(о колокольном звоне)
одну из принадлежностей христианского храма. Колокольный звон в церквах имеет свой глубокий смысл и значение. Он - не предает роскоши и эстетического удовольствия. Церковный звон не только оповещает о времени богослужения, но и подготавливает христиан к богослужению. Звон производит на душу христианина благодатное действие; такое мнение является общепризнанным в Православной Церкви. Звон в известном смысле -есть уже самое богослужение, совершаемое звуками музыки.
В ветхозаветной церкви иудеев созывали к богослуженшо посредством звуков серебряных труб; ветхозаветное богослуже-' ние, как известно, состояло преимущественно из музыки; и вот,
^.как бы в воспоминание об этом, в знак неразрывной связи с ^ 1-ним новозаветного богослужения, более духовного и возвышен-
1НОГО, это последнее имеет свою священную музыку в колоколь-^ном звоне. Колокольный звон есть наиболее простой, строгий ^Я безыскус таенный род музыки.
^ Как и все церковные богослужения, церковный В Православной Церкви верующие созываются к богослу^е-ншо посредством звона колокола. Колокола составляют звон имеет 1овою историю. В первые века христианстза, во времена гоне-^ний епископы созывали верующих к богослужению через специ-^ально ьосылаемых за ними лиц или же после каддого бсгослу" ценил уславливались о месте и времени следующего богослуже-1вия. После прекращения гонений вошли в употребление разлитые способы созыва к богослужению. Например, в египетских монастырях братия созывались стуком з дверь кельи. Молоток для стука в дверь кельи (будильный молоток) - самое древнее орудие созыва к богослужению (1У"У вв.).
Позднее христиане стали созываться звуками трубы или рога, звуками "тока", "клепала"; "била'' и "клепала" были распространены почти повсеместно. Било представляет собой деревянную, железную или медную доску изогнутой или прямой формы; по этой доске ударяют молотком, сделанным из такого же материала, как и доска. Била различают: 1) по материалу: деревянные, железные; 2) по вели^яне: "великое", "малое" (или "бильце") и самые большие (праздничные), называемые "тяжкая"; 3) по способу употребления: ручные и подвесные.
Ручное било держат рукой или кладут на левое плечо серединою; подвесное вешают на цепи или веревке, продетой в середину била. В било ударяют молотком, в результате чего получается требуемый звук. Характерно, что если удар производятся ближе или дальше от середины доски, получается звук разной высоты и образуется целая гамма тонов (особенно на металлическом биле), благодаря чему звон в било получает вполне музыкальный характер. Сообразно с характером каждого била и звону усвояется различное символическое, внутрэннее значение.
1) Ударение в "малое" било ("бильце"), которое положено совершать перед малой вечерней, повечерием, полунощницей и часами, как малозвучное и глуховатое, означает голос древ-.них пророков - как бы сень и прообраз будущих событий.
2) Ударение в "великое било", которое положено совершать на праздничных утренях, дащее звонкий и далеко разносящийся по воздуху звук, знаменует апостольскую проповедь ("во всю землю изыде вещание их и в концы всэленныя глаголы их") - 12р”ловедь Евангелия; 3) дарение в "тяжкая" напоминает нам о будущем суде и знаменует ту апостольскую трубу, которая созовет всех на всеобщий суд.
Колокола появилось гораздо позже, чем "била" i-i "клепала". Впервые они стали входить в употребление как средство созыва христиан на богослужение на Западе, в одной яз областей Италии-Кампании. Вначале гни были небольших размеров и делались из меди или листового железа. С развитием литейного дела колокола с УШ века стали лить пэ меда, иногда добавляя к ней серебро. На Востоке, в Греческой Церкви, колокола с^эли входить в употребление с II века. На Руси колокола появились с принятием христианства. Они проникали сюда и из Бизантии, и с Запала. Об этом упоминает летопись с XI века (колокола военная добыча завоевателей). В 11У веке летописи упош-шают о колоколах на Руси - колокольнях Пскова и Новгорода и колокольных мастерах Москвы и Твери.
Уставное церковное название колокола - "камлай", или "эвон". "Звон" - от русского слова "звонить", а "кампан" -или от латинского слова carpus - "поле" (место их литья;,поле - место, где для путешествующих нет препятствий; так и ^ высокий удар медного колокола разносится всюду), или - более вероятно - от римской провинции Кампания, где, как уже сказано, впервые появились колокола.
.. Цель употребления колокольного звона: призывать верую-1'щих в храм на молитву и возвещать тем, кто не присутствует 1аа богослужением, о времени отправления богослужений, о важ-^йЗах моментах богослужения, а также выражать торжество Церкви. ^Сообразно с такими целяш и назначением звона соотьетстзенно ^ свойству и времени богослужения существуют различные способы "звона. В основном различаются два вида звона: благовест и ^собственно звон. Благовест - звон, грп котором ударяют в один колокол ала в несколько колоколов, но не во все вместе, а по очереди в каждый колокол. Благовест называется так потому, что сообщает добруто весть о начале в храме Божием богослужения, л о том, что милосердие Божне еще долготерпит над нами, что Господь с высоты небес внимает нашим молитвам. Да и сем призыв верующих в храм есть добрая, радостная весть для благочестивого и доброго сердца. "Бозвеселнхся о рекших мне: в -дом Господень пойдем" (Пс^ 121,1)- говорит пророк Давид. Так h: веселится м доброе сердце, слыша звбн, призывающий в догл Господень.
Звон в собственном смысле слова бывает тогда, когда ударяют одновременно в несколько колоколов. Благовест различается следующих видов: а) благовест в собственном смысле слова - мерные, неторопливые удары в один колокол;
б) перезвон - когда последовательно от большого колс-кола до малого ударяют по несколько раз в кавдый из них; этот прием повторяется несколько раз;
в) перебор - когда ударяют медленно в калщый колокол по порядку один раз, а затем делают одновременный удар во Все колокола.
Звон, совершающийся в три приема^ т.е. когда трижды повторяетая музыкальный период гармонического сочетания, называется трезвоном. Трезвон может быть: а) "трезвон во ъсА" ^ (35 гл. Типикона); б) "трезвон в двои", т.е\ в два колокола (часы Великого Пятка).
Изучив детальны смысл и назначение церковного звона, мы можем убедиться в 'великом значении этого явления в церковный жизни. Христианин, услышав звон, невольно отрывает все мысли и помыслы от земли и унгсит их в поднебесную высь, сердце его наполняется радостным, светлым чувством, как-будто в него вливается небесная гармония, отголоски далекого рая
И до сих пор, услышав церковный благовест, русский человек набожно крестится и вспоминает о Боге. В этом заключается огромное духовное и нравственное значение церковного звона:
он не дает засыпать совести и душе, постоянно напоминая ей о бытии Божием, о вечной правде, о великой христианской любви. Не напрасно колокола называются благовестниками: действительно, их звон наполняет душу радостью и надеждой. На одном из колоколов имеется надпись: "Благовествуй миру радость велию". Таким образом, церковный звон - глашатай Церкви, ее внешний голос, тогда как богослужение - голос внутренний. Христианин, услышав звон, обязан перекреститься со словами:
"Господи, помилуй" (трижды) или: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе", или: "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем".
Понятие о праздниках
Мы должны славить Господа Бога, нашего Творца, Создателя и Благодетеля, "на всякое время и на всякий час". Каждый день нашей жизни должен быть посвящен прославлению Господа и служению Ему: "На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки и в век века"..... Однако Святая Церковь выделяет специальные дни особого прославления Господа, а также Пресвятой Богородицы, святых ангелов и святых угодников Божиих.. Эти дни называются праздниками, или праздничными днями.. Праздники установлены, во-первых, для того, чтобы сделать наше общение с горним миром более близким, более крепким (ведь немощи человеческой мы можем погрузиться в житейские, заботы и забыть о Боге, а праздники и являются хорошим напоминанием нам с "едином на потребу")., во-вторых, чтобы дать нам отдых от повседневной работы. Из Священного Писания мы знаем, что праздники - Божие установление: "Помни день субботний..." гласит 4-я заповедь Божия.
В праздничные дни, освободившись от обычных житейских занятий, христианин должен проводить время в молитве, в чтении или слушании Слова Божия и душеспасительных книг и в благотворении ближним. Праздники отмечаются также и особо торжественными богослужениями. Праздники можно подразделять по важности воспоминаемых событий, а также по месту и времени празднования. По важности воспоминаемых событий праздники разделяются на великие, средние и малые. Великие праздники в Церковном Уставе отмечаются знаком красного креста в красном круге (+). К этим праздникам принадлежат 12 великих праздников Господних и Богородичных, называемые двунадесятыми, а именно:
1. Рождество-Пресвятой Богородицы - 8 сентября
2. Введение во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября
3. Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта
4. Рождество Христово - 25 декабря
5. Сретение Господне - 2 февраля
6. Крещение Господне (Богоявление) - 6 января
7. Преображение Господне - 6 августа
8. За неделю до Пасхи - "Вход Господень во Иерусалим" (эта неделя называется Неделей Ваий, или Вербным
Воскресением)
9. В сороковой день по Пасхе (в четверг) -Вознесение Господне.
10. В 50-й день по Пасхе - (в Воскресенье) - день Пятидесятницы, или Троицы.
11. Успение Божией Матери - 15 августа
12. Воздвижение Честнаго и Животворящего
Креста Господня - 14 сентября
(Праздники перечислены по порядку празднуемых событий).
Праздник Пасхи - это "праздников праздник и торжество торжеств". Он бывает в различные дни месяца марта или апреля (от 22 марта до 25 апреля по ст.ст. в первый воскресный день после весеннего полнолуния).
Великие недвунадесятые праздники
1. Обрезание Господне и память св. Василия Великого - 1 января
2. Покров Пресвятой Богородицы - 1 октября
3. Рождество св. Иоанна Предтечи - 24 июня
4. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи - 26 августа
5. Память свв. апостолов Петра и Павла - 29 июня
Двунадесятые праздники имеют дни предпразднства, попразднства и отдания праздника.
Днями предпразднства Св. Церковь приготовляет верующих к встрече дня праздника посредством особых молитв в честь наступающего праздника.
Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднств, за исключением Рождества Христова, предпразднство которого продолжается 5 дней, и Крещения Господня - 4 дня. Предпразднства не имеет только праздник Входа Господня в Иерусалим,
Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни наряду с песнопениями дневному святому Св, Церковь продолжает вспоминать и прославлять события бывшего праздника.
Число дней попразднства неодинаково.
1. Рождество Пресвятой Богородицы - 4 дня
2. Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 дня
3. Рождество Христово - 6 дней
4. Пятидесятница - 6 дней
5. Преображение Господне - 7 дней
6. Воздвижение Креста Господня - 7 дней
7. Крещение Господне - 8 дней
8. Вознесение Господне. - 8 дней
9.Успение Божией Матери - 9 дней
10. Сретение Господне (от 7 до 0 дней) - зависит от той или иной близости праздника к Великому посту.
Последний день праздника называется днем отдания праздника. В этот день святая Церковь вновь сосредотачивает все наше внимание на содержании праздника.
СРЕДНИЕ ПРАЗДНИКИ различаются по двум видам. Одни из них обозначаются в Церковном Уставе красным крестом в красном полукруге и имеют, как и великие праздники, всенощное бдение (дни памяти св.ап. и евангелиста Иоанна Богослова -8 мая и 26 сентября, св. Иоанна Златоуста - 13 ноября, св. Николая Мирликийского - 6 декабря и 9 мая, свв. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста - 30 января, св. Георгия Победоносца - 23 апреля и др.). К разряду средних праздников относятся и праздники х р а м о в ы е, т.е. праздники в честь святых, во имя которых освящен данный храм, а также в честь тех святых, мощи которых в нем покоятся. Исследование этих праздников отличается от великих тем, что в эти праздники совершается служба не только празднуемым святым, но в нее включаются и некоторые другие песнопения. Например, на утрени праздничный канон предваряется каноном Богородице.
Другие средние праздники обозначаются знаком красного.креста без полукруга +. В эти праздники совершается служба полиелейная. Может быть совершено и бдение, "аще восхощет настоятель совершити" (Типикон). Служба святым, имеющим означенный знак (+), называется "службой святым с полиелеем".
МАЛЫЕ ПРАЗДНИКИ бывают также двух видов: одни из них обозначаются знаком - три красных точки в красней скобке, что означает службу со славословием (на утрени поется великое славословие, и вся утреня получает праздничное окончание).
Второго вида малые праздники обозначаются знаком черной скобки с тремя черными точками в середине, что означает
"шестиричную службу", т.е.также в этот день нужно петь на вечерне В стихир святым на "Господи воззвах" из Минеи.
Дни, не отмеченные в богослужебных книгах никаким знаком, к праздникам не причисляются и имеют буднюю (вседнев" ную) службу.
По месту празднования праздники разделяются на общие, отправляемые всею Православной Церковью, каковы праздники великие, средние и малые, местные, т.е. праздники, которое отправляются в какой-либо одной местности, например, в честь той или иной иконы Божией Матери, или в честь какого-либо святого, которые особенно почитаемы именно в данной местности, и храмовые.
По времени празднования праздники разделяются на неподвижные (непереходные), которые бывают всегда в одни И те же числа месяца (например, Рождество Христово - 25 декабря) и подвижные, (которые приходятся в разные числа и даже в разные месяцы, но всегда в одни и те же дни недели, в зависимости от праздника Святой Пасхи, например, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница).
Так как все вообще праздники совершаются Церковью во славу Божию, или в честь Божией Матери, или в честь святого, то по этому признаку праздники разделяются еще на три разряда: праздники Господни (Рождество Христово, Преображение и др.), праздники Богородичные (Рождество Пресвятой Богородицы, Введение Ее во храм и др.) и в честь святых (апп. Петра и Павла, пророка Илии, святителя Николая и др.).
Посты
С древнейших времен Святая Церковь учредила посты. Пост освящен Самим Господом Иисусом Христом, Который перед началом Своего общественного служения провел в посте 40 дней,
О великом значении поста говорят многие Отцы и Учители Церкви, и соблюдение постов вменяется в строгую обязанность всем членам Церкви.
Важнейшим из постов, установленных Церковью, является Великий пост, или Святая Четыредесятница. Пост этот установлен в память и подражание сорокадневному посту Господа Иисуса Христа, с той целью, чтобы христиане, очистившись от своих прегрешений, достойно встретили Св.Пасху. К Св. Четыредесятнице примыкает Страстная седмица, посвященная воспоминанию о страданиях и крестной смерти Христа Спасителя. Этот пост строгий: запрещается вкушать мясную, молочную, яичную и рыбную пищу, кроме двунадесятых праздников Благовещения и Входа Господня в Иерусалим, когда разрешается вкушение рыбы
Следующим постом является Петров пост - в честь и память святых Апостолов. Он начинается с понедельника после Недели Всех святых и оканчивается в день памяти свв. апп. Петра и Павла. Продолжительность его в разные годы неодинакова (от шести недель до одной недели и одного дня) и зависит от дня празднования Пасхи в данном году. В этот пост разрешается вкушение рыбы, кроме среды и пятницы.
Третьим годовым постом является Успенский пост. Установлен он в честь Божией Матери, в память Ея Успения. Пост начинается с 1 августа и оканчивается в праздник Успения. В этот пост, как и в Великий, запрещается вкушать рыбу, кроме праздника Преображения.
Последним годовым постом является Рождественский пост, установленный в честь Рождества Христова, цель его - приготовить христиан к встрече этого светлого и радостного праздника. Начинается пост на следующий день после памяти св.ап. Филиппа (отсюда он иногда называется в народе Филиппов пост) ("Филипповка") и продолжается до праздника Рождества Христова. В этот пост разрешается рыба, как и в Петров пост.
Кроме этих многодневных постов есть посты однодневные. К ним относятся еженедельные посты в среду и пятницу каждой недели. Пост в среду установлен в воспоминание предания Иисуса Христа Иудой, а пост в пятницу - в память крестных страданий и смерти Спасителя.
В году есть несколько недель, в которые пост в Среду и пятницу отменяется (сплошные недели-седмицы): это 1)святки,, т.е. время от празднования Рождества Христова до кануна праздника Крещения Господня, 2) Неделя о мытаре и фарисее, 3) сырная неделя (или масленица, - на этой неделе запрещается вкушать мясо), 4) Пасхальная и 5) Троицкая недели.
Д однодневным: постав относятся посты в день праздника Воздвижения, в день памяти Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а также в канун праздников Рождества Христова (день особо строгого поста, которым завершается Рождественский пост), и Богоявления, последние Д-ра дня называются сочельниками.
Богослужебные книги
Содержание и порядок Богослужения Православной Церкви излагаются в богослужебных книгах, изучение их абсолютно необходимо для углубленного понимания и правильного отправления Богослужения. Начало богослужебных книг восходит к глубокой древности. История Церкви указывает, что они были в употреблении уже в третьем: веке. Окончательное оформление богослужебные книги получили в IX веке. На Руси они появились c принятием христианства. Греческие богослужебные книги были переведены на славянский язык. Начало этому было положено свв. братьями Кириллом и Мефодием, Богослужебные книги в Русской Церкви постепенно дополняются, ибо составление служб новопрославленным святым продолжается до наших дней.
Употребляемые при богослужении книги могут быть разделены на священно-богослужебные и церковно-богослужебные.
К священно-богослужебным книгам относятся:
Евангелие,
Апостол и
Псалтирь, т.е. книги, взятые, из Библии.
К церковно-богослужебным книгам относятся:
Служебник,
Часослов,
Октоих,
Минеи,
Триодь Постная,
Триодь Цветная,
Типикон, или Устав,
Ирмологий,
Требник,
Книга молебных пений - книги, составленные Отцами и Учителями на основании Священного Писания и Священного Предания.
Раздел конспекта "Богослужебные книги" представляет собой лишь руководство к ознакомлению с каждой из этих книг, поэтому воспитанники должны изучать здесь прежде всего книгу (Богослужебное Евангелие, Октоих и т.п.); бессмысленное зазубривание конспекта без книги Недопустимо!
Богослужебное Евангелие
Святое Евангелие содержит в себе четыре благовестия:
от Матфея,
от Марка,
от Луки
от Иоанна, поэтому иногда оно называется Четвероевангелием.
Чтение Евангелия за богослужением полагается по уставу ежедневно, кроме понедельника, вторника, среды, четверга, пятницы Великого поста и среды и пятницы сырной седмицы. Все Евангелие прочитывается в течение года.
Перед каждым Евангелием помещено:
I) краткое описание жизни Апостола-Евангелиста;
2) краткое содержание глав евангельских;
3) указатель параллельных мест из других евангелистов. В этом
указателе события расположены в хронологическом порядке –
начиная от Рождества Христова и заканчивая Его
воскресением и вознесением. Цифрам, которыми обозначены
евангельские события, соответствуют цифры черного цвета на
наружных полях.
Обычное деление текста Свящ. Писания на главы и стихи сохраняется и в богослужебном Евангелии. Счет глав указывается на верхнем поле. Счет стихов указан цифрами черного цвета на внутреннем поле. Кроме деления на главы:
Мф. - 28 гл.,
Мк. - 16 гл.,
Лк. - 24 гл.,
Ин. - 21 гл. и стихи,
каждое из четырех Евангелий делится для богослужебного употребления на так называемые зачала. В Евангелии
Мф. - 116,
Мк. - 71,
Лк. - 114,
Ин. - 67.
Деление Евангелий на зачала было произведено св. Иоанном Дамаскиным и св. Феодором Студитом.
Зачалом называется часть текста Нового Завета, назначенная для чтения при богослужении в тот или иной день, Перед зачалом помещается звездочка, под строкою же указывается дата чтения зачала. Там же, под строкой, указываются и слова, какими нужно начинать чтение зачала: "Во время оно", "Рече Господь...»
Конец евангельского чтения указывается в самом тексте киноварью, например: "конец недели", "конец пятку". Иногда евангельское чтение состоит из нескольких мест, выбранных из различных глав и даже различных евангелистов; такой переход в самом тексте обозначается так: "преступи Кресту", и "чти Кресту".
В конце богослужебного Евангелия помещен указатель рядовых чтений на каждый день седмицы всего года и всех недель (воскресений) начиная от Пасхи и кончая сыропустной неделей.
От Пасхи до Недели Всех святых 8 седмиц. Затем следуют 32 недели и подготовительные к Великому посту - 33-я неделя о мытаре и фарисее, 34-я неделя о блудном сыне, 35-я неделя мясопустная, после которой начинается Великий пост. (О необходимых при этом евангельских преступке и отступке см. конспект III-го класса).
Богослужебный Апостол
Книга Апостол содержит:
а) Деяния святых апостолов;
б) семь Соборных посланий;
в) четырнадцать Посланий св. ап.Павла и, в некоторых изданиях
г) Апокалипсис.
Все указанные новозаветные книги имеют свое деление на главы и стихи и зачала, не счет последних общий. Все зачала идут непрерывным порядком от 1-й главы Деяний до 13-й главы Послания к евреям - всего 335 зачал, и отступлением от него служит лишь наличие двух 50-х и 51-х зачал: одни из них относятся к Деяниям Апостольским, а другие - к Посланию св. ал. Иакова. 50-е и 51-е зачала являются последними в книге Деяний, а в.Послании св. Иакова 50-е и 51-е зачала - первыми. Причина такой нумерации зачал такова: книга Деяний разделена на 51 зачало, но из них 33-е и 49-е не читаются по ряду, а употребляются за богослужением в особые дни года (33 зач. 29 августа - в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а 49.; зачало 21 мая - в день памяти св. равноап. Константина Великого). Итак, рядовых зачал в Деяниях, без двух оказывается фактически не 51, а 49, и поэтому следующие рядовые зачала в Послании св. Иакова обозначены цифрами 50 и 51.
В книге Деяний есть и 'такие зачала., которые читаются в дни особых святых, но они же включены и в число рядовых зачал. В Апостоле точно так же, как и в Евангелии, уставные чтения имеют киноварные обозначения и подстрочники. Кроме деления Апостола на зачала, в нем имеется особое разделение на известные отделы. Перёд началом каждого такого отдела стоит особый знак (в виде медальона), в середине которого пишется название дня седмицы: "неделя", "понедельник", "вторник" и т.д.
Разделение на указанные отделы сделано для келейного "чтения и для того чтения, которое по Уставу должно быть на всенощном бдении после благословения хлебов, когда положено читать Деяния, Послания и Апокалипсис. (Типикон, гл.2). Число таких отделов близко к числу бдений в году, назначаемых Типиконом в 6-й главе. Бдений положено около 70-ти, а отделов 72.
В начале и конце Богослужебного Апостола имеются статьи, подобные евангельским, в которых дается ряд вводных сведений и проч.
Перед книгою Деяний Апостольских и перед каждым Посланием находятся следующие "статьи":.
1) "Знамения". В этой статье находится указание предметов новозаветной книги.
Черными (иногда малыми) цифрами обозначается предмет, а красными (иногда большими) - некоторые детальные дополнения к предмету.
2) "Сказания". Здесь говорится o месте, поводе и цели написания Послания.
В конце Апостола помещены:
1. Указатель апостольских чтений по седмицам, начиная с Пасхи и кончая Великой Субботой, с прокимнами, антифонами, тропарями,' кондаками, аллилуариями и причастными праздничных дней.
2.Месяцеслов.
3.Воскресные прокимны восьми гласов.
4. Прокимны седмичных дней.
5. Указатель чтений "общих святых" и на "всякую потребу". -
6. Антифоны вседневные.
Указания для чтения Апостола
Чтец должен получить благословение от служащего священника на облачение в стихарь и для чтения Апостола, после чего он выходит на указанное место для чтения положенного Апостола.
После того как хор пропоет "Трисвятое" и священник возгласит: "Мир всем", чтец произносит: "И духови твоему". Диакон: "Премудрость", чтец произносит прокимен Хор поет прокимен, затем чтец произносит стих, а хор второй раз поет прокимен. Далее чтец произносит первую часть прокимна, а хор поет вторую часть. По окончании пения прокимна диакон возглашает: "Премудрость", а чтец произносит надписание апостольского чтения, например: "Деяний святых Апостол чтение", "Соборного послания Иоаннова чтение", "К Галатам послания святаго Апостола Павла чтение". Диакон: "Вонмем", чтец читает положенное зачало Апостола.
По окончании чтения Апостола священник тихо произносит "Мир ти", чтец отвечает ему в таком же тоне: "И духови Твоему". Диакон: "Премудрость". Чтец после произнесения: "И духови Твоему" сразу же произносит: "Аллилуиа" (трижды). Хор поет: "Аллилуиа" (трижды). Чтец произносит стих "Аллилуиа", хор поет второй раз: "Аллилуиа", затем чтец произносит второй стих, а хор поет третий раз: "Аллилуиа". Чтец, перекрестившись, входит в алтарь южными дверями, берет благословение от служащего священника и затем разоблачается.
В некоторые дни положена два апостольских чтения и два прокимна. Порядок пения прокимнов таков: чтец произносит первый прокимен, хор поет этот прокимен, затем чтец произносит стих прокимна, а хор поет второй раз прокимен. Далее чтец вместо первой половины прокимна произносит второй прокимен. Хор также поет второй прокимен.
Некоторые прокимны имеют вставные слова, например:
прокимны Богородичных праздников: "Песнь Богородицы", прокимен в Неделю свв. Отцев: "Песнь Отцев".
Аллилуарий всегда поется только три раза, В некоторых аллилуариях имеется один стих вместо двух; в таком случае его нужно разделить на две части или повторить. Вели положено два аллилуария, следует взять первый стих из одного, второй стих из другого. На Литургии но читается более двух апостольских чтений, двух зачал. Если в какой-либо день приходится читать по три апостольских зачала, то они читаются как два, т.е. одно зачало читается "под зачало" с другим.
Примечание: Выражение "под зачало" означает то, что два Апостола читаются так, как будто они составляют одно зачало, т.е. между чтением двух зачал не бывает большой
остановки.
При чтении двух апостольских зачал соблюдается следующий порядок:
I. Сначала читаются зачала дневные, затем святым:
а) во все седмичные дни, кроме субботы;
б) в субботы от Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых;
в) во все воскресные дни (кроме недель перед Воздвижением и по Воздвижении, недели после Рождества Христова);
г) в дни отданий Богородичных праздников сначала читается рядовое зачало, а потом Богородице.
2. Читается Апостол сначала святому, а потом - рядовой по субботам с Недели Всех святых до Неделе о мытаре и фарисее. о
Примечание: В Апостоле встречаются зачала, обозначенные словам "от полу", т.е., от половины.
Псалтирь
Псалтирь-печатается двояким образом: во-первых, с приложением Часослова и других ""последований"" - так называемая "Псалтирь с следованием", "Псалтирь с последованием"", "Псалтирь следованная"; во-вторых, только Псалтирь без "доследований", на церковном языке называемая "Малою Псалтирью", "Псалтирью келейной".
Псалтирь иногда называют "Учительной", так как из всех церковных песнопений, содержащихся в богослужебных книгах, псалмы по преимуществу являются назидательными, учительными, гимнами. В псалмах вся Церковь и каждый верующий могут выражать свои благоговейные переживания, чувства покаяния и радости. По словам св. Василия Великого, "Псалтирь пророчествует о будущем, вспоминает о прошедшем... Она есть некая сокровищница благих наставлений; она врачует и застарелые душевные язвы, и тому, кто получил свежую рану, подает скорое исцеление; она подкрепляет немощное, охраняет здоровое, истребляет страсти. Она доставляет спокойствие душе, производит мир, укрощает бурные и мятежные помыслы. Псалом смягчает душу гневливую уцеломудривает любострастную... Чему не наставит тебя Псалтирь? Ты научишься из нее и отличному мужеству, и строгому правосудию, и постоянному воздержанию, и совершенной щедрости, и образу покаяния, и полному терпению, ты научишься из нее всему доброму..." (Беседа на 1-й псалом).
В древней Руси Псалтирь была одним из предметов образования и являлась учебной книгой. Поэтому в Псалтири, как книге учительной, печатаются "статьи", научающие истинам веры во Единого Бога, славимого в Троице. К ним относятся:
а) Символ св. Афанасия, патриарха Александрийского;
б) Изложение о вере Анастасия, патриарха Антиохийского, и Кирилла Александрийского в вопросо-ответной форме;
в) изложение о вере св. Максима Исповедника;
г) краткое поучение о крестном знамении и сложении перстов для совершения его и др.
Псалтирь разделена на 20 кафизм, а каждая кафизма -на три "Славы", или части; оканчиваемые словами: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу".
"Славы" иногда называются "статьями", "антифонами". 17-я кафизма разделяется не только на три "Славы", но и на две половины. В ней перед 94 стихом ("Твой есмь аз, спаси мя") печатается слово: "среда", т.е. середина. Поскольку Псалтирь употребляется за Богослужениями в течение всего года, в начале ее находится указатель чтений. За кафизмами следуют "Пророческие песни", употребляемые в настоящее время только в Великом посту, и "Псалмы избранныя". В конце Малой Псалтири помещаются "Последование по исходе души от тела" и "Помянник", а в более полных изданиях - "Чин 12 псалмов" и наставление "От старчества о келейном правиле".
Следованная Псалтирь7
Следованная Псалтирь делится на 5 частей: Псалтирь, Часослов, Месяцеслов, Канонник, Семиднев 8.
Содержание 1-й части Следованной Псалтири
В первую часть Следованной Псалтири вошли псалмы, которые Церковь установила прочитывать в храме за богослужением в течение каждой седмицы. Кафизмы читаются на вечерне и. утрени.
После 20-й кафизмы в Следованной Псалтири помещены избранные псалмы и величания д ним, которые поются в великие праздники после "Хвалите имя Господне". Они исполняются антифонно, двумя хорами; какому хору петь какой стих, обозначено на полях против псалма буквами "а" и "в". Величания расположены в том порядке, в каком следуют праздники по Месяцеслову. Кроме того, между величаниями недель Цветоносной и Фоминой помещены похвалы с 17-й кафизмой, поемые при погребении Спасителя в Великую Субботу.
Первая часть Следованной Псалтири заканчивается третьей главой, содержащей текст тропарей и молитв, читаемых после каждой кафизмы при келейной молитве. (В Малой Псалтири тропари и молитвы печатаются на ряду после каждой кафизмы). В Православной Церкви издревле существует благочестивый обычай чтения Псалтири над телом умершего монаха, мирянина, а также диакона (над епископом и священником читается Евангелие, и только священнослужителями). Читать Псалтирь требуется стоя. Тот, кто первым приступает к чтению Псалтири над телом умершего, должен прежде всего прочитать "Последование по исходе души от тела".
Порядок чтения Псалтири по усопшим следующий:
"Молитвами св. Отец... Аминь. Трисвятое по "Отче наш..." Тропари: "Помилуй нас. Господи, помилуй нас...", "Слава", "Честное пророка Твоего Господи торжество...", "И ныне", "Многая множества...", "Господи, помилуй" - 40 раз, молитва "Всесвятая Троица...", "Приидите, поклонимся" (трижды) и1-я кафизма. На каждой "Славе" читается молитва: "Помяни Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося раба твоего (имя рек)... или рабу твою..." Эта молитва находится в конце исследования по исходе души* По окончании каждой кафизмы читается Трисвятое по "Отче наш" тропари и положенная на каждой кафизме молитва.
Следующая кафизма начинается словами: "Приидите, поклонимся". Псалтирь читается по всем умершим, кроме лиц, покончивших свою жизнь самоубийством.
2-я часть Следованной Псалтири: Часослов.
Вторую часть Следованной Псалтири составляет Часослов, в котором содержатся (чинопоследования суточного круга богослужения преимущественно с теми молитвословиями и песнопениями, которые поются и читаются чтецами и певцами.
Суточный крут Богослужения состоит из вечерни/ повечерия (малого или великого), полунощницы, утрени, 1-го часа, 3-го часа, 6-го часа и 9-го часа, которые служат приготовлением к главному Богослужению - Божественной Литургии.
В древности эти исследования совершались отдельно одно от другого в часы, назначенные Церковью, но впоследствии, по снисхождению к немощам и нуждам христиан, Церковь дозволила совершать их в три времени дня: вечером, утром и около полудня.
Круг суточного богослужения Церковь начинает вечером. В состав вечернего богослужения Православной Церкви входят:
9-й час, вечерня и повечерие.
В состав утреннего.богослужения входят: полунощница, утреня и первый час. Дневное богослужение составляют: 3-й, 6-й час и Литургия (или изобразительны).
В Часослове эти службы расположены в несколько ином порядке. Часослов начинается с полунощницы. Так называется эта служба потому, что Устав предписывает совершать её в полночь. В Часослове помещаются три отдельные последовать полунощницы: вседневной, субботней и воскресной. Перед полунощницей в самом начале Часослова находятся начальные утренние молитвы. Вседневная полунощница совершается от понедельника до пятницы включительно.
Субботняя - в субботу. Главное отличие субботней Полунощницы от вседневной заключается в том, что на вседневной Полунощнице читается 17-я кафизма, а на субботней - 9 кафизма. Воскресную Полунощницу положено по Уставу совершать в воскресенье. Недельная т.е. воскресная полунощница имеет особое чинопоследование. На ней полагается канон Пресвятой Троице (по гласу), находящийся в Октоихе.
За воскресной полунощницей следует утреня. Начинается она с двух псалмов с тропарями и ектенией, которые читаются перед шестопсалмием, когда нет бдения. Затем следует шестопсалмие, т.е. шесть избранных псалмов. Далее - "Бог Господь" со стихами. Великим постом и в тех случаях, когда нет Литургии, вместо "Бог Господь" поется "Аллилуиа" с особыми стихами. Далее помещены Троичны тропари. Они поются Великим постом, начиная от понедельника и до пятницы включительно и заменяют собой те тропари святым, которые положено петь на "Бог Господь". Троичны тропари размещены по гласам. После Троичных тропарей находятся светильны и эксапостиларии 8 гла-сов. Светильны читаются после 9-й песни Великим постом а эксапостиларии - во все седмичные дни.
На 9-й песни канона поется песнь Пресвятой Богородицы:
"Величит душа моя Господа..." с припевом: "Честнейшую Херувим..." В Часослове этот гимн Божией Матери помещен полностью.
За светильнами и эксапостилариями следуют хвалитные псалмы - 149,150. Хвалитными они называются потому, что содержанием их является прославление Бога не только человеком, но и всей тварью. Псалмы эти положены как на праздничной, так и на вседневной службах. На праздничной службе они начинаются пением со слов: "Всякое дыхание да хвалит Господа" на вседневной - чтением со слов: "Хвалите Господа с небес".
В конце последнего псалма ость указание киноварью -"на б", "на 4". Это значит, что с данного стиха следует прибавлять к каждому стиху по стихире (из Минеи, Октоиха или Триоди). Пение псалмов заканчивается молитвой: "Преблагословенна еси Богородице Дево..." и великим славословием. Затем помещено вседневное славословие, которое предваряется молитвой: "Тебе слава подобает, Господи Боже наш..."
-"Таким образом, на вседневной утрени, когда великое славословие не поется, надо прочитать хвалитные псалмы со слов:
"Хвалите Господа 0 небес, Тебе подобает песнь Богу..." до конца ("Всякое дыхание да хвалит Господа") и сразу переходить на "Тебе слава подобает..." и вседневное славословие. Далее в Часослове положены стихи к утренним стиховным стихирам: "Исполнихомся заутра милости Твоея Господи...", "И буди светлость..." Далее - "Благо есть исповедатися Господеви..." Стиховные стихиры и "Благо есть..." читаются на утрени в тех случаях, когда славословие читается, а не поется. В конце чинопоследования утрени по Часослову имеется чин великопостного окончания.
После утрени в Часослове положена служба Часов (1-го, 3-го и 6-го) с междочасиями. Междочасия отправляются в Палестинских монастырях и на Афоне.
За междочасием шестого часа положен чин Изобразительных, в который входят песнопения из начала Литургии: псалом 102 "Благослови душе моя Господа" и псалом 145 - "Хвали душе моя Господа", далее "Единородный Сыне...", "Во царствии Твоем..*", затем идут кондаки, поемые на Литургии на малом входе) и 33-й псалом: "Благословлю Господа..."
За Изобразительными помещается "Чин о панагии", совершаемый в монастырях (обыкновенно в праздничные дни, после Литургии на трапезе). Далее следует 9-й час с его междочасием. Затем - вечерня, в которую входит 103 псалом, так называемый предначинательный; 140,141,129,116 псалмы под общим названием "Господи воззвах..."
Конец имеет киноварные пометки "на 10", "на 8", "на б", "на 4" - это значит, что в зависимости от праздника к этим стихам прибавляется определенное количество стихир. Далее идет: "Свете Тихий...", "Аллилуиа" со стихами для Великого поста и вседневные прокимны вечерни со стихами по седмичному кругу. Затем молитва: "Сподоби Господи...", которая читается на каждой вечерне. После всех песнопений имеются стихи к стиховным стихирам вседневной вечерни: "К тебе возведох очи мои...", "Помилуй нас, Господи"... Затем следует: "Ныне отпущаеши...", "Богородице Дево, радуйся" и чин великопостного окончания вечерни. За чинопоследованием вечерни читаются молитвы, произносимые до и после вечерней трапезы. Далее помещено чинопоследование великого повечерия. Оно отправляется накануне праздников Рождества Христова, Богоявления, Благовещения, а также в Великом посту с понедельника по пятницу включительно. За ним следует малое повечерие, которое по Уставу положено совершать после вечерней трапезы ежедневно в течение года, в дни, когда не положено совершать великого повечерия.
В конце Часослова помещается уставная статья "О знамениях Владычних и Богородичных праздников, и святых". Окончание "Учебного Часослова" гораздо обширнее. Там помещаются еще тропари и кондаки воскресных, двунадесятых праздников, великих святых и др.; в Следованной Псалтири они находятся в конце Месяцеслова.
3-я часть: Месяцеслов
За Часословом в Следованной Псалтири следует Месяцеслов. Месяцесловом называется краткое перечисление праздников и святых по порядку месяцев и дней года, начиная о 1-го сентября. На каждое число здесь дан тропарь и кондак святого.
Месяцеслов иначе называется святцами, календарем. Кроме Следованной Псалтири, Месяцеслов помещается еще и в других богослужебных книгах, как например: в Евангелии, Апостоле, Типиконе, Великом Часослове и др., а также издается отдельной книгой. Месяцеслов в Следованной Псалтири предваряется статьей: "О знамениях Владычних и Богородичных праздников и святых", т.е. о праздничных знаках, с которыми мы уже ознакомились, изучая праздники Святой Православной Церкви.
В отличие от Евангельского и Апостольского, Псалтирный Месяцеслов против чисел имеет уставной праздничный знак. Во многих Следованных Псалтирях после указания памяти снятого дается еще краткое сообщение его жития.
Подробно рассматривая содержание Месяцеслова, легко заметить, что названия дней (понедельник, вторник, среда, и т.д.) здесь не показано. На полях мы видим лишь буквы:
одни под титлом, другие без титла. Последние большей частью печатаются красным шрифтом. Буквы под титлом - это числа каждого месяца. Букв без титлов в Месяцеслове только семь:
А,В,Г,Д,Е S, 3. Они расположены в порядке, обратном алфавитному. Эти семь букв называются вруцелетными и служат для определения дней недели на данное число в любом году. Для этого нужно только знать, какому дню в данном году соответствует хотя бы одна буква.
Под каждым числом в церковном Месяцеслове упоминается имя какого-либо святого. В лике святых Православной Церковью прославляются ангелы, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные и праведные.
Святителями называются пастыри-учители Церкви, прославленные в епископском сане. Большинство их носят имена тех церквей, в которых они святительствовали. Например:
Николай Мирликийский, т.е. епископствовавший в г. Мирах, что в Ликии (в Малой Азии); Тихон Воронежский; Димитрий Ростовский; Феодосии Черниговский и т.п.
Мучениками и мученицами называются святые, которые за истину веры Христовой претерпели страдания и смерть. Мученики из лиц, имеющих священный сан, называются священномучениками. Святые мученики или мученицы монашеского чина называются преподобномучениками и преподобномученицами Христиане из мирян, умершие за Иисуса Христа в мучениях, называются просто мучениками и мученицами. Святые, скончавшиеся после особо великих страданий за христианскую веру, называются великомучениками и великомученицами* Все вообще христианские мученики называются часто страстотерпцами, т.е.* претерпевшими страдания. '
Преподобными Православная Церковь называет святых, подвизавшихся в удалении от мира, т.е. монашествующих. Встречающееся в Месяцеслове довольно часто наименование "отец" усвояется настоятелю монастыря, причисленному к лику святых, а также пресвитерам и архиереям (ввиду того, что они получают от Бога благодать духовно возрождать и воспитывать людей), причем преимущественно бывшим на Вселенских Соборах. Наименование "матери" усвояется настоятельнице монастыря или вообще преподобной.
Праведными Православная Церковь называет святых, которые, живя в мире и исполняя мирские обязанности, угодили Богу.
После Месяцеслова помещены тропари и кондаки подвижных дней годичного круга, т.е. Недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустной, сыропустной и семи недель Великого поста. Для Пасхи дана полная служба, чтобы эту службу можно
было совершать там, где почему-либо нет других богослужебных книг.
За пасхальной службой следуют тропари и кондаки доследующих недель: Антипасхи, мироносиц, о расслабленном, о самаряне, о слепом, праздника Вознесения Христова, Пятидесятницы, Недели свв. Отцев, Всех святых. Далее даны т;;" пари, кондаки, Богородичны и ипакои воскресные 8-ми гласов. (Ипакои - это краткое песнопение, которое положено на воскресной утрени после полиелея перед чтением Евангелия. Оно имеет своей целью сосредоточить наше внимание на предстоящем евангельском чтении).
После воскресных тропарей 8-ми гласов помещены тропари, поемые на воскресной утрени после полиелея с припевом: "Благословен оси Господи, научи мя оправданием твоим". Затем даны тропари такого же назначения, поемые в субботу, -на-. зываются они мертвенными, т.к. относятся по своему содержанию к заупокойной службе. Далее следует 27 глава (в Следованных Псалтирях малого формата 25-я), в которой содержатся "Богородичны отпустительны". Так называются песнопения, "поемые во все лето по тропарех на вечерни, на Бог Господь на утрени и паки в конец утрени". Богородпчны эти расположены по гласам и прилагаются они по гласу и дню к тропарю, имеющему черный знак или не имеющему знака.
Святым с красным знаком вместо этих Богородичных прилагаются Богородичны воскресные.
В следующей главе даны тропари по седмпчному кругу;
далее - кондаки общие святым.
4-я часть Следованной Псалтири
Четвертая часть Следованной Псалтири называется Канонником. Эта часть предназначена для готовящихся к причащению Св. Тайн и получила свое название от того, что основным
содержанием ее являются каноны. В нее входят каноны и акафист Иисусу Сладчайшему - припев к тропарям канона: "Иисусе Сладчайший, спаси мя".
Вторым по порядку содержится канон с акафистом Божией Матери. Этот канон принято называть "Похвала Богородице", так как он содержит прославление Божией Матери. Далее положен второй канон Божией Матери (без акафиста), который на-" зывается "Параклисис", т.е. утешительный. Припевом ко всем канонам Божией Матери являются слова молитвенного воззвания:
"Пресвятая Богородице, спаси нас".
Четвертый канон Ангелу Хранителю; припев: "Святый Ангеле, хранителю мой, моли Бога о мне", или же "Ангеле Божий, хранителю мой, от всякого зла сохрани мя".
Пятый канон - ко причащению Святых Тайн. К первому тропарю канона добавляется припев: "Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей"; ко второму - "Но отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене". За этим каноном следуют молитвы ко Св. Причащению и молитвы благодарственные по Причащении.
В Следованных Псалтирях большого формата Канонник кончается поучением св. Кирилла Александрийского "О исходе души и о втором пришествии Господа".
5-я часть: Семиднев
Пятую часть Следованной Псалтири составляет Семиднев. Он представляет собой собрание полных служб на семь дней недоли, начиная с воскресения.
В каждой службе имеются стихиры, канон, прокимен с дневным Апостолом, Евангелие и причастный стих. Они помещены здесь на тот случай, если бы потребовалось в данный день отправлять службу в храме, где других богослужебных книг не имеется.
На воскресный день положена воскресная служба 6-го гласа.
В понедельник - служба Бесплотным Силам - 1-го гласа
Во вторник - Предтече - 2-го гласа.
В среду - Божией Матери - 3-го гласа.
В четверг - св. Апостолам и св. Николаю - 4-го гласа.
В пятницу - Животворящему Кресту - 5-го гласа.
В субботу - Всем святым - 8-го гласа.
За этими службами приложен канон Беслотным Силам и Геем святым для домашнего чтения и канон по исходе души (читается над умершим сразу после его кончины). За ним следует "помяниик для молитвенного поминовения живых и умерших, (последние две главы входят и в Малую Псалтирь).
Рассмотрев подробно составные части Следованной Псалтири, мы видим, что она является своего рода СБОРНИКОМ, которым в крайних случаях можно заменить полный круг богослужебных книг, относящихся к отправлению общественного богослужения.
О седмичном богослужении
Православная Церковь, по примеру христиан апостольских времен (Деян. 2,45), все дни седмицы освящает совершением церковных служб. При этом она усвояет каждому дню седмицы особые священные воспоминания, наряду с памятью святых того или иного дня годичного круга. Сообразно с таким порядком ежедневно совершаемые церковные службы, оставаясь неизменными в общих своих чертах, содержат некоторые частные изменения, т.е. состоят из неизменяемых и изменяемых молитвословий. Неизменяемые молитвословия суточного круга, служащие приготовлением к главному Богослужению - Божественной Литургии, содержатся в книге Часослов. Неизменяемые молит-вословия Божественной Литургии содержатся в книге Служебник. Изменяемые молитвословия седмичного круга содержатся в богослужебной книге Октоих.
Воскресные дни Святая Церковь посвящает воспоминанию и прославлению события
воскресения Христова.
В понедельник Церковь призывает бесплотные Силы, так как они созданы прежде человека и
являются ближайшими слугами Божиими.
Во вторник Церковь воспоминает ветхозаветных пророков; как провозвестников и древнейших
слуг Царства Христова на земле. Между ними Церковь особенно чтит св. Иоанна
Крестителя.
Среду и пятницу Святая Церковь посвящает воспоминанию о предании Иисуса Христа Иудой,
а также о страданиях и смерти Господа, и воздает в эти дни поклонение
Животворящему Кресту Христову.
В четверток Церковь прославляет первых провозвестников Евангелия об искуплении человека
- Апостолов, а среди преемников их служения особенно воспоминает святителя и
чудотворца Николая Мирликийского.
Субботою закончилось дело мироздания; в субботу же почил Господь от дела создания мира.
По таким воспоминаниям суббота преимущественно указывает на вечный
блаженный покой в единении с Богом. Поэтому-то Церковь субботу посвящает
прославлению святых (особенно мучеников) и поминовению братий, усопших в
вере.
Матерь Бокия прославляется во все дни седмицы, особенно же в неделю (воскресение); среду и пяток.
ОКТОИХ
Именем Октоиха, или Осьмогласника, обозначается богослужебная книга, содержащая в себе последование с изменяемыми молитвословиями для каждого дня седмичного крута. Она разделена на 8 глав. Отсюда и сама книга получила свое наименование. В течение одной седмицы, т.е. начиная с воскресенья и кончая субботой, все песнопения поются на 1-й глас, в следующую седмицу - на 2-й, затем - на 3-й и т.д. Когда пропоют все 8 гласов, начинают снова с 1-го гласа. Такой порядок соблюдается в течение всего года. Каждый глас Октоиха отличается своим особым характером пения. Первого гласу свойственна особая простота, вместе с тем он важен и величествен, способен настраивать душу к возвышенным чувствованиям; 2-й глас - нежный, трогательный, сладостный, располагающий уже к умилению и состраданию, 3-й глас - плавный, тихий, спокойный, твердый, способный укрощать страсти. 4-й глас - быстрый, торжественный, восхитительный, возбуждащий к радости и веселию, 5-й глас - томный, унылый, но вместе с тем торжественно растворенный радостными наделами. 6-й глас - печальный, способный расположить душу к покаянию, привести к духовному покою, 7-й глас - мужественный, вносящий бодрость, мужество, упование, 8-й глас - печальный и в некоторых местах плачевный, выражающий глубокую скорбь души.
Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели (воскресенья) Всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. В неделю же (воскресение) пение Октоиха начитается с воскресного дня, следующего за Неделей Всех святых, и продолжается по 5-ю неделю Великого поста (включительно).
В седмичные дни Октоих не поется:
1. в дни предпразднеств и попразднеств;
2. в праздники, начиная с праздников со знаком +;
3. в седмичныи дни Великого поста (кроме Троичных песен, седальнов и светилъьнов);
4. во время пения Цветной Триоди, т.е. с первого дня Пасхи до отдания Пятидесятницы.
Первым составителем Октоиха считается св. Иоанн Дамаскин, но ему принадлежит только воскресные службы. Впоследствии же воскресные службы были дополнены произведениями разных песнотворцев, как например: Анатолия, патриарха Константинопольского; Митрофана, еп. Смирнского; императоров Льва Мудрого и Константина Порфирородного; Иосифа Песнописца; Феофана Начертанного и др
В Греческой Церкви древний Октоих содержал только службы воскресные, а все прочие песнопения, которые входят в состав нашего Октоиха, составляли у греков особую книгу, известную у них под именем Параклитика. Греческий Октоих был переведен на славянским язык свв. равноапостольными Кириллом и Мефодием и первоначально употреблялся в Русской Церкви.
Распределение песнопений в Октоихе в седмичные дни
Октоих состоит из 2-х частей: 1-я содержит 1-4 гласы, 2-я содержит 5-8 гласы. Каждая часть Октоиха начинается с глав: чин малой вечерни;
чин великой вечерни;
о святом имущем бдение, аще прилучится в неделю;
о святом имущем полиелей, аще прилучится в неделю;
о святом, поемом на шесть, аще будет в неделю.
Все эти главы находятся также в Типиконе.
В 1-й части перед субботней службой 1-го гласа и 2-й части 5-го гласа печатаются главы о службе субботней, а также песнопения панихиды.
В воскресной службе, которой открывается каждый глас, молитвословия малой и великой вечерни, а также повечерия имеют надписанне "в субботу вечера". Все последующие (седмичные) дни открываются песнопениями утрени ("на утрени седальны…"), хотя песнопения вечерни предшествутощего дня по содержанию составляют единое целое с песнопениями утрени последующего дня; например, песнопения "во второго вечера" прославляют Крест Христов, как и песнопения в среду на утрени. Таким образом, в седмичные дни песнопения располагаются в Октоихе, соответственно службам суточного круга, в следующем порядке:
I Утреня
Начинается с седальнов; по 1-м стихословии, по 2-м стихословии, по 3-м стихословии. Эти седальны Читаются после кафизм. На утрени обычно читаются две кафизмы, но есть такие периоды года, когда по Уставу положено читать три кафизмы (см. Устав о Псалтири), поэтому в Октокхе находятся седальны после трех кафизм.
Каноны Октоиха в седмичные дни. На вседневной утрени находятся два канона.
Дни | Каноны | Припевы к тропарям канона |
Понедельник | 1-й умилительный 2-й бесплотным | "Помилуй мя Боже, помилуй мя " "Святии архангели и ангели, молите Бога о нас" |
Вторник | 1-й покаянный 2-й св. Иоанну Предтече | "Помилуй мя Боже, помилуй мя" "Святый великий Иоанне,Предтече Господень, моли Бога о нас" |
Среда | 1-й Кресту 2-й Богородице | "Слава Господи, Кресту Твоему честному". "Пресвятая Богородаце, спаси нас" |
Четверг | 1-й святым апостолам 2-м святит. Николаю | "Святии апостоли молите Бога о нас" "Святителю отче Николае моли Бога о нас" |
Пятница | 1-й Кресту 2-й Богородице | см. Среда |
Суббота | 1-й всем святым 2-й мертвенный | "Вси святии молите Бога о нас"; к 1-му тр.: "Дивен Бог во святых своих, Бог Израилев", ко 2-му тр.: "Упокой Господи души усопших раб Твоих". |
Вторые каноны в Октоихе называются словом "ин", т.е. другой.
Стихиры на стиховне на yтрени
1-я стихира без стиха
2-я стихира со стихом: "Исполнихомся заутра... "
3-я стихира со стихом: "И буди светлость..."
"Слава, и ныне" - Богородичен.
II Литургия
Печатаются тропари на "блаженны". Они поются или читаются со стихами из 3-го антифона "Во Царствии Твоем..."
III. Вечерня
Для этой службы в Октоихе находятся стихиры на "Господи воззвах" - 6.
Неделя: первые стихиры покаянны - 3 cт;
вторые стихиры бесплотным - 3 cт;
"Слава, и ныне" - Богородичен.
Понедельник: | покаянны (умилительны) - 3 ст; св. Иоанну Предтече - 3 ст. "Слава, и ныне" - Богородичен. |
Вторник: | 3 стихиры св. Кресту, 3 стихиры Богородице, "Слава, и ныне" - Крестобогородичен. |
Среда: | 3 стихиры святым апостолам, 3 стихиры святителю Николаю, "Слава, и ныне" - Богородичен. |
Четверг: | 3 стихиры св. Кресту, 3 стихиры Богородице, "Слава, и ныне" - Крестобогородичон. |
Пятница: | 3 стихиры всем святым (муч., свят., преп.), 3 стихиры мученичны, "Слава, и ныне" - догматик данного гласа (Стихира нa "и ныне", какая была прежде на воскресном всенощном бдении). |
Вторые стихиры Октоиха (они называются в этой книге "ины", т.е. другие стихиры), поются в том случае, если нет Минеи. Но в богослужебной практиге всегда поются стихиры святому из Минеи, поэтому вторые стихиры Октоиха опускаются.
IV. Повечерие
Служба повечерия совершается по Часослову. В Октоихе помещается канон Пресвятвй Богородице, который положено петь на малом повечерии после "Верую... "
Распределение песнопений Октоиха в воскресные дни
Каждый глас Октоиха начинается с воскресной службы. В эти дни совершается всенощное бдение. При наличии всенощного бдения по Уставу положено петь малую вечерню, последование которой совершается по главе "чин малой вечерни".
1.Малая вечерня
1. стихира 'Господи воззвах" - 3
"Слава, п ныне" - Богородичен;
2. стихиры на стиховне.
2.Великая вечерня
1. стихиры на "Господи воззвах" - три воскресных, четыре "анатолиевы", три Пресвятой Богородице, составленные св. Павлом Аморрейским, поемые идеже несть Минеи".
"Слава, и ныне" - догматик начинающегося гласа;
2. стихиры на стиховне;
3. воскресный тропарь с Богородичном.
3. Повечерие
Канон Пресвятой Богородице.
4. Полунощница
Канон Святой Нивоначальной Троще.
5. Утреня
1. Седальны после 1-й я 2-й кафизмы,
2. ипакои,
3. степенны антифоны,
4. воскресный прокимен на утрени,
5. в 1-м и 5-м гласе: "Воскресение Христово..."
"Слава" - "Молитвами апостолов... "
"И ныне" - "Молитвами Богородицы.,."
"Помилуй мя Боже... "
"Воскрес Иисус от гроба... "
6. Каноны на воскресной утрени:
Название канонов | Припевы к тропарях канона |
1-й Воскресный | "Слава Господи, святому воскресению Твоему" |
2-й Крестовоскресный | "Слава Господи Кресту Твоему честному и воскресению |
3-й Богородице | "Пресвятая Богородице, спаси нас" |
После шестой песни канона находятся воскресный кондак и икос.
7. Стихиры на "хвалитех". Они поются со стихами из хвалитных псалмов (148,149,150).
8. Тропари после великого славословия: в 1-м гласе "Днесь спасение миру бысть...", поемый по нечетным (1-м, 3-м, 5-м гласам), во 2-м гласе "Воскрес из гроба", поемый по четным гласам
(2-м, 4-м, 6-м).
6.литургия
Тропари на "блаженных" и воскресный прокимен на Литургии.
Приложение Октоиха
1. Евангельские столпы.
В них указываются гласы и воскресные утренние евангелия. Таких евангельских столпов в году шесть, и все они начинаются в определенное время года.
2. Воскресные эксалоотиларид, утренние стихиры и Богородичны.
На воскресной утрени после "Свят Господь Бог наш" читается эксапостиларий, а на стихирах "хвалитных" на "Славу' поется утренняя стихира. В некоторые периоды года (когда имеется особая стихира на "Славу") воскресная утренняя стихира поется перед 1-м Часом. Как эксапостиларий, так и евангельская стихира соответствует одному из 11-ти евангельских утренних чтений, а не гласу.
3. Воскресные утренние евангелия. Их 11.
4. Троичны дневные на 8 гласов; поются на вседневной утрени Великого постах
5. Светильны дневные на всю седмицу. Читаются на все дневные утрени Великого поста.
6. Эксапостиларии всея седмицы. Читаются на вседневной утрени.
7. Троичны св. Григория Синаита. Поются на воскресной полунощнице,
8. Воскресные непорочны, поемые на воскресной утрени.
9. Апостол и Евангелие с прокимном и аллилуарием на каждый день седмицы.
10. Указ о службе всея седмицы. Дается указание, как петь стихиры, тропари, каноны.
11. О светильнах. В этой статье дается Устав чтения светильнов.
12. Указание о субботней службе, т.е. последование субботней вечерни и утрени, имеющих существенные уставные особенности.
13. Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый на полиелейной утрени перед каноном святому в том случае, если нет канона Богородице в Минее и не положено читать Богородичный канон, содержащийся в Часослове.
МИНЕЯ
а) Месячная Минея
Месячная Минея содержит службы с изменяемыми молитвословиями для неподвижных богослужений годичного круга, т-е. на все дни 12 месяцев.
<