Серьезное нарушение, как оно определяется в п. 2 ст. 40 гл.III Статей «Серьезные нарушения обязательств, вытекающих из императивных норм общего международного права», - это нарушение, сопряженное с грубым или систематическим невыполнением обязательства ответственным государством. Для того, чтобы считаться систематическим, нарушение должно совершаться организованным путем и умышленным способом. Напротив, термин «грубое» отражает масштабность нарушения или его последствий; оно означает нарушения вопиющего характера, представляющие собой прямое и открытое посягательство на ценности, защищаемые указанной нормой. Эти термины не являются взаимоисключающими.
Серьезное нарушение такого рода обязательства влечет за собой особые (дополнительные) последствия, как для несущей ответственность стороны, так и для других субъектов. В частности, все государства должны сотрудничать с целью положить конец любому серьезному нарушению (п.1 ст.41). Такого рода сотрудничество осуществляется, прежде всего, в рамках международных организаций. Главная роль в организации такого сотрудничества принадлежит Генеральной Ассамблее и Совету Безопасности ООН.
В соответствии с п. 2 ст. 41 на государствах лежит обязанность воздержания, включающего два обязательства: во-первых, не признавать правомерными положения, сложившиеся в результате серьезных нарушений по смыслу ст.40 и, во-вторых, не оказывать помощи или содействия в сохранении такого положения. Первое из этих двух обязательств касается обязательства коллективного непризнания международным сообществом в целом законности ситуаций, являющихся прямым результатом серьезных нарушений по смыслу ст.40. Имеется в виду недопустимость не только формального признания, но и признания подразумеваемого.
Поскольку речь идет об особой категории обязательств – обязательств перед международным сообществом в целом, имеющих для него жизненно важное значение, то они обеспечиваются в особом порядке.Поскольку все государства имеют юридический интерес, то все они вправе призвать к ответственности государство, нарушившее обязательство erga omnes (между всеми). Другими словами, претензии к нарушителю вправе предъявить не только непосредственно потерпевшее государство, но и любой член международного сообщества.
То обстоятельство, что режим ответственности за рассматриваемые правонарушения еще подлежит разработке, подтверждается в какой-то степени п. 3 ст. 41, в котором говорится о дополнительных последствиях в соответствии с международным правом. Комиссия международного права ООН не раз указывала на значение установления специального режима ответственности за особенно серьезные правонарушения. Поскольку при подготовке окончательного варианта главы Комиссии международного права пришлось снять ряд положений, вызвавших критические замечания правительств, соответствующие положения Статей носят достаточно общий характер и представляют собой основу, на которой должен формироваться особый режим ответственности за серьезные нарушения обязательств, вытекающих из императивных норм общего международного права.
Исходя из международной практики, виды и формы ответственности государства-нарушителя определяются в специальных международных соглашениях, либо в решениях Совета Безопасности ООН.
Ответственность за совершение международных преступлений не может сводиться к возмещению материального ущерба (репарации, реституции) или восстановлению нарушенных прав. Она может иметь и иные формы, которые могут носить ограничительно-карательный характер и выходить за рамки простого возмещения. Такими являются чрезвычайные сатисфакции и чрезвычайные репарации. Современное международное право признает незаконными военные контрибуции, которые являлись, по сути, данью побежденного победителю.