— общая, независимая от времени и пространства, социальных условий первопричина происхождения права у разных народов. Для различных стран и народов, безусловно, существуют «свои» причины правогенеза. Однако есть то общее, что свойственно всем странам и континентам. Антропологи, историки, правоведы, занимаясь проблемами правогенеза и исходя из той посылки, что общий взгляд на историю права остается эволюционистским (древние и последующие правовые системы представляют право как единое явление истории и культуры), отмечают одну и ту же закономерность: история права есть разновременное, параллельное развитие правовых систем согласно общим закономерностям социальной эволюции, проявляющихся вследствие единообразия человеческой природы и схожести проблем, решаемых на одинаковых стадиях общественного развития.
Наличие отмеченной общей закономерности (первопричины) возникновения права обусловлено тем, что экономическая и социальная жизнь всякого общества нуждается в определенном упорядочении организации действий людей, участвующих в производстве, обмене и распределении материальных благ, а также в урегулировании брачно-семейных, трудовых, межличностных отношений. Такая урегулированность достигается с помощью различных социальных норм, представляющих собой «сплетение» обычаев, ритуалов, традиций родового строя, религиозных и моральных требований. Изменившиеся социально-культурные условия, возникший новый экономический строй, и последовавшая за этим дифференциация общества на обособленные по интересам группы людей, требовали принципиально новой формы регулирования формирующихся отношений. Возникла потребность в появлении таких норм, которые распространяли бы свое действие на всех членов общества, обладали гораздо более высокой степенью обязательности и регулятивными возможностями и тем самым оказывались способными в новых условиях придать экономическим, политическим, управленческим, трудовым и иным отношениям правовую форму. Возникающее право взяло на себя выполнение этих функций. Возникновение права, таким образом, обусловлено логикой развития самого общества и может быть представлено как переход от одних социо-нормативных систем к другим, более совершенным. Право возникает как реакция на потребности организованного сообщества людей соединить в рамках одного пространства разнородные интересы, не посягая на фундаментальные ценности каждого из указанных субъектов социальных отношений (С. Г. Кукин).
Этапы (стадии) правообразования. Для выяснения причин происхождения права важно разобраться в вопросе о том, когда оно возникает. Разность методологических подходов исследователей к этой проблеме обусловила две позиции. Согласно одной из них – признается догосударственное право, т.е. существование права в первобытном обществе; согласно другой – существование догосударственного права исключается.
Как и государство, право в своем становлении прошло ряд последовательно сменявших друг друга этапов или стадий. При этом каждая последующая стадия свидетельствовала о прогрессе развития права, приобретении им большей развитости по сравнению с предыдущей. Большинство этнографов, социологов, историков и социологов поддерживают и сейчас вывод о невозможности существования в первобытном обществе права. Однако такой вывод по меньшей мере выглядит спорным и не отражает длительности и всей сложности процесса правообразования. В зависимости от стадии правового развития общества правомерно выделять следующие типы (уровни) права: примитивное, архаическое и зрелое. С учетом этого можно вести речь о трех этапах, стадиях правообразования: 1) “раннем”, или примитивном праве; 2) архаическом праве; 3) зрелом праве.
Примитивное право лишь отчасти напоминает современное право. Это своего рода протоправо, регулятивная система, имеющая юридический характер. По утверждению ученых, примитивное право представляет “бесформенную груду” норм, с помощью которых примитивные культуры решают конфликты, являющиеся эмбрионально правовыми. Оно характеризует стадию правового развития, связанную с распадом первобытного общества, возникновением в его недрах регулятивной системы, которая способна была интегрировать общество в единый социальный организм. Как социальный институт, примитивное право должно удовлетворять таким признакам: оно выражается в решениях политического авторитета; включает отношения между двумя сторонами спора; характеризуется регулярностью применения; обеспечивается санкциями. Антропологи (Е. Хоубел) выделяют следующие функции примитивного права: устанавливать, какая деятельность дозволена или запрещена; смирять насилие и направлять силу на установление порядка, определять, кто может применять принуждение; избавляться от возникающих затруднительных случаев; обеспечивать приспособляемость людей при изменяющихся условиях (См.: Мальцев Г.В. Указ соч. С. 55.
Американский антрополог права Эдвард Адамсон Гобель и представитель реалистической школы права Карл Ллевелин в опубликованном ими в 1941 г. совместном труде следующим образом обобщили функции права в примитивном обществе: law jobs – разрешать конфликтные ситуации, предупреждать отклоняющееся поведение и “выпрямлять” его; juristic method – совершать необходимые юридические действия с помощью уполномоченных лиц или групп”; law ways приводить нормативные требования в соответствие с потребностями жизни (см.: Hoebel Е.А., Llevellyn K.N. The Cheyenne Way: Conflict and Case Law in Primitive Yurisprudence. 1941. P. 278)).
Архаическое право связано с появлением новых форм права и прежде всего писаных источников.
Зрелое право характеризуется тем, что оно приобрело цивилизованные формы, благодаря особой связи с государством стало “узнаваемым” и наиболее авторитетным регулятором. Оно отличается сформировавшейся иерархией источников права, отработанными механизмами обеспечения действия права, более или менее зрелым правосознанием. В свою очередь стадия зрелости права имеет свои ступени восхождения права к его современному состоянию.