Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


≈стественна€ теори€ права и юридический позитивизм




Ёто так называемое неписаное право, под которым понимаетс€ совокупность естественных и неотъемлемых прав человека. »сточник прав человека находитс€ не в законодательстве, а в самой человеческой природе, эти права приобретаютс€ от рождени€ либо даютс€ от Ѕога.

ѕризнаки естественного нрава:

І принадлежность к человеку с момента его рождени€;

І неотчуждаемость (неотъемлемость) от человека;

І выражение наиболее существенных социальных возможностей человека;

2. естественное право выступает критерием права позитивного, поскольку не вс€кий закон содержит в себе право. ≈ще ÷ицерон писал: ЂЌесправедливый закон не создает правої;

3. по мнению представителей теории, такие нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составл€ют €дро права. “аким образом, право и мораль, по сути, отождествл€ютс€;

4. при реализации естественных прав имеютс€ свои особенности:

І естественные права реализуютс€ непосредственно, т. е без какого бы то ни было правоприменительного акта;

І реализаци€ естественных прав осуществл€етс€ объективно, независимо от воли людей.

 

≈стественно-правова€ теори€ предполагает сосуществование двух систем права: естественного и позитивного. ѕозитивное Ц это такое право, которое официально признано и действует в том или ином государстве в виде законов, других правовых актов.

¬ теории происхождени€ государства и права эта теори€ получила название договорной, а также ее называют теорией договорного происхождени€ государства и права.

ќсновные положени€ естественно-правовой теории:

1) против идеи божественного происхождени€ государства и права;

2) рассматривает государство как результат объединени€ людей на добровольной основе (договора);

3) народ обладает естественным неотчуждаемым правом не только на создание государства на основе общественного договора, но и на сопротивление тиранам, на его защиту.

Ќекоторые положени€ этой теории были выдвинуты в ƒревней √реции в VЦIV вв. до н. э. софистами. ¬ частности, √иппий так высказывалс€ о законах, правах человека и государства: Ђя считаю, что вы все тут родственники, свойственники и сограждане по природе, а не по закону: ведь подобное родственно подобному по природе, закон же, властву€ над людьми, принуждает ко многому, что противно природеї. ¬ XVIIЦXVIII вв. эту теорию вз€ли на вооружение мыслители, активные борцы с крепостничеством и феодальной монархией. ƒанную концепцию поддерживали и развивали голландские просветители √. √роций и Ѕ. —пиноза, английские Ц “. √оббс и ƒ. Ћокк, французские Ц ∆.-∆. –уссо, ѕ. √ольбах и др.

ѕ. √ольбах резко критиковал идеи божественного происхождени€ власти, государства и права, считал, что они привод€т к губительным социальным последстви€м. √ольбах и другие сторонники теории признавали вместо божественной воли волю наций, народов, отдельного человека. “олько вол€ народов, наций, по их мнению, могла предоставл€ть кому-либо высшую власть.

∆-∆. –уссо освещал вопросы о том, что такое общественный договор, каким должны быть его содержание и назначение и др. ќчень знаменит его труд Ђќб общественном договореї. √лавна€ задача, которую должен решать общественный договор, считал –уссо, Ц это найти такую форму ассоциации, котора€ защищает своей силой личность и имущество каждого члена ассоциации и с помощью которой каждый, соедин€€сь со всеми, подчин€етс€ лишь самому себе, остаетс€ таким же свободным, как и прежде. √осударство, по его мнению, €вл€етс€ продуктом общественного договора, следствием разумной воли народа, человеческим учреждением или изобретением, при этом, создава€ государство, каждый человек отдает, ставит под верховное руководство общей воли свою личность, свои силы. √осударство, считал –уссо, Ц Ђусловна€ личностьї, жизнь которой заключена в союзе ее членов. ќдной их главных ее задач €вл€етс€ забота об общем благе, о благе общества, народа.

» в дальнейшем сторонники естественно-правовой теории происхождени€ государства и права последовательно защищали тезис о том, что народ страны обладает естественным и неотчуждаемым правом не только на формирование государства на базе общественного договора, но и на отпор тиранам, несправедливым правител€м.

ќсновы юридического позитивизма были разработаны английским юристом ќстином в его фундаментальном труде "„тение по юриспруденции" (1832 г.). ќстин объ€вл€л право, как и €влени€ природы, реальным, существующим фактом. –еальность праву придает государство, которое закрепл€ет конкретные нормы в принимаемых им письменных источниках "в цел€х руководства разумной сущностью".
ѕо ќстину, право образуют четыре элемента: приказ, санкци€, об€занность исполнени€ и суверенна€ власть. —ущность же права составл€ет приказ власти, адресованный подчиненному под угрозой применени€ санкции в случае его невыполнени€. — учетом такого понимани€ права основна€ задача юридической науки сводитс€ к анализу позитивных, прин€тых государством законов, иных нормативно-правовых актов, не вдава€сь в оценки содержащихс€ в этих источниках норм с позиции добра и зла, справедливости и прочих нравственных категорий.
“аким образом, юридический позитивизм решительно порывал с принципами и положени€ми теории естественного права. ≈сли последн€€ признавала права и свободы человека первичными и требовала их непременного признани€ государством, то позитивисты, наоборот, единственным источником права признавали государство. ќбосновыва€ предложенное понимание права и задач правовой науки, позитивисты подвергли суровой и основательной критике естественные права человека и проповедующую их теорию. ѕо мнению позитивистов, естественные права представл€ют собой не более чем предположени€, гипотезы, €вл€ютс€ источником заблуждени€ умов.
ѕризнава€ государство единственным источником действующего права, позитивисты приложили немало усилий по разработке правовых средств, конструкций, способных обеспечить неукоснительное действие права, применение принудительных мер к правонарушител€м, и добились в этом направлении заметных успехов.
«начительна€ часть пон€тий и принципов современной теории права была разработана в недрах юридического позитивизма. ≈го несомненной заслугой €вл€етс€ обоснование таких важнейших принципов теории права, как:
1) верховенство закона и наличие иерархической св€зи между законами и иными нормативно-правовыми актами, исключающей наличие в действующем праве противоречивых норм;
2) недопустимость отказа в правосудии по мотивам наличи€ в действующем законодательстве пробелов или не€сных норм права;
3) требование неукоснительного исполнени€ действующих законов государственными органами, гражданами и иными лицами (принцип законности);
4) подчинение судьи закону.
Ћогическое завершение юридический позитивизм получил в нормативистской теории  ельзена (1-а€ пол. XX в.). “еори€  ельзена получила название "чистой теории права", котора€ стремитс€ описать право таким, как оно есть, не занима€сь его оправданием или критикой. ёриста не должны интересовать внешние св€зи права с такими €влени€ми, как психологи€, социологи€, политика.
ёридический позитивизм, несмотр€ на р€д отмеченных достижений в разработке отдельных проблем правоведени€, не сумел правильно раскрыть сущность права и впал в неразрешимые противоречи€:
1) понимание права как совокупности установленных государством норм права содержит логическую ошибку в виде определени€ неизвестного через столь же неизвестное.
2) сведение права к закону, иным нормативно-правовым актам приводит к утрате вс€ких критериев, позвол€ющих отличать правовые нормы от голого произвола государства. — точки зрени€ позитивистской теории все законы фашистского государства €вл€ютс€ правом и законопослушным гражданам не остаетс€ ничего иного, как терпеливо их выполн€ть.
3) отрица€ существование права вне закона, в общем и целом, юридический позитивизм вынужден признать независимое от закона существование права в частном случае, на стадии правоприменени€ и реализации.
—оветские юристы вели активную борьбу с юридическим позитивизмом и нормативизмом, как и другими буржуазными правовыми теори€ми. » тем не менее их определени€ сущности права и теоретические представлени€ о механизме правового регулировани€ оставались по преимуществу позитивистскими.
— небольшими изменени€ми это определение права доминирует и по насто€щее врем€ в российском правоведении.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4645 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

431 - | 455 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.