Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 6. Ќевротическа€ потребность в любви и прив€занности.




 

Ќет сомнени€ в том, что в нашей культуре перечисленные ранее четыре способа защиты собственного Ђяї от тревожности могут играть решающую роль в жизни многих людей. Ёто люди, главным стремлением которых €вл€етс€ желание любви или одобрени€ и которые способны идти на все ради удовлетворени€ этого желани€; люди, чье поведение характеризуетс€ тенденцией к подчинению, к покорности и отсутствием каких‑либо попыток самоутверждени€; люди, доминирующим стремлением которых €вл€етс€ успех, власть или обладание; а также люди, склонные к уединению и независимости. ќднако можно поставить вопрос, права ли €, утвержда€, что эти стремлени€ представл€ют собой защиту от некоторой глубинной тревожности. Ќе €вл€ютс€ ли они выражением стремлений, лежащих в пределах нормального диапазона человеческих возможностей?

ќшибочным в данной аргументации €вл€етс€ постановка такого вопроса в альтернативной форме. ¬ действительности обе эти точки зрени€ не €вл€ютс€ ни противоречащими, ни взаимно исключающими. ∆елание любви, тенденци€ к подчинению, стремление к вли€нию или успеху и стремление к уходу в различных сочетани€х имеютс€ у всех нас, ни в малейшей мере не указыва€ на наличие неврозаЕ —тремление к успокоению, как обсуждалось в предыдущей главе, содержит также и побочные источники удовлетворени€. Ќапример, чувство, что теб€ люб€т или цен€т, чувство успеха или вли€ни€ способны давать самое глубокое удовлетворение и абсолютно безотносительно к цели достижени€ безопасности.  роме того, как мы вскоре увидим, различные пути вновь обрести покой и уверенность вполне дают возможность разр€дить внутреннюю враждебность и таким образом способствуют разр€дке напр€жени€ иного рода.

ћы уже знаем, что тревожность может быть движущей силой, сто€щей за определенными побуждени€ми, и рассмотрели наиболее важные стремлени€, порождаемые таким образом. “еперь € продолжу более детальное обсуждение тех двух видов побуждений, которые играют наибольшую роль в неврозах: жажды любви и прив€занности и жажды власти и управлени€ другими людьми. ∆ажда любви и прив€занности встречаетс€ столь часто в неврозах и столь легко узнаетс€ опытным наблюдателем, что может рассматриватьс€ как один из самых надежных показателей существовани€ тревожности и ее примерной силы. ƒействительно, если человек чувствует, что в основе своей он беспомощен в этом угрожающем и враждебном мире, тогда поиск любви будет представл€тьс€ наиболее логичным и пр€мым путем получени€ любого типа расположени€, помощи или понимани€.

≈сли бы состо€ние психики невротичного человека было таким, каким оно часто ему представл€етс€, ему было бы нетрудно добитьс€ любви. ≈сли попытатьс€ словами выразить то, что он часто лишь смутно ощущает, его влечени€ будут примерно следующими: он хочет очень немногого Ч добра, понимани€, помощи, совета от окружающих его людей. ’очет, чтобы они знали, что он стремитс€ доставить им радость и опасаетс€ задеть кого‑либо. ¬ его сознании присутствуют только такие мысли и чувства. ќн не осознает, в сколь значительной степени его болезненна€ чувствительность, его скрыта€ враждебность, его придирчивые требовани€ мешают его собственным отношени€м. ќн также неспособен здраво судить о том, какое впечатление он производит на других или какова их реакци€ на него. —ледовательно, он не в состо€нии пон€ть, почему его попытки установить дружеские, брачные, любовные, профессиональные отношени€ столь часто принос€т неудовлетворенность. ќн склонен заключать, что виноваты другие, что они невнимательны, вероломны, способны на оскорбление или что вследствие некой неблагопри€тной причины у него отсутствует дар быть пон€тым людьми. “ак он продолжает гнатьс€ за призраком любви.

≈сли читатель вспомнит наше описание того, как тревожность возникает в результате вытеснени€ враждебности и как она в свою очередь оп€ть порождает враждебность, другими словами, как неразрывно переплетены тревожность и враждебность, он сможет осознать самообман в мысл€х невротика и причины его неудач. Ќе зна€ этого, невротик оказываетс€ перед дилеммой: он не способен любить, но тем не менее ему остро необходима любовь со стороны другихЕ

¬ажно прин€ть во внимание то отношение, от которого проистекает прив€занность: €вл€етс€ ли она выражением позитивного в своей основе отношени€ к другим или основываетс€, например, на страхе потер€ть другого или на желании подчинить другого человека своему вли€нию. ƒругими словами, мы не можем прин€ть в качестве критери€ ни одно из внешних про€влений прив€занности. „то такое любовь Ч сказать очень трудно, но что не €вл€етс€ любовью или какие элементы ей чужды Ч определить довольно легко.

ћожно очень глубоко любить человека и в то же врем€ иногда на него сердитьс€, в чем‑то ему отказывать или испытывать желание побыть одному. Ќо есть разница между такими, имеющими различные пределы реакци€ми гнева или ухода и отношением невротика, который всегда настороже против других людей, счита€, что любой интерес, который они про€вл€ют к третьим лицам, означает пренебрежение к нему. Ќевротик интерпретирует любое требование как предательство, а любую критику Ч как унижение. Ёто не любовь. ѕоэтому не следует думать, что любовь несовместима с деловой критикой тех или иных качеств или отношений, котора€ подразумевает помощь в их исправлении. Ќо к любви нельз€ относить, как это часто делает невротик, невыносимое требование совершенства, требование, которое несет в себе враждебность: Ђ√оре тебе, если ты не совершенен!ї

ћы также считаем несовместимым с нашим пон€тием любви, например, использование другого человека только в качестве средства достижени€ некоторой цели, то есть в качестве средства удовлетворени€ определенных потребностей. “ака€ ситуаци€ €вно имеет место, когда другой человек нужен лишь дл€ сексуального удовлетворени€ или дл€ престижа в браке. ƒанный вопрос очень легко запутать, в особенности если затрагиваемые потребности имеют психологический характер. „еловек может обманывать себ€, счита€, что любит кого‑то, а это всего лишь благодарность за восхищение им. “огда второй человек вполне может оказатьс€ жертвой самообмана первого, например быть отвергнутым им, как только начнет про€вл€ть критичность, не выполн€€, таким образом, свою функцию восхищени€, за которую его любили.

ќднако при обсуждении глубоких различий между истинной и псевдолюбовью мы должны быть внимательными, чтобы не впасть в другую крайность. ’от€ любовь несовместима с использованием любимого человека дл€ некоторого удовлетворени€, это не означает, что она должна быть целиком и полностью альтруистической и жертвенной. Ёто также не означает, что чувство, которое не требует ничего дл€ себ€, заслуживает названи€ Ђлюбовьї. Ћюди, которые высказывают подобные мысли, скорее выдают собственное нежелание про€вл€ть любовь, нежели свое глубокое убеждение.  онечно, есть вещи, которые мы ждем от любимого человека. Ќапример, мы хотим удовлетворени€, дружелюби€, помощи; мы можем даже хотеть жертвенности, если это необходимо. » в целом возможность высказывать такие желани€ или даже боротьс€ за них указывает на душевное здоровье. –азличие между любовью и невротической потребностью в любви заключаетс€ в том, что главным в любви €вл€етс€ само чувство прив€занности, в то врем€ как у невротика первичное чувство Ч потребность в обретении уверенности и спокойстви€, а иллюзи€ любви Ч лишь вторичное.

 онечно, имеютс€ всевозможные промежуточные состо€ни€. ≈сли человек нуждаетс€ в любви и прив€занности другого ради избавлени€ от тревожности, данный вопрос будет полностью затемнен в его сознании, потому что в общем он не осознает, что полон тревожности, и поэтому отча€нно стремитс€ к любого рода прив€занности в цел€х успокоени€. ќн чувствует лишь, что перед ним тот человек, который ему нравитс€, или которому он довер€ет, или к которому испытывает слепую страсть. Ќо то, что представл€етс€ ему спонтанной любовью, на деле может быть не чем иным, как реакцией благодарности за некоторую про€вленную по отношению к нему доброту, ответным чувством надежды или расположени€, вызванным некоторым человеком или ситуацией. “от человек, который €вно или подспудно возбуждает в нем ожидани€ такого типа, станет автоматически надел€тьс€ важным значением, и его чувство будет про€вл€ть себ€ в иллюзии любви. ѕодобные ожидани€ могут возбуждатьс€ таким простым фактом, как доброе отношение вли€тельного или могущественного человека, или их может возбудить человек, который просто производит впечатление более крепко сто€щего на ногах. “акие чувства могут возбуждатьс€ эротическими или сексуальными успехами, хот€ и не всегда св€занными с любовью, ќни могут Ђпитатьс€ї некоторыми существующими узами, которые имплицитно содержат обещание помощи или эмоциональной поддержки: семь€, друзь€, врач. „асто такие отношени€ осуществл€ютс€ под маской любви, то есть при субъективном убеждении человека в своей преданности, между тем как в действительности данна€ любовь €вл€етс€ лишь цепл€нием за других людей дл€ удовлетворени€ своих собственных потребностей.

“о, что это не искреннее чувство подлинной любви, обнаруживаетс€ в готовности его резкого изменени€, которое возникает, когда не оправдываютс€ какие‑то ожидани€. ќдин из факторов, существенно важных дл€ нашего понимани€ любви, Ч надежность и верность чувства Ч отсутствует в этих случа€х. —казанное уже подразумевает последний признак неспособности любить, который € хочу подчеркнуть особо: игнорирование личности другого, его особенностей, недостатков, потребностей, желаний, развити€. “акое игнорирование отчасти €вл€етс€ результатом тревожности, котора€ побуждает невротика цепл€тьс€ за другого человека. “онущий, пыта€сь спастись, хватаетс€ за наход€щегос€ р€дом, не принима€ во внимание желание или способность последнего спасти его. ƒанное игнорирование частично €вл€етс€ выражением его глубинной враждебности к люд€м, наиболее частое про€вление которой Ч презрение и зависть. ќни могут пр€татьс€ за отча€нными усили€ми быть внимательным или даже жертвовать собой, но обычно эти усили€ не могут предотвратить возникновени€ некоторых необычных реакций. Ќапример, жена может быть субъективно убеждена в своей глубокой преданности мужу и в то же врем€ ненавидеть его за то, что он слишком зан€т своей работой или часто встречаетс€ с друзь€ми. —верхзаботлива€ мать может быть убеждена в том, что делает все ради счасть€ своего ребенка, и в то же врем€ полностью игнорировать потребность ребенка в самосто€тельном развитии.

Ќевротик, средством защиты которого €вл€етс€ стремление к любви, вр€д ли когда‑либо осознает свою неспособность любить. Ѕольшинство таких людей принимают свою потребность в других люд€х за предрасположенность к любви либо отдельных людей, либо всего человечества в целом. »меетс€ насто€тельна€ причина поддерживать и защищать такую иллюзию. ќтказ от нее означал бы обнаружение дилеммы, порожденной наличием чувства глубинной враждебности по отношению к люд€м и одновременным желанием их любви. Ќельз€ презирать человека, не довер€ть ему, желать разрушить его счастье или независимость и в то же самое врем€ жаждать его любви, помощи и поддержки. ƒл€ осуществлени€ обеих этих, в действительности несовместимых, целей приходитс€ держать враждебную предрасположенность жестко вытесненной из сознани€. ƒругими словами, иллюзи€ любви, хот€ она €вл€етс€ результатом пон€тного нам смешени€ искренней нежности и невротической потребности, выполн€ет вполне определенную функцию Ч сделать возможными поиски любви, прив€занности и расположени€.

»меетс€ еще одна основательна€ трудность, с которой сталкиваетс€ невротик в удовлетворении своей жажды любви. ’от€ он может иметь успех, по крайней мере временный, получа€ любовь, к которой стремилс€, он не способен в действительности прин€ть ее. ћожно было бы ожидать, что он примет любую предлагаемую ему любовь с таким же гор€чим желанием, с каким страдающий от жажды человек припадает к воде. Ёто действительно имеет место, но лишь временно.  аждый врач знает благопри€тное воздействие доброты и заботы. ¬се физические и психологические затруднени€ могут внезапно исчезнуть, даже если не предпринималось ничего иного, кроме тщательного стационарного обследовани€ пациента и ухода за ним. —итуативный невроз, даже если он имеет т€желую форму, может полностью исчезнуть, когда человек почувствует, что его люб€т. ƒаже при неврозах характера такое внимание, будь то любовь, интерес или медицинска€ помощь, может быть достаточным, чтобы ослабить тревожность и вследствие этого улучшить состо€ние. Ћюбого рода прив€занность или любовь может дать невротику внешнее спокойствие или даже чувство счасть€, но в глубине души она либо воспринимаетс€ с недоверием, либо возбуждает подозрительность и страх. ќн не верит в это чувство, потому что твердо убежден, что никто в действительности не может его любить. » это чувство, что теб€ не люб€т, часто €вл€етс€ сознательным убеждением, которое не может быть поколеблено никаким противоречащим ему реальным опытом. ƒействительно, оно может восприниматьс€ как нечто само собой разумеющеес€ столь буквально, что никогда не будет беспокоить человека на сознательном уровне. Ќо даже когда чувство не выражено, оно €вл€етс€ столь же непоколебимым убеждением, как если бы оно всегда было сознательным. ќно может также скрыватьс€ за маской безразличи€, котора€ обычно диктуетс€ гордостью, и тогда его довольно трудно обнаружить. ”беждение в том, что теб€ не люб€т, очень родственно неспособности к любви. ¬ действительности оно €вл€етс€ сознательным отражением этой неспособности.

” человека, который искренне любит других, не может быть никаких сомнений в том, что другие люди могут любить его. ≈сли тревожность €вл€етс€ глубинной, люба€ предлагаема€ любовь встретит недоверие и тут же возникнет мысль, что она предлагаетс€ со скрытыми мотивами. ¬ психоанализе, например, такие пациенты считают, что аналитик хочет помочь им лишь ради удовлетворени€ собственных амбиций или что он выражает свое признание или делает ободр€ющие замечани€ лишь в терапевтических цел€х. ќдна из моих пациенток посчитала пр€мым оскорблением, когда € предложила ей встретитьс€ во врем€ уик-энда, так как в это врем€ она была в плохом эмоциональном состо€нии.

Ћюбовь, про€вл€ема€ демонстративно, легко воспринимаетс€ как насмешка. ≈сли привлекательна€ девушка открыто про€вл€ет любовь к невротику, последний может воспринимать это как насмешку или даже как умышленную провокацию, так как не верит в то, что данна€ девушка может действительно его любить. Ћюбовь, предлагаема€ такому человеку, может не только встретить недоверие, но и вызвать определенную тревогу.  ак если бы отдатьс€ любви значило быть пойманным в паутину, или как если бы вера в любовь означала забыть об опасности, жив€ среди каннибалов. Ќевротичный человек может испытывать чувство ужаса, когда приближаетс€ к осознанию того, что ему предлагаетс€ подлинна€ любовь. Ќаконец, про€вление любви может вызвать страх зависимости. Ёмоциональна€ зависимость, как мы вскоре увидим, €вл€етс€ реальной опасностью дл€ каждого, кто не может жить без любви других, и все, смутно ее напоминающее, может возбуждать против нее отча€нную борьбу. “акой человек должен любой ценой избегать вс€кой разновидности собственного позитивного эмоционального отклика, потому что такой отклик немедленно порождает опасность взаимности. „тобы избежать этого, он должен удерживать себ€ от осознани€ того, что другие €вл€ютс€ добрыми или полезными, тем или иным образом ухитр€тьс€ отбрасывать вс€кое свидетельство расположени€ и продолжать упорствовать в том, что другие люди недружелюбны, не интересуютс€ им и даже злы. —итуаци€, порожденна€ таким образом, сходна с ситуацией человека, который голодает, однако не осмеливаетс€ съесть ни кусочка из‑за страха быть отравленным.

 ороче говор€, дл€ человека, снедаемого глубинной тревожностью и вследствие этого в качестве средства защиты стрем€щегос€ к любви и прив€занности, шансы получить эту столь страстно желаемую любовь и прив€занность крайне неблагопри€тны. —ама ситуаци€, котора€ порождает эту потребность, преп€тствует ее удовлетворению.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 323 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

522 - | 496 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.