В обязанности духовной акушерки входит патронаж матери (родильницы) и новорождённого в течение по крайней мере 10 (десяти) дней после родов и, если необходимо, контролировать их состояние и далее.
1. Обычный патронаж родильницы
n осмотр молочных желёз
n сокращение матки
n оценка послеродовых потерь крови
n проверка процесса заживления промежности
n контроль артериального давления, пульса и температуры тела
n проверка мочеиспускания и урины
если необходимо
n снятие швов
n дать совет по контрацепции
n наблюдение за гемоглобином
n дать указания няне, которой поручена забота о матери и ребёнке, в случаях, когда требуется особый уход
n прописывание лекарств
n консультация с терапевтом (врачом широкого профиля) или гинекологом
2. Патронаж новорождённого
n обычный
n общее состояние
n цвет кожных покровов
n температура тела
n заживление пупочной ранки
n контроль за отхождением мочи и мекония
n замер веса ребёнка
n взятие крови на анализ ФКУ и гипотериоз
n если необходимо
n взятие крови для медицинских целей (например, для определения билирубина)
3. Патронаж на протяжении 6 недель после родов (родильница)
n оценочная беседа
n общее состояние матери и ребёнка
n контроль артериального давления, пульса и уровня гемоглобина
n осмотр промежности
n прощупывание влагалища с помощью двух рук
n совет по контрацепции
если необходимо
n исследование с помощью зеркал
n взятие мазков на посев
n положение тампона на шейку матки
n рецептура
n совместное консультирование с терапевтом и/или с гинекологом
Другие конкретные вопросы,
Входящие в область компетенции
Духовных акушерок.
1. Выкидыш
Духовная акушерка предпочтительна в качестве лица, наиболее полно удовлетворяющего задача ведения женщины в случае выкидыша.
2. Проблемы сексуальных и внутрисемейных взаимоотношений.
Беременность, роды и неонатальный период являются эмоциональными событиями в жизни семейной пары. Они могут консультироваться с духовной акушеркой в случае возникновения сексуальных или внутрисемейных проблем, возникающих в этот период их жизни. Духовная акушерка правомочна адекватно вмешиваться в эту область.
3. Послеродовой период.
Духовная акушерка по-прежнему остаётся подходящим лицом для послеродового периода как только родильница возвращается домой после родоразрешения в клинике по медицинским показаниям (например, кесарево сечение, наложение акушерских щипцов, вакуумная экстракция).
4. Сбор статистических материалов.
5. Курсы постдипломного образования.
Духовная акушерка законодательно обязана принимать активное участие в текущих обучающих программах, проходящих в виде лекций для слушателей постдипломных курсов. В программу повышения квалификации входит и посещение конгрессов перинатологов и многое другое.
Значение акушерской практики и
Изменение в ней
Лесли ПЭЙДЖ, Англия
«Change and Power in Midwifery»
Lesley PAGE
журнал «Birth», 1995
Перевод с английского
С любезного разрешения
Представителей духовного акушерства
Канады
Краткое содержание: Проблемы, встающие перед практикующими акушерками, препятствуют полноценному исполнению акушерками своих задач. Изменение в отношении к акушерству заметны во многих странах мира. Эти изменения требуют оценки роли и задач, стоящих перед акушерством. Отправной точкой изменений является понимание значения родов для личности и для общества в целом и роли акушерки во время родов. Акушерки должны использовать своё значение для помощи семьям в разрешении их проблем.
Акушерки способны оказать значительное влияние на здоровье матерей и новорождённых. Тем обиднее наблюдать, что значение акушерской деятельности в мире снижается. Эта потеря значения проистекает из того же источника, что и движение за более медицинский (чем акушерский) подход к процессу родов. Мы не можем не задать несколько вопросов. Действительно ли падение значения акушерства - это неизбежный результат технического прогресса? Будут ли акушерки когда-либо иметь возможность полностью исполнять свои обязанности? Есть ли вина самих акушерок в том, что они не приспособились к изменившейся ситуации? Или всё это результат мощных лоббистских групп, стремящихся ограничить акушерскую практику? Я подозреваю, что на большинство из этих вопросов ответы будут утвердительными.
В развивающихся странах ситуация абсолютно другая. По определению и по логике вещей, акушерство связано с получением образования. В странах, где женщины лишены возможности получать образование, профессиональное акушерство просто не может существовать. В этих странах места профессиональных акушерок занимают знахарки или повитухи. Введение ухода за беременными оказало выраженный эффект на показатели материнской смертности.
Доказательства изменений.
Мы являемся свидетелями изменений в действиях правительств, изменений общественного мнения и лучшего понимания проблем, стоящих перед семьёй, когда в ней появляется ребёнок. В Канаде, стране до последнего времени не видящей нужды в обеспечении квалифицированного акушерского образования, и где во всех 12 провинциях были приняты местные законодательства по здравоохранению, ныне в четырёх провинциях официально разрешена акушерская практика. В других провинциях разрабатываются программы акушерского обучения. Канада - яркий пример страны, исключившей акушерство из системы здравоохранения. Несмотря на то значение, которое Канада занимает в мире, она была одной из восьми стран, где акушерская практика не была признана законом. В этом, однако, есть и своё преимущество, поскольку программы разрабатываются с нуля и могут вызвать зависть у акушерок из очень многих стран мира. В Соединённых Штатах, где существует одновременно несколько моделей акушерской практики, готовится изменение законодательства, в результате чего больше женщин, чем раньше, окажутся под наблюдением акушерок.
В Англии в докладе Комитета Здравоохранения Палаты Общин «Второй отчёт: службы материнства» говорится о помощи, необходимой для создания такой модели, при которой женщины будут обеспечены свободой выбора и непрерывностью ухода, а акушерки вновь будут играть достойную роль. В результате этого доклада была создана экспертная группа для оценки качества медицинской помощи матерям. Комиссию возглавила баронесса КАМБЕРЛЕДЖ, заместитель министра здравоохранения, а членами стали медики и представители общественности. Доклад комиссии был опубликован в 1993 году. После трёхмесячных консультаций все рекомендации Комиссии были приняты и стали основой государственной политики по вопросу материнского ухода.
В Докладе выражалось мнение о необходимости фундаментальной реформы помощи материнства в Англии. В качестве основных принципов предстоящей реформы выдвигались идеи создания индивидуализированного ухода с предоставлением самой женщине права выбора ухода, места будущих родов и лица, осуществляющего уход (врач или акушерка). Уход должен быть доступным, привлекательным и эффективным. Важным принципом является также участие самой женщины в принятии решений, как на индивидуальном уровне (относительно ухода), так и на корпоративном (участие общественных групп в планировании и оценке службы помощи материнству).
Реакция на Доклад была быстрой и прогресс стал заметен по всей стране. Принципы, изложенные в Докладе, были одобрены Королевским Колледжем врачей, акушеров и гинекологов, Королевским Колледжем акушерок и Королевским Обществом практических врачей. Протоколы изучения проблемы, проведённого данной группой, отражены и разработаны в документе «Смена политики в области деторождения».
Хотя документ в основном разрабатывает принципы развития акушерства, выводы, относящиеся к организации материнского ухода, имеют значение для всех работников здравоохранения, занятых уходом. Отведение центрального места индивидуальным нуждам каждой женщины, организация доступного и привлекательного для всех ухода - эти идеи важны как для акушерок, так и для семейных врачей, акушеров-гинекологов, и медицинских сестёр, работающих в акушерстве. К тому же, идеи эти имеют универсальное значение и относятся к организации системы ухода в разных странах мира.
Не только в Северной Америке и Англии, но и во многих других странах наблюдаем мы активное стремление возродить акушерство. Например, в Новой Зеландии разработана принципиально новая система акушерского ухода, признающая роль акушерки как независимого медицинского работника. Таким образом, изменения налицо. Уместным будет спросить: куда мы идём, и каков будет конечный пункт.
Куда движется акушерство?
Существует немало путей для изменения существующего положения: изменения в законодательстве, санитарно-просветительская работа, развитие практики, работа на правительственном уровне. Однако какой бы ни был избран путь для организации эффективного акушерского ухода, направление и конечная цель должны быть детально рассмотрены и обсуждены. Я имею в виду не бесконечную дискуссию, останавливающую движение вперёд, а тщательную, можно сказать, философскую работу. Только после того, как такая работа проведена, после того, как прояснятся коллективное и индивидуальное понимание проблемы, идея может стать реальностью.
После такой индивидуальной и коллективной работы будут ясно видны приоритеты. Станет также понятным и то, где возможны компромиссы, а какие изменения абсолютно необходимы.