Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности преподавания певческого искусства в контексте инклюзивного обучения. Проблема обучения вокалу детей и подростков с ОВЗ

 

В процессе реабилитации и развития психических функций детей и подростков с ОВЗ вокальное искусство занимает одно из ведущих мест. Это связано с множеством факторов.

В первую очередь, надо отметить, что практически все люди, вне зависимости от их возможностей и способностей, хоть раз в жизни пытаются петь. Песня как способ самовыражения является тем явлением, которое определяет настроение человека, используется как специфический выброс отрицательной энергии, когда человек находится в состоянии стресса или тревоги.

В процессе пения осуществляется дыхательная гимнастика, именно поэтому постановка дыхания является одним из важнейших этапов педагогического процесса по направлению «Вокал» в группах детей и подростков с ОВЗ.

Задача преподавателя – научить детей и подростков с ОВЗ правильно дышать во время распевания мелодии или слов. Получив знания о правильном дыхании, учащийся может сам выстраивать для себя правила исполнения той или иной композиции в зависимости от своих способностей и возможностей.

Несомненно, далеко не у каждого ребенка или подростка с ОВЗ есть выраженный музыкальный слух. В ходе занятий по вокалу педагог должен достичь максимальных результатов в выработке способности учащегося правильно воспринимать и транслировать мелодию, «слышать» себя во время пения, четко выстраивать ритмическую картинку музыкального произведения.

Это дает возможность организации занятий по вокалу даже для тех детей и подростков, которые имеют нарушения слуха. Ощущение ритма помогает им «попадать в ноты». С такими детьми необходимо заниматься отдельно, т.к. принципы обучения вокалу в этой ситуации будут несколько иными.

Учащиеся с нарушением слуха или слухового восприятия могут исполнять ритмические композиции, читать тексты с листа, запоминать их. Поэтому главное в таком обучении – выстраивать певческий процесс на основе отдельных ритмических рисунков. Эти учащиеся не могут слышать музыку так, как остальные дети и подростки, поэтому могут воспринимать ее либо на зрительном (педагог «выстукивает» ритм, а учащиеся смотрят), либо на тактильном уровне, когда ритм воспринимается через прикосновение и повторяется учащимся.

Для остальных детей и подростков с ОВЗ, которые занимаются вокалом, разрабатывается специальная программа, позволяющая поэтапно получать навыки пения.

Реализация программы по направлению «Вокал» в группах детей и подростков с ОВЗ обычно осуществляется по двум направлениям. В первую очередь, это хоровое пение, которое предполагает, что вся учебная группа исполняет вместе одно музыкальное произведение. В данном направлении в контексте инклюзивной среды есть большое количество преимуществ.

Совместная певческая деятельность дает возможность детям и подросткам с ОВЗ лучше понимать и чувствовать друг друга. Это важно также с психологической точки зрения. Из занятия в занятие работая над одним вокальным произведением, дети и подростки с ОВЗ могут создать единую творческую среду, которая помогает им адаптироваться, создавать свой социум, овладевать навыками взаимодействия в нем через творческую самореализацию.

Несмотря на обязательное наличие солистов в любом хоровом коллективе, распределение ролей у учащихся осуществляется практически равномерно, что является основой бесконфликтной творческой и социальной среды.

Второе направление занятий по направлению «Вокал» – это индивидуальное пение. Работа по данному направлению возможна не с каждым ребенком или подростком с ОВЗ, а лишь с тем, что имеет высокую мотивацию к индивидуальному пению или особые способности. В этом случае учащийся проходит более углубленную подготовку в соответствии с ограничениями, наложенными его заболеванием. В этой ситуации осуществляется коррекция этих ограничений, специальная психологическая работа, связанная с преодолением ощущения привычной психологической зажатости учащегося.

Репетиционные занятия по направлению «Вокал» также осуществляются по указанным выше направлениям. Хоровое пение, организованное в группах детей и подростков с ОВЗ, должно предполагать подготовку одного или нескольких произведений в соответствии с возрастными, физическими и психическими возможностями обучающихся, которые будут представляться на сцене в рамках конкурсов, концертов или фестивалей.

Если учащийся занимается сольным пением, для него готовится программа выступления, что накладывает на педагога и самого ребенка или подростка с ОВЗ серьезную ответственность, ведь индивидуальное пение –это более сложный вид творческой деятельности, особенно в ситуации наличия ограниченных возможностей здоровья.

Именно поэтому подготовка к публичным выступлениям в рамках реализации программы по направлению «Вокал» в группах детей и подростков с ОВЗ должна сопровождаться серьезной психологической поддержкой, которая должна осуществляться как в ходе самого репетиционного процесса, так и непосредственно перед самим выступлением.

Для детей и подростков с ОВЗ принципиально важна оценочная деятельность, ощущение соревнования. Поэтому при обучении детей и подростков с ОВЗ по направлению «Вокал» необходимо проводить внутренние конкурсы, соревнования среди обучающихся. Это повышает их мотивацию к самосовершенствованию, дает возможность стараться проявить себя как можно лучше, учитывая, что вокальное искусство дает широкое поле таких возможностей.

Таким образом, обучение певческому искусству в условиях инклюзивной среды является сложным и важным процессом, требующим от педагогов и вспомогательного персонала не только певческого и педагогического мастерства, но и серьезных психологических знаний и навыков.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нормальный (гауссовский) закон распределения. Кривая нормального распределения. | Примерный перечень вопросов для вступительных испытаний в магистратуру на кафедре гражданского права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1322 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2321 - | 2074 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.