Под формами осуществления функций чаще всего понимается сходная по своим признакам деятельность государственных органов, посредством которой реализуются функции государства.
Иными словами, формы осуществления функций – это те виды практической деятельности, которую осуществляет государство, выполняя ту или иную функцию. Думается, что для такой позиции, на первый взгляд, есть немало оснований: действительно, а как же еще могут осуществляться функции государства как не определенной деятельностью органов государства? Однако надо иметь в виду, что формы осуществления функций и виды государственной деятельности, посредством которых эти функции выполняются, не всегда совпадают.
Как отмечалось ранее, необходимо учитывать, что многие задачи, возникающие перед государством, реализуются не только его практической деятельностью, но и в силу того влияния, которое оказывает государство, так сказать, «ipso facto», то есть в силу одного только своего существования. Например, для того чтобы добиться прочного порядка на автомобильной трассе, не обязательно каждый раз наказывать нарушителей: страх перед возможным наказанием уже может стать достаточно сильным мотивом для соблюдения правил дорожного движения.
Следовательно, под формами осуществления функций государства нужно понимать не только практическую деятельность (виды деятельности) субъектов реализации функции, но и то информационно-психологическое воздействие (влияние), которое оказывает государство на общество в той или иной сфере социальной жизнедеятельности (экономической, духовной и т.п.). Это – во-первых.
Во- вторых, любая функция государства реализуется не только деятельностью государственных органов, но и деятельностью многочисленных негосударственных организаций; более того, участие институтов гражданского общества в осуществлении функций государства по мере развития общества и приближения его к идеалам «правового общества» будет расширяться. Следовательно, формы осуществления функций государства понятие более широкое, нежели виды государственной деятельности.
Тем не менее, деятельность государственных органов, является главным способом осуществления функций, поскольку именно государственный аппарат выступает основным проводником государственной воли и государственной политики.
Различают правовые и неправовые (фактические) виды деятельности.
Правовая деятельность — это деятельность, которая носит юридический характер, так или иначе связана с правом. К правовым формам относятся: правоустановительная (правотворческая) деятельность, оперативно-исполнительная, правоохранительная, судебная и контрольно-надзорная.
Неправовая (фактическая) деятельность — это деятельность, которая не влечет юридических последствий: организационно - регламентирующая, организационно-хозяйственная и организационно - идеологическая.
Различие между правовой и неправовой (фактической) деятельностью и, одновременно, их единство наглядно иллюстрируется следующим примером.
Для обеспечения общественного порядка государство издает правила дорожного движения (правотворческая деятельность). Сотрудник государственной автоинспекции регулирует движение автотранспорта и пешеходов (оперативно-исполнительная деятельность), а в случае нарушения водителями или пешеходами правил дорожного движения компетентные лица пресекают противоправное поведение (охранительная деятельность). Разрешение юридических споров, принятие решения о применении государственного принуждения в особых случаях осуществляется судебными органами (правосудие). При этом важно, а иногда и необходимо, осуществлять надзор и контроль не только за законностью принимаемых государственными органами решений, но и за тем, как субъекты права соблюдают правовые нормы (контрольно-надзорная деятельность).
Но для обеспечения общественного порядка в местах движения транспорта необходимо также снабдить регулировщика движения средствами связи, форменной одеждой (организационно-хозяйственная деятельность), провести разметку улиц, установить светофоры, необходимые знаки (организационно - регламентирующая деятельность), обеспечить распространение знаний самих правил дорожного движения среди населения, провести воспитательные мероприятия для их фактического выполнения (организационно - идеологическая деятельность). Очевидно, что подобная деятельность хотя и не влечет правовых последствий, но объективно необходима и не менее важна как, например, и правотворчество.
При осуществлении своих функций государство использует самые разнообразные методы воздействия на управляемый объект с целью добиться от него желаемого результата, два из которых, являются универсальными: убеждение и принуждение.
Убеждение нередко расценивается как нечто противоположное принуждению, как антипод последнего. Несмотря на существующие различия, между убеждением и принуждением есть и немало общего, что обнаруживается при обращении к этимологии данных слов: принудить — значит «заставить что-нибудь сделать», убедить — «склонить к чему-либо, уговорить».
Иными словами, убеждение представляет собой такое воздействие, при котором управляемый (подвластный) объект выполняет требуемое от него добровольно, в силу внутреннего стремления. Достигается это посредством осуществления информационной, агитационно-пропагандистской и поощрительной деятельности.
Под принуждением понимается воздействие с целью заставить управляемый объект подчиниться, выполнить требуемое независимо от желания принуждаемого. Более того, часто при этом предполагается, что внутренние желания подвластного не совпадают или даже противоречат отдаваемым приказам.
В марксистской литературе существует мнение, что убеждение становится главным, основным методом осуществления функций только в социалистическом обществе. В эксплуататорском же обществе, в силу существующей в нем остроты классовых противоречий, главным методом является принуждение. Думается, что подобное утверждение нуждается в некотором уточнении.
В любом обществе главным методом осуществления государственных функций выступает убеждение, поскольку любой акт насилия со стороны государства наносит удар по легитимности государственной власти, чреват потерей престижа государства в сознании населения страны, провоцирует зарождение сомнений в законности существования данной власти и установленного ею порядка в стране.
Использование принуждения, особенно в его крайней форме в виде физического насилия, есть, в определенном смысле, проявление «слабости» государственной власти, доказательство того факта, что государство оказалось неспособным найти иные пути для реализации своих функций.
Вместе с тем практика существования государственно организованного общества доказывает, что полностью отказаться от принуждения при осуществлении своих функций не может ни одно из существующих государств.
Важно при этом, чтобы принуждение осуществлялось исключительно на правовой основе, было «законным» принуждением. А неизбежные при этом ограничения прав и свобод членов общества должны иметь исключительный, временный характер.
***
Тема 6