В музее школы есть документ, подписанный начальником разведки 2-го дивизиона 837 артполка, входившего в состав 307 стрелковой дивизии. Это схема ориентиров на то самое 12 октября 1943 года. Можно прочесть названия населённых пунктов Хальч, Старое Село, Ветка.
Боевая задача была выполнена частично, плацдарм был захвачен, но не большой, расширить его не удавалось почти месяц, а стоило это огромных потерь.
“Никакие мосты навести было невозможно, приходилось всё обеспечение переправившимся на ту сторону нашим войскам осуществлять ночью, и то под постоянным обстрелом. Достаточно указать, что питание за один раз переправить было нельзя”. (Из воспоминаний Михаила Лукича Дегтярёва, майора, заместителя командира 837 артиллерийского полка по политической части.)
Как вспоминают старожилы Ветки, Сож в октябре был буквально красным от крови наших солдат, возникали запруды из тел погибших воинов.
Напомним, что после взятия Ветки 307 дивизия получила пополнение из Суражского района. И их необстрелянных, плохо вооружённых, худо обмундированных, бросили в пекло умирать. Жестокая, бесчеловечная, неумолимая логика и правда войны!
Приказ начальника штаба 307-й стрелковой дивизии командиру 1023-го стрелкового полка на атаку вражеских позиций от 10 ноября 1943 года
Второй документ — приказ начальника штаба 307 стрелковой дивизии майора Дугина командиру 1023 стрелкового полка, датированный 10 ноября 1943 года. 10 ноября 1943 года — это день начала Гомельско-Речицкой операции, целью которой было взятие важнейшего стратегического пункта всей немецкой обороны на Восточном фронте — г. Гомеля. Бой за Хальч, который наши войска атаковали с этого крошечного плацдарма (площадью всего немного больше 1 кв. км) шёл с 12 по 15 ноября включительно.
Августа 2003 года в деревне Хальч состоялось открытие часовни в память почти 1000 суражан, погибших здесь. Инициатором этого благородного дела были Иван Товпеко, заслуженный учитель России, и Иван Кирик, в то время глава администрации Суражского района. Их инициатива была горячо поддержана простыми суражанами, принявшими деятельное участие в сборе средств на строительство часовни.
Иван Товпеко говорил тогда в интервью «Голосу Ветковщины»: «Мне стали звонить люди с просьбой начать сбор денег на памятник землякам в Ветке. Я объяснил, что белорусы на каждой братской могиле поставили памятники, ухаживают за ними. Тогда у меня родилась мысль: по старинному христианскому обычаю поставить на ветковской земле часовню из брёвен Брянского леса, чтобы запах смолы родного леса витал над могилами погибших… Часовня — это не только памятник погибшим воинам. Это символ дружбы и единения наших народов».
Братские могилы в деревне Хальч
У суражанина Афанасия Леонидовича Мехедова в Хальче лежат четыре брата…
Бойцов из Суража по фамилии Задиран лежат также четверо: Дмитрий Сергеевич, Дмитрий Фёдорович, Иосиф Иванович, Сергей Петрович…
Ветковчане навсегда сохранят в своих сердцах благодарную память о воинах-освободителях из Суража, бойцах и командирах 307 Новозыбковской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии, принесших им свободу и мирную жизнь.