Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Религиозная правовая система на примере мусульманского права




Мусульманское право возникло как часть шариата (сис­тема предписаний верующим в Аллаха), представляю­щего собой важнейший компонент исламской рели­гии.

1) История мусульманского права начинается с пророка Му­хаммеда, жившего в 570. Мухаммед от имени Алла­ха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Эти нормы формулиро­вались им главным образом в публичных проповедях. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности, поведения Мухамме­да. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и пра­ва. Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений мусульман­ской общины, а потому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они форму­лировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В случае же «молчания» Корана и сунны нормы устанавливались совместным усмотрением либо единолично каждым ха­лифом.

2) В 8-10 вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи - кади. В этот период зарождаются главные ветви ислама, восполняются правовые пробелы, на основе толкова­ния Корана формулируется множество новых предпи­саний.

3) К концу 10 в. мусульманское право канонизирова­лось. Наступил «век традиций», пери­од действий согласно установившимся правовым нор­мам и доктринам. Мусульманские судьи лишились права при отсутствии в Коране, сунне и других источ­никах нужных норм выносить решения по своему усмотрению. Они должны были руководствоваться при­нятой населением страны ветвью.

4) К 13 в. мусуль­манское право практически утратило свою целостность и стало правом полидоктринальным, разделенным на разные ветви. Обязанность придерживаться конкретной юридической школы обеспечивалась государством, его правовой политикой. В результате наднациональное мусульманское право оказалось раздробленным. Подоб­но романо-германскому праву периода кодификации оно стало правом национальным.

5) Дальнейшее развитие мусульманской правовой док­трины шло по пути последовательного устранения внут­ренних противоречий, несогласованностей, существовав­ших в рамках той или иной ветви, а также создания общих положений, принципов, единых для всех мусуль­манских правовых школ. Эти нормы-принципы придали мусульманскому праву логическую целостность, строй­ность и значительно повысили его регулятивный потен­циал.

6) В 19 в. становление законода­тельства в качестве самостоятельного источника норма­тивного регулирования привело к постепенному вытес­нению юридической доктрины, снижению ее роли, хотя в содержательном плане она продолжала оказывать определенное воздействие на правовую систему.

7) Со второй половины 19 в. происходит ак­тивное заимствование европейского права, в частности романо-германского, которое в настоящее время в от­дельных арабских странах (например, в Турции) прак­тически вытеснило мусульманские правовые нормы. В других странах (Алжир, Египет, Сирия и др.) мусуль­манское право сохранилось в отдельных сферах соци­альных отношений, в частности в сфере «личного статуса» мусульман. В тех странах, где доминируют исламско-фундаменталистские позиции (Иран, Паки­стан, ЙАР, Ливия, Судан), границы мусульманского права более широки, включают различные институты, подотрасли гражданского, уголовного, государственного права, других отраслей.

 

Особенности.

· главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать. Право бесспорно и абсолютно, его нельзя отменить или изменить;

· источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

· нормы не являются управомачивающими или запрещающими, в их основе лежит долг

· весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

· особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;

· отсутствует деление права на частное и публичное;

· нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

· судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

 

Источники.

1) Коран - внешне это книга стихов, содержащая 114 сур (глав), более 4 тыс. корот­ких стихотворных фрагментов, не связанных общим конструктивным замыслом, единым началом. Сами текс­ты представляют собой речи и проповеди Мухаммеда, произнесенные им по различным поводам и обстоятельствам и собранные впоследствии в одно произведение. Лишь незначитель­ная их часть затрагивает вопросы правовых взаимоот­ношений мусульман, а также других верующих, боль­шинство же стихов посвящено вопросам религии и ис­ламской нравственности. Большое воздействие на этот источник религиозно-правовой мысли оказали более древние доктрины - христианство и иудаизм - главным образом через Пятикнижие (Тору), Талмуд. Коран был и остается для мусульманских юристов самым авторитетным источником исламского права.

2) Сунна – сборник преданий о жизни Мухаммеда, его поведении, поступках, образе мыслей и действий. Как и Коран, сунна содержит мало норм юридических, в ней доминируют нравственно-религиозные положения.

3) Иджма – общее решение авторитетных исламских правоведов. Мухаммед считал, что мусульманская община не может ошибаться. Факти­чески от имени общины выступают наиболее сведущие юристы, теологи, которые и выносят единогласное ре­шение

4) Кийяс – решение по аналогии, но анализируется религиозная идея, имеющая абсолютный, вневременной и неоспоримый характер. Кийяс не является продолжением, частью первоначальной нормы или казуса, а потому образует отдельный источник Права.

5) Закон (нормативно-правовой акт) – существует как вторичный источник права. В нем могут содержаться нормы, не только допол­няющие, конкретизирующие положения первичных ре­лигиозно-правовых документов, но и идущие вразрез с Кораном, сунной, иджмой (например, об ограниче­нии брачного возраста совершеннолетием, о допущении спекуляции, ссудно-кредитных операций).

6) Религиозно-правовая доктрина. В отдельные периоды истории, напри­мер в 8-10 вв., она получала официальное призна­ние, легализацию и выступала в качестве формы права, в другое время, как и сегодня, она уходила на второй план и оформлялась через иджму, кийяс, закон. Но в любом случае эта доктрина была и остается корневой системой мусульманского права.

7) Обычай - если, он не имеет религиозных оснований, то не относится к праву и не рассматривается как его источник. Однако когда отношения оказываются нерегламентированными пра­вом, не обеспечиваются юридически, обычай может выступать их регулятором.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 749 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2457 - | 2338 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.