Суфизм: не все его последователи, но очень многие из них используют музыкальные инструменты и эстрадную музыку во время проведения свадебных торжеств, а также вина, опьяняющие напитки и совместные танцы мужчин и женщин. Все это происходит в одной из комнат или в какой-то части дома, а в другой комнате или части дома устраивается мавлид с чтением особых касыд и поэм. Это для пожилых людей, которые уже вышли из возраста юности, празднеств и танцев, а то – для молодежи, которая все еще пребывает в возрасте юности, празднеств и танцев…
Таким образом, остаются довольными тем, что вызывает гнев Аллаха, обе группы людей. Молодежь довольна запретным, а пожилые довольны нововведением (бид’а). Поистине, скверно то, что они делают…
Ахлю-с-Сунна: держатся как можно дальше от использования запретного или нововведений на своих свадебных торжествах. И никаких музыкальных инструментов и эстрады в их торжествах, и никакого алкоголя и совместных танцев для мужчин и женщин. По крайней мере, они всеми силами пытаются избегать этих запретных явлений.
Ахлю-с-Сунна, в противоположность суфиям, отмечают свадьбы, устраивая угощение (валима). Они приглашают на него своих братьев по вере, пьют и едят вкусные блюда, восхваляют Аллаха, благословляют брак, общаются, разговаривают и радуются. Иногда кто-то из братьев произносит небольшую речь в качестве наставления и назидания или просто мудрые слова, и разъясняет присутствующим правила, связанные с заключением брака, права супругов и их обязанности. После всего этого люди расходятся.
Что же касается того, чтобы читать поэмы и мавлиды в одной комнате и распивать вино в другой, и устраивать свадебные торжество в помещение дома, где звучат свирели, барабаны и другие виды музыкальных инструментов и проводятся совместные танцы для мужчин и женщин, и быть довольными тем, что вызывает гнев Аллаха... Такого не может быть в соответствии со словами Благородного Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто искал Довольства Аллаха, прогневав людей, Аллах избавит его от людей. А кто искал довольства людей, прогневав Аллаха, того Аллах предоставит людям» [575].
Коран
Суфизм: его последователи используют Коран не для того, для чего он был ниспослан. Они читают его не для того, чтобы размышлять над ним и извлекать урок из его историй и сообщений, и не для того, чтобы действовать согласно его запретам и повелениям. Но они читают его для мертвых, или читают его в гробницах над могилами, чтобы лежащих там достигла награда за это чтение. И они читают его за плату, несправедливо пожирая имущество людей, наживаются на нем или вешают его в качестве амулетов и талисманов. Или же вообще его не читают, приобретая лишь для испрашивания благословения, и вешают на стену в украшенном и инкрустированном переплете и снимают его со стены только в случае чьей-то смерти. И если кто-то из суфиев и читает Коран, то он противоречит правилу. Поскольку среди обязанностей мюридов – не поминать Аллаха никаким способом, кроме разрешенного ему, и не читать Коран, кроме как после дозволения шейха, который взял на себя его «воспитание» и его «возвышение» к высшим «остановкам» (макам)[576]. И для каждого положения мюрида и для каждого его макама существует особый, соответствующий ему зикр, и знание его – у шейха, подобно тому, как знание медицины и лекарств – у врача. А если мюрид поступает вразрез с предписанным ему, он не получит пользы от общения с шейхом, и его даже может постигнуть сумасшествие.
Ахлю-с-Сунна: знают, что Аллах ниспослал Коран для того чтобы люди читали его, размышляли над ним, действовали согласно его запретам и велениям, становились на верный путь благодаря его руководству, извлекали уроки из его историй и пользу из его наставлений, а не для того, чтобы читать его мертвым или в гробницах, или читать его за плату, и не для того, чтобы подвешивать его в качестве амулетов и талисманов, и не для того, чтобы приобретать его с единственной целью испрашивания благословения и вешать на стену. Поистине, Сам Аллах говорит нам о цели ниспослания Корана. Сказал Всевышний: «Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание» (Сад, 29). И сказал Он: «Та. Ха. Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен, а только в качестве назидания для тех, кто страшится» (Та Ха, 1). И сказал Он: «Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли поминающие?» (Месяц, 17). И сказал Он: «В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом. Это – не вымышленный рассказ, а подтверждение тому, что было до него, разъяснение всякой вещи, верное руководство и милость для верующих людей» (Йусуф, 111).
Поистине, Аллах ниспослал Коран для живых, чтобы они действовали согласно ему в своей жизни, и Коран вовсе не для мертвых, как сказал Всевышний: «…чтобы он предостерегал тех, кто жив, и чтобы сбылось Слово относительно неверующих» (Йа син, 70). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники читали Коран, применяли его на практике в своей жизни и строили свою жизнь согласно его указаниям и наставлениям. И таким путем они обрели счастье в обоих Мирах, и стали господами народов, и подчинились им народы мира. А когда оставили мусульмане наставления Корана, и перестали действовать согласно им, и обратили его от живых к мертвым, и стали читать его на могилах и в дни траура, враг установил над нами господство, и постигло их унижение и разобщенность и стали они подобны сору, который несет поток. И извлек Аллах из сердец их врагов страх и вселил в сердца мусульман слабость – любовь к этой жизни и отвращение к смерти, как предупреждал об этом хадис.
Если бы в чтении Корана мертвым или чтении его на могилах заключалось благо, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники, конечно, делали бы это. Ведь нет ничего, в чем заключено благо, на что не указал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) своей Умме, и нет ничего, заключающего в себе зло, о чем бы он не предупредил свою Умму, как говорится об этом в хадисе.