Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Западноевропейское христианство и культура




Все основные представления Средневековой западноевропейской эпохи - мировоззрение, представления о природе и обществе, времени и пространстве, порядке мироздания, отношениях людей в обществе – были сформированы христианским вероучением и христианской церковью. Чертами духовной культуры европейского Средневековья являлись:

1. Религиозность. Христианство являлось не просто религией, оно выступало как фундаментальная мировоз­зренческая основа сознания, всей жизни человека и общества, всей средневековой культуры.

2. Традиционализм, обращенность в прошлое. Новаторство считали проявлением «гордыни», отступление от старины рассматривалось как отступление от истины. Отсюда - анонимность произведений, ограничение свободы творчества рамками сложившегося религиозного мировоззрения.

3. Каноничность, т.е. опора на определенные труды отцов церкви, их некритическое восприятие, опора на твердо установленные, ставшие общепринятыми нормами прин­ципы духовной жизни человека и общества, правила религиозной деятельности.

4. С имволизм. Текст Библии дает возможность для толкования ее содержания, для самостоятель­ных размышлений. Вся духовная культура средневековья основа­на на различном комментировании Библии, трудах теологов. Такое комментирование осуществлялось на трех уровнях: а) понимание как бы зашифрованного смысла конкретных слов Биб­лии, их разъяснение верующим; б) расшифровка идей, заложен­ных в Библии; в) развитие этих идей на основе собственных раз­мышлений автора, вытекающих из глубокого понимания им пер­воисточника.

5. Дидактизм, учительство. Деятели Средневеко­вой культуры – это прежде всего проповедники, преподаватели бо­гословия. Главным в их деятельности было не просто уяснить себе величие божественного замысла, но передать это другим людям. Этим объясняется особое внимание к таким формам интеллекту­альной деятельности, как дискуссия, проповеди, обучение духов­ным связям учителей и учеников.

6. Универсальность, энциклопедичность знания, когда главным достоинством мысли­теля является его эрудиция. Отсюда - создание компиляций, «сумм».

7. Психологическая самоуглублен­ность Средневековой духовной жизни. Это проявляется в огром­ной роли исповеди, очищения, искренности для душевного спасе­ния человека.

8. Историзм духовной жизни Средне­вековья, обусловленный христианской идеей неповторимости со­бытий, их единичности, вызванной уникальностью факта явле­ния Христа как начала истории. В отличие от античной циклич­ности, повторяемости событий во времени средневековье проник­нуто ожиданием Страшного суда, размышлениями о конечной судьбе человека, мира в целом.

9. Дуализм. В сознании средневекового человека мир делился на видимый, осязаемый нашими чувствами земной мир и мир потусторонний, идеальный, небесный. Высший, небесный, «горний», был главным, а земное существование рас­сматривалось лишь как отражение бытия, небесного мира. Дуализм внешнего мира находил свое проявление и в чело­веке, в котором, согласно христианскому учению, присутство­вали два начала: тело и душа. Тело мыслилось темницей души, которую следовало освободить для достижения высшего бла­женства. Красота человека выражалась в торжестве его духа над телом. Поэтому усмирение плоти считалось высшей добродете­лью, а идеалом человека был аскет, добровольно принимавший физические страдания.

В тяжелых условиях повседневной жизни средневекового общества христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, его уст­ройстве и действующих в нем силах и законах. Дополнительными притягательными чертами христианства были проповедь общечеловеческой любви, понятные всем нормы и правила жизни, равенство всех людей без исключения, идея искупи­тельной жертвы и т.д. Вместе с тем, христианство утвердило свою систему ценностей, которая отрицала вечность мира и признавала роль Бога в качестве вечного и неизменного начала мира. Бог мыслился в христианстве создателем всех вещей и самого человека. В иконографии Бог изображался то в качестве владыки на троне, то Пантократором - главой Вселенной, то Иисусом - богочеловеком, добровольно принявшим смерть во искупление грехов человеческих. Идея греховности человека занимает центральное место в христианстве, а сцены Страш­ного суда преобладают в средневековом изобразительном ис­кусстве над всеми прочими сюжетами.

Идея аскетизма в культуре Средневековья нашла свое практическое воплощение в таком явлении, как монашество. Основоположником этого течения стал выдающийся подвижник Антоний Великий, считавший, что следствием греха Адама является человеческая похоть. Отречение от похоти, борьба с ней означали возвращение к первоначальной райской чистоте. Поэтому монашество - это не только особый образ жизни, но и высокое призвание человека.

На территории Западной Европы первые монастыри появи­лись в IV в. Они были организованы по образцу общежитель­ных монастырей Ближнего Востока, в которых монахи поселя­лись по несколько человек в кельях одного здания, усиленно молились, отрекались от внешнего мира, даже от прежних родственных связей.

Исторически первой формой западного монашества стали бенедиктинские монастыри (основатель Бенедикт Нурсийский - V в.). Они представляли собой объединение монастырей с еди­ным уставом. Согласно Правилам (уставу) Бенедикта в монастырях уста­навливалась строгая субординация и дисциплина. Монахи бе­зоговорочно подчинялась аббату (настоятелю). В обязанности монахов входили чтение и переписывание книг, обучение де­тей. В отличие от восточного монашества западные монахи за­нимались физическим трудом. В целом бенедиктинский устав не был слишком суров и не предъявлял к монахам чрезмерно аскетических требований. Доступ в монастырь был открыт лю­дям всех званий, вступление в монастырь повышало социаль­ный статус человека. Характерной особенностью бенедиктинцев было практическое милосердие, высокая оценка труда, ак­тивное участие в экономической жизни общества.

Во время крестовых походов возникли полувоенные-полу­монашеские организации - духовно-рыцарские ордена. Из них наиболее влиятельными были ордена госпитальеров, тамплиеров (рыцарей Храма), тевтонских рыцарей.

Новым типом монашеской организации, ориентированной на жизнь в миру и, прежде всего, в городах, были так называе­мые нищенствующие ордена, возникшие в начале XIII в. Они были представлены францисканцами, доминиканцами, кармели­тами, августинцами. Нищенствующие монахи, не имевшие по­стоянных обителей, ибо отказ от собственности был их первой заповедью, проповедовали в многолюдных кварталах, переходя из города в город, находились в гуще населения. Они жили подаянием, завоевывая собственной бедностью сочувствие у на­рода, и оказывали при этом большое влияние на культуру.

Основателем ордена францисканцев был Франциск Ассиз­ский, сын богатого купца, покинувший отчий дом и отказав­шийся от наследства. Он проповедовал всеобщую любовь лю­дей не только друг к другу, но и ко всем живым существам, де­ревьям, цветам, солнечному свету, огню, учил обретать радость в самоотречении и любви. Естественно, что в тягостный XIII век число сторонников ордена быстро росло.

Соперниками францисканцев стали доминиканцы, орден братьев-проповедников, который был основан испанским мо­нахом Домиником де Гусманом. Его последователи, выбравшие своей эмблемой собаку с горящим факелом в пасти, не зря на­зывались «псами господними». Основными формами их деятельности были проповедь и полемика с еретиками, отстаи­вание чистоты христианского учения. Из их среды вышли крупные богословы Альберт Великий и Фома Аквинский.

Христианское мировоззрение включает в себя совершенно новые, отличные от античных представления о пространстве и времени. Хотя подлинной реальностью для средневекового че­ловека был только христианский мир, существовали достаточно разработанные взгляды о мире в целом, представлявшие собой смесь христианских и языческих мифов и символов. Средневе­ковье допускало, что Земля круглая и неподвижно висит в цен­тре Вселенной, окруженная системой концентрических сфер, по которым вокруг Земли вращаются Солнце и планеты. Далее находилась сфера неподвижных звезд, за которой находились жилища блаженных.

Христианская история приобрела свою классическую форму во второй половине XII в. Она начиналась с акта творения, за ним шли естественная история (описанная в книге Бытия) и человеческая история, делившаяся на сакральную и мирскую. Сакральная история в основном говорила о предвозвестии: все темы Нового Завета просматривались через Ветхий. В этом воплощалось основное свойство средневекового восприятия вре­мени - через аналогию. В мирской истории господствовала тема передачи власти, также означавшая передачу знаний и культуры от одной мировой империи к другой. История начи­налась в Вавилоне, передавалась через персов к грекам и рим­лянам, свое завершение она находила в современной Западной Европе.

Огромным было воздействие христианства и религиозного мировоззрения на средневековое искусство. Почти все его творения служили религиозному культу, воспроизводя образы не реального, а потустороннего мира, используя язык символов и аллегорий. Архитектура, например, отражала красоту и значе­ние божественного миропорядка. Наиболее распространенным и популярным жанром литературы стали жития святых, самым распространенным жанром живописи - икона, излюбленными персонажами скульптуры - образы Священного Писания.

Религиозность обусловила роль церкви как важнейшего ор­ганизатора культуры. В этом статусе церковь выступает и как светская сила, стремящаяся к господству в христианском мире. Задача церкви была исключительно сложна: формировать и развивать культуру церковь могла, лишь погружаясь в мирские дела, а распространять эту культуру можно было только путем углубления ее религиозности, то есть отвлекаясь от греховного мира. Развивая религиозность культуры, церковь должна была спуститься в земной мир, преобразить его.

XI - XIV вв. стали временем, когда сред­невековая культура обрела свои классические формы. С XI в. начинается устойчивый подъем средневекового образования: с ростом городов на­ряду с церковными и монастырскими школами получают распростране­ние школы светские, частные, муниципальные. В условиях экономиче­ского и культурного подъема XII - XIII вв. кафедральные школы (при городских соборах) преобразуются в университеты (от латинского слова universitas - «совокупность»), число которых в XV в. превышает 60. Первые университеты возникли в Париже, Болонье, Салерно, а затем в Оксфорде и Кембридже (Англия), Саламанке (Испания), Монпелье (Франция) и других городах Западной и Центральной Европы. Универ­ситеты получали права автономии от светских или церковных властей. Они делились на факультеты (от лат. facultas - «способность»): началь­ный - артистический (здесь изучались «семь свободных искусств»), а также юридический, медицинский и богословский. Обучение в универ­ситетах велось на латинском языке.

Средневековая университетская наука получила название схоластики (от лат. schola - школа), или «школьной философии». Схоластика - философия, вырастающая из теологии в целях рационалистического осмысления догматов христианства с помощью логических построений. Важная черта схоластики - опора на авторитеты (из древних филосо­фов таким был признан Аристотель). Основные споры средневековых схоластов велись вокруг проблемы общих понятий - универсалий. Яркой фигурой в схоластике стал Пьер Абеляр (1079-1142). Вопрос о соотношении веры и разума он пытался решить с рационалистических позиций. Церковь признала его учение еретическим. Вершиной средневековой схоластики стало учение Фомы Аквинского (1225-1274), предпринявшего попытку синтезировать уче­ние Аристотеля и христианской теологии. Его главный труд «Summa theologiae» стал энциклопедией католического богословия.

Важное место в Средневековой культуре занимает героический эпос, поэтическая запись которого происходит, в основном, в XI - XII вв. Его исторические корни тесно переплетаются с ценностями и представ­лениями, господствовавшими в это время - прежде всего, рыцарскими и христианскими. К лучшим эпическим памятникам можно отнести французскую «Песнь о Роланде», испанскую «Песнь о Сиде», исланд­ские саги, англосаксонский эпос «Беовульф», немецкую «Песнь о Нибелунгах». В XII - XIII вв. получила развитие латинская литература, особое место в которой занимает поэзия бродячих школяров - вагантов (vagantes - бродячие люди), способствующая формированию светской литературы. Расцвет поэзии вагантов совпал с развити­ем средневековых университетов.

Блестящим образцом светской Средневековой литературы явилась рыцарская поэзия, ставшая ярким проявлением оригинальной рыцар­ской культуры. С рыцарством связано складывание особой придворной (куртуазной) культуры, особых форм поведения, выражения чувств. Важным элементом куртуазности стал культ дамы (поклонение, служе­ние даме сердца). Все это находит яркое воплощение в лирике прован­сальских поэтов - трубадуров, к ним близко творчество северофран­цузских труверов и немецких миннезингеров. Новым шагом в развитии рыцарской литературы стали стихотворные повести - рыцарские рома­ны. Самые популярные из них относятся к так называемому бретонско­му циклу, в центре которого легенды о короле Артуре и рыцарях Круг­лого стола. Наиболее известным автором рыцарских романов был фран­цузский поэт Кретьен де Труа.

Дальнейшее развитие светской литературы связано с городской культурой. В городах зарождается демократическая литература, как правило, имеющая сатирическую направленность. Весьма популярным был жанр короткой стихотворной, сатирической новеллы (французские фаблио, немецкие шванки). Постепенно складывается городской эпос (яркий пример - французский сатирический «Роман о Лисе»). Особенностью городской литературы, как и рыцарской, было то, что ее произведения создавались на национальных языках.

Основными образцами средневекового изобразительного искусства были памятники церковной архитектуры. За время с XI по XIII в. в Западной Европе сменилось два архитектурных стиля - романский и готический. Из памятников романской архитектуры наиболее известны соборы в Пуатье (Франция) и Вормсе (Германия). Шедеврами готиче­ской архитектуры являются соборы Парижской богоматери, Реймский, Шартрский (Франция), Миланский (Италия), Кельнский (Германия), Вестминстерское аббатство в Англии. Готический стиль тесно связан с развитием средневекового города.

С развитием города, университетов, ростом спроса на книгу созда­ются новые условия для производства книг не в стенах монастырей, а в городских мастерских. Унификация книгопроизводства подготовила изобретение книгопечатания немецким мастером Иоганном Гутенбер­гом в 40-е гг. XV в.

При всем разнообразии Средневековая культура Западной Европы предстает как идей­ная, духовная и художественная целостность, внесшая огромный вклад в развитие человеческой культуры. Изменения, происходившие в евро­пейском обществе XIV - XV вв., подготовили почву для нового культурно­го взлета, начатого в Италии и получившего название Ренессанса, или Возрождения.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2264 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2371 - | 2320 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.