Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћеханизмы манипулировани€. 2 страница




“аким образом, психика индивида посто€нно находитс€ в режиме сублиминального (т.е. неосознаваемого) контрол€. —ублиминальное воздействие культурной среды, полученное в период бодрствовани€ индивидом, подключенным к состо€нию информационного массообразовани€, формирует у него основы социального чувства, фиксирует и воспроизводит базовые иллюзии и идеалы, страхи и реактивные образовани€. Ќо виртуальна€ среда коллективных иллюзий, в принудительном режиме отыгранна€ на телеэкране, предоставл€ет индивиду весьма скудный набор реактивных возможностей, ограниченный рамками цивилизационных ритуалов. ¬се остальные реакции на культуральные раздражители вынужденно подавл€ютс€, про€вл€€сь исключительно в разного рода формах социопатии. ѕодавленные страхом и вытесненные под давлением коллективного јльтер-Ёго реакции (аффекты, инстинктивные влечени€, агрессивные и сексуальные желани€, и пр.) составл€ют теневой компонент нашей психики. ѕри этом современна€ культура предоставл€ет возможность отыграть часть этих реакций на пространстве телеЧ и киноэкрана (т.е. в режиме сублимации). Ќо все же больша€ их часть уходит в сферу сновидческой активности. —новидение таким образом представл€ет собой знаковый сигнал опасности о том, что р€д элементов культурной среды €вл€ютс€ невротическими. ѕрикладной психоанализ рассматривает в сновидческом материале те его компоненты, которые свидетельствуют о наиболее значимых формах культурального воздействи€, запускающих в действие энергетику первичных позывов психики. Ёто и есть сублиминально восприн€тые в состо€нии бодрствовани€ элементы культурной среды, воздействие которых не смогло быть реализовано ни в дневной сублимированной и трансформированной форме, ни в ночном мире сновидени€. ¬ совокупности все эти элементы представл€ют собой остаточный ресурс дл€ современного медиа-манипулировани€.

Ёротические аспекты манипул€ций. ћы должны обратить внимание еще на один практически беспроигрышный прием, которым охотно пользуютс€ манипул€торы. ¬оздействие на психику путем провоцировани€ в индивиде либидо (сексуального желани€) известно с давних времен. ¬ современное врем€ подобна€ провокаци€ выкристаллизовалась в результате времени, которое позволило манипул€торам весьма отточить собственное искусство владени€ методом подобного рода манипул€ций. ѕричем, в данном случае, индивиду оказываетс€ достаточно трудно протестовать, потому как атака манипул€торов направлена на часть его природной составл€ющей, которую хоть и можно усмир€ть, но не всегда возможно. Ќа это и рассчитывают манипул€торы. ¬заимоотношени€ полов действительно серьезный фактор. »ндивид всю жизнь играет в определенные игры, нес€ с собой по жизни соответствующую роль, которую об€зан играть, соблюда€ как нормы морали установленные обществом, так и правила поведени€ в этом обществе. ћожно только предположить, что произошло бы, если бы не существовало распространенной в цивилизованном обществе системы сдержек и противовесов (норм и запретов), определенных табу, регламентирующих поведение мужчины и женщины в обществе. ¬полне веро€тно, что при отсутствии этого подавл€ющее большинство мужчин и женщин стали бы вести себ€ с соответствием со сценари€ми фильмов эротического и порнографического содержани€. ¬ любом случае, провокаци€ сексуального желани€ (либидо) оказываетс€ весьма действенной, когда необходимо оказать манипул€тивное воздействие на подавл€ющее большинство мужчин. ƒл€ этих целей используютс€ женщины легкого поведени€ и соответствующей внешности, как гарантирующей успех предприн€того меропри€ти€ (успешные переговоры в бизнесе, девочки, сауна и хороший стол дл€ провер€ющего начальства, например армейского, и т.п.). Ќе каждый мужчина откажетс€ от бесплатных интимных услуг в отношении него молодой девушки; причем в иных случа€х сексуально-психологическое Ђпотр€сени€ї от подобной доступности столь велико, что даже мужчины с частичной импотенцией (т.е. когда невозможность вступать в сексуальные отношени€ с женщинами вызваны психическими причинами) оказываютс€ способны на разного рода Ђподвигиї.

–ассматрива€ вопрос манипул€ций посредством провокации сексуальной зависимости, мы должны говорить, что это один из единственных вопросов, дл€ решени€ которого совсем не надо быть специалистом по манипулированию, чтобы знать о том, каких результатов возможно достичь путем воздействи€ на природу индивида, выбранного в качестве объекта дл€ манипул€ций. “ут как бы все €сно и пон€тно изначально, да к тому же и действует безотказно, уверенно подчин€€ того или иного человека. ќднако, остановимс€ на т.н. трудных случа€х. «аметим, что в р€де случаев психика индивида вызывает некий ступор в его сексуальной жизни.  ак говорилось в одном попул€рном фильме, есть желание Ч но нет возможности, есть возможность Ч но нет желани€. ¬ идеале, по мнению авторов фильма, словами актера Ётуша, его герой товарищ —аахов желает, чтобы наши желани€ совпадали с нашими возможност€ми. ѕримерно этого же бессознательно желает индивид, который в силу р€да причин оказываетс€ не в состо€нии на сексуальный контакт с женщиной. ѕри этом заметим, что большинство сексуальных проблем у мужчин наход€тс€ в введении психологии, а не медицины, потому что, несмотр€ на то, что многие люди склонны объ€сн€ть свои сексуальные нарушени€ главным образом органическими причинами, нарушени€ эти часто имеют психологическую природу. “акже обратим внимание, что в жизни большинства индивидов, вследствие существующих норм и запретов, прин€тых в обществе (а партнерши индивидов Ч жены или любовницы воспитывались в этом же обществе, и несут в себе такое же отсутствие сексуальной культуры) им не удаетс€ удовлетворить свои природные (бессознательные) сексуальные желани€. ѕоэтому, когда предоставл€етс€ возможность подобного рода удовлетворени€ Ђна сторонеї Ч в таком индивиде тот час же оживает желание (поэтому в крупных городах –оссии с каждым годом увеличиваетс€ число салонов интим услуг).   тому же сексуальное невежество большинства индивидов играет на руку манипул€торам. ѕотому как, если бы такой индивид получал все, что он хочет, дома, удовлетвор€€ все свои бессознательные сексуальные фантазии с супругой или посто€нной партнершей, то необходимость в многомиллионной армии проституток и женщин легкого поведени€ попросту отпала бы. —овсем бы проститутки и женщины легкого поведени€, конечно, не исчезли (в психике индивида заложено стремление к разнообразию), но что таких бы объемов разврата не стало бы Ч наверн€ка.

«аметим, что, к сожалению, очень многие сексуальные расстройства порождаютс€ невежеством и недоразумени€ми в области анатомии и физиологии. Ќапример, с возрастом сексуальна€ функци€ ослабевает, и, чтобы добитьс€ удовлетворительной эрекции, мужчине требуютс€ более длительные и интенсивные предварительные ласки. ћужчина, который этого не знает, думает, что он заболел, впадает в панику, и его сексуальное исполнение действительно ухудшаетс€. ќчень часто всему виной недостаточна€ стимул€ци€ и плоха€ техника. Ќекоторые люди не учитывают специфику эротических реакций и предпочтений своих партнеров или элементарно не умеют вести себ€ в постели, а все последстви€ этого приписывают болезни. Ќередко оказывают роль неблагопри€тные психологические факторы, св€занные с прошлым сексуальным опытом. Ќапример, страх перед сексуальным наслаждением, обусловленный слишком жесткими запретами сексуального экспериментировани€ в детстве. »ли бо€знь испытать разочарование. »ли тревожность, опасение показать себ€ неумелым, неловким, неопытным. »ли гипертрофированное чувство стыда, затрудн€ющее анальный и оральный секс, после чего мужчина ищет подобное на стороне. »ли бо€знь не удовлетворить, утомить или как-то иначе разочаровать партнера. »ли неспособность к самозабвению, представление себ€ как бы зрителем, наблюдателем собственного сексуального поведени€.   индивидуальным психологическим трудност€м добавл€ютс€ партнерские Ч разного рода конфликты, например, борьба за власть, стремление мужчины утвердить свое господство над женщиной или нежелание жены пойти навстречу стремлени€м супруга. »ли коммуникативные проблемы: неспособность к самовыражению и сопереживанию, неумение расшифровывать мимику, жесты, мускульные реакции, взгл€ды партнера, уловить его тайные мечты и желани€, в которых он не смеет признатьс€. Ёти проблемы в той или иной мере существуют у каждого человека и у каждой пары. ≈сли они не наход€т более или менее удовлетворительного решени€, проблемы нарастают, усугубл€ют друг друга и в конечном итоге привод€т к сексуальным расстройствам. ѕричем, сами люди, большей частью не отдают себе отчета в реальных причинно-следственных св€з€х. —амое важное Ч избавитьс€ от чувства тревоги и страха, которые только усугубл€ют проблему: чем больше мужчина стараетс€, тем чаще его постигают неудачи и тем больше становитс€ его озабоченность.

»сход€ из того, что большинство проблем сексуального характера у индивидов пересекаютс€ с психологическими проблемами, воздействие, оказываемое на таких людей со стороны манипул€торов зачастую станов€тс€ результативными при подборе соответствующих способов, при которых у объектов манипул€ций возникает либидо. ј значит такие люди внутренне (т.е. бессознательно) оказываютс€ благодарны тем, кто таким образом помог сн€ть существующий барьер, мешающий им адекватно общатьс€ с женщиной. ѕри этом мы должны обратить внимание, что по своему психологическому воспри€тию сексуальные отношени€ между мужчиной и женщиной воспринимаютс€ как своего рода победа мужчины над женщиной.  орни сего факта простираютс€ в глубокую древность и базируютс€ в спектре первобытнообщинных взаимоотношений между мужчиной (самцом) и женщиной (самкой), когда мужчина-самец во чтобы то ни стало стремилс€ удовлетворить свои животные инстинкты, не взира€ на какой-либо протест со стороны женщины. (“. е. где поймал Ч там иЕ). –ассматрива€ манипул€ции посредством провоцировани€ в психике индивида сексуального желани€, мы должны говорить о том, что психика устроена таким образом, что индивид в большинстве случаев как бы оказываетс€ готов на подобного рода контакт. Ѕольшинство индивидов вообще падки на эротическую составл€ющую жизни. », собственно, манипул€торам, в иных случа€х, совсем не требуетс€ каких-то усилий, чтобы добитьс€ своего. Ќу а то, что такого индивида Ђподставилиї, зачастую сразу он и не поймет, потому как вожделение на миг затуманит у такого индивида оценку критичности происход€щего с ним, а значит он сначала поддастс€ искушению, а после будет анализировать Ч что же с ним на самом деле произошло. Ёто знают манипул€торы, поэтому и стараютс€ подобными схемами манипул€тивного воздействи€ добитьс€ своего.

ѕровоцирование невроза в цел€х манипул€ций. ѕо направленности своего воздействи€ манипул€ци€ становитс€ возможной при атаке на психику индивида или масс и провокации вследствие этого невротической зависимости. Ќе вдава€сь в характер возникновени€ и действи€ различных неврозов (невроз нав€зчивых состо€ний и др.) мы будет говорить о том, что сама форма существовани€ любой невротической зависимости (невроз, истери€, прочие состо€ни€) вызывает в психике индивида определенный дискомфорт, выражающийс€ в необходимости подстраивать собственную жизнь под симптоматику существующего в психике заболевани€, а значит, характеризуетс€ невозможностью человека жить той жизнью, которой он хочет. ¬ этом случае он вынужден строить свои жизненные отношени€ с огл€дкой на существующую в его психике симптоматику. ѕри этом мы должны заметить, что у каждого человека в той или иной мере можно вызвать невроз. ¬ зависимости от состо€ни€ нервной системы и профессиональных навыков такого индивида, просто будет различатьс€ продолжительность действи€ невроза, в который окажетс€ погружена его психика; но то, что спровоцировать можно любого (будь-то профессор психологии, или простой гражданин страны) Ч факт, которому способен найти подтверждение каждый, стоит только внимательно понаблюдать за окружающими, вступающими друг с другом в межличностные контакты.

Ќевроз есть действительно у всех. » одной из форм манипулировани€ €вл€етс€ провокаци€ невротической зависимости. ќстановимс€ здесь и рассмотрим подробнее. ¬се индивиды раздел€ютс€ на тех, у кого невроз представлен в значительной степени (в этом случае он обычно заметен дл€ окружающих), на тех, кто живет с симптоматикой невроза, но при этом невроз не мешает подобному человеку выполн€ть свои профессиональные об€занности, и может лишь иногда Ч затрудн€ет их выполнение. ћногое при этом объ€сн€етс€ скрытностью таких людей-невротиков. Ќевроз ведь это не психопати€, которую скрыть трудно, а то и невозможно. “о, что человек €вл€етс€ невротиком, заметно лишь, если пообщатьс€ с этим человеком подольше, или поставить его в какое-то затруднительное положение (когда психика на грани Ч человек становитс€ таким, каким он есть; играть перед смертью или в стрессе может только человек, полностью контролирующий себ€).  ак мы помним, первичной функцией слова было внушение -- как команда другой особи. » только позже слово стало походить на сообщение. Ёта филогенетически первична€ суггестивна€ функци€ речи не утратила своей коммуникативной специфики и часто €вл€етс€ манипул€тивным информационным воздействием.

ћы уже говорили, что психика индивида представлена трем€ составл€ющими некоего структурного единства (сознание, бессознательное, и цензура психики). ¬ обычном состо€нии, состо€нии ровном, т.е. не удрученном какими-либо невзгодами, трудност€ми, волнени€ми, опь€нением, чрезмерной усталостью и проч., человек находитс€ в сознании. ¬ таком состо€нии (состо€нии сознани€, или обычном состо€нии сознани€, далее ќ——) важную роль играет цензура психики, котора€ стоит на пути между информацией, поступаемой как из внешнего мира в мозг (в психику) индивида, так и (что менее заметно) на пути информации из мира внутреннего (бессознательного, или подсознани€) в ту же самую психику (т.е. оказывает вли€ние на психику). ÷ензура психики представл€ет собой своеобразный барьер критичности, и основна€ роль цензуры Ч перераспредел€ть информацию, поступающую из внешнего мира, между сознанием и подсознанием (бессознательным). »звестно, что при определенном вли€нии разных факторов, цензура психики индивида может ослабевать. ¬ такое врем€ информаци€, котора€ раннее могла быть отвергнута цензурой и отправлена в бессознательное оказываетс€ в сознании, а значит, может сразу вли€ть на поведение человека. “огда как ранее ей приходилось сначала откладыватьс€ в подсознании, будучи отвергнутой цензурой психики, и только при создании определенных ситуаций, в благотворном ключе воздействующих на сформированные раннее полу-установки и полу-паттерны поведени€, начинать оказывать свое вли€ние на сознание, т.е. на мысли и поступки. ¬ случае ослаблени€ цензуры психики мы можем говорить о нахождении индивида в измененных состо€ни€х сознани€ (далее »——). ѕри этом следует понимать, что сами »—— в р€де случаев €вл€ютс€ результатом каких-либо предварительных воздействий на психику, в результате которых психика на врем€ тер€ет привычное ей свойство выставл€ть барьер на пути любой информации, получаемой из внешнего мира, информации как посредством межличностной коммуникации, так и информации, получаемой при помощи средств массовой коммуникации (далее Ч —ћ ).  роме того, следует обратить внимание, что в »—— психика индивида может погружатьс€ как самосто€тельно (в результате, например, алкогольного опь€нени€, депрессии, немотивированной агрессии и проч.), так и намеренно, со стороны манипул€тора. ¬ этом случае манипул€тор какими-либо своими действи€ми (словами, поступками, проч.) провоцирует психику объекта манипул€ций (жертвы), чем вызывает в психике последнего €вный временный дисбаланс (психологический дискомфорт, результатом которого как раз €вл€етс€ ослабление цензуры психики). Ётот дисбаланс про€вл€етс€ в погружение на какое-то врем€ такого человека в »——, в результате, например, €рости, вспышки агрессии, печали, и проч. симптоматики про€влени€ €вно деструктивного поведени€, когда у человека временно исчезает способность контролировать себ€ (посредством сознани€), и какое-то врем€ он пребывает в т.н. состо€нии аффекта. ѕри этом, повторимс€, опытные манипул€торы (специалисты, прошедшие специальную школу подготовки в спецслужбах, врачи-психиатры, некоторые психотерапевты и психологи, иные лица, в т.ч. имеющие врожденные или интуитивно приобретенные в течении жизни способности) могут намеренно погружать нужного им человека в »——, провоциру€, например, у него невроз, и таким образом добива€сь Ђсвоегої, потому что, исход€ из того, что в »—— ослабевает барьер критичности, становитс€ возможным запрограммировать такого индивида или на по€влении у него определенных мыслей, которые приведут в последствии к определенным поступкам, необходимым манипул€торам, или сразу вызвать совершение поступков, через, например, повышение порога суггестии (внушени€) в моменты »——.

ƒругими словами, человека можно сначала вывести из себ€, а после запрограммировать на выполнение необходимых вам действий. » если необходимо, чтобы кто-то выполнил то, что хотите вы, но это невозможно достигнуть пока этот человек пребывает полностью в сознании (в ќ——), психику такого человека нужно сначала перевести в »—— (посредством, например, провокации невроза), а после уже внушить ему выполнение действий, которые от него необходимы. ѕри этом, заметим, в зависимости от порога внушаемости и прочих обсто€тельств (жизненный опыт, уровень образовани€, проч.), можно добитьс€ быстрого или замедленного результата. ј значит будут различатьс€ и способы воздействи€ на психику. Ќапример, если мы рассматриваем психику неуравновешенного человека, то если какими-либо словами, жестами, или поступками произвести воздействие на этого человека, то можно перевести его нервную систему в состо€ние возбуждени€, а значит тем самым спровоцировать такого человека на прин€ти€ каких-либо скороспелых действий (€вл€ющихс€ следствием состо€нием аффекта, т.е. кратковременным превалированием порывов, идущих из под сознани€ Ч над сознанием). ѕозже, когда режим торможени€ сменит гиперактивность, такой индивид будет сожалеть и раскаиватьс€ над совершенным им; но это будет уже после. ј значит, акт манипулировани€ психическим сознанием состоитс€. “огда как дл€ тех индивидов, у которых, наоборот, в коре головного мозга преобладают периоды торможени€, необходимо будет использовать другую методику.   каждому человеку можно подобрать свой ключик. Ќе существует тех, кто не подвержен к воздействию. ¬опрос только заключаетс€ в том, чтобы дл€ разных индивидов подбирать свои Ђключикї, открывающий дверцы в их психику, а значит и получа€ возможность воздействовать на таких индивидов, в иных случа€х фактически моделиру€ их поведение.

ќстановимс€ на подобных формах моделировани€. ¬ данном случае мы должны говорить не только о воздействии на подсознание такого индивида, но и о воздействии на архетипическую часть подсознани€. »звестно, что в бессознательном психики (в подсознании) хранитс€ внушительный объем информации. Ёто как информаци€, попадающа€ в бессознательное в процессе жизненного опыта индивида (в результате задействовани€ репрезентативных и сигнальных систем), так и информаци€, полученна€ генетическим (через ƒЌ  родителей) и филогенетическим (опыт предшествующих поколений) путем. ѕричем важность каждой части подобного пополнени€ бессознательного психики поистине огромна, и имеет бесконечные характеристики. ѕри этом, фактически невозможно предсказать каким образом в тот или иной момент произойдет активность соответствующих нейронов головного мозга, вызвавших в последствие ту или иную реакцию человека. ѕодобное зависит от разных факторов.  ак известно, все, что психика человека воспринимает через т.н. репрезентативные (визуальные, аудиальные, кинестетические) и сигнальные системы (чувства, речь) откладываетс€ в подсознании (независимо от того, было ли это восприн€то сознанием, или оказалось сразу вытесненным последним). ƒалее подобна€ информаци€ помещаетс€ в глубинах пам€ти и при необходимости может быть извлечена наружу (то есть перейти в сознание, реализу€сь в поступках человека).  роме того, информаци€, перемещаема€ в подсознание, может находить отклик с информацией, уже наход€щейс€ в бессознательном ранее. ¬ этом случае можно говорить о сформировании в бессознательном психики паттернов поведени€, т.е. неких устойчивых механизмов, которые формируютс€ посредством того, что в бессознательном оказываетс€ информаци€, котора€ имеет сигнал, пол€рный с раннее поступившей в подсознание, и сформировавшей там полу-паттерны. ѕри таких услови€х прежн€€ информаци€ усиливает вновь поступившую и служит образовани€ полноценного паттерна. ћожно говорить, что бессознательно психика ставит некие €кор€, или ловушки, попада€ в которые нова€ информаци€ почти тут же находит благотворный отклик. “акую информацию принимают как свою, оказывают ей повышенное внимание, потому как она укрепл€ет информацию, наход€щуюс€ раннее, усиливает ее, и служит дальнейшей консолидации совместных усилий, когда по€вл€етс€ возможность перейти в сознание, а значит и претворитс€ в действительность. ѕри этом следует обратить внимание, что необходимость в данном случае Ч лишь как следствие возможности, потому как не кажда€ информаци€ из бессознательного переходит в сознание. ѕричем процесс перехода может иметь различную прот€женность по времени. ¬ р€де случа€х можно несколько увеличить скорость реакции (т.е. скорость прохождени€ информации) и почти сразу обратить информацию, получаемую из внешнего мира Ч в какие-либо поступки и прочие реальные действи€ индивида. ѕоэтому отметим еще раз: не вс€ информаци€ поступаема€ из внешнего мира находит положительный отклик в цензуре психики, а значит попадает в сознание. Ѕольша€ часть информации оказываетс€ вытесненной (в результате барьера критичности психики). ќб этом мы уже говорили. ќднако кака€-то часть информации, поступаема€ из внешней среды, действительно оказываетс€ способной сразу поступить в сознание. “.е. цензура психики по р€ду причин подобную информацию пропускает. “акие факты встречаютс€.

»звестно, что психика индивида с повышенным вниманием относитс€ к информации, котора€ имеет схожую кодировку с той информацией, котора€ поступила в мозг ранее. ¬ этом случае нова€ информаци€ как бы не противоречит поступившей ранее информации, котора€ закрепилась в подсознании, образовав или полноценные установки и паттерны. “огда нова€ информаци€ усиливает уже сформировавшиес€ установки и паттерны, или только наметив образование таких установок и паттернов, вследствие чего образуютс€ полу-установки и полу-паттерны, а теперь нова€ информаци€ схожей кодировки усиливает их, формиру€ полноценные установки и паттерны. ѕроцесс формировани€ полу-установок и полу-паттернов используют манипул€торы, которые сначала преподнос€т объекту манипул€ций информацию, которую этот человек хочет услышать, тем самым усыпл€€ его бдительность (т.е. нейтрализу€ цензуру психики) и вызыва€ предрасположенность к себе, а значит и станов€тс€ практически полноценными управл€ющими души подчинившегос€ им человека. ѕодчинившегос€ не по воле своей, а в результате предварительно проведенной работы манипул€тивного характера. ƒиверсии против психики. —воего рода вражеской вылазке с последующим порабощением психики. ѕодчинении и управлении волей. ¬ли€ни€ на совершаемые поступки и даже на по€вление тех или иных мыслей. “.е. злодей-манипул€тор в р€де случаев может полностью подчинить себе того или иного человека, получив контроль над его психикой.

¬есьма эффективным методом манипул€тивного воздействи€ на индивида €вл€етс€ выведение его из психоэмоционального равновеси€. ѕростираетс€ этот метод в спектре воздействи€ на сознание и закладывание установок в подсознание и устойчивых механизмов (паттернов в бессознательное психики) в то врем€, когда психика индивида находитс€ в »—— (измененном состо€нии сознани€); что, в свою очередь, достигаетс€ путем сознательного погружени€ индивида в трансовые состо€ни€, провокацию, например, невротической зависимости, страха, и проч., в результате чего цензура психики на какое-то врем€ ослабевает, и как раз в этом врем€ становитс€ возможным нав€зать такому индивиду установки, которые в последствие он будет неукоснительно выполн€ть.  роме того, мы должны обратить внимание, что большинство индивидов на самом деле бессознательно желают подчин€тьс€. ѕутем подчинени€ (выполнени€ воли другого) такие индивиды на врем€ снимают с себ€ психологический груз ответственности (любой индивид испытывает воздействие культуры, т.е. сознательного контролировани€ первичных инстинктов, а значит в той или иной степени находитс€ в состо€нии невроза). ѕодчин€€сь другому, большинство индивидов бессознательно освобождаютс€ не только от Ђщем€щего их душуї чувства ответственности, но и, подчин€€сь, бессознательно успокаивают себ€ тем, что ид€ на поводу у другого Ч на самом деле оказывают ему своеобразную услугу, помогают ему. “о есть в данном случае, как и практически при всех видах манипул€ций, перед нами искренн€€ заинтересованность объекта манипул€ций (без этого люба€ манипул€ци€ была бы затруднительна) в выполнении каких-либо действий, которые, заметим, угадал манипул€тор. ”гадал сознательно или бессознательно Ч другой вопрос. —ам факт манипулировани€ налицо, потому как манипулирование Ч это выполнение воли другого с искренним желанием эту волю выполнить. “о есть пред нами нав€зывание подобного исполнительского желани€ со стороны манипул€тора Ч объекту манипул€ций. » у самого объекта в первую очередь по€вл€етс€ желание даже не выполнить волю (это вторично), а он считает, что инициатива исходит от него, и что уж точно, никто его ни к чему не вынуждает. Ќаивное заблуждение. ќбъект не подозревает, что все его поведение было чуть ранее смоделировано злодеем-манипул€тором. », к сожалению, излишнее самомнение объекта манипул€ций иной раз слишком дорого ему обходитс€.

Ќо люд€м хочетс€ выполн€ть чужую волю. ¬ результате выполнени€ воли другого, индивид подспудно (т.е. бессознательно) понимает, что и ответственность за совершенные им действи€ как бы уже несет не он, а другое лицо (нав€завшее ему свою волю). ј значит, с такого индивида-ведомого словно автоматически снимаетс€ ответственность. » как следствие, исчезает тревога, потому как еще со времен развити€ цивилизации, культура накладывает свой отпечаток на личность индивида, погружа€ его психику в состо€ни€ необходимости посто€нно сдерживать первичные инстинкты, что, в свою очередь, бессознательно вызывает рост обеспокоенности индивида, и как следствие Ч развитие тревожности и прочих форм симптоматики невроза.   сожалению, у большинства людей цель жизни задана принципом удовольстви€. ј потому именно культура встала на пути индивида, воздейству€ на его психику в русле развити€ симптоматики невроза, вызванного необходимостью сдерживать свои архаичные желани€, потому что люба€ культура (культура Ц как развитие цивилизации) создаетс€ принуждением и подавлением первичных позывов. Ќа самом деле в психике любого человека присутствуют деструктивные (разрушительные) тенденции, а у некоторых людей они настолько сильны, что определ€ют его социальное поведение.  роме того, можно провести параллели между социальным устройством общества и спецификой масс. ћасса всегда ленива и несознательна иона не любит отказа от инстинктов. ƒоказательствами массу нельз€ убедить в неизбежности этого отказа, и индивиды, объедин€емые в массу, поддерживают друг друга в поощрении собственной разнузданности.

ƒействительно, в психике каждого индивида живут первичные инстинкты, происхождение которых он прослеживал в раннем детстве (эмоциональных переживани€х, св€занных с ранним детством, периодом Ёдипового комплекса).  ультура оказывает посто€нное психологическое воздействие на индивида с целью держать в узде его чувства, не давать выход первобытным инстинктам. “.е. в данном случае перед нами проходит такой специфический характер культуры как принуждение. „астично причина неврозов современного цивилизованного человека в том, что большинство людей вынужденно сдерживать свои бессознательные порывы. Ќевроз действительно в какой-то мере результат развити€ цивилизации. Ћюди с примитивным развитием интеллекта менее подвержены симптоматике различных форм невроза (депрессий и беспокойств). ”довлетворение влечений дает человеку не только счастье, оно представл€ет собой причину страданий, когда внешний мир отказывает такому человеку в удовлетворении потребностей и обрекает на лишени€. ѕоэтому можно наде€тьс€ на освобождение от части страданий путем воздействи€ на эти влечени€. “акого рода защита от страданий желает подчинить внутренние источники потребностей.  райним случаем такой защиты €вл€етс€ умерщвление влечений Ч как об этом учит, например, религи€. ≈сли это удаетс€, то тем самым достигаетс€ отречение от любой другой де€тельности, и мы достигаем счасть€ поко€. Ќа этом пути можно ставить умеренные цели, скажем, если стремитьс€ только к контролю над жизнью наших влечений. √осподствующими станов€тс€ в таком случае высшие психические инстанции, подчиненные принципу реальности. «десь нет отречени€ от цели удовлетворени€ влечений, а определенного рода защита против страданий достигаетс€ благодар€ менее болезненному ощущению неудовлетворенности контролируемых влечений в сравнении с необузданными первичными влечени€ми. Ќо следствием этого €вл€етс€ несомненное снижение возможностей наслаждени€. „увство счасть€ при удовлетворении диких влечений несравнимо интенсивнее, чем насыщение контролируемых влечений.

—уществует также еще один способ избавлени€ от страданий, вызванных невозможностью удовлетворени€ первичных желаний. ѕодобное становитс€ возможным, когда индивид сублимирует подобные желани€ в творческую и интеллектуальную де€тельность. ѕри этом, к сожалению, подобный метод подходит не дл€ всех, а лишь дл€ людей наделенных какими-либо творческими способност€ми. ¬ той или иной мере каждый человек наделен определенными творческими способност€ми. ќсобенно если понимать творчество в расширенном аспекте и не ограничиватьс€ только таким специфическим видом де€тельности как литература, музыка, живопись и проч. направлени€ подобной направленности. Ќапример, колоть дрова Ч тоже своеобразное творчество; или мыть посуду; или убирать квартиру. Ќемного условно, конечно, но, по сути, допустимо. ѕоэтому сублимировать возможно не только нереализованную сексуальную энергию, а вообще любую психическую энергию, котора€, как известно, наполн€ет любого индивида без исключени€. » сублимировать (наход€ выход подобной энергии) можно во что угодно: в пение, в физические упражнени€, в зан€ти€ спортом и т.п.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 230 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

¬ы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потер€ть берег из виду. © ’ристофор  олумб
==> читать все изречени€...

1319 - | 1245 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.