Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Отличие государства от власти роди племенной организации




Пришедшее на смену родоплеменной организации власти государство как специфическая организация осуществления власти в новых условиях классового общества существенно отличается от родоплеменной власти.

Во-первых, для осуществления власти необходимы были новые формы объединения самого населения, ибо деление населения на роды и племена утратило свое значение. Насе­ление стало подразделяться и объединяться по территориаль­ному признаку: террторизлънъш общинам, волостям, графст­вам, а позднее и иным административно-территориальным единицам. И органы новой государственной власти были «привязаны» именно к этим единицам. Для государства имеет значение уже не относимость человека к роду или племени, а факт проживания на определенной территории.

Во-вторых, для государствахарактерно наличие пуб­личной, политической власти, выражающейся в системеорга­нов, осуществляющих власть на постоянных профессиональ­ных началах. Эта власть уже нс совпадает снаселением, онаосуществляетсяособыми людьми, выделившимисяиз обще­ства, которые нсзанимаются производительным трудом. Ихудел — управлениеобществом, общественными процессами, разрешение конфликтов.Эта власть опирается на принужде­ние.Здесь мы видими особые структурные элементы новой организации, призванныеприменять юридическое принуж­дение, втом числе спомощью оружия (полиция, тюрьмы,армия), для внутренних ивнешних целей.


Налоги — третий признак государства, отличающий его от власти догосударственной. Налоги необходимы для содержа­ния государственных чиновников, армии, полиции, создания материальной базы для них, в том числе для производства оружия.

Налоги — это безвозмездные, постоянные, регулярные платежи в пользу государства (казны). Эти платежи могут быть и натуральными (зерно, мед, шерсть, скот и т. д.), и де­нежными. В современных условиях налоги преимущественно денежные. Налоги и иные платежи (пошлины, сборы) берутся как с граждан, так и с организаций.

Для сбора налогов также создается разветвленная система государственных органов (налоговая служба, налоговая поли­ция и др.). Постоянным спутником государства являются и государственные долги, появляющиеся тогда, когда налого­вых сборов недостаточно для содержания государственного аппарата и выполнения государственных программ в той или иной сфере жизни.

Наряду с налогами государство обременяло и может об­ременять граждан другими повинностями: дорожной (учас­тием в строительстве дорог), гужевой (участием в перевозках государственных грузов), воинской (обязанностью военной службы) и др.

Происхождение права

Причины возникновения права те же, что и причины воз­никновения государства. Их возникновение идет параллельно в рамках единого процесса. Это и закономерно, ибо они тесно связаны между собой, не существуют одно без другого. Если органы государства вырастают из органов родовой организа­ции, то право вырастает из социальных норм догосударствен­ной организации/Оно формируется из обычаев, табу, которые преобразуются, отбираются, приспосабливаются к новым со­циальным отношениям, основанным на частной собствен­ности, социальном и классовом расслоении общества. Мы видим, как обычай избрания на общественные должности по­степенно преобразуется в обычай выборов на эти должности №з определенных аристократических, привилегированных се­мей, затем превращается в обычай замещения должностей по наследству, создается наследственная монархия, возникает


местничество, когда те или иные семьи претендуют на занятие определенных должностей в государстве.

В родовом строе существовал обычай кровной мести как определенный способ защиты жизни соплеменников от по­сягательства чужаков. Вначале этот обычай ничем не ограни­чивался. Затем стал устанавливаться принцип талиона (прин­цип соразмерности мести причиненному ущербу — «око за око, зуб за зуб»). Постепенно он заменялся принципом ком­позиции (выкупа кровной мести). С возникновением классо­вого общества, государства размер выкупа ставится в зависи­мость от общественного положения потерпевшего, убитого. Этот обычай закрепляется государством, преобразовывается. Выкуп идет в пользу государства (князя, короля) и становится дифференцированным. Так, по «Русской.правде», за убийство княжьего слуги взыскивалось 80 гривен, свободного— 40, раба ~ 5 гривен.

Переход от коллективной собственности к частной осу­ществлялся постепенно и также освящался обычаями, содер­жание которых постепенно трансформировалось. Вначале зе­мельным участком владели на правах временного пользова­теля. Переделы земли становятся все реже и реже, затем от них отказываются. Возникает наследственное владение. Обы­чай признает такой порядок, наследственное владение пере­растает в частную собственность с правом распоряжения зем­лей. Этому способствует и появление приобретательной дав­ности. Длительное, добросовестное владение признается основанием земельной собственности. Приобретательная давность узаконивала и весьма сомнительные приобретения, и прямые захваты.

Важную роль в трансформации обычаев играли суды, ко­торые приспосабливали их путем толкования к новым усло­виям. Постепенно обычаи превращались в правовые обычаи как обычаи, санкционированные государством, складывалось обычное право. Санкционирование сначала было фактиче­ским. Должностные лица государства, и прежде всего судьи, признавали те или иные обычаи действующими и выносили на их основе решения. Постепенно обычаи начинают систе­матизироваться, обретать письменную форму. В ходе состав­ления списков обычаев они подвергались дальнейшей обра­ботке, приспособлению, систематизации. Таким образом, первое, возникающее вместе с государством право было обыч-


ным правом. Первые источники права — это списки обычно­го права. Назовем в их ряду Закон XII таблиц Римского права и так называемые варварские правды («Русская Правда», «Са-лическая Правда» франков).

В Англии на основе обычаев стало складываться общее право, основу которого составляли прецеденты (решения су­дов).

С развитием государства, его централизацией и дальней­шим изменением общественной жизни обычаи перестали быть достаточными для регулирования общественных отно­шений в силу их пробельности, косности, недостаточной опе­ративности. Государство начинает само создавать нормы пра­ва путем принятия различного рода нормативных актов (конс­титуций, указов, законов, декретов и т.д.).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1250 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2457 - | 2338 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.