Блажен, кто не осуждает себя в том,
что избирает.
Рим. 14: 22.
* * *
Данные очерки написаны на основе лекций, прочитанных в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия в 1993/1994 учебном году, и не являются систематическим изложением истории женских общин или истории профессионального медицинского ухода. Автор ставил перед собой иную задачу: наряду с официальной информацией, связанной с датами, статистикой, именами и т. д., дать описание конкретных ситуаций, в каких оказывались сестры, привести яркие случаи из их практики, которые, даже не будучи типичными, могли бы характеризовать их деятельность. Чтобы описать такое явление в российской истории, как общины сестер, пришлось затронуть ряд тем, напрямую не связанных с уходом за больными: женское медицинское образование, деятельность врачей в период войны, общее содержание раненых в госпиталях, работа Общества Красного Креста, его взаимоотношения с Военным ведомством и т. д. Эта дополнительная информация необходима для более объемного, включенного в определенный исторический контекст представления о сестрах милосердия. С этой же целью основной очерк, посвященный российским организациям, предварен кратким экскурсом в историю женских общин вне России — общин, сохранявших полумонашескую и полусветскую традиции ухода за больными.
В наше время у многих людей формируется несколько идеализированное, а точнее, совершенно неправильное представление о сестрах милосердия как о неземных ангелоподобных существах, с легкостью порхающих между коек раненых, изредка отирая кровь с их измученных лиц, постоянно пребывающих в возвышенном и молитвенном состоянии духа. Однако не следует забывать о том, что профессия сестры вплоть до начала XX века в России никогда не считалась престижной и всегда увязывалась с самой черной работой, которую должны выполнять люди из простонародья, вынужденные этим зарабатывать на пропитание.
Интерес к делу ухода, как и теперь, у общества просыпался с началом крупных военных кампаний, когда в туманной дымке перед глазами многих энтузиасток возникал героический образ женщины, перевязывавшей кровавые раны умирающего солдата. И вот тогда-то маститые публицисты в журналах и столичных газетах начинали писать о сестрах; выпускались брошюры иллюстрированные множеством картин, дневники и воспоминания врачей, сестер и других очевидцев событий; составлялись отчеты о деятельности санитарной и медицинской частей войск, чаще всего с самыми лестными отзывами о работе сестер и т. д. и т. п. По окончании же войны вновь наступал информационный вакуум — как это ни парадоксально, нам практически ничего неизвестно о работе сестер в мирное время, поскольку сухие ежегодные отчеты общин дают крайне скудное представление о живых людях. Таким положением вещей обусловлена и структура данных очерков, опорными точками в которых являются крупные войны России с середины XIX века: Крымская, Русско-турецкая, Русско-японская и Первая мировая — в общей сложности они занимают лишь десять лет из почти восьмидесятилетнего периода существования сестричеств. Такое непропорциональное описание несправедливо, но, к сожалению, обусловлено характером исторических материалов.
В современной литературе данная проблема обсуждалась мало. Опубликованные материалы по истории общин носят описательный характер и затрагиваются исследователями лишь в связи с другими темами: женским медицинским образованием[1], историей благотворительности[2] или героической деятельностью женщин в контексте всеобщей и русской истории[3]. Особый интерес представляли такие личности, как основатель Крестовоздвиженской общины Н. И. Пирогов[4] и Елизавета Федоровна, создавшая Марфо-Мариинскую обитель[5]. Кроме того, появлялись статьи по отдельным женским организациям в контексте москвоведения с отдельными описаниями архитектурных особенностей общинных зданий[6] и очерки, посвященные наградным знакам сестер[7]. Единственной книгой, в которой была сделана попытка подробно рассмотреть деятельность женщин в связи с уходом за больными и ранеными, стал труд П. А. Илинского, посвященный Русско-турецкой войне[8]. Основной идеей, красной нитью проходившей через его исследование, было утверждение, что женщина — тоже человек, способный получать образование и трудиться не только наравне с мужчинами, но даже гораздо лучше. В настоящих очерках автор попытался дополнить историю этой захватывающей и весьма интересной темы.