Досократические школы
Милетская школа
В начале VI в. до н.э. в Милете – крупном процветающем ионийском городе, расположенном на востоке греческого мира, на побережье Малой Азии, – возникло новое явление – возникла первая философская школа. Героизация «семи мудрецов». Фалес и его последователи – Анаксимандр, Анаксимен, Анаксагор, Эмпедокл. основополагающий принцип, или начало – arche - которое и правит природой, и составляет ее суть из чего все вещи состоят, из чего, как из первого, возникают и во что, как в последнее, они уничтожаются.
Фалес: Все есть вода, и мир полон богов. Мир возник из самоодушевляющейся стихии, которая движется, изменяется, принимая разные агрегатные состояния.
Анаксимен: воздух рассматривается как первооснова.
Анаксимандр: подметив взаимодействие 4 элементов не счел ни один из них достойным того, чтобы принять его за субстрат остальных но признал субстратом нечто иное – апейрон(беспредельное).
Анаксагор: вселенную составляет бесконечное множество микроскопических семян, различных по свойствам и качествам –гомеомерий.
Атомисты
Атоми́зм — натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц —атомов
Основатели - Левкипп и Демокрит (с 460 по 370 г. до н.э.)
Согласно их учению, существуют только атомы и пустота. Атомы — мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей, свойства которых определяются формой составляющих их атомов. Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего.
Пифагорейская школа
Пифагор, происходивший с ионийского острова Самоса, вероятно, много путешествовал, он учился в Египте и Месопотамии, прежде чем отправиться на запад, в Кротон – греческую колонию на юге Италии.
Пифагорейство – это учение
1) о числах самих по себе, или о богах как числах;
2) о космосе как числе;
3) о вещах как числах;
4) о душах как числах и
5) об искусстве как числе.
числа пифагорейцы и понимали как творческую мощь бытия и жизни, идущую от нерасчлененных и хаотических потенций к расчлененному, завершенному и гармонически цельному организму.
«Все существующее должно быть пределом или беспредельным или тем и другим вместе».
«число владеет [всеми] прочими [вещами] и существует [разумное] отношение у всех чисел друг к другу»
Элейская школа - школа древнегреческой философии, получившая свое название по греческому городу Элее Учение школы было основано на двух принципах: бытие едино, а изменения иллюзорны. Основателем школы обычно считается(считал, что богов не может быть много, тк лучшее может быть лишь единым. Никто из богов не может нах-ся под властью другого). Парменид: говорить не о многом, а о едином – главная задачи ф-ии. Только сущее есть, несущего нет, оно немыслимо(бытие есть, небытия нет), мышление не отделимо от бытия, мыслить и быть – делать одно. Бытие – целокупно, не допускает в себе внутренних различий, совершенно и завершено, едино. Третье поколении элинистических философов представлено Зеноном и Мелисом. Зенон – любимый ученик Парменида.Апории-док-ва проив движение(Дихотомия, Ахилес и черепаха, стрела, стадий).
Софисты- люди, которые не создают школ, но пут-т по городам, предлагают научить красиво говорить, спорить, учат не знанию, а умению. Протагор из Абдер первый назвал себя софистом и публично выступал в кач-ве учителя добродетели.
Элейская школа
Элейская школа - школа древнегреческой философии, получившая свое название по греческому городу Элее Учение школы было основано на двух принципах: бытие едино, а изменения иллюзорны. Основателем школы обычно считается Ксенофан(считал, что богов не может быть много, тк лучшее может быть лишь единым. Никто из богов не может нах-ся под властью другого). Парменид: говорить не о многом, а о едином – главная задачи философии. Только сущее есть, несущего нет, оно немыслимо(бытие есть, небытия нет), мышление не отделимо от бытия, мыслить и быть – делать одно. Бытие – целокупно, не допускает в себе внутренних различий, совершенно и завершено, едино. Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) — есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) — нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия
Третье поколении эллинистических философов представлено Зеноном и Мелисом. Зенон – любимый ученик Парменида. Создал апории - доказательства против движение(Дихотомия, Ахиллес и черепаха, стрела, стадий).
Апории Зенона о невозможности движения.
Апория - термин, которым древнегреческие философы обозначали трудноразрешимые или неразрешимые проблемы (чаще всего связанные с противоречиями между данными наблюдения и опыта и попытками их мысленного анализа
Дихотомия: Чтобы пройти определенный путь, тело должно сначала пройти половину этого пути, а для этого сперва половину этой половины и т. д., т. е. в ограниченное время оно должно было бы пройти безграничное число пространств; следовательно, движение не может начаться
Ахиллес и черепаха: Ахиллес не может догнать черепахи, если она находится на каком-либо расстоянии впереди него; ибо, когда он достигает места, в котором она находилась (А), она доходит до следующей точки (В), и когда он доходит до В, она доходит до С, и т. д.; следовательно, движение не может никогда начаться
Стрела: Летящая стрела покоится, ибо в каждое мгновение она находится в одном определенном пространстве, следовательно, она покоится в каждое мгновение своего полета, а следовательно, и во все время полета.
Стадий: Равные пространства при равной скорости должны быть пройдены в равное время. Но движущееся тело длиной в один стадий проходит мимо другою тела такой же длины, движущегося ему навстречу, в два раза скорее, чем мимо покоящеюся тела длиной в один стадий (СТАДИЙ В Др. Греции термин, обозначавший длину арены стадиона, на котором проводились Олимпийские игры; равен 192,27 м)
Этика Сократа
Сократ родился в 470 г. до н.э., умер в 399
Его отец Софрониск был скульптором, его мать Фенарета — повивальной бабкой. Его юношеское образование, по-видимому, не шло далее обычного уровня; лишь позднейшие писатели говорят, что его учителем был Анаксагор.
Основным предметом философии Сократа становится этика. Считал, что все зло в человеческих нравах от незнания (никто не может быть добровольно дурным. Поэтому, чтобы сделать людей добродетельными, нужно только уяснить им, что есть добро; добродетель возникает через обучение, и все добродетели состоят в знании).
Исходя из этого рассуждения, человеку не нужно исследовать ни в себе, ни в окружающем ничего иного, кроме самого лучшего и самого совершенного. Если ты хочешь выбирать добрые поступки, ты должен знать, что такое добро безотносительно к любым конкретным обстоятельствам. Если можно определить, что один поступок лучше другого, то подразумевается существование абсолютного добра, с которым можно сравнивать оба добра относительных. Лестница Диотимы(зло - - - - добро). Иначе слово добро остается в действительности лишь словом, значение которого лишено устойчивого основания, а следовательно и чел нравственность теряет надежные основы.
Знание – основа добродетельности (каждая конкретная добродетель есть определенный вид знания), незнание – источник аморальности, т.е. истина и добро совпадают. Т. е. моральные ценности только тогда имеют регулятивное значение, когда осознанны человеком как истинные. Поэтому столь постоянное внимание он обращает на нравственное воспитание, которое неразрывно с самовоспитанием, причем процесс нравственного совершенствования длится всю сознательную жизнь
С.ократический метод
Сократ родился в 470 г. до н.э., умер в 399
Его отец Софрониск был скульптором, его мать Фенарета — повивальной бабкой. Его юношеское образование, по-видимому, не шло далее обычного уровня; лишь позднейшие писатели говорят, что его учителем был Анаксагор.
Его деятельность состоит в испытании людей,(«испытывать себя самого и других»), — в чем он видит свое призвание в Платоновой «Апологии Сократа», или в майевтике.
Но так как испытуемые им лица сами лишены истинной идеи знания, то проверка может привести лишь к доказательству их неведения, и желание Сократа научиться у них представляется иронией.
о всякой вещи должно высказывать лишь то, что соответствует ее правильно составленному понятию
Сократический" метод - это прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. Что и является сократовской "иронией". Но он не ставит своей задачей только “ироническое” раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться "истины". Продолжением и дополнением "иронии" служила "майевтика" - "повивальное искусство" Сократа (намек на профессию своей матери). Он говорил, что как бы помогает своим слушателям родиться заново, познанию “всеобщего” как основы истинной морали. Сократ хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям постигать истину.
Элементы сократического метода:
Далектика («диалего» - веду беседу)
Майевтика (испытание, «родовспоможение»)
Ирония («Я знаю, что я ничего не знаю»)
Учение Платона об идеях
материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
• окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
• чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
• любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.);
• весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
поскольку материальный мир является всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи";
• "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение — "докса");
• "чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);
• высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать "чистые идеи".
Учение об идеях понималось им как обосновывающее абсолютный и общезначимый фундамент этико-политических норм и ценностей
Много внимания Платон уделяет, в частности, вопросу "иерархизации идей". Выше всего стоит, по Платону, идея Блага. Благо проявляется в различных идеях: и в идее красоты, и в идее истины. Иначе говоря, Платон ставит этическое (т. е. идею блага) выше эстетического (идеи красоты) и научно-познавательного (идеи истины).: все самое лучшее есть проявление идеи блага. Она не только превосходит все реально существующее добро и красоту тем, что совершенна, вечна и неизменна (так же, как и другие идеи), но и стоит выше других идей. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни.
Платон выделяет семь типов государства: идеальное "государство будущего", которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах.
Гносеология Платона
По мнению Платона, душа наша бессмертна. после смерти свободно путешествует в поднебесной сфере, соприкасаясь с миром идей, созерцая их Поэтому знание есть припоминание, то, что мы теперь припоминаем, мы должны были знать в прошлом.
Сравнивая что-то, мы непременно должны знать равное само по себе еще до того, как впервые увидим равные предметы и уразумеем, что все они стремятся быть такими же, как равное само по себе, но полностью этого не достигают
Истинное знание дает только МЫШЛЕНИЕ. Мышление – абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Припоминание вызывается когда сходством, а когда и несходством. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах. Процесс познания определяется Платоном как диалектика (искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания). Задача философии – направить духовную деятельность человека на абсолютные ценности. Мудрость – постижение непреходящей трансцендентной действительности. Теория познания Платона проникнута интеллектуальным аристократизмом. Философия свойственна лишь избранным натурам, философия – любовь к мудрости ради нее самой.
«Диалектика Платона явилась важным этапом в развитии логики. По Платону, знание возможно не для всякого. «Философия», буквально «любовь к мудрости», невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием (боги уже обладают им), ни для того, кто совсем ничего не знает (невежда и не думает, что нуждается в знании). Поэтому, философ – тот, кто стоит между полным знанием и незнанием и стремится от менее совершенного знания восходить все к более и более совершенному знанию.
Этика Платона.
Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное знание. Этим истинным знанием обладает душа, состоящая из 3х частей (разумной(основа добродетели мужества), пылкой(волевой), вожделеющей). Душа-упряжка с 2 конями, которой упр возница- разумная часть души. Белый к – воля, влек-я часть души, черный мохн к – растит часть, физиология. Если преобл 2 конь чел живет подобно животному, над душой тело, если 1 – душа на высоте. Гармоническое сочетание всех этих трех частей души под руководством разума дает начало добродетели справедливости. Платоновская этика ориентирована на самосовершенствование личности, на создание совершенного общества – государства. Платон ставит общественное начало на индивидуальным. В соответствии с 3мя частями души Платон делит людей на 3 типа: добродетели мудрости, философы должны стоять во главе гос-ва; мужество – добродетель стражей; добродетель 3го сословия – благоразумие.Справедливость – общегосударственная добродетель. Идея справедливости указывает не только на себя. С одной стороны, она предполагает добродетели мудрости, мужества и умеренности - при условии, что справедливость заключается в правильной их гармонии. С другой стороны, справедливость предполагает идею Блага. Аналогия идеи Блага с солнцем:Солнце является для чувственного мира тем, чем является идея блага для мира, постигаемого только мышлением. Справедл правитель тот кто печется о благе подданных. Идеальное г-во: есть люди у которых в душе задатки меде (рем), -железо(войны),-золото(гл г-в). Есть закон в чел мире?-социум возможен – закон есть.
Метафизика Аристотеля
Сохраняет характерное для элеатов и Платона понимание бытия как чего-то устойчивого. Но Аристотель, в отличии от Платона не отождествляет бытие с идеями. Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос «что есть вещь?» и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволяя слиться с другими. Аристотель делит сущности на низшие(состоят из материи и формы) и высшие (чистые формы, идеальные сущности). В соответствии с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию причин бытия, выделяет 4 вида причин: материальные, то, из чего состоят вещи; формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность; действующие или производящие, энергетическая база формирования вещей; целевая, отвечающая на вопросы почему, для чего?.
Указав, что движение вечно Аристотель предполагал, что должно существовать нечто, что приводит все тела в движение, перводвигатель. Сам он не может находиться в движении, тк тогда должен быть еще один двигатель. Он есть энергия, он есть чистая форма – цель.