Правоспособность – это закрепленная в законодательстве способность субъекта иметь юридические права и обязанности. Дееспособность – это закрепленная в законодательстве способность субъекта своими личными действиями осуществлять юридические права и обязанности, свою правоспособность. Вместе правоспособность и дееспособность составляют правосубъектность.Правосубъектность может быть общей (способность быть субъектом права вообще), отраслевой и специальной (например, правосубъектность юридических лиц).
Нормы права содержат типовые, нормативные модели правоотношений. Правовая норма и правовое отношение органически взаимосвязаны и представляют собой в известном смысле единое целое. Это небольшая, но четкая динамичная система, в которой два главных компонента жестко предполагают друг друга. Норма вне правоотношения мертва, а правоотношение без нормы вообще немыслимо. Они соотносятся как причина и следствие – первое предшествует второму, а не наоборот.
Причем, говоря о норме права как необходимой предпосылке правоотношения, следует иметь в виду не только норму, определяющую конкретное правило поведения, но и всякое нормативное предписание правотворческого органа (нормы, принципы, дефиниции и т.д.), взятое в единстве с иными предписаниями, определяющими правовое положение субъекта, формы соучастия и т.п., так как любая жизненная ситуация регулируется целым комплексом системно взаимосвязанных правовых предписаний. Только при таком условии можно говорить о возникновении правоотношения на основе обычаев делового оборота или в результате использования аналогии права.
Юридические факты (!!!более подробная информация в вопросе 56) – это конкретные жизненные обстоятельства, которые являются юридическим основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Некоторые авторы более конкретизируют предпосылки правоотношений и относят к ним также юридические презумпции и юридические фикции. Юридические презумпции – это предположения о наличии обстоятельств, имеющих силу юридических фактов. Юридические фикции – это заведомо неистинные положения, которые вносят определенность в правовое положение лица и тем самым способствуют реализации норм права. Теория права относит юридические фикции к особым средствам, которые используются для обеспечения формальной определенности права. Они упрощают правовые отношения и способствуют установлению справедливости.
Проследить динамику возникновения и движения правоотношения можно на условном примере. Предположим, конкретное лицо решило приобрести дом в сельской местности. Сможет ли оно реализовать свое желание вне сферы правового регулирования, то есть купить дом у продавца, игнорируя соответствующую норму гражданского права. Сможет, но такая сделка будет считаться незаконной и подлежит аннулированию. Для того чтобы стать законным обладателем дома, требуется три условия:
чтобы покупатель и продавец были право- и дееспособными;
чтобы норма права допускала возможность приобретения дома данным лицом;
чтобы покупатель уплати продавцу денежную сумму, условленную договором купли-продажи, а сам договор был бы соответствующим образом оформлен.
При наличии указанных условий правоотношение реально возникает и достигает своей цели: покупатель получает дом в собственность, а продавец – определенную денежную сумму за проданный дом.
Отношение купли-продажи дома не может возникнуть даже при отсутствии одного из перечисленных условий, а именно:
если покупатель несовершеннолетний или страдает душевной болезнью;
если нет нормы, регулирующей данное отношение, или когда рассчитанная на эти отношения норма не распространяет свое действие на покупателя;
если покупатель не уплатил оговоренную сумму продавцу или договор купли-продажи не оформлен надлежащим образом.
Правовая форма и фактическое содержание общественного отношения находятся в неразрывном единстве. Нормы права для того и создаются, чтобы урегулировать, придать юридическую форму этим отношениям.
В частности, взаимосвязь между нормой права (как важнейшей юридической предпосылкой) и правоотношением может проявляться в следующем:
1) норма права и правоотношение выступают элементами механизма правового регулирования;
2) норма права – основа возникновения правоотношения;
3) норма права устанавливает круг субъектов правоотношения;
4) норма права в своей гипотезе предусматривает условия возникновения того или иного правоотношения;
5) норма права в диспозиции определяет субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения;
6) норма права в санкции содержит указание на возможные последствия выполнения диспозиции (наказания либо поощрения).
Таким образом, правоотношение есть форма реализации нормы права. Правовая норма и правоотношение соотносятся как причина и следствие.
В юридической литературе есть две точки зрения на характер взаимосвязи нормы права и правоотношения:
1) по мнению большинства ученых, правоотношение – это результат воздействия нормы права на общественные отношения (последовательность здесь такая: норма права → общественные отношения → правоотношения);
2) согласно другой позиции, правоотношение – это средство регулирования общественных отношений (последовательность здесь уже другая: норма права → правоотношения → общественные отношения).
Думается, ближе к истине первая точка зрения, точнее отражающая реальность. Однако в обоих случаях ясно одно: нельзя понять сущность правоотношения вне связи с правовой нормой, и наоборот.