Закончил свою работу третий фестиваль «Вазари». В течение трех дней, с 16 по 18 сентября, в Арсенале шла очень активная, наполненная интеллектуальными впечатлениями жизнь
Первый день – "день архитектора" – был посвящен архитектуре и ее коммуникации (с коллегами, с заказчиками, с критиками, городами, и с собственно потребителями архитектуры – горожанами). Так и была обозначена тема первой дискуссии фестиваля, в которой приняли участие архитекторы Вернер Хубер (Цюрих), Юрий Григорян (Москва), Наринэ Тютчева (Москва), Даниель Дендра (Берлин), модерировал их общение куратор фестиваля Евгений Асс. Тему продолжили показы фильмов Пауля Хадвигера «Кюммель строит» и Жака Тати «Время развлечений». Завершил программу дня «Простой концерт для скрипки с архитектором». Это были диалоги о простоте в искусстве архитектора Евгения Асса, который прочитал эссе о простоте, сопроводив его графическими рисунками, и музыкантов Елены Ревич (скрипка) и Марка Булошникова (фортепиано), исполнивших произведения Баха, Шуберта, Сильвестрова и Пярта.
Второй день – "день критика" – был наполнен лекциями и беседами. К примеру, историк архитектуры Анна Броновицкая рассказала об архитектурных манифестах, о том, как они менялись со временем, о том, как и на каком языке разговаривает с нами архитектура, есть ли там место иронии и сарказму, и нужно ли архитектуре подстраиваться под ускоряющийся темп нашей жизни и искать для этого специальный язык.
«Как научиться воспринимать архитектуру в качестве важной области культуры?» – этот вопрос подняла куратор фестиваля Анна Гор на дискуссии об архитектурных журналах, рассуждая о том, что манифест архитектора – его постройку, люди просто не умеют «читать» и «общаться с ней». Поэтому требуются издания, которые могут это исправить и научить человека взаимодействовать с архитектурой.
Теоретик архитектуры Александр Раппопорт продолжил тему архитектурного языка и рассуждал о том, что архитектура не создала своего языка и говорит, в основном, на языке геометрии и психологии. Архитектор Сергей Ситар, говорил о невербальной природе архитектурного языка и о замене его понятием «архитектурное сознание». Кроме того, в этот день состоялись лекции искусствоведа Марины Лопуховой о Джорджо Вазари-архитекторе, арт-критика Оксаны Саркисян о культуре и архитектуре окраин, краеведа Татьяны Виноградовой о проектах Владимира Шухова на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Завершился день уже традиционным для фестиваля «Шоу критиков» с участием Льва Рубинштейна, Анны Наринской, Ирины Левонтиной, Кирилла Асса и Анатолия Голубовского.
Третий день – "день горожанина" – раскрывал для зрителей такие понятия как «архитектура памяти» (Вадим Басс), «социология руины» (Виктор Вахштайн), «архитектура свободы», «деревянная архитектура» (Николай Малинин), «анатомия архитектуры» (Сергей Кавтарадзе). Отдельное событие с участием нижегородских и московских архитекторов, а также журналиста и критика Барта Голдхоорна, было посвящено нижегородской архитектурной школе. О Нижнем Новгороде говорили и участники проекта «Город с листа». Из цитат об архитектуре, урбанистике и градостроительстве они выстраивали ассоциативную карту города, привязывая высказывания к конкретным местам (домам, улицам, кварталам). Завершился день концертом уже любимого и хорошо известного зрителям Арсенала Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) с программой «Минимализм 4х4», где они исполнили произведения Филипа Гласса, Мередит Монк и Дава Эйсенги.
Параллельно с интеллектуальной программой фестиваля все три дня действовала детская программа с лекциями и мастер-классами от музея современного искусства PERMM (Пермь), Детской архитектурной студии ДомА (ННГАСУ), проекта «Москва глазами инженера» во главе с Айратом Багаутдиновым и от иллюстратора Софьи Касьян. На мастер-классах, где дети и их родители строили греческий храм из картона, создавали архитектуру своего имени, конструировали Шуховскую башню своими руками и рисовали иллюстрации к звукам города.
Третьей, не менее важной составляющей фестиваля, была книжная ярмарка. В ней приняли участие более 40 ведущих российских издательств, несколько независимых книжных магазинов, а также периодические издания по архитектуре и искусству. В последний день фестиваля к программе присоединился книжный автобус «Бампер».
Впервые в этом году в программу фестиваля был включен выставочный проект. Выставку «Излучения» куратор Кирилл Асс посвятил своему отцу Евгению Ассу, и собрал на ней работы его друзей и единомышленников: архитекторов, художников и фотографов, тех, кто в своих авторских высказываниях удивительным образом созвучен друг другу. Одна из знаковых работ выставки – работа Дмитрия Гутова из серии «Рисунки Рембрандта», наглядным образом демонстрирует связь визуального образа с формой, живописи с пространством.
Зрители, пришедшие на фестиваль, а их в этом году было 4 330, отмечали стройность и насыщенность программы, качество представленной литературы и актуальность обсуждаемых вопросов.
«Начался новый, уже третий фестиваль Вазари в Арсенале. Я ждала его, как ждала в прошлом году. И снова главное слово дня - атмосфера, и снова это радость и живое биение мысли. И, конечно, бесподобная книжная ярмарка! … быть там, видеть ломящиеся от дивных книг столы издательств России, атакованные нижегородцами, это просто здорово!...Очень много людей, разного возраста, и очень интересно - один день другого краше! Программу в сети найти легко, она насыщенная и очень плотная. Я очень рада», - написала в своем блоге сотрудница Центральной городской библиотеке им. Ленина Анна Медведева.
Остается поводить итоги. Кстати, итоги прошлого года - альманах ВАЗАРИ 2015, можно приобрести в музейном магазине Арсенала и ждать ВАЗАРИ 2017.
Официальный сайт фестиваля: www.vasarifest.ru
Адрес: Нижний Новгород, Арсенал, Кремль, корпус 6.