Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Народная одежда русских, украинцев и белорусов

Пояс и его разновидности.

 

В традиционном костюме народов России пояс выполнял сразу несколько функций: практическую, апотропейную (защитную), символическую, магическую, этическую, знаковую, эстетическую.

Устойчивое сохранение пояса в качестве непременного элемента костюма следует связывать с его утилитарной, а впоследствии - этномаркирующей функцией.

В традиционных культурах пояс был обязательной деталью как женской, мужской так и детской одежды. В XIX - начале XX в. для изготовления пояса использовали разнообразные виды текстиля, кожи, металла, в то время как по способу опоясывания в мужском и женском костюмах существовало всего два варианта: пояс туго охватывал талию, и концы его прятались за пояс "заделывались"; пояс выставлялся напоказ, и потому концы пояса, свисавшие вниз, обильно украшались.

НА ПОЯСАХ НОСИЛИ РАЗЛИЧНЫЕ НЕОБХОДИМЫЕ В БЫТУ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ: ЖЕНЩИНЫ - КЛЮЧИ, ГРЕБЕНЬ, КОШЕЛЬКИ; МУЖЧИНЫ - НОЖ, ТРУБКУ ДЛЯ КУРЕНИЯ, КИСЕТ С ТАБАКОМ, КОЧЕДЫК (ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПЛЕТЕНИЯ ЛАПТЕЙ), НЕБОЛЬШУЮ КОЖАНУЮ СУМОЧКУ - КАЛИТУ. ПОЗДНЕЕ, ИЗ ГОРОДСКОЙ МОДЫ БЫЛИ ЗАИМСТВОВАНЫ ПОДВЕШИВАЕМЫЕ К ПОЯСАМ КАРМАНЫ (ГАМАНЫ), КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ КАК КОШЕЛЕК ИЛИ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ЛАКОМСТВ ("ЛАКОМНИК", ИЛИ "ЛАКОМКА").

В мужском костюме кожаный, металлический или тканый пояс связывал верхнюю часть тела с нижней, где концентрировались те качества мужчины, которые нуждались в наибольшей защите, чем, возможно, объясняется использование подвесок-амулетов, прикреплявшихся к поясу.

Функция концентрации силы при больших физических нагрузках, сопровождавших традиционно мужские работы, была заложена в конструктивных особенностях кожаных поясов, защищавших мышцы живота и спины, позволяя перераспределить нагрузку. Поясной набор в качестве важной принадлежности костюма мужчины-воина был также наделен рядом функций, поэтому ременные пояса с глубокой древности были одним из важнейших символов мужского престижа, знаком воинского достоинства.

Декорированные металлическими (золотыми, серебряными) пряжками, звеньями и подвесками, они выполняли важную функцию: к ним подвешивали оружие, которое впоследствии стало обязательной частью традиционного мужского костюма.

Женщины обычно носили тканые или плетеные пояса из шерсти, льна, конопли, хлопка или шелка, причем существовали возрастные варианты: девочки, не достигшие совершеннолетия, носили рубахи, подвязанные тонкими поясками, а взрослые женщины - широкими. Символика женского пояса была тесно связана с детородными функциями. Сочетание в поясе двух универсальных символов - круга и узла, с одной стороны, защищавших от злых сил (круг), а с другой - обеспечивавших замкнутость этого пространства (узел) - объясняют народный выбор пояса как символической метафоры живота. В родильных ритуалах использование пояса было направлено на облегчение процесса родов. Длинные тканые и плетеные пояса использовались в качестве сповивачей для младенцев. Новрожденного впервые опоясывали после крещения, что означало его отделение от потустороннего мира и вхождение в мир людей.

Такой пояс, как и крест, был оберегом, который могли носить, не снимая, всю жизнь. Бывало, человек носил два пояса: данный при крещении (под одеждой), и второй - поверх одежды, при этом главным был скрываемый под одеждой пояс-оберег.

Особое значение придавалось поясу в свадебном обряде. По древней традиции он должен был быть красным, поскольку этот цвет охранял от злых сил и дурного глаза.

Пояс присутствовал и в похоронном обряде: в этом случае его роль заключалась в установлении символической связи между миром людей и загробным миром.

Пояс использовался также в гаданиях, любовной магии. Процесс опоясывания часто упоминается в заговорах от болезней и испуга. В народных представлениях пояса не носили колдуны, колдуньи и русалки.

Кожаный пояс выступал и в качестве маркера профессиональной принадлежности (коновал, пастух - в славянских культурах, член цеха профессиональных мастеров - на Востоке), тканые пояса были универсальным предметом одежды (полотенце, коврик для молитвы, скатерть, сумка, головной убор в Средней Азии).

Образцы поясов народов России демонстрируют этническое разнообразие, мастерство исполнителей и являются подлинным источником вдохновения для современных дизайнеров.

У восточных славян пояс издавна составлял необходимую часть как

мужской, так и женской одежды. Нательную (рубаху), горничную

(сарафан, а иногда и нагрудник) и верхнюю одежду носили подпоя­

санной. Подпоясанная одежда значительно теплее, так как плотнее

прилегает к телу, и вместе с тем облегчает движения во время работы.

Кроме того, пояс служил для укрепления поясной одежды, для ношения

оружия (меч, сабля), орудий труда (нож, топор) и необходимых пред­

метов обихода (денежной сумочки, кисета, гребня, ключей и т. п.).

 

Упоминания в летописях, миниатюры и фрески XI—XII вв. дают неко­

торые сведения о ношении пояса в древней Руси. Золотым поясом

стя­нута княжеская одежда, изображенная на миниатюрах Трирской Псал­

тири и Изборника Святослава. Дорогие золотые и серебряные пояса

перечисляются в княжеских духовных завещаниях. Пояса жертвовали в

церковь, о чем говорится в Киево-Печерском Патерике.

Богатые шили пояса из дорогих тканей или делали из кожи, с метал­

лическими бляшками. В славянских курганах X—XIII вв., принадлежа­

щих сельскому населению — «смердам», в мужских погребениях находят

узкие кожаные пояса с медной пряжкой. На этом основании нельзя счи­

тать, что подпоясывались только мужчины, как полагают некоторые ис-

«следователи 2. Этому противоречат этнографические данные, показываю­

щие, что древнейшие виды мужской и женской одежды носили с поя­сом.

Древние способы изготовления восточнославянских поясов, тканных

без помощи ткацкого стана, указывают на исконность этой части мужской

и женской одежды, как и обилие связанных с ними поверий. Малое ко­

личество находок поясов из кожи с пряжками объясняется тем, что

ти­пичными поясами для восточных славян были плетеные и тканые пояса из

шерсти, льна, конопли, а может быть, как полагает Л. Нидерле, и из

лыка, т. е. материалов, которые в земле не сохраняются.

НАРОДНАЯ ОДЕЖДА РУССКИХ, УКРАИНЦЕВ И БЕЛОРУСОВ

 

Археологические материалы, начиная с середины I тысячелетия н. э.,

указывают на наличие у восточных славян пояса, как необходимой части

одежды. Пояс в комплексе женской одежды изображен на браслете XII в.,

а также на миниатюре Кенигсбергской летописи XV в. (рисунок1)

По данным этнографии XVIII—XIX вв., пояс остается существенной

частью как мужской, так и женской одежды, в особенности нательной.

Пояс — общевосточнославянский термин; имеются и другие названия:

опояска, кушак, сетка, покромка, ремень (рус.); пыяс, дяга, ремень

(белор.); крайка, черес, баюр (укр.).

Кожаный пояс составлял, как правило, принадлежность мужской одеж­ды:

его надевали на рубаху и на верхнюю одежду. Ремень в 5—9 см

шириной снабжали медными бляхами, пряжкой, иногда железной скобкой

для ношения топора. Широкий замшевый пояс (черес), в виде длинного

мешка с пряжкой, носили чумаки на Украине. Кожаный пояс шириной до

20—30 см носят до настоящего времени карпатские горцы; он имеет

пять-шесть застежек в виде ремешков с пряжками, небольшие карманы;

нередко украшается тисненым узором (рис. 2 ).

Значительно более были распространены как у мужчин, так и у женщин

плетеные и тканые пояса. Беднейшая часть населения употребляла часто

в качестве пояса лыко или веревочку.

Ширина тканых или плетеных поясов различна. Можно выделить два

типа поясов у восточнославянских народов: 1) узкий поясок в виде шнура

или тесьмы (витой, плетеный — «дерганый» или тканый), который наибо­

лее типичен для русских и белорусов, особенно для ношения с нательной

или горничной одеждой (рис. 3 ); 2) широкий матерчатый пояс —

кушак, который носят обычно с верхней одеждой, а у украинцев — также

с горничной, нательной. Домотканные пояса украинцев значительно шире

русских и белорусских и достигают 10—20 см ширины (рис 4). В лите­

ратуре есть упоминания об употреблении холщевых полотняных широких

поясов — рушников. У русских и белорусов широкими делали кушаки для

подпоясывания полушубков и другой верхней одежды (рис. 5 ). Осталь­ные

пояса делали узкими, от 1 до 3 см, реже от 4 до 10 см ширины. Тех­

ника изготовления этих поясов очень разнообразна: их плели, ткали,

вязали.

У великорусов известно так называемое дерганье поясов — древний

способ п л е т е н и я на пальцах, плетение на вилочке из шелковых или

шерстяных ниток: пояса, плетенные на вилочке, имели характерный орна­мент

— ромбами или «елочкой». Изготовляли такие пояса крестьянки

(например, в Калужской губ.) местами (Владимирская, Тверская губер­

нии) — ремесленники на продажу. У уральских казачек такие празднич­

ные пояса делали из шелковых нитей, вплетая серебряные или золотые.

Т к а н ы е п о я с а изготовляли преимущественно без помощи ткацко­го

станка — на дощечках, на ниту, на бердечке.

Матерчатые пояса (из куска ткани) известны еще в XVI—XVII вв. в

московском костюме. Их носили также запорожские казак», у которых,

кроме повседневных дешевых самодельные поясов, были для праздничного

костюма пояса турецкой, персидской и китайской работы, шерстяные или

шелковые, иногда затканные серебряной и золотой пряденой нитью, до од­

ного метра шириной.

В связи со спросом на широкие восточные пояса в г. Слуцке в XVIII в.

возникло местное производство таких поясов. Слуцкие пояса широко цро-

славились и по богатству и красоте не уступали восточным. Их раскупало

казачество. Слуцкая фабрика просуществовала до конца XVIII в. Было

много и других, менее значительных фабрик, изготовлявших роскошные

шелковые пояса. Слуцкие пояса (творчество белорусских ткачих Слутчи-

ны) представляют собой тонкую шелковую ткань с двухсторонней расцвет­

кой и орнаментацией растительного характера. Во второй по­

ловине XIX в. на Украине и в Белоруссии, а частично и у русских, были

распространены пояса, вытканные из хлопчатобумажной пряжи в подра­

жание слуцким поясам.

Широкие пояса, плетенные особым способом «по стене», из шерсти

красного, а отчасти зеленого и синего цвета, получили широкое распро­

странение на Украине и у русских в Курской и Орловской губерниях.

У русских и белорусов пояс преимущественно завязывали, а не подты­

кали, поэтому концы пояса отделывали бахромой, кистями, помпонами из

шерсти и т. д. Нашивка из разноцветных лент, позумента, блесток, пуго­

виц характерна для покромок — поясов бывшего однодворческого

населения южной части Рязанской, Тульской и других областей. Не

только женские, но и мужские старинные пояса украшались иногда

кистями из шерсти и бисера. Своеобразный пояс с пришитыми длинными

разноцветными шерстяными нитями отмечен у группы «русской мещеры»

Пензенской обл.: его надевали поверх красной полосатой распашной по­

невы таким образом, что длинная бахрома спускалась сзади до колен, на­

поминая пулагай мордвы.

Существуют д в а с п о с о б а п о в я з ы в а н и я пояса: высоко — под

грудью и низко — под животом. Пояс, обернутый вокруг

корпуса, завязывался чаще сбоку, иногда спереди или сзади, нарядными

концами вниз. Женские пояса, которые обычно были длиннее мужских (до

5 м), нередко обертывались несколько раз вокруг талии. У украинцев,

кроме завязывания поясов, широко применялась закладка концов под

пояс; у русских и белорусов концы закладывали только у кушаков,

глав­ным образом при ношении их с верхней одеждой.

 

По русским поверьям, ходить без пояса было так же «грешно», как и

без креста. В русском фольклоре «без креста, без пояса» появляются

отрицательные герои. Характерно, что при обрядах, связанных якобы

с общением с «нечистой силой», снимали одновременно с крестом и

пояс,— например, при добывании «цвета папоротника» в Иванову ночь,

«неразменного рубля» и т. п. У населения Ивановской обл. демоны

болезни — 12 лихорадок (по местному «кумохи») изображаются в старин­

ных заговорах «бескрёсными, беспоясными»

И. Е. Забелин пишет о быте XVI—XVII вв.: «Появляться в каких-либо

случаях без пояса на сорочке значило обнаруживать свой разврат. Так

могла поступить только одна Марина Игнатьевна, призывая в свой терем

Змея Горыныча». В былине о Добрыне говорится:



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Діагностична значущість сцинтиграфічних досліджень при нефропатіях | Общая характеристика учебного предмета.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1713 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2456 - | 2270 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.