Арт. 117. Есть ли полк, или рота дерзнут без ведома и указу его величества, или его фелтмаршала, с неприятелем в трактат2 или капитуляцию вступить, тогда надлежит началных, которые в том виновны, чести, пожитков и живота лишить, а из рядовых всегда десятого по жеребью повесить, протчих же жестоко шпицрутенами наказать, и вне обоза поставить, пока они от того порока очиститься, и своими храбрыми действами заслужат, кто же из оных доказать может, что он в том непричастен есть, но в том прекословил, оный имеет для невинности своей свобожден быть, и при случае повышения себе ожидать. А ежели преступителей получить не можно, то с оными тако как с дезертирами поступлено, и оных пожитки забраны быть имеют.
Толк. Сей артикул надлежит разуметь о оных полках и ротах, которые вместе куды с другими командированы, а без ведома командира тайным образом с неприятелем трактовать, и о здаче места или города какова договариватся будут, но не о тех, которые одни в каком месте поставлены, и атаку от неприятеля выдержали, и крайние отпоры учинили. Такожде когда оные более держат-ца, или от фелтмаршала или генерала указу обождать и сикурсу получить более надежды не имели, а с неприятелем надлежащим образом трактовали.
Арт. 118. Кто из офицеров, которому команда в крепости поверена, оное место без крайней нужды здаст, и оставит, оный имеет чести, пожитков и живота лишен быть. Рядовые же без знамен вне обоза стоять и от того порока очиститься принуждены, пока оные свое погрешение и боязливость, храбрыми делами паки направят.
Арт. 119. Ежели же подчиненные комменданту офицеры и рядовые солдаты его комменданта принудят, или подманят к сдаче крепости, тогда имеют все
Здесь имеются в виду связи с неприятелем с целью сдачи крепости. Вступление в переговоры с неприятелем.
офицеры (которые в таком деле виновны суть, и позволили на таковое понуждение) чести, пожитков и живота лишены быть. А из рядовых всегда десятый по жеребью повешен, а протчие как беглые наказаны быть.
Толк. Протчие шпицрутенами будут наказаны и принуждены вне обозу стоять, пока оные себя паки достойными учинят, с протчими солдатами в равенстве содержаны быть.
Арт. 120. Буде же офицеры и солдаты без всякой притчины допустят ком-менданта прежде времени, и не видя крайней нужды на акорд вдаваться, и оному от того не отсоветуют, или в том его не удержат, тогда как офицерам, так и салдатам учинить против 117 артикула.
Толк. Того для в таком случае противление, не токмо допущено, но и пове-лено таким образом, что есть ли офицеры усмотрят, что коммендант без нужды крепость сдать похощет, тогда имеют оные приступя к нему прекословить, и преклонять его к должности. А ежели его от намерения такова уговорить не можно, онаго заарестовать, и другого между собою вместо его избрать, и тако всевозможным образом оную крепость оборонять должны.
Арт. 121. Никто да не дерзает при осаде особливые советы иметь, и много говорить или кричать, чтобы крепость или место здать или оставить, ниже других словом или делом к обороне робость какую подать. Кто в том уличен будет, имеет другим ко устрашению без данного отлагателства повешен быть.
Арт. 122. Никто да не дерзает под наказанием смерти, противитися к бою с неприятелем, не щадя своего живота, до самой крайности, и работать, где пове-лено будет.
Арт. 123. Притчины, которых ради коммендант, офицеры и солдаты извинены быть могут, когда крепость здастся, суть следующия: (1) крайней голод, когда ничего не будет, чем человек питатися может, имея наперед всевозможную в пище бережность, (2) когда аммуниции ничего не останется, которая токож со всякою бережью трачена; (3) когда людей так убудет, что оборонити-ся весьма не в состоянии будут (а во всю осаду оборонялися храбро) сикурсу получить не могут, и что крепости уже по всем видам удержать будет невозможно; (4) однакож сии пункты суть тем, кои особливаго указа не имеют. А которые имеют указ до последняго человека оборонятися, то ни какой нужды ради не капитулировать с неприятелем, и крепости не отдавать.
Толк. В сих вышеименованных артикулах часто лишение чести, пожитков и живота упомянуто, которое тако исправлено имеет быть, что палач сперва шпагу у нарушителя переломит, и его шельмом объявит, а потом его повесит. И естьли оный пожитки имеет, оные на его величество взяты быть имеют.