ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭПИЗООТОЛОГИИ И МИКРОБИОЛОГИИ
На протяжении многих столетий проблемой для животных и людей являлись заразные болезни, в борьбе с которыми человек был беспомощен. Человек с давних времен пытался разобраться в причинах массовых заболеваний животных и людей, однако природа инфекционной патологии у животных длительное время оставалась не установленной. В первую очередь людей интересовали причины возникновения инфекционных болезней, а затем особенности их проявления, способы профилактики и ликвидации. В результате изучении этих причин в последующем сформировались две науки: микробиология и эпизоотология.
Историю развития микробиологии и эпизоотологии условно можно разделить на пять периодов (этапов): эвристический; морфологический; физиологический; иммунологический и современный — молекулярно-генетический. Эти периоды не столько связаны хронологически, сколько обусловлены основными достижениями и открытиями.
Эвристический период (IV—III тысячелетие до н. э.) связан скорее с логическими и методическими приемами нахождения истины, т. е. эвристикой (от гр. эврика — неожиданная находка), чем с какими-либо экспериментами и доказательствами. Мыслители того времени, изучая причины возникновения и исчезновения инфекционных болезней, помимо их широкого распространения, отмечали следующие свойства: способность передачи массовых болезней от больных здоровым и невосприимчивость к повторному заболеванию, которая появляется после выздоровления при той или иной инфекционной болезни. Анализ этих свойств дал повод для догадки о том, что причиной возникновения массового заболевания животных и людей служит какое-то заразное начало, способное к размножению и передающееся от больного к здоровому непосредственно или через предметы окружающей среды. Эта догадка была подтверждена крупнейшими мыслителями Древней Греции и Рима (Гиппократ (460—377 гг. до н. э.), Тит Лукреций Кар (96—55 гг. до н. э.), Вергилий (70-19 гг. до н. э.) и др.), которые причинами болезней считали крохотные организмы, проникающие в тело животных и человека. В связи с этим уже в древние времена при организации мероприятий по борьбе с инфекционными болезнями человека и животных учитывались заразность больного, постинфекционный иммунитет, изоляция больных, а также дезинфекция, обезвреживание огнем, сжигание вещей, трупов, построек и др. Несмотря на большое наследие великих мыслителей, сущность инфекционных болезней животных и человека в течение многих веков оставалась до конца не распознанной. Однако постепенно накапливающиеся данные о природе инфекционных болезней позволили высказать предположение о таком свойстве, как специфичность, суть которого заключалось в том, что каждой инфекционной болезни свойствен строго специфический возбудитель. В эпоху Средневековья инфекционные болезни животных и людей получали панзоотическое распространение. Начиная с VI в. почти непрерывно свирепствовала чума крупного рогатого скота, сибирская язва животных. Среди лошадей периодически возникали эпизоотии болезней, по описанию напоминающие злокачественный грипп и контагиозную плевропневмонию и др.
На территории Беларуси заразные болезни отмечены четыре тысячи лет тому назад. С течением времени все чаще встречаются антропологические и литературные данные о панзоотиях чумы крупного рогатого скота, сибирской язвы, т. е. о заболеваниях, которые были характерны для Европейского континента вплоть до конца XIX — начала XX в.
В 1060 г. в Друцке, Полоцке и Киеве погибло большое количество животных от трех неизвестный эпизоотии. Многие заразные болезни животных в Беларуси отмечались в 1440, 1448, 1556,1655,1693 и другие годы. Распространению их способствовали купля, продажа, перегон животных, войны, а также отсутствие должных мер борьбы с ними. Эпизоотии охватывали обширные территории и вызывали массовую гибель животных. Сведения о гибели домашних животных в Беларуси имеются также в древнерусских летописях. В одной из летописей указывалось (А.Ф. Змеев): «Того же лета (1448 г.) мор быть на кони, да и люди мерли». В 1556 г. «моровая язва опустошила Полотск». В «Бар-колабовской летописи» указывается об эпизоотии бешенства в 1608 г. в Белорусском Приднепровье. А через 100 лет (1708 г.) в районе Радошкович «множество лошадей и большое количество собак взбесились. Люди, имевшие несчастье быть укушенными, умирали в обозе через несколько дней в страшных мучениях». О большом падеже скота осенью 1655 г. под Быховом и в 1661-1679 гг. под Могилевом говорится в актах 1894 и 1901 гг. Московского государства.
Однако, к сожалению, материалистические идеи о природе болезней, сформулированные крупнейшими мыслителями Древней Греции и Рима, в эпоху Средневековья почти не развивались. И все же данные о болезнях животных накапливались. В Византийской империи вышла книга о болезнях лошадей, названная «Гиппиатрика». Автор этой книги Апсирт из Клазомена (300 г. н. э.) исполнял обязанности ветеринарного врача в армии Константина Великого и описал сап лошадей, чуму крупного рогатого скота, туберкулез и другие болезни животных. Почти одновременно Венеции Ренат написал для императора Валентина книгу «Ветеринарное искусство, или Муломедицина». Автор придерживался материалистического подхода к объяснению природы инфекционных болезней лошадей и рекомендовал изолировать больных животных, «чтобы зараза не переходила на ближайшего». Он впервые предпринял попытку дифференцировать очень схожие по клиническому проявлению болезни лошадей: истинный сап, мыт, контагиозную плевропневмонию и эпизоотический лимфангит.
Определенный вклад в изучение инфекционной патологии у животных и людей в эпоху Средневековья внесли арабские (Абу-Бекр Мухаммед Бен — Зикария), итальянские (Хуан Альварец Саламиалиси) и многие другие ученые.
Эпоха Возрождения характеризовалась активизацией исследований по изучению инфекционных болезней людей и животных. Крупным ученым этой эпохи был Парацельс (1493-1541), который считал, что каждой болезни свойственно «свое семя», т. е. определенное химическое вещество. Огромный вклад в изучение инфекционных болезней животных, людей и растений в этот период внес итальянский врач и астроном Джироламо Фракасторо (1478-1553), который высказал идею о живом контагии (coniagium vivum), который вызывает болезни. При этом каждая болезнь вызывается своим контагием, т. е. он впервые указал на специфичность инфекционных болезней. В 1546 г. им издана книга «О контагии, контагиозных болезнях и лечении». В ней автор дифференцировал болезни, свойственные человеку, животным и растениям, описал ящур, оспу овец, сап лошадей и др. Он не видел возбудителя, но предполагал, что он (seminaria prima) проникает в организм различными путями и размножается в нем.
Морфологический период развития микробиологии и эпизоотологии связан с изобретением микроскопа и изучением морфологии микробов. В 1590 г. голландцами братьями Гансом и Захарием Янсенами, а затем А. Левенгуком (1632-1723) был создан микроскоп. Микроскоп А. Левенгука обладал относительно высокой разрешающей способностью до 300 раз и позволял увидеть живой микромир. С помощью микроскопа собственной конструкции он рассматривал различные настои, воду, слюну, кровь, испражнения, зубной налет, листья растений и др. Всюду он находил мельчайших «зверушек», т. е. микробов, называя их «анималькулами». «С величайшим изумлением,— писал он,— я видел в зубном налете множество мельчайших животных, весьма оживленно двигавшихся. В моем рту их больше, чем людей в Соединенном королевстве». В 1695 г. была опубликована его книга «Тайны природы, открытые Антонием Левенгуком».
Обнаружение возбудителей инфекционных болезней с помощью микроскопа послужило основой для последующего бурного развития микробиологии и эпизоотологии. Условно различают три периода:
♦ физиологический — датируется со второй половины XIX в. характеризуется изучением жизнедеятельности микробов, их физиологии;
♦ иммунологический — связан с работами Луи Пастера по созданию вакцин и вакцинации, начинается примерно с 1880 г.;
♦ молекулярно-генетический — развитие микробиологии датируется 1953 г., когда Дж. Уотсон и Ф. Крик расшифровали строение ДНК, которая является носителем наследственности. Данный период характеризуется определением молекулярной структуры бактерий и вирусов, их генетического кода.
В эти периоды развития микробиологии и эпизоотологии идея о живых возбудителях инфекционных болезней отстаивалась все большим количеством исследователей и подкреплялась экспериментальными данными. Так, Цинке в 1804 г. заразил кроликов слюной бешеной собаки. К. Давен в 1849 г. во Франции и Ф. А. Брауэль в России в 1856 г. обнаружили сибиреязвенных микробов: первый — в крови овцы, павшей от сибирской язвы, второй — в крови человека, умершего от этой болезни.
К концу XIX в. была создана научная база для изучения этиологии и патогенеза инфекционных болезней, природы иммунитета и закономерностей эпизоотического процесса. Наиболее существенными в этом отношении являются открытия великого французского ученого Луи Пастера (1822-1895). Он доказал, что спиртовое брожение является результатом деятельности дрожжей, молочнокислое — вызывается молочнокислыми бактериями, маслянокислое — протекает без доступа воздуха под влиянием маслянокислых микробов, т. е. открыл явление анаэробиоза. Л. Пастер выявил возбудителей куриной холеры, стафило-, стрепто- и пневмококков. Он указал, что родильная горячка, остеомиелит вызываются микробами, а возбудителями пебрины и фляшерии (болезни шелковичных червей) являются стрептококки. Ученый обосновал процессы дезинфекции и стерилизации, предложил методы обработки вина и пива, предупреждающие их порчу. Разработал вакцины против сибирской язвы, пастереллеза, бешенства и рожи свиней. Л. Пастер доказал, что причиной процесса брожения и гниения, а также инфекционных болезней являются микроорганизмы. Он же на простых и оригинальных опытах показал, что живые организмы зарождаются от себя подобных живых организмов, т. е. из неживой природы они возникать не могут. За решение проблемы самозарождения Л. Пас-теру была присуждена премия Французской академии наук.
Большой вклад в развитие микробиологии внес немецкий ученый Р. Кох (1845—1910). Он открыл возбудителей туберкулеза и холеры, предложил плотные питательные среды, окрашивание бактерий анилиновыми красителями, метод микрофотографирования и выделения чистых культур. Р. Кох применил для микроскопии иммерсионную систему и конденсор Э. Аббе, разработал метод получения туберкулина, открыл возбудителя сибирской язвы и доказал, что он образует споры. Экспериментально обосновал теорию и практику дезинфекции, а также положение под названием «Триада Генле-Коха». Суть этого положения сводится к следующему: подозреваемый вид микроорганизмов должен быть обнаружен в больном организме; вид микробов, вызвавших болезнь, должен быть получен в чистой культуре; введение чистой культуры в организм должно вызывать то же заболевание, что и у первоначально заболевших животных.
Р. Кох и его ученики открыли возбудителей азиатской холеры, столбняка, брюшного тифа, гонореи. Ученого называли королем медицины и отцом бактериологии. Исследованиями Л. Пастера, а в последующем и Р. Коха окончательно решен вопрос о возбудителе сибирской язвы, который был впервые обнаружен К. Давеном (1812—1882), а затем Ф.А. Брауэлем (1807—1882). Это было началом торжества идеи о микробном происхождении инфекционных болезней.
Существенный вклад в изучение вопросов неспецифической и специфической иммунной защиты при инфекционных болезнях внесли лауреаты Нобелевской премии: гениальный ученый И. И. Мечников (1845-1916), разработавший фагоцитарную теорию, и немецкий исследователь Эрлих (1854-1915)— гуморальную теорию иммунитета. И. И. Мечников (1845—1916) исследовал патогенез холеры человека, туберкулеза, тифа, сифилиса. Разработал учение о микробном антагонизме, обосновал теорию долголетия и фагоцитоза, раскрыл сущность воспаления как защитной реакции организма. Он является отцом иммунологии. Ученый впервые предложил использовать гриб Isaria destructor для борьбы с вредителем полей — хлебным жуком, т. е. он основал биологический метод борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений.
Основоположником общей микробиологии является Л. С. Ценковский. Объектом его исследований были простейшие, водоросли, грибы. Он изучил изменчивость микроорганизмов, создал отечественную вакцину против сибирской язвы, описал явление симбиоза.
Основоположником общей почвенной микробиологии был С.Н. Виноградский (1856—1953). Ученый разработал накопительные питательные среды, выделил и изучил азотфиксирующие и нитрофицирующие бактерии, установил роль микробов в круговороте N, С, Р, Fe, S; открыл новый тип питания микробов — аутотрофизм (способность синтезировать органические вещества); хемосинтез (способность жить за счет окисления аммиака, сероводорода, закисного железа, не нуждаясь в органическом веществе, синтезируя компоненты тела из углекислоты воздуха). Учеником С. Н Виноградского был В. П. Омелянский (1867-1929). В сфере его интересов был круговорот веществ в природе. Им выделены целлюлозоразрушающие бактерии, описаны физиология и химизм этого процесса, созданы первый русский учебник «Основы микробиологии» и первое русское руководство по микробиологии.
Важной вехой в изучении этиологии инфекционных болезней является открытие в 1892 г. Д. И. Ивановским (1864-1920) нового вида возбудителя — вируса табачной мозаики. Новый вид возбудителя обладал способностью проходить через бактериальные фильтры, был невидим в микроскопе и не выращивался на питательных средах. Это дало возможность установить причины инфекционных болезней, возбудителей которых не удавалось выращивать на обычных питательных средах (ящур, чума крупного рогатого скота, бешенство и другие вирусные болезни).
Н.Ф. Гамалея (1859-1949) посвятил свои работы изучению инфекции и иммунитета, изменчивости бактерий, профилактике сыпного тифа, холеры, туберкулеза. Он открыл птичий вибрион, описал лизис бактерий под влиянием неизвестного в то время бактериофага.
Н.А. Михин (1872—1946) — один из основоположников ветеринарной микробиологии — открыл возбудителя лептоспироза крупного рогатого скота, разработал методику приготовления фармолвакцины против сальмонеллеза телят, методику получения противосибиреязвенной и противоколибактериозной сывороток. Он является автором первого отечественного учебника «Курс частной микробиологии для ветеринарных врачей и студентов».
После установления основных причин болезней, за 100 с небольшим лет после открытий Л. Пастера, были установлены возбудители подавляющего большинства известных инфекционных болезней человека и животных, что позволило дифференцировать болезни и выявлять все новые и новые нозологические их формы. Так, если в «Руководстве к изучению инфекционных болезней домашних животных» профессора А.А. Раевского (1848-1916) описано (1880) всего девять болезней, то в знаменитой книге Ф. Гутира и И. Марека (1905) «Частная патология и терапия домашних животных» подробно описано более 100 заразных болезней животных. К тому времени было установлено, что ряд болезней является общим и для животных и для человека. В XXI в. их количество составляет около 200, а всего болезней, свойственных животным, около 500. Количество нозологических единиц инфекционных болезней продолжает расти. Только за последние десятилетия зарегистрирован ряд новых инфекционных болезней животных: губкообразная энцефалопатия крупного рогатого скота, репродуктивно-респираторный синдром свиней, цирковирусная инфекция свиней, высококонтагиозный грипп птиц и др. В 1982 г. Стенли Прузинер установил новый вид возбудителей инфекционных болезней — прион.
Большой вклад в развитие ветеринарной микробиологии и эпизоотологии внесли Г. А. Андриевский, С. Н. Вышелесский, М. Г. Тартаков-ский, Н. Н. Гинсбург, Я. Е. Коляков, С. Г. Колесов, Я. Р. Коваленко, Н. Б. Лихачев, А. X. Саркисов, Р. А. Цион, Н. А. Ковалев, Н. Н. Андросик, Ю. А. Малахов, О. А. Тугаринов и многие другие.
Неоценимый вклад в изучение инфекционных болезней животных внес основоположник отечественной эпизоотологической школы академик С. Н. Вышелесский. Он исследовал многие теоретические и практические вопросы борьбы с инфекционными болезнями, в том числе с чумой, сибирской язвой и др.
Становление частной эпизоотологии и микробиологии как наук связано с открытием ветеринарных школ, которые были призваны готовить специалистов главным образом для ликвидации эпизоотии, причиняющих огромные убытки. Первая ветеринарная школа была открыта в Лионе в 1762 г.
Контрольные вопросы
1.Кто впервые обнаружил микроорганизмы?
2.На какие периоды подразделяют историю развития микробиологии и эпизоотологии?
3.Какие открытия и достижения были сделаны Л. Пастером, Р. Кохом, И. И. Мечниковым?
4.Кто впервые расшифровал строение ДНК?
5.Назовите ученых, внесших значительный вклад в развитие микробиологии и эпизоотологии.
Глава 1. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ МИКРОБИОЛОГИИ
Введение в микробиологию
Предмет микробиологии
Микробиология (от гр. micros — малый, bios — жизнь, logos — учение) — наука о мельчайших живых существах, не видимых невооруженным глазом. Их называют микроорганизмами или микробами. Микробы — это существа относительно простого строения, в большинстве своем одноклеточные.
Ветеринарная микробиология состоит из следующих разделов: общая микробиология, иммунология, частная микробиология.
Общая микробиология изучает морфологию и физиологию микроорганизмов, их распространение в природе, роль в круговороте веществ, влияние факторов внешней среды на микробы, их генетику, роль микробов в инфекционном процессе, условия возникновения инфекции, патогенность и вирулентность микроорганизмов, вопросы систематики бактерий и многие другие вопросы.
Иммунология изучает иммунную систему организма, виды иммунитета, его формирование, влияние антигена на организм, синтез и динамику образования антител, вопросы аллергии, серологические реакции, специфическую иммунопрофилактику инфекционных болезней, терапию животных и целый ряд других вопросов.
Частная микробиология исследует возбудителей инфекционных болезней, их биологические свойства, пути проникновения микробов в организм, патогенез болезни, пути выделения возбудителей из организма, устойчивость микробов по отношению к различным факторам внешней среды, вопросы лабораторной диагностики, профилактики и терапии больных животных и т. п.
Ветеринарная микробиология связана с генетикой, вирусологией, биохимией, эпизоотологией, фармакологией, хирургией, ветеринарно-санитарной и судебной экспертизой и другими предметами. Особенно тесно ветеринарная микробиология связана с медицинской микробиологией. Из шести таких основных проблем здравоохранения, как атеросклероз, онкологические болезни, вирусные инфекции, диабет, алкоголизм, ВИЧ-инфекция (вирус иммунодефицита человека), ни одна не может быть решена без участия микробиологов и иммунологов.
В связи с разнообразием микроорганизмов (вирусы, синезеленые водоросли, микроскопические грибы и т. д.) от микробиологии отделились и определились в самостоятельные науки вирусология (изучает вирусы), альгология (микроскопические водоросли), микология (микроскопические грибы) и т. д.
Многие ученые при изучении инфекционных болезней сами себя заражали опасными возбудителями: Д. Самойлович, Г. А. Андриевский, И. И. Мечников, Н. Ф. Гамалея, Д. К. Заболотный и др. Родилась наука деонтология — наука о долге.
Оценивая успехи, достигнутые микробиологией во второй половине XIX в., французский исследователь П. Таннери писал: «Перед лицом бактериологических открытий история других естественных наук за последние десятилетия XIX в. кажется несколько бледной».