Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Надгробная плита алхимика Николя Фламеля, 1418 г. Хранится в музее Клюни, Париж. Nicolas Flamel, sa stиle funйraire est conservйe au musйe de Cluny а Paris.




Введение.

Царствие Чумы.
Когда на Европу обрушился чумной мор, масса вырытых могил и свалки человеческих тел стали привычной чертой средневекового пейзажа. Симон Шама писал, что «границы между окраинами и кладбищами стёрлись». Повсюду лежали непогребённые тела, которые друзья и родственники не могли предать земле либо из боязни заразиться самим, либо из – за физической слабости. Треть населения тогдашней Европы пало жертвой инфекции. Выжившие, несомненно, могли во всех подробностях наблюдать все стадии разложения человеческих останков и центральную роль насекомых в этом процессе. Хотя вид разлагающегося трупа был более привычным в эту эпоху, чем в наши дни, масштаб разыгравшейся трагедии привёл к пересмотру отношения, как к телу, так и к паразитам, введя их в разряд религиозных понятий.
На ранней стадии эпидемии ещё предпринимались попытки похоронить жертв чумы, как это было в Турне, но потеря спокойствия, а в дальнейшем и отсутствие благословления для усопших, серьёзно поколебало позицию Церкви и всего, что её представляло. Духовенство было поражено особенно тяжело, так как ему чаще других приходилось контактировать с умирающими и с покойниками.
Тот факт, что умирало слишком большое число людей, ведущих, с точки зрения религии, праведную жизнь, явно должен был запутать верующих, ибо вступал в противоречие с обещанным Церковью воздаянием за праведность или грехи. Люди чувствовали себя предоставленными собственной судьбе, лишёнными небесного покровительства, ибо церковники были не в состоянии помочь, или, хотя бы, успокоить население. Болезнь продолжала распространяться, и смерть собирала обильную жатву.

Надгробная плита алхимика Николя Фламеля, 1418 г. Хранится в музее Клюни, Париж. Nicolas Flamel, sa stиle funйraire est conservйe au musйe de Cluny а Paris.

 

 

В то же время предпринимались попытки объяснить природу чумы. Хотя в инфекционном характере болезни никто не сомневался, видя как легко она переходит от заболевшего человека к находящемуся поблизости здоровому, о её источнике велись жаркие споры. В Англии, например, объяснение причин простиралось от неблагоприятного расположения планет, до небесной кары за человеческие грехи.
Популярная идея, комбинируя религиозные, языческие и суеверные верования, состояла в том, что «Черная смерть» была вызвана вредоносными испарениями. «Фатальные миазмы», как полагали, возникали из отбросов жизнедеятельности человека: поднимаясь в виде тумана из сточных канав и болот, они формировал среду, в которой таилась смертельная болезнь. В XIV веке люди были уверены, что если покинуть области с «застоявшимся воздухом», можно избежать заболевания. Бордели и бойни находились под особым подозрением, потому что считалось, что витающие там едкие и тяжёлый дух может вызывать болезнь. Защиту от заражения искали в том, что нюхали ароматные травы и микстуры. Тем не менее, существовало твёрдое убеждение, что без Божественной помощи никакие средства не помогут.
Годы чумного поветрия привели к появлению новых религиозных воззрений, которые начали покушаться на господство всесильной Церкви.
Эта постепенная эрозия веры создала крайнюю степень напряженности в средневековом обществе, которая, в конечном итоге, привела к военным конфликтам. Крестовые походы показали, что Церковь, не в силах остановить насилие, пыталось перенаправить его в другое русло – в Священную войну против врагов христианской веры.

Однако, признание насилия, неизбежно приводило к дальнейшим конфликтам внутри самой религиозной системы. Недовольство церковной политикой должно было найти свой выход через посредство оспаривания некоторых доктрин, и человеческое тело стало тем участком, вокруг которого разгорелись жаркие споры. Катары, например, были малочисленной, но весьма влиятельной сектой, настроенной против центральной доктрины Католической Церкви, заключавшейся в том, что Тело Христа после его смерти не было подвержено какому - либо распаду, и, следовательно, тела людей, ведущих праведный образ жизни, так же нетленны. Напротив, изображение гниющей плоти, было основным в учении катаров. Далее они полагали, что не только Тело Христа, но и всё что связано с физическим состоянием достойно отвращения, а чума словно бы подтверждала то, во что они верили. Всё материальное в этом мире, с точки зрения катаров, было создано дьяволом. Следовательно, Тело Христа, после того как его покинула душа, вернулось в лапы дьявола. Из учения катаров следовало, что люди – это падшие ангелы, в наказание заключённые в телесную оболочку. Брак и деторождение представлялись им омерзительными, так как только увеличивали жестокое заключение души в плоти.
Противостояние между Католической церковью и катарами можно видеть на примере событий, имевших место в итальянском городе Орвьето в конце двенадцатого века.

Молодой католик Пьетро Паренцо был направлен в город для расследования случаев ереси, но в скором времени был убит. В убийстве инквизитора незамедлительно обвинили катаров. Католики выставили его тело в соборе на всеобщее обозрение, потому что оно стало испускать слабый, но приятный запах. Вскоре после этого, в процессию паломников, пришедших посмотреть на это чудо, был брошен кусок гниющего мяса. Если к этому были причастны катары, то эту выходку можно расценить как указание на загнивание Католической Церкви, насмешку над её доктриной Нетленности и Целостности Тела. Кусок гниющего мяса – это символ исчезновения и распада. Сами катары воспринимали себя как некую разновидность болезни, разъедающей тело Церкви изнутри. Они категорически отвергали идею совершенства, заключающуюся в прочности и целостности формы, полагая, что участь человека, в конечном итоге, превратиться в прах. Катары поддерживали теорию о воздушном происхождении чумы. Гнилостные испарения от человеческих нечистот поднимаются к небесам только затем, что бы пролиться губительным дождём на отвратительные телесные оболочки, освобождая заключенные в них души падших ангелов.

 

 

Тем не менее, в начале XIV века, Католическая Церковь была вынуждена признать, что человеческое тело, независимо от святости, после смерти подвергается разложению. Груды гниющих трупов – жертв чумы, служили убедительным доказательством распада человеческих останков. Однако не только мёртвое вторгалось в мир живых в чумные годы, но и живое вторгалось в мир мертвецов. Полчища насекомых всех форм и видов копошились на распадающихся человеческих останках, поедая и ещё сильнее разрушая их. Теория нетленности и целостности тела после смерти, как идеал, оказалась несостоятельной.
Историки, изучающие этот период, признают важность этого поворота в мышлении.
Описывая период с 1000 по 1300 гг., когда могущество Католической Церкви достигало наивысшей отметки, Энтони Олкок указывает:
«Никогда ещё в истории мира не было такой слепой веры в утверждения церковных авторитетов, которые никто не пытался перепроверить».

Кэтрин Коэн, в свою очередь, характеризует период, который наступил после пришествия чумы:
«Это было время восхитительного дуализма (противостоящей двойственности), когда грубая власяница носилась под одеяниями из парчи и бархата, а обильные пиры и распущенность нравов сочетались с приступами благочестия, переходящего в фанатизм».
К описываемому периоду относятся два вида изображений, в которых насекомые играют заметную роль. Сперва появились т.н. «memento mori» - образы, напоминающие о грядущей смерти. Появление статуй, изображающих т.н. «Мирового Искусителя» или «Князя Мира сего» и его женской ипостаси – «Фрау Вельт» (Владычицы Мира сего), указывает на изменение отдельных постулатов католицизма, в попытке сгладить образовавшиеся трещины в системе верований. Затем наступило время надгробий, показывающих разлагающихся мертвецов, где эти изменения ещё более заметны.


Смысловое значение фигуры «Искусителя» - это конфликт между добром и злом; соблазн преходящими ценностями этого мира, который мог увести от веры в могущество Бога и представляющей его Церкви. «Мировой Искуситель» изображался как прекрасный юноша, обычно коронованный, держащий яблоко или цветок, которые символизировали радости материального мира. Его ассоциация с Дьяволом очевидна только тогда, когда смотришь на него сзади; его спина покрыта насекомыми, вгрызающимися в его плоть, а также червями, жабами и змеями. Статуя «Фрау Вельт», помещенная в соборе Вормса, также символизирует дьявольское искушение. Она прекрасна спереди, но сзади она пожирается отвратительными существами – мертвоедами. Её связь с образом смерти подтверждается словами проповедника 12 века – «Мир - это порождение Дьявола, и тот, кто погряз в мирском, получит в качестве оплаты его дочь, которая есть проклятие и вечная погибель души».

Фигуры «Искусителей» ясно указывают на место, отводимоё насекомым и рептилиям в средневековом мышлении – они связаны с Дьяволом, обманом, мирскими соблазнами и адскими мучениями после смерти. Они словно иллюстрируют слова из Экклезиаста: «Лишь мухи, гады и черви наследуют человеку по смерти его». Предупреждение, которое содержится в этих скульптурах достаточно прозрачно: всякий, кто пытается отвергнуть Бога, подобен распространителю заразы. В одной статуе представлены добро и зло, что позволяет интерпретировать её двумя диаметрально противоположными способами – либо Дьявол мог заимствовать лицо Бога, чтобы ввести в заблуждение жертву искушения, либо Бог сделал видимыми атрибуты Дьявола, чтобы внушить страх тем, кто сомневается относительно его власти.
После чумной эпидемии, насекомых продолжали воспринимать как признак присутствия Дьявола, атрибут греха, в соединении с реальным представлением об их роли в разложении человеческой плоти после смерти.

"Фрау Вельт". Статуя на портале собора в Фрайбурге - на - Брайсгау.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1040 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2239 - | 2103 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.