дошкольников.
Целью третьего этапа, контрольного, являлся анализ эффективности проведенной работы по раскрытию творческого потенциала у старших дошкольников в ходе спортивных праздников.
Анализ физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ показал, что вся работа по физическому воспитанию детей проводилась с учетом состояния здоровья детей и осуществлялась инструктором по физической культуре и воспитателями групп.
Наблюдение показало, что в детском саду и в группе имеются необходимые условия для развития двигательного творчества детей. В группе оборудован спортивный уголок, в котором представлено разнообразное оборудование, пособия, которые повышают интерес к двигательному творчеству, развивает физические качества. На территории детского сада имеется спортивно-игровое оборудование, а так же на прогулке используется разнообразный выносной материал для повышения двигательной активности. Ежедневно проводится утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки, подвижные игры и физические упражнения на свежем воздухе. По специальному расписанию инструктором по физическому воспитанию проводятся физкультурные занятия как в помещении, так и на воздухе, при этом учитываются индивидуальные особенности детей.
Физкультурно-спортивные праздники проводятся два-три раза в год. В праздниках принимают активное участие семьи старших групп. Содержание спортивных праздников направлено на активизацию двигательной активности детей при рациональном сочетании ее с отдыхом, а также на максимальное пребывание детей на воздухе, развитие интереса к разным видам игр и упражнений, на укрепление детского коллектива.
Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников педагоги уделяют игровым двигательным заданиям, подвижным спортивным играм, спортивным развлечениям, которые проводятся регулярно.
Наблюдение за поведением детей на спортивном празднике показало, что не все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях. Кто-то с увлечением выполняет двигательные задания, некоторые ведут себя скованно. Некоторые дети берут на себя активную роль, другие пассивно выполняют указания педагога.
Поэтому с целью изучения уровня развития творческого потенциала у старших дошкольников была проведена диагностика. Для диагностики развития творческого потенциала у старших дошкольников были использованы следующие методики:
– Методика «Выяснение особенностей непосредственной реакции детей на творческие задания» (автор О.Ф. Горбатенко);
– Методика «Наблюдение за действиями детей в реализации образа в соответствии с замыслом» (автор О.Ф. Горбатенко).
– Методика «Умение показать развитие образа в динамике» (автор О.М.Литвинова).
– Методика «Оригинальность образных движений, придуманных в соответствии с текстом» (автор О.М.Литвинова).
– Методика «Умение коллективно построить и развернуть двигательный сюжет» (автор М.И. Лисина).
Рассмотрим процедуру диагностики развития творческого потенциала у старших дошкольников.
Методика 1. Выяснение особенностей непосредственной реакции детей на творческие задания (автор О.Ф. Горбатенко).
Цель – изучить особенности ориентировки детей в новой деятельности, когда дети поставлены перед необходимостью совершать действия незамедлительно после словесной инструкции.
Оценка результатов.
3 балла (высокий уровень) – владеет средствами эмоциональной выразительности, быстро ориентируется в неожиданных ситуациях, требующих творческих действий, быстро осваивает способы творческих действий, выраженных в вариациях, комбинациях различных известных элементов или в попытках найти новые способы решения знакомого материала. Проявляет оригинальность приемов решения творческих заданий, выполнение заданий сразу и качественно.
2 балла (средний уровень) – владеет средствами эмоциональной выразительности, проявляет готовность к выполнению новой деятельности, интерес к творчеству, творческая продукция носит подражательный характер, испытывает затруднения в поиске новых оригинальных решений задания.
1 балл (низкий уровень) – демонстрирует низкий уровень исполнительских умений, не умеет перенести усвоенные способы творчества из одного задания в другое, медленно осваивает способы творческих действий.
Методика 2. Наблюдение за действиями детей в реализации образа в соответствии с замыслом (автор О.Ф. Горбатенко).
Цель – выявить способность ребенка самостоятельно придумывать движения в соответствии с прочитанным произведением.
Оценка результатов.
3 балла (высокий уровень) – способен самостоятельно придумывать движения в соответствии с прочитанным произведением, быстро ориентируется в неожиданных ситуациях, требующих творческих действий, проявляет оригинальность в решении творческих заданий.
2 балла (средний уровень) – копирует движения других детей, готов к выполнению новой деятельности, проявляет интерес к заданию, испытывает затруднения в поиске новых оригинальных решений задания.
1 балл (низкий уровень) – не может создать или скопировать новый образ, низкий уровень исполнительских умений, медленные темпы освоения способов творческих действий.
Методика 3. Умение показать развитие образа в динамике (автор О.М.Литвинова).
Цель – изучить способность детей передать образ в динамике, а также выявить умение ребенка комбинировать и видоизменять знакомые движения.
Оценка результатов.
3 балла (высокий уровень) – способен передать образ в соответствии с музыкой, умеет комбинировать и видоизменять знакомые движения, создавая тем самым новый творческий продукт, быстро ориентируется в неожиданных ситуациях, проявляет оригинальность в создании двигательного образа.
2 балла (средний уровень) – копирует движения других детей, готов к творческим заданиям, испытывает затруднения в поиске новых оригинальных решений задания.
1 балл (низкий уровень) – не может создать или скопировать новый образ, низкий уровень исполнительских умений, медленные темпы освоения способов творческих действий, не может комбинировать и видоизменять знакомые движения.
Методика 4. Оригинальность образных движений, придуманных в соответствии с текстом (автор О.М.Литвинова).
Цель – выявить способность детей точно передать движение образа по ролям.
Оценка результатов.
3 балла (высокий уровень) – способен творчески подобрать наиболее выразительные движения соответствующие заданному тексту, проявляет оригинальность в создании образа.
2 балла (средний уровень) – копирует движения других детей, испытывает затруднения в поиске новых оригинальных решений задания, проявляет интерес к творческим заданиям.
1 балл (низкий уровень) – не может создать или скопировать новый образ, низкий уровень исполнительских умений, интерес слабый или отсутствует.
Оценка результатов.
3 балла (высокий уровень) – берет на себя активную роль в распределении ролей, способен договариваться в процессе сюжета, действует коллективно, быстро ориентируется в неожиданных ситуациях, требующих творческих действий, творчески создает сюжет и направляет действия других детей,
2 балла (средний уровень) – участвует в инсценировке сюжета, готов к сотрудничеству с другими детьми, способен договариваться в процессе сюжета.
1 балл (низкий уровень) – принимает пассивную роль или не участвует в коллективном сюжете, наблюдает действия детей со стороны. Интерес к творческим заданиям низкий.
На основе проведенных методик нами был сделан вывод об уровне сформированности творческого потенциала у старших дошкольников:
– высокий уровень творческого потенциала (9-12 баллов).
– средний уровень творческого потенциала (5-8 баллов).
– низкий уровень творческого потенциала (0-4 балла).
Анализ результатов диагностики творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Диагностика творческого потенциала дошкольников
№ | Имя ребенка | Методика | Общее кол-во баллов | Вывод об уровне | |||
Никита А. | низкий | ||||||
Саша А. | высокий | ||||||
Андрей Б. | средний | ||||||
Полина Г. | средний | ||||||
Сергей Г. | низкий | ||||||
Никита Д. | высокий | ||||||
Женя Е. | низкий | ||||||
Дарья М. | средний | ||||||
Вика М. | низкий | ||||||
Ваня М. | низкий | ||||||
Лера Н. | низкий | ||||||
Алена П. | высокий | ||||||
Ульяна П. | средний | ||||||
Саша Т. | средний | ||||||
Яна Т. | низкий | ||||||
Маша Ш. | высокий | ||||||
Дима Ч. | низкий | ||||||
Настя Т. | средний | ||||||
Данил Ш. | низкий | ||||||
Борис Л. | низкий |
В процессе изучения творческого потенциала были выявлены следующие уровни:
– высокий уровень творческого потенциала (4 человека – 20%). Эти дети владеют средствами эмоциональной выразительности, быстро ориентируются в неожиданных ситуациях, требующих творческих действий, быстро осваивают способы творческих действий, выраженных в вариациях, комбинациях различных известных элементов. Проявляют оригинальность приемов решения творческих заданий, выполнение заданий сразу и качественно. Они способны передать образ в соответствии с музыкой, умеют комбинировать и видоизменять знакомые движения, создавая тем самым новый творческий продукт. Эти дети берут на себя активную роль в распределении ролей, способны договариваться в процессе сюжета, действуют коллективно, быстро ориентируются в неожиданных ситуациях, требующих творческих действий, творчески создают сюжет и направляют действия других детей, проявляют высокий интерес к занятиям физической культурой, сознательно включают в свою деятельность различные виды движений, в игре проявляют выдумку и фантазию.
– средний уровень творческого потенциала (6 человек – 30%). Дети в целом владеют средствами эмоциональной выразительности, однако в новых ситуациях, требующих творческих действий, теряются. Творческие действия осваивают с помощью педагога, могут комбинировать различные элементы движений после показа педагогом. В упражнениях эти дети чаще всего подражают другим игрокам, не вносят элементы новизны, испытывают затруднения в поиске новых оригинальных решений задания, однако проявляют интерес к творческим заданиям.
– низкий уровень творческого потенциала (10 детей - 50%). Дети не владеют средствами эмоциональной выразительности, не могут передать образ в соответствии с музыкой, в новых ситуациях теряются. Творческие действия не осваиваются даже после показа их педагогом. Эти дети практически не включались в творческие задания, принимали пассивную роль, не участвовали в коллективном сюжете, наблюдали действия детей со стороны. Интерес к творческим заданиям низкий.
Результаты констатирующего эксперимента представлены на рисунке 2.1.
Рис.2.1. Диагностика уровня развития творческого потенциала у дошкольников (констатирующая)
Итак, в результате проведенной диагностики уровня развития творческого потенциала были получены следующие данные: количество детей с высоким уровнем творческого потенциала составило 4 детей (20%), средний уровень выявлен у 6 человек (30%), количество детей с низким уровнем составило 10 человек (50%). Таким образом, большое количество детей с низким и средним уровнем развития творческого потенциала обусловили необходимость проведения дальнейшей целенаправленной работы по формированию у дошкольников творческого потенциала посредством использования спортивных праздников.