В отношении теоретического осмысления процесса возникновения государства следует отметить, что в разное время у разных народов, ученых и мыслителей существовало различное понимание причин и процесса образования государства, соответствующее научным и философским воззрениям той или иной эпохи.
Думается, что ни одна из существующих теорий происхождения государства не может претендовать на абсолютную истину. Это связано с тем, что в каждой теории есть свои положительные и свои слабые стороны, а ее истинность в целом невозможно проверить экспериментально в отличие от естественных наук. Поэтому правильней будет говорить о том, что причиной происхождения государства является не один какой-нибудь фактор или аспект человеческой жизнедеятельности, а различные жизненные обстоятельства и их различные сочетания.
Теологическая теория. Одним из наиболее древних признается божественное происхождение государства. Такое понимание было широко распространено среди народов, у которых государственное и божественное идентифицировалось, когда все сущее на земле признавалось созданием Бога.
Согласно теологической теории творец всего сущего на земле – Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка(ученый богослов Фома Аквинский (1225-1274).Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства аналогичен процессу сотворения богом мира).
Патриархальная теория государства связывала его происхождение с семьей. Она признавала, что государство представляет собой расширенную, разросшуюся семью. Такого мнения придерживались древние греки (Английский ученый Фильмер Идеи данного мыслителя XVII века изложены в его произведении «Патриархия или о естественном праве королей»).
Согласно патримониальной теории государственному порядку, то есть образованию государства, предшествует порядок собственности. Цицерон, например, утверждал, что мотивом создания государства была защита собственности.
Сторонником патримониальной теории был немецкий ученый Л. Галлер, который значительно развил ее. Он считал, что творцами государства являются богатые люди - князья. И как только человек становится богатым, он приобретает силу власти, вступает в класс князей и начинает повелевать другими.
Среди теорий происхождения государства важную роль играет договорная, согласно которой правовой основой государства является договор. Данная теория получила распространение в XVII-XVIII веках. В Голландии сторонниками этой теории были Гуго Гроций и Спиноза, в Англии – Джон Локк и Томас Гоббс, во Франции – Жан-Жак Руссо, в России - Радищев, которые утверждали, что власть принадлежит народу, передана им монарху. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу.
Дальнейшее развитие договорная теория получила в работах Ж.-Ж. Руссо.
В договорной теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в естественном состоянии. Государство - это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до того индивидами на объединение, на образование государства, превращая неорганизованное множество людей в единый народ. Это договор, создающий гражданское общество и государство как политическую организацию.
Психологическая теория связывает происхождение государства с проявлением народного духа. Родоначальником этой теории был Аристотель, который признавал у людей государственный инстинкт, их стремление к взаимопониманию, побуждающему народы к созданию высших социальных образований. В ХХ веке эти идеи были развиты российским ученым Л. Н. Петражицким.
Экономическая теория, авторами которой признаются Платон, Сен-Симон и Фурье, объясняет появление государства общественным разделением труда. Согласно этой теории государство является результатом исторического прогресса. Причем основой прогресса, по замыслу авторов данной теории, являются именно экономические преобразования, которые с неизбежностью заставляют общество развиваться по восходящей линии, создавать государство как инструмент такого развития.
Теория насилия основой происхождения государства полагает акт насилия, завоевание одного народа другим. Для закрепления власти победителя над завоеванными, для насилия над ними создается государство (Л. Гумпловича). Таким образом, сторонники теории насилия утверждали, что племена при встречах между собой воевали и победители превращались в господствующую часть общества, создавали государство.
Одной из самых распространенных является классовая теория, представителями которой являлись Маркс, Энгельс, Ленин. В основу были положены книга Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", написанная им в 1884 году, и лекция В. Ленина "О государстве", прочитанная им в 1919 году. В основу своей работы Ф. Энгельс положил труды американского этнографа, археолога и историка первобытного общества Л. Моргана, опубликованные в 1877 году в его книге "Древнее общество".
На основе предшествующих исследований Энгельс показал, что человечество прошло в своем развитии длительный путь до возникновения государства. Первобытное общество, в котором не было ни государства, ни права, прошло три стадии - дикость, варварство и цивилизация, различающиеся главным образом степенью развития производительных сил. По мере развития и совершенствования орудий труда и крупными общественными разделениями труда (отделение земледелия от скотоводства, ремесла от земледелия, выделение торговли в самостоятельную сферу экономики) образуются излишки продуктов труда, что приводит к возникновению частной собственности и имущественному расслоению общества, благодаря этому, с одной стороны, возникает необходимость, а с другой стороны, - экономические предпосылки, возможность содержать специальные группы людей, основным занятием которых является охрана сложившихся отношений частной собственности и интересов собственников. Таким образом, происходит постепенное превращение общественной власти, которой располагали вожди, старейшины, родоначальники, а также носители культовой власти в первобытном обществе, в публичную, т.е. государственную власть. Если основным средством поддержания общественной власти в догосударственном обществе были общественное мнение и личный авторитет, то сущностью государственной власти становится принуждение.
Коренным образом меняется положение человека в обществе. Если в первобытном обществе оно определялось принадлежностью отдельного лица к семье, роду или племени, то в государственном обществе статус человека определяется его имущественным положением и личной близостью к носителям публичной власти.
Ирригационная теория разработана современным немецким ученым К. Виттфогелем. В своей работе "Восточный деспотизм" возникновение государств, их первые деспотические формы связываются с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта необходимость приводит к образованию бюрократического класса, порабощающего общество. Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования развитых городов - государств Египта, Индии, Китая. Эти работы диктовали необходимость жесткого, централизованного управления, распределения, учета, подчинения