СЛОВО О МОЛИТВЕ.
«Должно всегда молиться и не унывать.» Лк.18.1.
1.Каждый раз молись так, как будто впервые... | |||
Афон. Гуруноскити
1.Живя на земле, живи, как на небе – без всяких привязанностей и в непрестанной молитве.
Афон. Гуруноскити |
2. Молитва – это труд, но труд творческий... |
21.Если сердце не откажется быть рабом дурных привычек, к нему никогда не сможет привиться непрестаннач молитва. 22.Если ко всем людям относиться с молитвенным состраданиеми милосердием, то неприязнь, зависть и ненависть уходят, а моливта укрепляется и приходит любовь к людям. 23.В сердце приходят смирение и любовь к людям, когда оно научается молиться о них и терпеть все неудобства и страдания, которые они причиняют. 24.Есть свобода сердца и есть вольность сердца. Первое – от Святого Духа и молитвы, последнее – от сатаны и дурных помыслов и желаний. 25.Чем чаще ветер раскачивает дерево, тем глубже корни его врастают в землю; чем больше скорбейиспытывает сердце, тем крепче оно держится за Бога и молитву. 26.Сердце обретает Бога, когда между одной молитвой и другой не вторгается никакой помысл. 27.Никакое общение и беседы не могут дать того, что дают уединение и молитва. 28.От празднословия и рассеянности ум становится возбужденным, раздражительным и злобным, а от молчания и молитвы – легким, чистым и радостным. 29.Если растет любовь и доверие к самому себе, то растет неприязнь и ненависть к людям; если растет ненависть и недоверие к себе, то к людям растет любовь, а молитва и милосердие становятся ее проявлением. 30.В молчании приобретается молитвенная сила ума, а в празднословии она теряется безцельно. 31.Духовная радость придет только тогда, когда совершенно освободишься от греха и сподобишься чистой молитвы. 32.До прихода чистой молитвы какая может быть радость? Лишь плач, скорбь и покаяние. 33.Длительность духовной брани, рассеянность и сонливость в молитве зависят от степени несмирения, упрямства и нераскаянности души. 34.Дать сердцу самому возрастать в молитве – первое требование души. 35.Если страдать самому– пребудешь с молитвой и со Христом, а если причинять страдания другим – останешься с отчаянием и диаволом. 36.В духовной жизни есть два состояния и человек волен избрать любое: или телом в земном «раю», а душой в аду и без молитвы; или телом в земном аду, а душой на Небе и с непрестанной молитвой. 37.Самая великая скорбь и самый тяжелый труд – отсекать помыслы, а это и есть попрание самого себя в молитве. 38.Молитва – это труд, но труд творческий, и только такая молитва насыщает душу благодатью. 39.Для того монаху и дан духовный меч, чтобы посекать в сердце все образы мира, всплывающие в молитве, как бы дороги и любимы они не были. 40.Ум, развращенный похотями и привязянностями – источник смерти, но ум, преображенный молитвой и благодатью – источник Безсмертия и Вечной Жизни. Келья белозерка |
3. Свобода – это совершенная чистота... |
41.Небытия нет, а То, что есть, необходимо успеть познать с помощью молитвы и благодати Христа. 42.Тот, кто сражается с помыслами – может быть снова порабощен ими, а кто уже пребывает вне помыслов в благодати Христа – неодолим. 43.Свобода может быть только в Святости, лишенная всякого греха, и потому Свобода – это совершенная чистота и Святость, которые приобретаются молитвой. 44.Не давай воли уму, пребывай в молитве – приобретешь смирение и научишься исполнять волю Божию. 45.Страшно начинать жизнь завтра! Начни жить заново сегодня – в молитве и покаянии. 46.Как только заканчивается своя воля – сразу открывается воля Божия и непрестанная молитва. 47.Тот, кто скорби и болезни принимает с радостью и в молитве благодарит за них Бога, выше того, кто делает добрые дела. 48.Если начинать и заканчивать каждый день молитвой, то будет не так стыдно жить на земле. 49.Пребывание в молитве и внимании к себе укрепляет силу души, а пребывание в рассеянности и пустомыслии делает душу распущенной и безвольной. 50.Молиться – значит открывать внутреннюю тишинудуши, которая постигается как вечная жизнь в животворящей тишине Бога. 51.От покаянной молитвы, которая приводит к смирению, приходит помощь Божия и возрастание благодати и мудрости. 52.Когда на духовном пути человек поворачивает обратно, то его душа каменеет, молитва уходит и ему становится хуже, чем было. 53.Что лучше – ввергать людей в земную суету мира сего или помогать им подняться в Небо молитвой? 54.Если не возропщешь во время прихода скорбей и болезней, но ухватишься за молитву, то утешишься во время прихода благодати и возблагодаришь Бога. 55.Если соберешься терпеть скорби, сколько бы они не длились – не унывай, держись молитвы и с молитвой эти скорби промелькнут быстрее, чем ты расчитывал их терпеть. 56.Если в твоей жизни полная неопределенность и неуверенность – значит, ты еще не научился пользоваться молитвой, ибо молитва вживляет тебя в Бога. 57.Если много веселиться – расслабляется душа; если много печалиться – ослабевает сердце; если много волноваться – расстраивается ум и в духовной жизни возникает путаница. 58.Самое лучшее – пребывать в молитве, и тогда укрепляется душа и сердце, ум успокаивается, а дела приходят в порядок и в душе начинает жить Бог. 59.Если обдумывать свои дела – ум рассеивается и в делах не будет успеха, а если молиться о делах– ум укрепляется и в делах приходит помощь Божия. 60.Лучше всего молиться о Спасении души, а все остальное Бог приложит к этому. |
4. Пока ты молчишь – имеешь молитву |
Арсана 61.Не будь жадным к делам и суете, будь жадным к молитве и Спасению души. 62.Тот, кто укрепляется в мирской суетной деятельности, - ослабевает для молитвы. 63.Монах без молитвы подобен несоленой соли. 64.В чем сила монаха? – В том, что он неуклонно следует молитве. 65.Монах, изнуренный постом и воздержанием, радуется силе ума и чистоте сердца, в котором молитва нашла свою обитель. 66.Монах, радующийся обильной еде и суетной деятельности, не замечает, что он ограблен и обворован, ибо в нем нет главного – молитвы. 67.Радость того, кто только строит внешнее – здания и стены, не преложится ли вскоре в печаль и слезы, когда не будет построено внутреннее – непрестанная молитва? 68.Жалобы для монаха– это тот же ропот, ибо тот, кто знает, что его истинное достояние - в молитве, не имеет нужды в жалобах и ропоте. 69.Тот, кто ищет молитву – находит, вместе с молитвой, келью и лес, а тот, кто ищет келью и лес, надеясь в них найти молитву – не находит ни того, ни другого. 70.Если помогать миру своими усилиями, то потеряешь и мир и здоровье; если помогать миру молитвой – спасешься сам и поможешь спастись другим. 71.Пока ты молчишь – имеешь молитву; стоит тебе заговорить – имеешь только слова. 72.Пока ты молишься – Бог живет в тебе; стоит тебе подумать о чем-либо другом – и в тебе остаются только твои помыслы. 73.Одни люди молятся Богу только тогда, когда они в беде, а другие – любят еще и благодарить Его за избавление от беды. 74.Если научишься не только просить Бога о помощи, но и благодарить Его за полученную помощь – стяжешь непрестанную молитву. 75.Если ты молишься – значит, ты существуешь; если не имеешь молитвы – ты еще не родился. 76.Когда твой ум вступит в борьбу с духом злобы, молитва уже должна быть живой в твоем сердце, если нет – усердно овладевай молитвой в смирении и стяжешь непрестанную молитву. 77.Учись побеждать зло с помощью молитвы даже в мелочах, иначе не победишь в большой битве со злом. 78.Не стремись сразу схватиться с врагом один на один, умей побеждать врага сначала в крепости – в своем сердце, отражая бесчисленные помыслы. 79.Когда ты научишься побеждать врага в своем сердце, ты сможешь противостоять ему всюду, где бы ты ни находился, и какие бы искушения тебе ни встретились. 80.Пропустишь помысл в сердце – соединишься с этим помыслом, отсечешь помысл молитвой – соединишься с Богом. Спиридоновская келья |
5. Любовь, заполняющая все сердце – это плод молитвы |
Ксенофонт 81.Пришли помышления – пришла и беда; отсечешь помышления молитвой – придет покой. 82.Тот, кто ищет покой, потеряет его; тот, кто ищет непрестанную молитву, найдет ее. 83. Пройди мир вдоль и поперек – лучше молитвы ничего не найдешь, а когда найдешь молитву – найдешь и все ее неизреченные блага. 84.Если попытаешься силой взять молитву – потеряешь ее; если в смирении будешь искать молитву – обретешь мир и покой и молитва станет неразлучна с твоим сердцем. 85.Малые птицы не могут долго махать крыльями в полете: набрав скорость, они дают своим крыльям немного отдохнуть. Возьми у них пример для себя в новоначальной молитве. 86.Орлы могут подолгу парить в воздухе, не двигая крыльями. Возьми у них пример для себя в непрестанной молитве. 87.Умелый работник может делать любую работу, не забывая об обеде; искусный монах может выполнять любое послушание, не забывая о молитве. 88.Искусный столяр, увлекшись работой, забывает о неудобствах; искусный монах, овладевший молитвой, забывает о себе и обо всем мире. 89.Чем больше музыкант забудет о зрителях, тем лучше он играет; чем больше монах забудет о мире, тем лучше его молитва. 90. Крестьянин, забросивший свое поле, не может называться крестьянином; монах, не заботящийся об очищении своего сердца молитвой и покаянием, не может называться монахом. 91. Небо и земля соединяются в сердце, в котором все зараженное грехом – дурные помыслы, желания и страсти – отсечены и уничтожены непрестанной молитвой. 92. Завидующая душа не имеет утешения в молитве, ибо молитва держится на смирении и любви к ближнему. 93. Лиса радуется, забравшись в курятник через дыру; и диавол радуется, пробравшись в ум через помыслы. 94. Не приближается лиса к курятнику, если есть сторожевой песи хозяин бодрствует; так и диавол не приближается к уму, если его охраняет внимание и молитва. 95. Когда мы забывает понуждать себя на молитвенный труд, тогда мы на долгое время забываем о Царстве Небесном и о самих себе до тех пор, пока Милостивый Господь вновь не пробудет нас из усыпления скорбями. 96. Удерживать в сердце непрестанную молитву – это вспашка сердца; совершать молитву с покаянием – это посев; молитва со смирением и страхом Божиим – это всходы; а Любовь, заполняющая все сердце – это плод молитвы, добрый, преизобильный, совершенный. 97. Монахи бывают разные: одни все силы отдают стяжанию непрестанной молитвы, другие заботятся об украшении храмов и монастырей и третьи просто носят монашескую одежду. 98. Стать по-настоящему добрым возможно лишь тому, кто полностью победит всю силу зла и устоит в добре, укрепляемый помощью Божией и молитвой. 99. Когда монах останавливается в своем движении к Богу и в стяжании непрестанной молитвы, он скатывается назад и подняться после этого очень трудно. 100. Когда человек начинает думать, что для него достаточно того, что он приобрел на духовном пути и, особенно, в молитве, он теряет и то, что имел. Афон с Севера |
6. Молитве ты должен отдать себя целиком |
Дохиар 101. Если ты только берешь от жизни и ничего не отдаешь, ты не обретешь главного – молитвы. 102. Молитве ты должен отдать себя целиком, а если нет – то это уже не молитва. 103. Никогда не теряй молитву под натиском дурных помыслов, желаний и страстей – и обретешь незыблемую опору во Христе. 104. Исполнишь грех в мысли – привлечешь другие, еще более дурные мысли; уничтожишь грех в мысли молитвой – уничтожишь грех на деле и обретешь покой в Боге. 105. Гордость – это болезнь души, смирение – это ее здоровье, а молитва – ее лучшее лекарство. 106. Как тяжелобольному нужны хорошие лекарства, а не цитаты из медицинского справочника; так и тому, кто находится в тяжелой духовной брани больше всего нужна молитва, а не его знания духовных книг. 107. Как больной, которого оперирует хирург, не может во время операции спорить с хирургом; так и помыслы не могут противостоять Иисусовой молитве, когда она отсекает помыслы от сердца. 108. Кто ищет непрестанную молитву в расчете на выгоду, выгоды не получает, как и самой молитвы. 109. Кто ищет непрестанную молитву ради Любви ко Христу, обретает все блага, которые приносит с собой непрестанная молитва. 110.Для того, кто живет непрестанной молитвой, нет непреодолимых трудностей. 111. Тот, кто пренебрегает стяжанием непрестанной молитвы,теряет время и жизнь. 112. Тот, кто все силы устремил к стяжанию непрестанной молитвы, еще находясь на земле – обретает жизнь вечную. 113. Тот, кто стремится стяжать непрестанную молитву, должен быть готов умереть ради хранения чистоты сердца и целомудрия. 114. Если человек устремится к тому, чтобы даже в помысле не принять нецеломудренный прилог – недалек от обретения непрестанной молитвы. 115. Тот, кто стремится к стяжанию непрестанной молитвы и не бережет свое сердце от нечистых помыслов и страстей – подвергает себя большой опасности и теряет помощь Божию. 116. Причины неуспеха в стяжании непрестанной молитвы всегда ищив самом себе и будь благодарен тем, кто своим советом поможет тебе исцелиться от душевных немощей. 117. Для стяжания непрестанной молитвы нет неблагоприятных обстоятельств и условий. 118. Преодолевай все препятствия непрестанным усилием обрести непрестанную молитву – и помощь Божия не оставит тебя. 119. Всегда стремись к достижению главной цели – стяжанию непрестанной молитвыи Спасению и Господь приложит к этому все остальное. 120. Не разменивай свои душевные силы на малое – преходящие земные блага, ибо они ограбят тебя и оставят нагим и беспомощным – без молитвы и без Спасения. Белозерка |
СЛОВО О МИРЕ |
«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» Мк. 8. 36. «Иисус сказал ему: иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» Мф. 8. 22. |
Самая лучшая помощь миру – это отречься от него... |
Ксиропотам Самая лучшая помощь миру – это отречься от него... 1 Мысли и есть этот суетный мир, оставь их – и оставишь мир с его суетой. 2 Скажешь «я» - и языки адского пламени пляшут вокруг тебя; скажешь «Ты» – и Царство Небесное окружает тебя. 4. Жизнь – это непрестанная попытка души начать жить вечной жизнью. 5. Истинная дверь, ведущая в Жизнь вечную, всегда открыта, но люди бьются в двери, нарисованные на стене ими самими, и эти двери не открываются людям, ибо они никогда не могут открыться. 6. Если зерна давят с одной стороны, то с другой стороны вытекает масло; Если обстоятельства утесняют нпс с одной стороны, то с другой стороны источается польза. 7. Когда нам откроется, какими мы должны быть, тогда нам откроется и какие мы есть. 8. Не все, кто торопится, спасаются, и не все, кто медлит, погибают. 9.Пока жив, стремись вглубь своего сердца, туда, где течет живая вода Жизни, но знай, что ее таинственные глубины открываются только целомудренной и любящей Бога душе. 10. Не преследуй других, чтобы утвердить их в правде, ибо они отдалятся от тебя; преследуй самого себя, и ближние приблизятся к тебе, привлеченные твоей правдой. 11. Есть рабство мирской привязанности и Свобода небесной Любви; земная привязанность расчитывает только на свои силы, а Любовь молитвой преодолевает всякую привязанность и открывает души Небеса. 12.Ложь мира всегда на стороне того, кто готов ее утверждать и доказывать, жертвуя ради нее другими людьми; Правда Божия всегда рядом с тем, кто готов пожертвовать собой ради Любви к Богу и ближнему. 13. Когда найдешь тот предел, где этот мир оканчивается, то найдешь и ту грань, где Небесный мир начинается. 14. Вещи постоянно убегают от нас, неизбежно приводя нас к познанию неуловимости мира и необходимости отречения от всякой привязанности к нему. 15. Этот мир любит только своих, поэтому тем, кто не от мира сего, надлежит выйти из него полностью и не только не держаться за этот мир, но и возненавидеть его. 16. Если весь мир во зле лежит, то, значит, и все дела его – зло, ибо не имеют в себе Бога. 17. Временная жизнь – это область смерти; вне-временная жизнь – это область Вечной Жизни. 18. Самое трудное в этом мире лжи – быть честным человеком, потому что ему никто не верит, но только честный и достоин называться человеком. 19. Ненависть порождает все противоречия в мире и только Любовь, которая не от мира сего, все примиряет. 20. Друзья по несчастью: здоровый и богатый, гордый и властный, хвастливый и хитрый. 21. Друзья по счастью: бедный и больной, смиренный и одинокий, честный и милостивый. |
Мир постоянно призывает: «Иди к людям!» |
22. Вся жизнь, по сути своей, гармонична и праведна и поэтому не может вместить хаоса и неправедности; потому все, вступившие на путь разрушения и неправедности – гибнут, ибо жизнь всегда только с добрыми и праведными. 23. Одни люди стремятся подняться как можно выше над другими людми, а другие стараются быть как можно ниже – и пути их никогда не пересекутся, но последние всегда становятся первыми. 24. Падают в жизни только сверху, и чем выше – тем больнее падать; но тот, кто находится в самом низу, никогда не упадет, ибо ему падать некуда. 25. Мир подобен ядовитой змее, которая неизбежно, рано или поздно, укусит, и укус ее смертелен. 26. Мир подобен отравленному напитку в чаше; вкус этого напитка горек, сам напиток смертелен – и его, рано или поздно, придется выпить. 27. Признак доброго человека в том, что с ним трудно расстаться и еще более трудно – обрести, иногда на это может уйти вся жизнь. 28. Что бы мы ни думали о жизни и как бы ее себе не представляли, а она все течет и течет, по своим духовным законам, неизменно спокойная и величавая и невыразимо прекрасная. 29. Одинаково бесполезно просить о помощи: бревно, мертвеца и гордеца; но всегда окажут помощь – бедный, презренный и смиренный. 30. Люди хотят заполнить пустоту своей жизни удовольствиями и развлечениями, но вместо этого, к сожалению, они только заполняют собой могилы. 31. Как бы ни была прекрасна эта жизнь, но и ее когда-нибудь придется оставить; как бы ни была неведома жизнь после кончины, но и ее когда-нибудь придется начать. 32. На земле, к сожалению, добрых людей меньшиство, и это заставляет глубоко задуматься о себе... 33. Чтобы хватать звезды с неба, нужно уметь дождаться своего звездного часа, но не у всех людей на это хватает терпения. 34. Мир предпочитает гордый и деятельный ум и смеется над смиренным и простым умом; но Жизнь всегда поддерживает только смиренный и прстой ум, и отвергает гордый и деятельный ум. 35. Сама по Себе Жизнь добра, проста и смиренна и поддерживает в мире только Добро, будучи всегда доброй. 36.Зло может только имитировать Добро и, оставаясь злом, паразитирует на жизни, разрушая ее и погибая вместе с ней. 37.В Вечной Жизни для зла нет места, поэтому душа, избравшая для себя стяжание Жизни Вечной, побеждает зло и еще здесь, на земле, становится носительницей Добра. 38.Мир постоянно призывает: «Иди к людям!»Мы идем к людям, но они умирают, а когда люди идут к нам – умираем мы. 39.Мир не может позвать нас к Богу, потому что он не знает Его, но Бог знает нас и каждого зовет к себе лишь одним, ведомым только Ему, путем. 40.Этот мир начинается не с других людей, он начинается с тебя самого. Хиландар |
Тот, кто пытается познать мир... |
Дионисиат 41.Этот мир не заканчивается на других людях, он заканчивается на тебе самом. 42.Тот, кто пытается познать мир, все-равно, что пытается познать тьму и сам становится тьмой. 43.Тот, кто пытается познать мир – далеко уходит от себя и от Бога, и потому теряет и Бога, и себя, и, в конце концов, мир сам уходит от него. 44.Тот, кто знает только этот мир, непременно узнает, что он не знал ничего, когда этот мир его оставит. 45.Чем больше мы помогаем миру, тем больше в нем открывается неразрешимыхпроблем; но стоит нам выйти из мира, как он сам собой успокаивается и забывает о нас. 46.Тот, кто привязан к этому миру, подобен пьянице, который обнимает мертвеца, принимая его за своего друга. 47.Тот, кто все силы вкладывает в этот мир, подобен тому, кто сам себе строит виселицу. 48.Цена этого мира полностью открывается в момент кризиса – он безжалостно выбрасывает своих приверженцев на улицу. 49. «Надо помогать людям!» - Слышится голос мира. Но чем ты будешь помогать миру, если ты еще не помог самому себе? 50. «Приноси пользу миру!»- Призывает мир. Но если твоя жизнь до сих пор была безполезна, какую пользу принесет такая жизнь? 51.Если все бесполезные соберутся вместе, чтобы найти одну всеобщую пользу – все равно это тоже будет бесполезно; ибо нужен хотя бы один человек, который обрел эту единственную пользу – Христа, и может поделиться этой пользой с другими. 52.Самая лучшая помощь – это поделиться с ближними тем, что ты имеешь; но если ты не имеешь в себе Христа, чем ты поделишься с ними? Пустыми обещаниями? 53.Мир в одно мгновение может десять раз обернуться вокруг себя, пока ты смотришь на него, ибо он изменчив и постоянно меняется; но если ты хочешь найти то, что никогда не меняется – что тебе делать в миру? 54.Отдели себя от мира и тогда найдешь то, что находится вне мира, но благодаря чему мир существует. 55.Забудь о мире, и если ты сможешь сделать это – забудь о себе; и когда Небо откроется в твоей душе – ты почувствуешь биение каждого сердца в мире. 56.Если живешь с Богом, то живешь, глядя в Небо; если живешь в миру – живешь, глядя в потолок. 57.Если пропустишь день жизни – то, даже если будешь каяться, не вернешь его. 58.Мир таков, что – пойдешь ли ты вперед или пойдешь назад – все равно свалишься в яму. 59.Если похоронишь жизнь – умрут и мечты; похоронишь мечты – обретешь истинную жизнь. 60.Если строишь дом – жди, когда тебя вынесут; если строишь кладбище – жди, когда тебя принесут. 61.Если борешься за жизнь в миру – сердце само собой становится каменным; если борешься за стяжание Бога – сердце само собой становится мягким. Агиа Павла |
Деньги – это пыль... |
Скит Василия Великого 62.Пока ты в миру – ты окружен друзьями и родными, но когда на твоей могиле вырастет трава, где друзья? Где родные? 63.Спрячь деньги хоть за пазуху – все равно, пропадут; ходи по улицам, раздавай честность бесплатно – никто не возьмет. 64.Если бьешься за чины и должности – не избежать досады; если трудишься над очищением сердца – не избежать радости. 65.Чем глубже погрузишься в земные сияжания – тем дальше от Неба; чем ближе к Небу – тем дальше земные стяжания. 66. Если сильно испачкаешься миром, можешь не успеть очиститься от мирской грязи, когда эта жизнь подойдет к концу. 67.Исполнять мирские желания – все равно, что заполнять бездонную яму; отречься от мирских желаний – все равно, что выбраться из бездонной ямы. 68.Если стараешься сократить дни ожидания – удлинишь их; если научишься ожидать – сократишь ожидание как в мирской жизни, так и в духовной. 69.Самая короткая дорога – дорога к могиле; самая длинная дорога – дорога к Богу. 70.Деньги – это пыль, но эта пыль страшна тем, что полностью ослепляет глаза и дочерна пачкает сердце. 71.Смерть гони изо всех сил – не прогонишь; жизнь держи обеими руками – ни за что не удержишь. 72.Жизнь подобна чистой родниковой водеи вкус у нее всегда один и тот же – вкус жизни; но наши страсти делают ее то сладкой, то горькой и даже – ядовитой. 73.Самое прекрасное в жизни – это чистота сердца, и когда она отражается в лице человека, то делает его красивым. 74.Без чистоты сердца даже самое красивое лицо кажется мертвым и уродливым. 75.Пройдешь мимо честных – попадешь к обманщикам и от них уже трудно вернуться к честным. 76.С честными – трудно жить, но они никогда не предадут и незаметно с ними станешь такими же, как и они. 77.С обманщиками – жить легко, но когда они тебя обманут, окажется, что тебе уже трудно жить честно. 78.Для мира – честный подобен посмешищу, но только на честных держится мир. 79.Всякое зло все равно рухнет в свое время, а то, что не зло – останется и укрепится. 80.Если устремишься навстречу миру – погибнешь; устремишься подальше от мира – спасешься. 81.Не ищи встречи с миром, - ищи встречи с Богом. 82.Окружишь себя вещами – пропадешь вместе с ними; отбросишь от себя вещи – найдешь и себя, и Бога. Пещера Косьмы Зографского |