C. Aldwin [231, 233] и другие авторы изучали некоторые аспекты механизмов регуляции процесса преодоления стресса, включая статистический подход к проблеме, на материалах клинических исследований. Преодоление может влиять на человека, его здоровье тремя способами. Во-первых, оно может непосредственно влиять на здоровье. Во-вторых, преодоление может повлиять на здоровье опосредованно, через такие изменчивые факторы, как, например, медицинское заключение. В-третьих, стратегия преодоления может уменьшить влияние стресса на здоровье.
Прямые эффекты
В большинстве исследований влияния особенностей преодоления стресса на здоровье многие имплицитно придерживаются модели прямого воздействия стресса на здоровье. Придерживаясь такой парадигмы, они предполагают, что специфические стратегии просто ведут к специфическому результату. При этом менее чем в проблемно-ориентированных теориях преодоления обращается внимание на психологический и физический дистресс. Такой простой подход к проблеме предполагает наличие обратной зависимости между выраженностью процесса преодоления и дистрессом (состоянием здоровья).
Короче говоря, преодоление оказывает прямое причинное влияние на любую переменную в исследованиях. Таким образом, если использование конкретной стратегии или стиля преодоления приведет к снижению уровня артериального давления, к более короткому сроку пребывания в больнице или к лучшим эффектам лечения, то считается, что они непосредственно влияют на физиологические или психологические процессы. Эта связь, конечно, возможна, в некоторых случаях, но ее наличие в подавляющем большинстве ситуаций не подтверждается результатами исследований.
Опосредующие эффекты
Некоторое влияние преодоления стресса на здоровье определяется, скорее всего, косвенным путем. Другими словами, стратегия преодоления может непосредственно не затрагивать физиологический уровень (например, снижение уровня холестерина), но оказывает косвенное воздействие через изменение привычек поведения (например, прекращение курения), что в свою очередь ведет к снижению холестерина. Показано, например, что женщины с диагнозом «рак груди», использующие активные формы преодоления, живут дольше, чем женщины с пассивными стилями [407]. Существует мнение о прямом влиянии способа и стиля преодоления на иммунную систему, что и объясняет, почему эти женщины живут дольше. Также вероятно, что активно действующие женщины поступают и по-другому – например, бросают курить, занимаются гимнастикой, принимают здоровую пищу и придерживаются режима и медицинских рекомендаций, что, естественно, отражается на иммунной системе. Таким образом, преодоление может прямо не влиять на физиологию, а только косвенно, то есть опосредовать иное воздействие, которое ведет к последствиям, непосредственно не затрагивающим физиологию.
Например, «… одна 80-летняя женщина страдала серьезным остеопорозом. Ее позвоночник был сломан в нескольких местах, и ребра опирались на тазовые кости. Врач сказал ей, что он больше ничего не может сделать и все, что остается ей – идти домой, лечь спать и ждать смерти. “Доктор, – парировала эта мужественная женщина, – я отказываюсь принимать ваш диагноз. Должно быть что-то еще, что я смогу делать”. Смеясь, врач сказал ей, что ему нравится ее мужество и упомянул, что будет рекомендовать ее для исследования по экспериментальной программе в местном университете. Ее приходящая сиделка строго придерживалась режима инъекций кальция и специальной формы витамина D, и плотность костей возрастала, что в конечном итоге отразилось на продолжительности ее жизни. В этом случае имелась статистическая связь между активным стилем преодоления и плотностью кости, но будет ошибкой предположить, что связь эта – прямая и что преодоление увеличило содержание кальция и длительность жизни. Это влияние было косвенным, потому что активный стиль преодоления этой женщины воздействовал на ее врача, который и рекомендовал ей участвовать в экспериментальной программе, воздействующей на обмен кальция и, таким образом, на качество и длительность жизни. Может существовать связь между стратегиями и физиологическими последствиями не прямая, непосредственная, но вследствие изменения привычек поведения, пользы лечения и соблюдения медицинского режима. К сожалению, немного работ посвящены опосредующему влиянию стратегий преодоления» [233, с. 138].
Смягчающие эффекты
Большинство психоаналитической литературы по смягчающему, сдерживающему действию, известному также как буферный эффект, рассматривает последствия для здоровья социальной поддержки [300, 313]. Исследования в этой области указывают на непосредственное положительное влияние механизмов стресса. Этот аргумент – ключ не только к определению, являются ли личностные особенности предопределяющими для стратегий или же стресс – следствие взаимодействия личности и среды, но и к выводу о том, насколько он воздействует на психическое и физическое здоровье.
Как было сказано выше, модель прямого воздействия предполагает, что независимо от уровня стрессогенности преодоление вызывает данный результат. Согласно этой модели, активное или непосредственное преодоление будет всегда связываться с хорошими результатами, независимо от того, насколько сложна проблема. Напротив, буферный эффект учитывает, что преодоление снижает только стрессогенность. То есть активное преодоление влияет на результат постольку, поскольку уменьшает отрицательное действие стресса, особенно при высокой напряженности.
Почему важен этот вопрос прямого или буферного действия преодоления? С точки зрения исследований социальной поддержки он считается важным, потому что вносит ясность в понимание механизма того, как социальное влияет на здоровье. Например, известно, что женатые люди обычно живут дольше, чем одинокие. Если это так, в том числе и потому что помощь супруга (супруги) уменьшает стресс, то, возможно, социальная поддержка от супруга (супруги) укрепляет и физическое здоровье, снимает вредное влияние стресса – в этом случае должны быть четкие статистические данные о корреляции между семейным положением и влиянием стресса на здоровье. Другими словами, не состоящие в браке люди или несчастливые в браке испытывают больший стресс в то время, как те, кто счастлив в браке не будут иметь таких симптомов, потому что они защищены от отрицательного влияния стресса социальной поддержкой. Если, с другой стороны, брак оказывает прямое воздействие, то можно предполагать, что социальная поддержка не только важна сама по себе, но и что более здоровые люди – скорее всего, женаты. Таким образом, женатые люди лучше себя чувствуют независимо от уровня стресса.
Этот факт особенно важен при полевых исследованиях с использованием самоотчетов или интервью для оценки уровня социальной поддержки. Предполагается, что социальная поддержка оказывает прямое влияние на здоровье и тогда, возможно, существует взаимовлияние между стрессом и социальной поддержкой, отражающейся на состоянии здоровья. Если подразумевается только прямое влияние, то с социальной поддержкой смешивается что-то еще (например, личностные особенности или здоровье), что может играть ведущую роль в каузальной связи. Может оказаться, что причинная связь существует независимо от взаимодействия, и то, что внешне кажется социальным, является другой переменной.
В исследованиях преодоления стресса разделение прямого и буферного эффекта может быть затруднено. C. Aldwin и T.A. Revenson [235] предположили, что прямое влияние соотносится с личностным подходом к преодолению, так как эффект поддержки зависит и основан на межличностном взаимодействии. Другими словами, если специфическая стратегия типа отрицания показывает только направление действий и не подразумевает сотрудничества, то, вероятно, люди, часто использующие эту стратегию, более подвержены действию внешней среды и у них выше риск возникновения психологических нарушений. С другой стороны, если преодоление оказывает смягчающий эффект, то это предполагает, что действия в конкретной ситуации могут уменьшать (или увеличивать) стресс. Иными словами, попытка выявить механизм воздействия стресса на здоровье служит ответом на основной вопрос – является ли преодоление функцией личности или результатом совместного влияния и личности, и ситуации. Также возможно, что прямое и смягчающее влияние может служить для понимания действия на здоровье по аналогии с влиянием социальной поддержки на здоровье. Например, предположим, что выражение эмоций связано с увеличением артериального давления. Если угроза снижает давление независимо от уровня стрессогенности, то можно предположить, что отношения между угрозой потери и кровяным давлением – функция просто особенностей личности: спокойные, флегматичные люди имеют вообще более низкое кровяное давление. Однако, если угроза потери связана со снижением давления прежде всего в состоянии сильного стресса, можно сделать вывод, что эта стратегия выполняет буферный эффект между стрессом и артериальным давлением и, таким образом, может оказывать каузальное воздействие независимо от личностных особенностей. Также верно, что в полевом исследовании нельзя полностью исключить влияние индивидуальности. В этом случае наилучшим было бы исследование, в котором сначала обучают использовать специфическую стратегию и затем наблюдают влияние на физиологические параметры. Тем не менее взаимодействие обеспечивает некоторое доказательство того, что преодоление оказывает влияние на здоровье. Если это так, то оно означает, что можно обучать способам преодоления, сохраняющим здоровье, и это одна из причин, почему изучение проблемы преодоления стресса является важной не только в научном, но и в практическом отношении.
Таким образом, данное направление изучения механизмов преодоления стресса (преодоление и здоровье) по своей природе является экспериментальным, в котором одни исследователи используют тесты и связывают преодоление с психическими и физическими особенностями, полученными путем самоотчета, а другие – изучают больных и определяют влияние стиля на их здоровье. Просто соединение преодоления и его последствий для здоровья путем корреляции или выделений групп не сообщает ничего о механизме действия его на здоровье. Только исследуя опосредующее и смягчающее влияние, можно понять, какие используются механизмы влияния преодоления на здоровье, и каким образом осуществляется связь между психикой и теплом. Однако об успехе таких исследований говорить еще рано, и большинство исследователей просто демонстрируют эту связь и высказывают только предположение о ее природе. Более того, многие исследователи чрезмерно упрощают статистические методы обработки полученных результатов и придерживаются различных подходов и теорий при применении статистики.