Но Он также и начало всякой жизни. У Него источник ее (Пс.35:10). Жизнь Божья есть праведность; посему не может быть праведности помимо жизни Божьей. Таким образом, очевидно, что если человек отвергает Бога, то он совершенно отрезает себя от жизни. Неважно, что его знания о Боге были сравнительно малы; если он отвергает Его свет, он отвергает Бога и тем самым отвергает и жизнь. И отвергая то малое, что он узнал о Боге, он подтверждает, что отверг бы Бога в любом случае. Грех — это лишь отлучение или отказ от Бога; а сие означает смерть.
Ты — тот человек (Рим. 2:17-24)
Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
Мнимый Иудей. — Следует ли исповедующим христианство отбросить эту часть Послания к Римлянам как неприменимую к ним, если она адресована мнимому иудею? Ни в коем случае. Именно их — имел в виду апостол. Прочтите описание: «Успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины».
К кому же он обращается? Ко всем, заявляющим, что знают Господа, каким бы именем Его ни называли; ко всем, кто считает себя правомочным учить других подобно Господу.
«Ты называешься Иудеем». — Следует обратить внимание, что апостол не сказал: «Вот, ты Иудей», но «Вот, ты называешься Иудеем». Люди не всегда являются теми, кем их называют или кем они называют себя сами. Начиная с семнадцатого стиха, апостол ставит вопрос — кто является иудеем? Прежде чем мы закончим главу, мы поймем, что, используя слово «называешься», апостол хотел подчеркнуть, что тот, к кому обращены последующие строки и кто описан в них, в действительности не является иудеем и не считается таковым у Господа.
Говорящие о себе, что они иудеи. — В Откровении 2:9 мы читаем: «Знаю... злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но — сборище сатанинское». И снова: «Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, — вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя» (Откр. 3:9). Из этих строк видно, что быть иудеем почетно, и многие будут лживо претендовать на это высокое звания Тем не менее людей, называемых иудеями, презирают почти во всем мире в течение многих столетий.
Никогда и нигде в мире, с тех пор как был написан Новый Завет, никто не стремился объявить себя иудеем в общепринятом смысле этого слова. Иудеи как группа людей никогда не были в таком почете, чтобы кто-либо извлек для себя пользу, назвавшись иудеем. Но очень часто и раньше, и сейчас человеку выгодно прослыть христианином, чтобы расширить перспективы своего бизнеса, и потому многие объявляют себя христианами.
Иудей и христианин. — Мы вовсе не исказим смысл текста, если скажем, что, используя слово «Иудей» в этих стихах, апостол имел в виду того, кто ныне известен как «христианин». Это станет очевидным, если мы поразмышляем о том, кто есть подлинный иудей. Можно привести достаточно много цитат, чтобы показать, что с самого начала истинным иудеем был тот, кто верил в Христа. О главе народа израильского Господь Иисус сказал: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел и возрадовался» (Ин. 8:56). Он верил в Господа, и вменилось ему это в праведность; но праведность приходит только чрез Господа Иисуса. Моисей, вождь иудеев, «поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища» (Евр. 11:26). Непокорные иудеи в пустыне искушали и отвергали Христа (1 Кор. 10:9).Когда Христос пришел во плоти, «свои» не приняли Его (1 Ин. 1:11). И наконец, Иисус сказал, что никто не может верить писаниям Моисеевым, если не верит Ему (Ин. 5:46, 47). Следовательно, никто не может называться истинным иудеем, если он не верит в Христа. Тот же, кто не иудей, — из «сатанинского сборища».
«Спасение от Иудеев». — Иисус сказал самарянской женщине у колодезя Иаковлева: «Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4:22). Сам Христос родился «от семени Давидова по плоти», и поэтому был Иудеем; и «нет другого имени под небом... которым надлежало бы нам спастись».
Никто из людей на земле, кроме иудеев, не имел такого высокого звания. Никакой другой народ не имел столь великого благоволения Божьего. «Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда призовем Его? И есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня?» (Втор. 4:7, 8).
Успокоение законом. — Как сказано в только что процитированном стихе, иудеи приняли для себя самый совершенный закон во Вселенной — Закон Божий. Его называли «свидетельство», потому что он предназначался для свидетельства против них. Им не говорили, что они могут достичь праведности через него, хотя закон был совершенен; но наоборот, поскольку он был столь совершенен, а они были грешники, закон не содержал ничего, кроме осуждения для них. Он был предназначен только для того, чтобы привести их ко Христу, в Ком единственном они могли найти совершенную праведность, требуемую Его законом. «Закон производит гнев» (Рим. 4:15), и один Христос спасает от гнева. Но они успокоили себя законом, а посему успокоились в грехе. Они «уверены были о себе, что они праведны» (Лк. 18:9). Они не достигли праведности, «потому что искали не в вере, а в делах закона» (Рим. 9:31, 32).
Хвалиться Богом. — Существует большая разница между похвальбой Богом и восхвалением Его. (Пс. 33:2). Вместо того, чтобы возрадоваться во спасение Господне, иудеи высокомерно похвалялись своим ведением о Боге. Конечно, они имели больше, чем другие, но все, что имели, они получили от Бога, а похвалялись, как если бы это была их заслуга. Они прославляли себя, а не Бога, за знания, которые имели; и потому оказались в положении язычников, которые «познавши Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих». Если читатель склонен к порицанию древних иудеев за их суетную похвальбу, пусть вспомнит, что сам он зачастую чувствует, сравнивая себя с обитателями языческих земель и с «низшими классами» в своей собственной стране.
Воля Божья — закон Его. — Апостол говорит, что иудей знает волю Божью, потому что научается из закона. Этого достаточно, чтобы показать, что Закон Божий есть воля Его. Нет нужды в спорах по этому поводу. Воля любого правительства выражается в его законах. Там, где есть абсолютный правитель, воля его — всегда закон. Бог является абсолютным, но не деспотичным правителем, и поскольку воля Его есть единственный верный критерий для всех, следовательно, воля Его — закон. Но закон Его сведен в Десять Заповедей, поэтому Десять Заповедей являются кратким изложением воли Божьей.
Образец ведения и истины. — Хотя Десять Заповедей и содержат изложение воли Божьей, являющейся совершенством мудрости и истины, они всего лишь изложение, но не сама воля; так же, как и изображение дома на картине не есть сам дом, хотя картина может быть великолепной. Просто слова, написанные в книге или выбитые на камне, мертвы; но мы знаем, что Закон Божий есть жизнь вечная. Только во Христе можно найти живой закон, ибо Он — единственное проявление Божества.
Тот, в ком пребывает жизнь Христова, обладает совершенным законом Божьим, проявляющимся в жизни его. Но тот, у кого есть только буква закона, но не Христос, обладает всего лишь образцом ведения и истины. Часто говорят, что закон является фотографией характера Божьего. Но фотография или какое-то другое изображение являются лишь тенью действительности, но не самой ее сущностью. Тот же, у кого есть Христос, обладает и образцом, и сущностью, поскольку нельзя иметь что-либо, не обладая его образцом. Но тот, кто имеет только изложение истины без Христа, Который есть единственная Истина, имеет вид благочестия без силы его.
Трудные вопросы. — В стихах 21—23 апостол задает несколько трудных вопросов. Пусть каждый человек, привыкший гордиться правотой своей жизни, ответит на эти вопросы для себя. Для человека легко и естественно гордиться своей «нравственностью». Люди, не являющиеся христианами, тешат себя мыслью, что, ведя жизнь «нравственную» они как бы становятся не хуже христиан. Пусть все, кто думает подобным образом, знают, что нет нравственности помимо следования Закону Божьему. Все, что не соответствует этому закону, — безнравственно. Зная это, пусть посмотрят, хорошо ли они соблюдают этот закон.
«Крадешь?» — Большинство людей скажет: «Нет, я честен во всех делах своих». Очень хорошо, но давайте рассмотрим этот случай внимательнее. Заглянем еще раз в Писание. Оно гласит: «Закон духовен» (Рим. 7:14). «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и в составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12). Неважно, насколько верно мы поступаем в жизни; если согрешили в душе и помыслах наших, мы виновны. Господь смотрит на сердце, а не на лицо (1 Цар. 16:7).
Красть у Бога также преступно, как и у человека; воздали ли вы Богу по заслугам Его? Относились ли вы к Богу совершенно честно? Послушайте, что Он говорит: «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: "чем обкрадываем мы Тебя?" Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня» (Мал. 3:8, 9). Относится ли это и к вам? Воздали ли вы Богу то, что должны Ему, десятиною и приношениями? Если нет, то что же вы ответите, будучи спрошены богодухновенным словом: «Проповедуя не красть, крадешь?»
«Закон духовен». — В пятой главе Евангелия от Матфея Спаситель изложил духовность закона. Он сказал, что если наша праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев, не войдем мы в Царство Небесное. Какова была их праведность? Он сказал им: «Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:28).
Посему, пока мы не станем праведными в сердце своем, мы — ничто. Бог любит «истину в сердце» (Пс. 50:8). Далее в пятой главе Евангелия от Матфея Спаситель показывает нам, что шестую заповедь «не убивай» можно нарушить, произнеся одно лишь слово. Спаситель также говорит, что седьмую заповедь «не прелюбодействуй» можно нарушить взглядом или помыслом. Тот же принцип применим ко всем заповедям. Поэтому следует быть весьма осторожным, утверждая, что во всем соблюдаешь закон.
Некоторые люди говорят, что Десять Заповедей — это слишком низкий уровень требований поведения и что человек может соблюдать их все без исключения и тем не менее считаться недостойным быть принятым в приличном обществе. Они ничего не знают о Законе Божьем. На самом деле человек может нарушать все Десять Заповедей и при этом оставаться самой блестящей фигурой в «высшем обществе».
Хула имени Божьему. — «Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников». Кто виноват в этом? Тот же, кто учит закону и говорит, что нельзя произносить имя Божье всуе. Когда Давид согрешил, взяв жену Урии Хеттеянина, Бог сказал ему: «Ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его» (2 Цар. 12:14). Так, будучи мнимым последователем Господа, преступив закон Его, он дал неверующим возможность сказать: «Посмотрите, вот образец слуги Господня».
Кто может с уверенностью сказать, что он как исповедующий веру в Господа никогда не порочил истину? Кто из нас может сказать и себе, и Богу, что словами и делами не искажал истину, которую исповедовал? Кто из нас вследствие недостатков в обучении и труде своем не давал людям скудное и ложное представление о том, что такое истинное благочестие?
Короче говоря, кто из нас с чистым сердцем может ответить «нет» на вопрос апостола: «Преступлением закона бесчестишь Бога?» И поскольку имя Божье хулится через мнимых христиан, кто может объявить себя невиновным пред Законом Божьим?
В этих стихах было задано несколько острых вопросов людям, которые называются иудеями, то есть считающим себя последователями Господа. Достойным учителем истины Божьей человека делают не только его вероисповедание и внешний вид. Тот, кто не проявляет в своей жизни силу того, что он исповедует, только вредит делу.
Обрезание и необрезание (Рим. 2:25-29)
Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, Преступника закона при Писании и обрезании? Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Определение терминов. — Два термина «обрезание» и «необрезание» использованы здесь не только для того, чтобы обозначить ритуал или его отсутствие, но также для определения двух групп людей. «Необрезанный», очевидно, относится к тем, кого называли язычником и кто поклоняется другим богам. Такое использование этих терминов легко прослеживается в следующем отрывке: «Напротив того, увидевши, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных, — ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников, — и узнавши о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным» (Гал. 2:7-9). Мы выяснили, что слова «необрезанный» и «язычок» относятся к одним и тем же людям.
В этой главе не сказано, в чем заключается польза от обрезания. Здесь было достаточно установить факт, ибо писавший эти строки намеревался лишь показать, что такое обрезание и кто такие истинные обрезанные. От этих нескольких стихов зависит очень многое. Мы должны внимательно изучить их, дабы правильно понять большую часть пророчеств Ветхого Завета.
Если бы эти стихи были тщательно рассмотрены некоторыми из исследователей, посвятивших себя изучению Библии, то никогда не появилась бы «англо-израильская» теория, а бесполезные, вводящие в заблуждение предположения о возвращении иудеев в Израиль перед пришествием Господа никогда не были бы сделаны.
Что такое обрезание? — На этот вопрос дан ясный ответ в послании к Римлянам 4:11, где апостол говорит об Аврааме, первом обрезанном: «И знак обрезания он получил как печать праведности чрез веру, которую имел в «необрезании». Поэтому на вопрос: «Что такое обрезание?» должен быть дан такой ответ: знак обрезания — это печать праведности через веру.
Когда обрезание становится необрезанием. — Очевидно, что там, где не было праведности, ничего не стоил и знак обрезания. Поэтому апостол говорит: «Если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием». Как в предыдущих стихах мы узнали, что образец сам по себе ничего не значит, так и знак без содержания не имеет никакой ценности. Бедняку не составляет труда повесить вывеску о продаже обуви, но для того, чтобы заполнить лавку товаром, нужен капитал. Если у него есть вывеска, но нет обуви, он окажется в худшем положении, чем если бы у него не было вывески.
Ошибка иудеев. — Иудеи совершили большую ошибку, посчитав, что одного знака им вполне достаточно. В конце концов они утвердились в мысли, что этот знак сам по себе приведет их к истинной праведности, подобно тому, как многие нынешние христиане полагают, что исполнение определенных обрядов сделает их частью тела Христова. Но обрезание одной лишь плоти может олицетворять не праведность, но грех (см. Гал. 5:19-21). На самом же деле многие из тех, кого иудеи презирали как «необрезанных», в действительности были «обрезанными», в отличие от самих иудеев.
Обрезание в сердце. — Истинное обрезание имеет отношение только к сердцу, то есть к внутренней, духовной жизни человека. Апостол ясно говорит, что не то обрезание, которое наружно, то есть состоящее во внешней форме, но то обрезание, «которое в сердце, по духу, а не по букве». Это установлено как всеобщая истина.
Во дни Павла это не было новой отправной точкой, ибо так повелось со времен Моисея. Во Второзаконии 30:6 мы читаем слова Моисея к чадам Израилевым: «И обрежет Господь, Бог твой, сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа, Бога твоего, от всего сердца твоего и от всей души твоей, дабы жить тебе». Все истинные иудеи осознали, что истинное обрезание было только в сердце, ибо Стефан обращался к отвергнувшим истину: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами!» (Деян. 7:51).
Праведность в сердце. — Псалмопевец говорит: «Вот, Ты возлюбил истину в сердце» (Пс. 50:8). Просто внешняя праведность есть ничто (см. Мф.5:20; 23:27, 28). Сердцем верует человек к праведности (Рим. 10:10). Когда Моисей по велению Господа передавал закон Израилю, он сказал: «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем» (Втор. 6:5, 6). Не может быть праведности вне жизни истинной. И обрезание — это знак праведности, и не существует другого истинного обрезания, кроме обрезания в сердце.
Обрезанные духом. — «Ибо мы знаем, что закон духовен» (Рим. 7:14). То есть в этом состоит природа Духа Святого, ибо слово Божье — это меч Духа Божьего, способный вложить Закон Божий в сердце человеческое. Поэтому истинное обрезание является делом Духа Святого. Стефан называл злобных иудеев необрезанными, потому что, как сказал он, «вы всегда противитесь Духу Святому» (Деян. 7:51). Поэтому вполне очевидно, что хотя слово «дух» (Рим. 2:29) и не написано с прописной буквы, оно относится к Духу Святому, а не к душе человека.
Если мы вспомним, что обрезание было дано как печать праведности через веру и что наследие было обетовано Аврааму и семени его через праведность веры (Рим. 4:11, 13), то мы увидим, что обрезание было залогом этого наследия. Апостол также говорит, что мы становимся наследниками во Христе, «уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его» (Еф. 1:13, 14). Владение, обещанное Аврааму и семени его, заверялось только через Духа праведности; поэтому с самого начала не существовало обрезания помимо Духа.
Обрезание через Христа. — «И вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти; в Нем вы и обрезананы обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти обрезанием Христовым» (Кол. 2:10,11). Должно быть, обрезание, данное в первый раз, имело столь же большое значение, как и всегда. Следовательно, с самого начала оно означало праведность через одного Христа. Достаточно указать на тот факт, что обрезание было дано Аврааму как печать праведности через веру и что «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6).
Кто такие «обрезанные»? — Ответ на этот вопрос дан в Послании к Филиппийцам 3:3: «Потому что обрезание — мы, служащие Богу духом, и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся». То же самое, но другими словами, сказано и в нашем тексте: «То обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве; ему и похвала не от людей, но от Бога». И тот, кто не верил в Христа и не возрадовался в Нем, никогда не был истинно обрезанным. Вот почему Стефан называл не верующих во Христа иудеев «необрезанными».
Значение обрезания. — Объем этой книги не позволяет детально рассмотреть данный вопрос, но тексты, упомянутые выше, дают нам верную нить. Тщательное изучение главы из Книги Бытие, повествующей о завете Бога с Авраамом, также поможет нам прояснить суть вопроса.
Из пятнадцатой главы Книги Бытие мы узнаем, что Бог вступил в завет с Авраамом на основе его веры. Шестнадцатая глава рассказывает о том, как Авраам, послушав голос жены своей, а не глас Божий, хотел выполнить обетование Божье через плоть, но потерпел неудачу. Сын его должен был родиться по Духу, а не по плоти (см. Гал. 4:22, 23, 28, 29).
Затем семнадцатая глава показывает возрождение веры Авраама и восстановление завета с обрезанием как печатью. Часть плоти была отрезана, чтобы обозначать, что он не должен надеяться на плоть, но ждать праведности и наследия только через Дух Божий. Таким образом, потомкам Авраама было оставлено вечное напоминание о его ошибке, дабы остереглись они верить в себя вместо Господа.
Но они извратили этот знак. Они приняли его за знак их величия перед другими народами, а не за свидетельство тому, что «плоть не пользует ни мало». Но тот факт, что иудеи извратили и не поняли этот знак, не лишает его первоначального значения.
Кто такие иудеи? — Согласно цитате из второй главы Послания к Галатам, термин «необрезанные» относится к тем, кто не знает Господа и является «безбожником в мире» (см. также Еф. 2:11, 12).Иудеи «обрезанные», но только те из них, кто радуется во Христе Иисусе, а не надеется на плоть. Поэтому истинные иудеи — это прежде всего истинные христиане. «Тот иудей, кто внутренне таков». В глазах Божьих все истинные иудеи были верующими во Христа. И каждый истинный верующий во Христа является иудеем в библейском смысле этого слова. Авраам, отец иудейского народа, возрадовался во Христе (см. Ин. 8:56).
Знак разделения. — Многие придерживаются такой точки зрения, согласно которой обрезание дано для различения иудеев и язычников. Ошибочность такого представления можно доказать, изучив строки Библии о получении этого знака, а также слова апостола Павла о том, что обрезание означает в действительности. Иные считают, что оно было дано для отделения иудеев от других народов, дабы облегчить установление родословной Христа. Это также лишь необоснованная догадка. Христос должен был прийти из племени Иудина, но, поскольку все племена еврейские были обрезанными, обрезание не могло каким-либо образом указывать на Его происхождение. Кроме того, обрезание по плоти так и не произвело никакого разделения между иудеями и язычниками.
Оно не удержало Израиль от идолопоклонства и от единения с язычниками в их идолопоклоннических обычаях. Каждый раз, когда иудеи забывали Бога, они смешивались с язычниками и разница между ними исчезала. Обрезание не разделяло их.
Более того, Бог не хотел отделения иудеев от язычников вплоть до прекращения всяческих отношений между ними. Цель Его избавления иудеев из Египта состояла в том, чтобы они несли благовестие язычникам. Он очень хотел, чтобы они отличались от язычников духовно, но наружное обрезание не могло содействовать этому.
Моисей сказал Господу: «Ибо по чему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? не по тому ли, когда Ты пойдешь с нами? тогда я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле» (Исх. 33:16). Присутствие Господа в сердцах людей отделит их от всех других, даже если они живут в одном доме и обедают за одним столом. Но если нет Христа в сердце человека, он не отделен от мира, даже будучи обрезанным и ведя жизнь отшельника.
Буквальное и духовное семя. — Большая часть путаницы, существующей в отношении Израиля, появилась из-за неверного понимания этих двух терминов. Некоторые полагают, что сказать, что только те люди, которые духовны, являются истинными иудеями, — значит отрицать буквальность семени и обетования. Но «духовный» не противоречит «буквальному». То, что духовно, — и буквально, и реально. Христос духовен, но Он же и реальное, буквальное Семя. Бог есть Дух, Он духовен, но Он не просто некое образное Существо, но реальный, буквальный Бог. Так и наследие, которое мы наследуем во Христе, есть духовное наследие, и в то же время оно реально.
Сказать, что только те люди, которые духовны, составляют истинный Израиль, не значит изменить Библии или уклониться от нее, либо каким-то образом ослабить полноту и силу обетования, потому что обещание Божье предназначено только тем, кто верит в Христа. «Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследном мира, но праведностью веры» (Рим. 4:13). «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:29).
ГЛАВА 3
Незаслуженная благодать Божья
Вступление
Мы будем не правы, если скажем, что закончили изучение первых двух глав, поскольку окончательно изучить какую-либо часть Библии совершенно невозможно. Даже самое глубокое изучение любой из частей Писания — это всего лишь начало. Если Ньютон в конце долгой жизни, посвященной естественнонаучным исследованиям говорил, что он кажется себе ребенком, играющим на берегу огромного неизведанного океана, то с гораздо большей уверенностью то же самое могло быть сказано и величайшими исследователями Библии.
Так пусть же никто не думает, что мы уже каким-то образом исчерпали эту часть великой книги. Когда читатель, хорошо, запомнил текст, так что он в состоянии воспроизвести по желанию любой отрывок и определить его место со ссылкой на контекст, значит, он только готов начать изучение с реальной пользой. Поэтому читатель, стремящийся открыть для себя Библию, вдумывается в каждое слово, как если бы он искал сокровища в верном месте. Тот же, кто ищет, — всегда найдет.
Суть всей второй главы заключена в первом стихе: «Итак неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же (судом), каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же». Остальные стихи только раскрывают смысл этого утверждения. Таким образом, мы выяснили, что гнев Божий, открывающийся с неба на всякое нечестие и неправду человеков, не знает исключений. Внимать истине и познать ее — мало, необходимо воплощать ее. Бог нелицеприятен, и Он накажет грех, в чем бы он ни заключался.
Приятен Богу. — В доме Корнилия апостол Петр сказал: «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:34, 35). В языческих землях найдутся люди, которые, возможно, никогда не слышали имени Божьего и не видели ни строки написанного Слова Его, но они будут спасены. Бог открывается в делах творения, и тот, кто принимает увиденное в них как Божье, приятен Ему так же, как и тот, кто много знает о Нем.
Возражения устранены. — Первая часть третьей главы Послания к Римлянам состоит из вопросов и ответов. Вдумчивый читатель посланий Павла, должно быть, заметил часто встречающиеся вопросы, прерывающие его аргументацию. Предвосхищено каждое возможное возражение. Апостол задает тот вопрос, который может задать оппонент, а затем отвечает на него, что делает его доводы еще более убедительными. Из нижеследующих стихов мы ясно видим, что истина, изложенная во второй главе, неприемлема для фарисея и он будет бороться с ней изо всех сил. Вопросы, поднимаемые апостолом, не плод его ума; это становится ясным из вводных слов в стихе пятом — «говорю по человеческому рассуждению». Памятуя об этом, мы можем приступить к чтению Послания к Римлянам 3:1-18.
Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза у обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие. Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: «Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем». Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? — говорю по человеческому рассуждению. Никак. Ибо иначе как Богу судить мир? Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить как грешника? И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых. Итак что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько; ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, как написано: "нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их; уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия пред глазами их"».
«Слово Божие». — Десять Заповедей — это закон, произнесенный устами Господа (см. Втор. 5:22). Стефан сказал о Моисее, получившем закон: «Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам» (Деян. 7:38). Десять Заповедей и есть прежде всего Закон Божий, потому что они были произнесены гласом Самого Бога в присутствии людей.