Любое общество нуждается в упорядочении и организованности своей жизнедеятельности. Это достигается двумя основными путями: саморегулированием (самоорганизацией) и регулированием.
Саморегулирование — это воздействие на человеческое поведение внутренними установками.
Например, поведение человека во многом саморегулируется на основе присущих ему врожденных инстинктов. Саморегулироваться может в известной степени и общественная жизнь. Так, рыночная система хозяйствования имеет некоторые закономерности (например, закон соответствия спроса и предложения), позволяющие ей существовать и развиваться в известных пределах без вмешательства извне.
Однако на определенной стадии развития общества одного только саморегулирования становится недостаточно для упорядоченности общественной жизни. Возникает потребность воздействовать на человеческое поведение извне. Такое воздействие осуществляется субъектами, обладающими властью.
Воздействие на поведение людей внешними средствами есть регулирование общественных отношений.
Различают индивидуальное и нормативное регулирование.
Индивидуальное регулирование — это властное воздействие на поведение человека с помощью разовых, персонифицированных, конкретных указаний.
Индивидуальное регулирование имеет много положительных свойств: оно конкретно, касается определенной ситуации и всегда адресно, т. е. индивидуализировано. Думается, что индивидуальное регулирование исторически было первым и господствующим на заре человеческой цивилизации. С развитием общества, усложнением социальной жизни все более выявляются недостатки, свойственные индивидуальному регулированию: оно неэкономично, требует больших затрат времени, сил и т. д. Постепенно возникает необходимость охватить общим правилом повторяющиеся, типичные общественные отношения. Иными словами, в обществе постепенно складываются определенные правила поведения, начинается переход от индивидуального регулирования - к нормативному.
Особенностью нормативного регулирования является общий, абстрактный характер установленных правил поведения, рассчитанных на многократное повторение. В отличие от индивидуального указания, норма обращена уже не к одному индивиду, а сразу ко всем, кто находится в данной ситуации. Постепенно нормативное регулирование становится основным видом социального регулирования. Индивидуальное же регулирование не исчезает, а становится дополнительным видом, конкретизирующим и развивающим нормативное.
Правовое регулирование по своей сути, прежде всего нормативное, но при этом общественные отношения, помимо правовых норм, регулируются также и индивидуальными правовыми предписаниями (таковыми являются приказы о назначении на должность, об увольнении с работы и т. д.).
В обществе одновременно действует множество правил поведения.
Принято разделять технические и социальные нормы.
Технические нормы — это правила поведения, которые регулируют связи типа «субъект — объект», т. е. отношение человека к техническим средствам, орудиям труда, природе в целом. Примером технических норм могут быть, например, правила, содержащиеся в инструкциях по пользованию бытовыми приборами. В этом смысле технические нормы являются общественными нормами, поскольку действуют в человеческом обществе, но не являются социальными.
Социальные нормы — это правила поведения, которые регулируют отношения типа «субъект — субъект», иными словами, отношения между людьми, т. е. общественные отношения.
Все социальные нормы, действующие в обществе, несмотря на их специфику и отличие друг от друга, тесно взаимосвязаны, представляют определенное единство, объединены внутренними закономерностями и взаимосвязями и образуют систему нормативного социального регулирования. Основными элементами этой системы, или видами социальных норм, являются:
— правовые нормы — правила, которые выражают волю государства, им устанавливаются и охраняются;
— моральные нормы — правила, регулирующие поведение людей в соответствии с устоявшимися в обществе представлениями о «добре и зле», «справедливом и несправедливом», «хорошем и плохом»;
— религиозные нормы — правила, которые регулируют общественные отношения на основе представлений о божественном и священном. Они фиксируются, обычно, в различных церковных книгах (Библии, Коране, Талмуде и проч.);
— корпоративные нормы — правила, принятые негосударственными, общественными организациями, направленные на регулирование внутриорганизационных отношений между членами этих организаций (устав политической партии, профсоюза и т.п.);
— обычаи — правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократного повторения и выполняющиеся в силу привычки. Некоторые авторы выделяют также политические нормы, эстетические и др.