(2 часа)
1. Сложность и разнообразие моделей вертикальных конструкций в музыке XX века. Темброво-сонорная направленность в развитии гармонических средств: преобладание красочно-фонических свойств созвучий над их ладофункциональным содержанием.
2. Расширение возможности выбора конструктивных единиц вертикали (обертон, тон, интервал, интервальная модель, аккорд). Структурная незамкнутость, неопределенность пространственно-временных параметров современных вертикальных образований.
3. Основные типы гармонических структур в современной музыке: аккорд, сонор, сонороное поле. Аккордика автономная и результирующая (Л.Дьячкова), вертикально-составные и линеарно-составные аккорды (Н.Гуляницкая).
4. Структурный аспект. Классификация аккордов по структурному принципу (Н.Гуляницкая). Характеристика моноаккордов: терцовые и нетерцовые; терцовые аккорды расширенной структуры; аккорды с побочными тонами; аккорды с хроматически раздвоенными тонами; аккорды различных интервальных моделей. Полиаккорды: однородные и неоднородные.
5. Фонический аспект. Классификация аккордов по уровню напряженности (П.Хиндемит). Дополнительные фонические характеристики аккорда в современной музыке: степень напряжения, степень плотности, широта, объем.
6. Функциональный аспект. Разнообразие функциональных связей аккордов; широкая трактовка функциональности; тесная связь функциональности с фонической характеристикой аккорда и с линеарно-мелодическим аспектом вертикали.
7. Образно-стилевая семантика аккордового материала в современной музыке.
Библиографический список
1. Гуляницкая Н. Введение в современную гармонию.— М., 1984.
2. Дьячкова Л. Гармония в музыке XX века.— М., 1989.
3. Паисов Ю. Политональность в творчестве советских и зарубежных композиторов XX века.— М., 1977.
4. Холопов Ю. Гармония. Теоретический курс.— М., 1988.
5. Холопов Ю. Задания по гармонии.— М., 1983.
6. Холопов Ю. Очерки современной гармонии.— М., 1974.
7. Холопов Ю. Современные черты гармонии Прокофьева.— М., 1967.
8. Холопова В. О линеарно-мелодическом мышлении композиторов XX века // Критика и музыкознание.— Л., 1980.— Вып. 2.
9. Этингер М. Гармония в полифонических циклах Хиндемита и Шостаковича // Теоретические проблемы музыки XX века.— М., 1967.— Вып. 1.
Тема 12. Хроматическая тональность в музыке ХХ века
(2 часа)
1. Определение хроматической тональности по Ю.Холопову, общая характеристика. Различные подходы к пониманию хроматической тональности (Ю.Холопов, Л.Дьячкова, Н.Гуляницкая и др.).
2. Специфическая аккордика хроматической тональности (не входящая ни в диатонику, ни в мажоро-минор, ни в тональные субсистемы). Повышенная яркость и усиленная функциональная динамика как выразительные свойства гармонии хроматической системы.
3. Особенности проявления функциональных связей аккордов в хроматической тональной системе: сохранение централизации системы и тяготения неустойчивых функций к устойчивым; оценка функциональности аккордов и ступеней по степени их близости (или отдаленности) к тональному центру. Индивидуальная трактовка тонального центра, вариабельность и переменность его структуры.
4. Аккордика: тенденция к многообразию аккордовой вертикали, различные способы ее образования: вертикально-составные и линеарно-составные аккорды (Н.Гуляницкая). Окончательная эмансипация диссонанса, свободное использование диссонирующих комплексов различной структуры.
5. Разнообразие индивидуальных трактовок хроматической тональной системы: использование композиторами XX века индивидуальных ладовых структур (лады С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Б.Бартока), систем родства звуков и аккордов (системы А.Скрябина, П.Хиндемита), оригинальных подходов к функциональности (система «функциональных осей» Б.Бартока, система «полюсов» И.Стравинского).
Библиографический список
1. Гуляницкая Н. Введение в современную гармонию.— М., 1984.
2. Дернова В. Гармония Скрябина.— Л., 1968.
3. Должанский А. О ладовой основе сочинений Шостаковича // Черты стиля Шостаковича.— М., 1962.
4. Дьячкова Л. Гармония в музыке XX века.— М., 1989.
5. Дьячкова Л. О главном принципе тонально-гармонической системы И.Стравинского (система полюсов) // И.Ф.Стравинский. Статьи и материалы.— М., 1973.
6. Паисов Ю. Политональность в творчестве советских и зарубежных композиторов XX века.— М., 1977.
7. Тараканов М. Новая тональность в музыке XX века // Проблемы музыкальной науки.— М., 1972.— Вып. 1.
8. Холопов Ю. Гармония. Теоретический курс.— М., 1988.
9. Холопов Ю. Очерки современной гармонии.— М., 1974.
10. Холопов Ю. Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана // Музыка и современность.— М., 1971.— Вып. 7.
11. Этингер М. Гармония в полифонических циклах Хиндемита и Шостаковича // Теоретические проблемы музыки XX века.— М., 1967.— Вып. 1.