Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 15.  ультура и невроз.




 

јнализ любого человека ставит новые проблемы даже перед самым опытным аналитиком. –абота€ с каждым новым пациентом, аналитик сталкиваетс€ с индивидуальными трудност€ми, с отношени€ми, которые трудно вы€вить и осознать и еще труднее объ€снить, с реакци€ми, которые весьма далеки от тех, что можно пон€ть с первого взгл€да. ≈сли прин€ть во внимание всю сложность структуры невротического характера, как она была описана в предыдущих главах, и множество привход€щих факторов, такое разнообразие неудивительно. –азличи€ в наследственности и тех переживани€х, которые испытал человек за свою жизнь, особенно в детстве, вызывают кажущеес€ бесконечным разнообразие в конструкции вовлеченных факторов. Ќо, как указывалось вначале, несмотр€ на все эти индивидуальные вариации, конфликты, играющие решающую роль в возникновении невроза, практически всегда одни и те же. ¬ целом это те же самые конфликты, которым также подвержен здоровый человек в нашей культуре. —тало уже до некоторой степени трюизмом говорить о том, что невозможно провести четкое различие между неврозом и нормой, но может оказатьс€ полезным повторить его еще раз. ћногие читатели, столкнувшись с конфликтами и отношени€ми, о которых они знают из собственного опыта, могут спросить себ€: невротик € или нет? Ќаиболее достоверный критерий состоит в том, ощущает или нет человек преп€тстви€, создаваемые его конфликтами, может ли он правильно воспринимать и преодолевать их.  огда мы осознаем, что в нашей культуре невротики движимы теми же самыми основными конфликтами, которым также подвержен нормальный человек, хот€ и в меньшей степени, мы снова сталкиваемс€ с вопросом, подн€тым вначале: какие услови€ в нашей культуре ответственны за то, что неврозы сосредоточиваютс€ вокруг тех специфических конфликтов, которые € описала, а не вокруг других? ‘рейд лишь вскользь коснулс€ данной проблемы: обратной стороной его биологической ориентации €вл€етс€ отсутствие социологической ориентации, и, таким образом, он склонен объ€сн€ть социальные €влени€ в основном биологическими факторами (теори€ либидо). Ёта тенденци€ привела психоаналитических исследователей к убеждению в том, например, что войны вызываютс€ действием инстинкта смерти, что корни нашей нынешней экономической системы лежат в анально‑эротических влечени€х, что причину того, почему машинный век не началс€ две тыс€чи лет тому назад, следует искать в нарциссизме этого периода. ‘рейд рассматривает культуру не как результат сложного социального процесса, а главным образом как продукт биологических влечений, которые вытесн€ютс€ или сублимируютс€, и в результате против них выстраиваютс€ реактивные образовани€. „ем полнее вытеснение этих влечений, тем выше культурное развитие. “ак как способность к сублимации ограниченна и так как интенсивное вытеснение примитивных влечений без сублимации может вести к неврозу, развитие цивилизации неизбежно должно вызывать усиление неврозов. Ќеврозы €вл€ютс€ той ценой, которую приходитс€ платить человечеству за культурное развитие. ѕодразумеваемой теоретической предпосылкой, лежащей в основании этого хода мыслей, €вл€етс€ вера в существование биологически детерминированной человеческой природы, или, точнее, вера в то, что оральные, анальные, генитальные и агрессивные влечени€ имеют место у всех людей и примерно одинаковы в количественном отношении. ¬ариации в строении характера от индивида к индивиду, как и от культуры к культуре, обусловливаютс€ тогда различной интенсивностью необходимого вытеснени€, с дополнительной оговоркой, что такое вытеснение воздействует на различные виды влечений в разной степени. »сторические и антропологические данные не подтверждают такой пр€ной св€зи между уровнем развити€ культуры и вытеснением сексуальных или агрессивных влечений. ќшибка заключаетс€ главным образом в допущении количественной вместо качественной св€зи. —в€зь существует не между долей вытеснени€ и объемом культуры, а между характером (качеством) индивидуальных конфликтов и характером (качеством) трудностей, порождаемых культурой. Ќельз€ игнорировать количественный фактор, но его можно оценить лишь в контексте всей структуры. —уществуют определенные характерные трудности, неотъемлемо присущие нашей культуре, которые отражаютс€ в виде конфликтов в жизни каждого человека и которые, накаплива€сь, могут приводить к образованию неврозов. “ак как € не €вл€юсь социологом, то лишь кратко выделю основные тенденции, которые имеют отношение к проблеме невроза и культуры. —овременна€ культура экономически основываетс€ на принципе индивидуального соперничества. ќтдельному человеку приходитс€ боротьс€ с другими представител€ми той же группы, приходитс€ брать верх над ними и нередко Ђотталкиватьї в сторону. ѕревосходство одного нередко означает неудачу дл€ другого. ѕсихологическим результатом такой ситуации €вл€етс€ смутна€ враждебна€ напр€женность между людьми.  аждый представл€ет собой реального или потенциального соперника дл€ любого другого. Ёта ситуаци€ вполне очевидна дл€ членов одной профессиональной группы, независимо от стремлений быть справедливым или от попыток замаскировать соперничество вежливым обращением. ќднако следует подчеркнуть, что соперничеством и потенциальной враждебностью, котора€ ей сопутствует, проникнуты все человеческие отношени€. —оревновательность €вл€етс€ одним из господствующих факторов в социальных отношени€х. —оперничество присутствует в отношени€х мужчин с мужчинами, женщин с женщинами, и безотносительно к тому, что €вл€етс€ поводом дл€ него Ч попул€рность, компетентность, привлекательность или любое другое социально значимое качество, Ч оно крайне ухудшает возможности прочной дружбы. ќно также, как уже указывалось, нарушает отношени€ между мужчинами н женщинами не только в выборе партнера, но в плане борьбы с ним за превосходство. ќно пронизывает школьную жизнь, », возможно, самое главное, оно пронизывает семейную ситуацию, так что, как правило, ребенку прививают зародыш соперничества с первых лет жизни. —оперничество между отцом и сыном, матерью и дочерью, одним и другим ребенком не €вл€етс€ общим человеческим феноменом, это лишь реакци€ на культурно обусловленные воздействи€. ќдним из великих достижений ‘рейда остаетс€ то, что он открыл роль соперничества в семье, что нашло свое выражение в пон€тии Ёдипова комплекса и в других гипотезах. ќднако следует добавить, что соперничество само по себе не €вл€етс€ биологически обусловленным, а €вл€етс€ результатом данных культурных условий и, более того, не только семейна€ ситуаци€ порождает соперничество, но оно стимулируетс€ начина€ с колыбели вплоть до могилы. ѕотенциальное враждебное напр€жение между людьми приводит в результате к посто€нному порождению страха Ч страха потенциальной враждебности со стороны других, усиленного страхом мести за собственную враждебность. ƒругим важным источником страха у нормального человека €вл€етс€ перспектива неудачи. —трах неудачи вполне реален и потому, что в общем шансы потерпеть неудачу намного больше шансов достичь успеха, и потому, что неудачи в обществе, основанном на соперничестве, влекут за собой реальную фрустрацию потребностей. ќни означают не только экономическую небезопасность, но также потерю престижа и все виды эмоциональных переживаний неудачи. ≈ще одной причиной того, почему успех становитс€ такой ман€щей мечтой, €вл€етс€ его воздействие на наше чувство самоуважени€. ƒругие нас оценивают не только по степени нашего успеха; волей‑неволей наша собственна€ самооценка следует по тому же пути. —огласно существующим идеологи€м, успех отражает неотъемлемо присущие нам заслуги, или, на религиозном €зыке, €вл€етс€ видимым воплощением Ѕожьей милости; в действительности он зависит от многих факторов, не поддающихс€ нашему управлению, Ч случайных обсто€тельств, чьей‑то недобросовестности и т.п. “ем не менее под давлением существующей идеологии даже абсолютно нормальный человек считает, что его значимость напр€мую св€зана с успехом, сопутствующим ему. Ќет надобности говорить о том, что это создает шаткую основу дл€ самоуважени€. ¬се эти факторы вместе Ч соперничество и сопутствующие ему потенциальные враждебные отношени€ между людьми, страхи, сниженное самоуважение Ч в психологическом плане привод€т к тому, что человек чувствует себ€ изолированным. ƒаже когда у него много друзей и он счастлив в браке, эмоционально он все же изолирован. Ёмоциональную изол€цию выносить трудно любому человеку, однако она становитс€ бедствием, если совпадает с мрачными предчувстви€ми и опасени€ми на свой счет. »менно така€ ситуаци€ вызывает у нормального современного человека €рко выраженную потребность в любви и прив€занности как своего рода лекарстве. ѕолучение любви и расположени€ способствует тому, что у него ослабевает чувство изолированности, угрозы враждебного отношени€ и растет уверенность в себе. “ак как это соответствует жизненно важной потребности, роль любви переоцениваетс€ в нашей культуре. ќна становитс€ призрачной мечтой Ч подобно успеху, Ч несущей с собой иллюзию того, что €вл€етс€ решением всех проблем. Ћюбовь сама по себе не иллюзи€, несмотр€ на то что в нашей культуре она чаще всего служит ширмой дл€ удовлетворени€ желаний, не имеющих с ней ничего общего; но она превращаетс€ в иллюзию, так как мы ждем от нее намного больше того, что она в состо€нии дать. » идеологический упор, который мы делаем на любовь, служит сокрытию тех факторов, которые порождают нашу чрезмерную в ней потребность. ќтсюда человек Ч а € все еще имею в виду обычного человека Ч стоит перед дилеммой, суть которой в огромной потребности в любви и прив€занности, с одной стороны, и трудности ее достижени€ Ч с другой. “ака€ ситуаци€ дает обильную почву дл€ развити€ неврозов. “е же самые культурные факторы, которые вли€ют на нормального человека н которые привод€т к колеблющемус€ самоуважению, потенциальной враждебной напр€женности, т€желым предчувстви€м, соперничеству, порождающему страх и враждебность, усиливают потребность в принос€щих удовлетворение личных отношени€х, Ч те же факторы воздействуют на невротика в большей степени. “е же самые результаты оказываютс€ гораздо более глубокими, привод€ к краху чувства собственного достоинства, разрушительным стремлени€м, тревожности, усилению соперничества, порождающему тревожность и деструктивные импульсы, и к обостренной потребности в любви и прив€занности.  огда мы вспоминаем, что в каждом неврозе имеют место противоречивые тенденции, которые невротик не способен примирить, возникает вопрос о том, нет ли определенных сходных противоречий в нашей культуре, которые лежат в основе типичных невротических конфликтов. «адачей социологов будет исследование и описание этих культурных противоречий. ћне же здесь достаточно кратко и схематично указать на некоторые главные противоречивые тенденции. ѕервое противоречие, о котором следует упом€нуть, Ч это противоречие между соперничеством и успехом, с одной стороны, и братской любовью и человечностью Ч с другой. — одной стороны, все делаетс€ дл€ достижени€ успеха, а это означает, что мы должны быть не только напористыми, но и агрессивными, способными оттолкнуть других с дороги. — другой стороны, мы глубоко впитали христианские идеалы, утверждающие, что эгоистично хотеть чего‑либо дл€ себ€, а должно быть смиренными, подставл€ть другую щеку, быть уступчивыми. ƒл€ этого противоречи€ есть лишь два решени€ в рамках нормы; всерьез следовать одному из этих стремлений и отказатьс€ от другого или серьезно воспринимать оба этих стремлени€ и в результате испытывать серьезные внутренние запреты в отношении того н другого. ¬торым €вл€етс€ противоречие между стимул€цией наших потребностей и фактическими преп€тстви€ми на пути их удовлетворени€. ѕо экономическим причинам в нашей культуре потребности посто€нно стимулируютс€ такими средствами, как реклама, Ђдемонстраци€ образцов потребительстваї, идеал Ђбыть на одном уровне с ƒжонсамиї. ќднако дл€ огромного большинства реальное осуществление этих потребностей жестко ограничено. ѕсихологическое следствие дл€ человека состоит в посто€нном разрыве между желани€ми и их осуществлением. —уществует еще одно противоречие между утверждаемой свободой человека и всеми его фактическими ограничени€ми. ќбщество говорит его члену, что он свободен, независим, может строить свою жизнь в соответствии со своей свободной волей; Ђвелика€ игра жизниї открыта дл€ него, и он может получить то, что хочет, если он де€телен и энергичен. ¬ действительности дл€ большинства людей все эти возможности ограничены. Ўутливое выражение о том, что родителей не выбирают, можно распространить на жизнь в целом Ч на выбор работы, форм отдыха, друга. ¬ итоге человек колеблетс€ между ощущением безграничной власти в определении собственной судьбы и ощущением полнейшей беспомощности. Ёти противоречи€, заложенные в нашей культуре, представл€ют собой в точности те конфликты, которые невротик отча€нно пытаетс€ примирить: склонность к агрессивности и тенденцию уступать; чрезмерные прит€зани€ и страх никогда ничего не получить; стремление к самовозвеличиванию и ощущение личной беспомощности. ќтличие от нормы имеет чисто количественный характер. ¬ то врем€ как нормальный человек способен преодолевать трудности без ущерба дл€ своей личности, у невротика все конфликты усиливаютс€ до такой степени, что делают какое‑либо удовлетворительное решение невозможным. ѕредставл€етс€, что невротиком может стать такой человек, который пережил обусловленные культурой трудности в обостренной форме, преломив их главным образом через сферу детских переживаний, и вследствие этого оказалс€ неспособен их разрешить или разрешил их ценой большого ущерба дл€ своей личности. ћы могли бы назвать его пасынком нашей культуры.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 242 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

80% успеха - это по€витьс€ в нужном месте в нужное врем€. © ¬уди јллен
==> читать все изречени€...

1358 - | 1216 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.