Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Слова о доброте к животным 1 страница




СТИВЕН РОУЗЕН

ВЕГЕТАРИАНСТВО в мировых религиях

(трансцендентная диета)

Благодарности

К нига, которую вы держите в руках, обязана своим существованием не кому-то в отдельности. Многие поколения учёных и исследователей, обращавшихся к проблеме религии и питания, внесли в её гораздо больший вклад, чем я. В некотором смысле я должен отдельно поблагодарить нескольких людей, оказавших мне помощь при написании моей работы.

Прежде всего я выражаю благодарность Исааку Башевису Зингеру, лауреату Нобелевской премии по литературе за 1978 год за написанную им вступительную статью (которая была опубликована в первом издании книги). Натаниэль Альтман, чья работа «Пища для жизни» была первой из серии книг о диете и здоровье, заслуживает глубокой благодарности за мудрые и тёплые слова сказанные им в предисловии, и за помощь при издании книги. Издатель Джошуа М. Грин вдохновлял меня во время её написания и проделал большую редакторскую работу над текстом.

Я также рад поблагодарить Пола Обиса, издателя и главного редактора «Вегетариан Таймс», предложившего мне написать сокращенный вариант книги, который был опубликован в выпусках журнала за декабрь 1985 и январь 1986 года. Мой давний друг Рабби Ричард Шульман подал мне множество ценных идей, особенно в том, что касалось иудейско-христианской традиции, а также помог мне получить точные данные по истории Израиля и сверил все переводы из Библии.

Т ому, чтобы эта работа вышла в свет, способствовали и многие другие, например, сотрудники издательства «Бала Букс». Я также выражаю благодарность Филу Галлели и его семье (особенно его дочери Сите). Грегу Стайну, который помог мне внести поправки в новое издание книги, и моим новым друзьям из «Торчлайта», которым хватило дальновидности и смелости для того, чтобы переиздать её. Всем этим людям и всем, кто выше нас (в буквальном и переносном смысле), я выражаю искреннюю сердечную признательность.

Стивен Розен.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Л юди едят мясо животных, по крайней мере, начиная с ледникового периода, когда, как считают некоторые антропологи, наши далёкие предки сменили растительную диету на преимущественно мясной рацион. Привычка к употреблению мясных блюд сохранилась до наших времён благодаря необходимости (как в случае с эскимосами), обычаю или традиционному воспитанию. Главным же образом в этом повинно отсутствие у большинства людей необходимых знаний.

О днако в последние пятьдесят лет признанные специалисты в области медицины, диетологии и биохимии установили, что мясная пища не является необходимой для хорошего самочувствия и, напротив, разрушает человеческий организм. Подтверждающие это документальные свидетельства доступны широкому кругу заинтересованных лиц; кроме того, существует множество ценных книг, которые на научной основе доказывают пользу вегетарианской диеты.

П отребление мяса означает – для животных – долгое и тяжёлое заключение в тесных помещениях, жестокие противоестественные эксперименты, перевозку на большие расстояния в духоте и антисанитарных условиях и, в итоге, мучительную смерть на бойне. После всего этого люди съедают останки несчастного существа. Среднестатистический житель Соединенных Штатов, Канады и Австралии в год потребляет более двухсот (около 120 кг) мяса, в Западной Европе этот показатель ненамного меньше. Для удовлетворения наших запросов каждый год забивается более четырёх миллиардов коров, телят, овец, свиней, кур, уток и индюшек. За семьдесят лет жизни рядовой американец или канадец съедает приблизительно одиннадцать коров, одного телёнка, троих барашков и овец, двадцать три свиньи, сорок пять индюшек, 1100 цыплят и около 862 (380 кг) рыбы. Количество страданий, причиняемых этим существам (ради того, чтобы могли доставить себе удовольствие), исчислению не поддаётся. К тому же, животные, откармливаемые нам в пищу, поедают огромное количество зерна и овощей, которых хватило бы для того, чтобы накормить миллионы голодающих людей во всём мире. По этим и другим причинам многие люди переходят на питание растительной пищей. Только в одной Америке сегодня насчитывается около десяти миллионов вегетарианцев.

П о мере того как росла популярность вегетарианства, стали появляться книги, посвященные этой теме. Некоторые их них исследуют предмет с медицинской точки зрения и показывают, каким образом вегетарианство может предотвратить инфаркт, инсульт, рак и другие заболевания. Другие работы сосредоточены на экологических и экономических аспектах проблемы и доказывают, что можно наслаждаться изысканными блюдами, которые обходятся намного дешевле. Есть также книги, которые убеждают нас в том, что царство растений поставляет нам необходимые белки, витамины и минералы в более чем достаточных количествах. Есть и такие работы, авторы которых затрагивают этические, нравственные и философские моменты, связанные с вегетарианством. Однако мало кто решался взяться за исследование такого сложного вопроса, как места вегетарианства в мировых религиях. «Трансцендентная диета» первая книга, по-настоящему глубоко и серьёзно исследующая этот предмет.

О тталкиваясь от богатой коллекции подлинных религиозных писаний и сакральных текстов, Стивен Розен приглашает нас в увлекательное путешествие вглубь веков, чтобы вскрыть забытые и часто неверно понимаемые основы мировых религий и обнаружить, что вегетарианство было значимой частью их философии и законов. Он тщательно разбирает и разоблачает многие мифы, сложившиеся вокруг жизни Будды, Магомета и Иисуса Христа, с помощью которых любители мяса долгое время подводили под свои вкусы религиозные основания. «Трансцендентная диета» ясно показывает, что милосердие, к которому призывают все религии, должно быть всеобъемлющим и распространяться не только на людей, но и на все живые существа.

В теологических дискуссиях еда – как и секс – очень скользкая тема. В отличие от других книг, авторы которых либо грешат излишней эмоциональностью, либо претендуют на единственно верное истолкование ключевых проблем теологии, «Трансцендентная диета» пристально и логически рассматривает каждую из обозначенных проблем и анализирует её честно, ясно и точно. Это делает книгу лёгкой для чтения, но одновременно вызывает чувство неловкости: ведь моменты, которые разбираются в ней, считаются, сакральными и на протяжении веков ни разу не ставились под сомнение. Прямолинейный подход Стивена Розена, его анализ древних манускриптов (а не популярных современных переводов Писаний) может подорвать многие догматические убеждения и вызвать активные споры и дискуссии. «Трансцендентная диета» даёт богатую пищу для размышлений.

К онечно, мысли, звучащие в этой книге, родились намного раньше, чем её автор. Это духовные истины, многократно повторенные учителями человечества и протяжении веков. Большинство религий признаёт идеалом духовности почтение ко всем формам жизни, а братские чувства ко всему сущему – вершиной духовной жизни. Это небольшая книга может помочь сделать значительный шаг на пути к такой вершине.

Натаниэль Альтман, автор книги «Пища для жизни»

ВВЕДЕНИЕ

П отому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти.

И одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё – суета!

Екклезиаст 3:19

К аждый день на свет появляются тысячи человеческих существ, и ещё тысячи умирают. Порой этот мир представляется безбрежным океаном рождений и смертей. Животные, как и мы, пытаются удержаться на плаву, и как бы ни различались наши жизни, все мы приходим к одному концу. Люди и животные одинаково смертны, и в этом смысле абсолютно равны.

К онечно, человеческое существование отличается от существования в других формах жизни, и самое важное отличие состоит в жажде духовного знания. Стремление к Богу – вне зависимости от определённой религии – отделяет человека от животных. Едва ли какое-нибудь животное заглянет, к примеру, в эту книгу, хотя бы для беглого ознакомления.

Н есмотря на расхождения в области учения и обрядов, все религии единогласно признают необходимость нравственных устоев и этических принципов. Эти устои и принципы неизбежно подразумевают вегетарианство и сострадание к животным. Данная книга имеет целью показать, что первые приверженцы основных мировых религиях действительно предпочитали жизнь без мяса и зачастую пропагандировали вегетарианство.

Г оворить о вегетарианстве и вероисповеданиях особенно трудно из-за религиозного лицемерия, которое нередко на одном дыхании проповедует братскую любовь и человекоубийство. Все верующие (и многие атеисты) ценят милосердие и сострадание, но мировые религии не слишком заботятся и поощрении этих качеств. Мы проявляем жестокость и нетерпимость по отношению к себе подобным, точно так же мы поступаем по отношению к животным. Кажется, что религия скорее разжигает насилие, чем искореняет его. Тому есть множество примеров: крестовые походы, инквизиция, бесконечная война католиков и протестантов в Северной Ирландии, извечная вражда между евреями и их исламскими соседями, распри индуистов и мусульман в послевоенной Индии и недавнее кровопролитие в результате стычек буддистов и индуистов Шри-Ланки (англ. издание вышло в 1997 г. – ред.). Очевидно, милосердие и сострадание, к которым призывают большинство религий, обходят стороной не только животных, но и людей, принадлежащих к другим вероисповеданиям.

Н алицо явная ошибка. В идеале набожность должна бы противостоять нетерпимости. Качества, составляющие цель всех центральных религиозных течений – любовь, милосердие, сострадание – традиционно превозносятся; ненависть, жестокость и предвзятость традиционно осуждаются. Такова теория. Но на практике всё, как правило, происходит совершенно иначе. Как известно из истории, самые кровопролитные бои разыгрываются именно на почве веры. Это обстоятельство само по себе не уменьшает ценности религиозных организаций, но оно заставляет нас спросить, насколько последовательно такие институты претворяют в жизнь то, что проповедуют? Если те, на ком держится вера – духовные лидеры, философы, теологи и адепты, - заблуждаются в отношении людей, принадлежащих к другим вероисповеданиям, возможно, они заблуждаются и в отношении животных? Может быть, границы милосердия проводятся искусственно?

С егодня эти границы очень заметны, но история древних религий представляет нам совершенно иную картину. Чем дальше мы углубляемся в историю вероисповеданий, тем больше видим уважения ко всем живым существам.

В полне естественно, что вегетарианство играло заметную роль в почитании жизни в её любых проявлениях. Скажем, мусульманство, самое молодое из крупнейших мировых вероисповеданий, возникшее 1300 лет назад, не считает вегетарианство идеалом. Христианство, которому 2000 лет, в отдельных случаях поддерживает отказ от мяса. В иудаизме, насчитывающем 4000 лет, есть сложившаяся традиция вегетарианства. Одна из старейших известных религий, индуистская, всячески его поддерживает. Буддизм и джайнизм, вышедшие из индуизма около 2500 лет назад, придерживаются принципов породившей их религии, часто ещё более последовательно.

У этого правила есть исключения. Действительно, некоторые современные секты пропагандируют вегетарианский образ жизни. К примеру, адвентисты, квакеры и мормоны не едят мяса. Суфии являются исключением среди мусульман; бахаизм также поощряет растительную диету (хотя не накладывает строго запрета на мясные продукты). Но несмотря на исключения, общее правило остаётся в силе: чем старше религия, тем ближе она к вегетарианству.

Д ля многих людей тот факт, что древнейшие вероисповедания тяготеют к растительной пище, кажется доказательством отсталости вегетарианского образа жизни; для них это пережиток, говорящий о суеверии или невежестве. Для других древность вегетарианской традиции свидетельствует о её особой значимости в религиозной мысли тех времён, когда чистота веры и доктрины ещё не подвергалась позднейшим переосмыслениям, толкованиям и исправлениям.

Н аиболее ранние формы вероисповеданий всецело принимают вегетарианство – если не на практике, то, по крайней мере, в Писаниях. В данном случае я понимаю Писания как те тексты, на которых изначально основывалась вера, в отличие от последующих толкований. Любое объяснение записанного учения – включая моё собственное – в каком-то смысле можно назвать «толкованием». Как бы то ни было, Писанию сохраняют священную ценность для поколений верующих, вот почему особенно важно слышать в них именно то, что они говорят. В этой книге я стараюсь держаться как можно ближе к изначальному смыслу оригинальных текстов и ссылаюсь на первоисточники и их точные переводы на английский язык. В частности, все отрывки из Ветхого завета сверены по «Полному иврито-английскому словарю» Рейбена Алкелея, а из Нового Завета – по «Греческо-английскому Новому Завету» Нестле.

К онечно, лишь очень немногие читают священные тексты таким способом. Верующим свойственно принимать то издание или тот перевод писания, который предпочитает в данный момент их церковь. Большинство таких популярный изданий переведено недобросовестно или, по крайней мере, без понимания истинного значения текста. Отсюда проистекает серьёзная философская и теологическая проблема. Значимость правильно донесенного Писания сравнима со значимостью инструкции по пользованию компьютером. Не нужно даже говорить о том, что к такой тонкой машине как компьютер, должно прилагаться специальное руководство. В сложном мире, где мы живём, Писания играют роль пособий, помогающих нам постигнуть универсальный закон и порядок. Более того, руководства, написанные людьми, несовершенны и нуждаются в поправках, тогда как законы, данные Богом, по определению неоспоримы и вечны и лишь немного различаются в зависимости от времени, места и обстоятельств.

Т аким образом, если возможно доказать, что священные тексты центральных мировых религий высказываются в поддержку вегетарианства, то данная книга может смело утверждать, что ни один их тех, кто хотя бы номинально причисляет себя к одному из вероисповеданий, не сумеет найти морального оправдания поглощению мяса.

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАУКИ

П режде чем привести религиозное и моральное обоснование вегетарианства, следует ознакомиться с причинами, по которым наука рекомендует исключить мясо из рациона.

С овременная медицина располагает убедительными свидетельствами того, что есть мясо опасно. Рак и сердечная недостаточность достигают масштаба эпидемии в странах с традиционно обильным потреблением мясных продуктов и сравнительно редко встречаются у народов, избегающих мяса. Учёные также доказали, что зубы челюсти и длинный, извилистый кишечник человека изначально не приспособлены для мясной диеты. Эти свидетельства особенно ценны потому, что вегетарианство, принятое из чисто умозрительных или философских соображений, обычно длятся недолго. Не зная медицинской стороны дела, даже глубоко верующие люди склонны включать в рацион мясные блюда. В то же время избрать вегетарианскую диету, не понимая её истинного значения для человечества, было бы поверхностно.

В качестве дополнительного аргумента стоит заметить, что истинно верующему человеку трудно примириться с мыслью о страданиях, причиняемых животным на бойне. Например, молодых бычков кастрируют, чтобы сделать их более послушными. Кастрация, к тому же, повышает жирность, а значит, и прибыль. Иногда она проводится радикально, в один приём, иногда растягивается на некоторое время – если используется кольцеобразное приспособление, из-за которого яички постепенно отмирают. Несмотря на то, что теперь в животноводстве широко применяются медикаменты, при этой операции обезболивающие препараты используются крайне редко, особенно в США. Вообще, случаи жестокости очень часты на скотных дворах. На фермах больные и покалеченные животные, или «лежачие», часто мучаются по несколько дней, дожидаясь, пока их отволокут на бойню. Число таких случаев можно было бы сократить, запретив фермерам наживаться на «лежачих». «Мясо убитых животных стоит дороже мяса «мёртвых по прибытии» на бойню). Но такого ни когда не произойдёт.

Б олее того, подобные пытки переносят все «пищевые» животные, независимо от вида. К примеру, на птицефабриках несколько кур часто втискивают в небольшую клетку размерами 12 на 18 дюймов. Страдания, которые они испытывают, доводят их до бешенства. Поэтому сегодня на фермах практикуется срезание клювов специальными машинами с раскалёнными лезвиями, что ещё более мучительно, чем долгое пребывание в битком набитой клетке. Несмотря на это, срезание клювов продолжается, поскольку, как утверждают фермеры, только таким способом помешать истерзанным птицам заклевать друг друга насмерть.

К роме того, на фермах, поставляющих яйца, петушков обычно отбирают и обычно уничтожают в специальных дробильных машинах. Ежедневно около 500 000 цыплят заталкивают в пластиковые мешки, где они задыхаются и затем размалываются. Иногда их дробят живьём, чтобы скормить несушкам или пустить на удобрения. Эти ужасы происходят повсеместно, но лишь в последнее время они стали известны широкой общественности. Будем надеяться, что благодаря развитию науки и техники вот-вот наступят лучшие времена для животных и что знания позволят нам разработать более разумную диету, при которой живым существам уже не придётся жертвовать жизнью ради наших изменчивых кулинарных вкусов.

В оставшейся части введения мы ознакомимся с чисто мирскими, практическими причинами для исключения мяса из рациона, а затем начнём исследовать различные мировые религии с тем. Чтобы узнать, что они говорят о вегетарианском образе жизни и обращении человека с животными.

ПРОТЕИНОВЫЙ МИФ

М ногие люди не могут решиться перейти на растительную пищу из страха перед белковым голоданием. Они спрашивают: «Можно ли получить качественный белок в необходимых количествах из пищи, не содержащей мяса?» Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте выясним для себя, что же такое белок?

В 1838 году голландский химик Геррит Ян Мюльдер выделил вещество, содержащее азот, уголь, водород, кислород и другие микроэлементы. Он доказал, что это химическое соединение является основой всякой жизни, и назвал его «протеин», то есть «наиважнейший». Позднее было установлено, что протеин, или белок, биологически необходим: для того, чтобы жить, каждый организм должен потреблять какое-то его количество. Как оказалось, это объясняется тем, что белок состоит из аминокислот, «строительного материала» жизни.

Р астения могут вырабатывать аминокислоты из воздуха, почвы и воды, но животные могут получать его только от растений, либо поедая их, либо поедая других животных, которые поглощают и усваивают растительную пищу. Только царство растений способно производить белок. Следовательно, у человека есть выбор: получать протеин напрямую и получать его опосредованно и с большими затратами (финансов и природных богатств) из плоти животных. (Одна из причин высоких цен на мясо заключается в том, что для достижения необходимого веса животное заставляют поглощать невероятное количество растительных белков).

В мясе животных нет таких аминокислот, которые не были бы получены из растений и который человек не смог бы извлечь из растений сам. Более того, у растительной диеты есть дополнительное преимущество: вместе с аминокислотами поглощаются вещества, необходимые для правильного усвоения протеина – карбогидраты, витамины, минералы, ферменты, гормоны, хлорофилл и другие элементы, содержащиеся только в растениях.

В любом случае, вегетарианцы должны знать и теории комбинирования пищи, которые многие биологи считают основополагающей для тех, кто хочет получать «полный набор» белковых веществ. Эта идея, более известная как теория «сочетаемости белков», получила широкое распространение благодаря популярной книге Фрэнсис Мур Лапп «Диета для маленькой планеты», в которой автор объясняет, что при сбалансированной вегетарианской диете дополняющие друг друга белки должны употребляться вместе. К примеру, когда мы едим арахисовое масло, мы мажем его на хлеб; именно так обыкновенно едят арахисовое масло. Если при этом мы будем использовать хлеб из муки грубого помола, то получим изрядную порцию белков. Вот так работает этот принцип.

П осле поступления пищи организм расщепляет поглощенные белки на составные аминокислоты, которые затем усваиваются по отдельности, либо складываются в новые белки, необходимые человеку. Известно 22 вида аминокислот. 14 из них «необязательны», 8 «обязательны». («Обязательны» здесь означает только то, что наш организм не вырабатывает этих кислот, и мы должны получать их из пищи.)

В обязательный набор аминокислот входят лейцин, изолейцин, валин, лизин, триптофан, треонин, метионин и фенилаланин. Согласно книге Лапп, все они должны содержаться в сбалансированном дневном рационе в определённых пропорциях. По этой причине до середины 1950-х годов мясо считалось прекрасным источником белка: в нём содержаться все 8 необходимых аминокислот как раз в нужных соотношениях. Тем не менее, в наши дни диетологи пришли к выводу, что многие растительные продукты по содержанию белков равноценны мясу, а может быть, даже более ценны, поскольку они тоже содержат все 8 аминокислот.

О бщее правило для приготовления богатых белками вегетарианских блюд заключается в сочетании мучных продуктов (хлеб, макароны и др.) с бобовыми (соя, чечевицы, арахис и так далее), например бутерброды с арахисовым маслом. Орехи и зерновые в сочетании с бобами или даже с крупами также составляют богатых белками рацион. Если включить в диету молочные продукты, то опасность белкового голодания будет практически равна нулю, поскольку молоко тоже содержит все «обязательные» аминокислоты. Кроме того, обнаружено, что во многих видах листовой зелени и даже в картофеле содержится значительное количество полноценного протеина. А стакан морковного сока по количеству и качеству содержимого белка равен одному яйцу.

Д октор Джон А. Макдугал, профессор-ассистент в медицинском колледже Гавайского Университета и руководитель оздоровительной диетической программы при больнице св. Елены в Дир Парк, Калифорния, говорит, что такое комбинирование белков необязательно. Он утверждает, что протеина более чем достаточно даже в растительных продуктах, взятых по отдельности. С ним соглашаются другие авторитетные учёные, и теория Лапп, вызвавшая одобрение диетологов своего времени, в наши дни оспаривается. Несомненно одно: можно комбинировать потребляемые продукты, можно прекрасно чувствовать себя, не следя за их сочетаемостью, но в любом случаен доказано, что вегетарианская диета проста, полезна и обеспечивает необходимое количество белков.

В 1954 году группа учёных Гарвардского университета провела исследование и обнаружила, что при совместном употреблении разных овощей, зерновых и молочных продуктов выделяется даже больше протеина, чем необходимо получать в день. Из их отчёта следует, что трудно представить себе разнообразную вегетарианскую диету, которая не превышала бы человеческой потребности в белках. Позже, в 1972 году, доктор Ф. Стейр из Гарварда произвёл свою собственную проверку количества белков, получаемого вегетарианцами. Результаты оказались удивительными: большинство обследованных получали в день двойную порцию протеина! Подобную работу проделал и доктор Пааво Айрола, один из ведущих специалистов ХХ века в области диетологии и естественной биологии. Его работы исчерпывающе доказали, что вегетарианцам не грозит белковое голодание и что протеин для них так же доступен, как и для тех, кто ест мясо.

В данных момент Американская ассоциация диетологов твёрдо убеждена в том, что растительные диеты полезны для здоровья и достаточно питательны при правильном составлении. В ноябре 1993 года журнал Ассоциации опубликовал обширную статью, подтверждающую это наблюдение. Боле того, в «Пищевых директивах для американцев» излагаются те же взгляды, что отражает курс государственной политики в отношении охраны здоровья и предотвращения заболеваний. Эти директивы были изданы сперва в 1980, а затем в 1985 и 1990 годах Министерством сельского хозяйства и Службой здравоохранения – двумя ортодоксальными и консервативными организациями. Недавно появилось четвёртое издание, где впервые прямым текстом говорится о пользе вегетарианства: «Некоторые американцы придерживаются растительной диеты из культурных, религиозных или медицинских соображений. Многие из них употребляют в пищу молочные продукты и яйца; такие лакто-ово-вегетаринцы, как правило, отличаются завидным здоровьем. Вегетарианские диеты прекрасно согласуются с «Пищевыми директивами» и отвечают принятым стандартам питательности. При достаточно разнообразном и обильном рационе количество получаемого белка оказывается вполне удовлетворительным». Этот отчёт был опубликован Совещательной комиссией по пищевым директивам в «Пищевых директивах для американцев» за сентябрь 1995 года и стал большим шагом вперёд в распространении вегетарианского образа жизни

МЯСОЕДЕНИЕ И ГОЛОД В МИРЕ

Д авайте задумаемся над следующими цифрами. Одна тысяча акров сои даёт 1124 фунта годного к употреблению белка. Тысяча акров риса даёт 938 фунтов белка. Тысяча акров кукурузы даёт 1009 фунта белка. Тысяча акров пшеницы даёт 1043 фунта белка. Теперь представьте себе: если скормить скоту тысячу акров сои, риса, кукурузы и пшеницы, получится только 125 фунтов годного к употреблению белка! Это открытие и другие факты из того же ряда приводят к тревожному выводу: мясоедение непосредственно связано с мировым голодом.

Н екоторые диетологи, экологи и политики указывают на то, что если бы США отдавали бедным и голодающим народам мира столько зерна и сои, сколько идёт на корм скоту, это навсегда покончило бы с голодом и сопутствующими ему ужасами. Диетолог из Гарварда Джин Майер подсчитала, что если сократить производство мясопродуктов всего на 10 процентов, сэкономленным зерном можно было бы накормить 60 миллионов человек. Статистика показывает: с учётом затраченных почвенных, водных и энергетических ресурсов мясо оказывается самым дорогим и непрактичным из всех видов пищевых продуктов. Из мяса к нам возвращается всего 10 процентов белков и калорий, скормленных скоту. Вдобавок, пастбища занимают сотни тысяч гектаров пахотных земель. Засеяв один акр такой земли соей, можно было бы получить 17 фунтов протеина. Корм с одного акра пастбища, съеденный бычком, обеспечит 1 фунт белка. Короче говоря, выращивать себе в пищу животных значит безумно расходовать мировые ресурсы.

П омимо потери пахотных земель, установлено, что для скотоводства требуется в 8 раз больше воды, чем для выращивания овощей, зерновых или сои – ведь скот должен пить, а кормовые культуры нужно поливать. Словом, миллионы людей умирают – и будут умирать – от голода и жажды, в то время как немногие избранные поглощают огромное количества белка, в процессе расходуя воду и почвенные ресурсы. Ирония ситуации в том, что съеденное мясо – злейший враг их же собственных тел.

И звестно также, что мясоедение опасно для окружающей среды. К примеру, метан – один из тех газов, что способствует парниковому эффекту, а значит, глобальному потеплению. 1,3 миллиарда голов скота производят пятую часть всего метана, выделяемого в атмосферу. Согласно весьма познавательной статье в «Вашингтон Спектатор» За 15 января 1993 года, основная масса скота выращивается по специальным технологиям для получения пищевого мяса. Если бы это прекратилось, говорится в статье, мы бы сделали значительный шаг к разрешению проблемы глобального потепления. Кроме того, бесценные тропические леса страдают из-за целлюлозной и мясопроизводящей промышленности. Большая часть Центральной Америки превратилось в гигантское пастбище, снабжающее мясом Североамериканский континент. Девственные леса Амазонки вырубаются и выжигаются ради того, чтобы обеспечить мясом Британию и Европу.

Д жереми Рифкин развивает эти мысли в своей прекрасной работе «Что стоит за мясом?». Рифкин находит прямую связь между мясоедением и разрушением окружающей среды, объясняя, что планета не в состоянии вынести нашей алчности и нашего невежества. «Поистине, - говорит он, цитируя Ганди, - Земля может удовлетворить все нужды человека, но не его капризы». Очевидно, наша жадность стремительно истощает Землю. Недавнее увеличение потребления животных белков в развивающихся странах привело к росту потребности в кормовом зерне. Так, в 1995 году Китай буквально за один день превратился из поставщика в импортёра зерна. Это указывает на проблему, которая со временем будет лишь обостряться: мировые ресурсы не выдержат одновременного прироста населения и увеличения потребления мяса. В недавнем номере «Бизнес Уик» (12 февраля 1996 года) появилась статья, где говорится, что наш мир, «возможно, перешёл черту, за которой даже совместные усилия правительств по сохранению ресурсов могут оказаться безрезультатными». Единственным выходом представляется массовое вегетарианство, но это едва ли возможно.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 253 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2172 - | 2117 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.