Значительное количество положений международного гуманитарного права регулируют отношения, связанные с участием в военных действиях. Термин «комбатант» является одним из ключевых в международном гуманитарном праве. Согласно смыслу пункта 2 статьи 43 Дополнительного протокола I комбатанты – это «лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала...)», и имеющие «право принимать непосредственное участие в военных действиях». Таким образом, из Дополнительного протокола I вытекают следующие основные признаки комбатанта:
во-первых, лицо должно входить в состав признанных вооруженных сил государства, за исключением медицинского и духовного персонала, представители которого не обладают статусом комбатантов, даже если и входят в состав вооруженных сил;
во-вторых, наличие права принимать непосредственное участие в военных действиях.
Важность статуса комбатанта заключается в том, что, с одной стороны, его нормативное закрепление позволяет проводить разграничение между лицами, правомерно принимающими участие в военных действиях, и лицами, не принимающими участие в них и в силу этого находящимися под покровительством Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г., а, с другой стороны, при прекращении комбатантом участия в военных действиях в результате ранения, болезни, кораблекрушения или пленения позволяет ему автоматически получать статус соответствующей категории покровительствуемых лиц и защиту, предусматриваемую международным гуманитарным правом (военнопленного, раненого и больного и т.п.).
В период вооруженного конфликта часто возникает потребность в разграничении таких понятий, как военный шпион и военный разведчик, доброволец и наемник.
Военный шпион,согласно статье XXIX Приложения к IV Гаагской конвенции 1907 г. – это «такое лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне». В пункте 1 статьи 46 Дополнительного протокола I уточняется статус военного шпиона, согласно которому лицо из состава вооруженных сил, «попадающее под власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом».
Доброволец – это лицо, которое добровольно поступило в действующую армию одной из воюющих сторон
Добровольцев необходимо отличать от наемников. Понятие «наемник» содержится в статье 47 Дополнительного протокола I 1977 г. Согласно ему наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного. Одновременно наемник – это любое лицо, которое:
а) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
б) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;
в) принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
г) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
д) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
е) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.