Социология пространства – довольно странное словосочетание, хотя мы привыкли, что слово «социология» связывают с еще каким-нибудь слово: например, социология спорта, социология науки, социология религии. Во всех этих случаях есть некоторая область социальной жизни, которую изучает социология, но не вся, а та, что специализируется на определенном наборе феноменов. Иногда социологи называют их социальными системами, иногда – сферами, иногда – полями.
1. Есть общая социология, которая рассматривает самые фундаментальные вопросы устройства человеческой совместной жизни, и есть то, что американский социолог Роберт Мёртон называл «theories of the middle range» – «теория среднего уровня» (у нас было принято переводить так, но это не совсем точно). Эти «теории среднего уровня» посвящены определенным областям социальной жизни. Что касается пространства, то оно такой специфической областью не является. Мы все живые люди и, как и вещи материального мира, находимся в пространстве. По аналогии с другими теориями среднего уровня социологию пространства рассматривать, наверное, нельзя.
2. Само словосочетание появилось в 1903 г., его предложил великий немецкий социолог и очень значительный философ Георг Зиммель, написавший большую статью с таким названием. Впоследствии он включил её (в расширенном и переработанном виде) в качестве главы «Пространство и пространственные порядки общества» в огромную книгу, которая называлась «Социология».
Прошло время, имя Зиммеля на несколько десятилетий было подзабыто. Не то чтобы его вообще никто не знал, но социологи, относившие себя к так называемому «мейнстриму», его сравнительно мало читали. В числе забытых идей был и замысел социологии пространства. Другой большой социологический проект – Чикагская школа социологии, развивался в 20-е гг. отчасти под влиянием идей Зиммеля. Но трактовке пространства здесь не хватало философской основательности Зиммеля, к тому же, постоянно возникали новые, конкурирующие направления в социологии, мало озабоченные этой проблематикой. Многие ведущие социологи 30-х–60-х годов (например, с некоторыми оговорками, Т. Парсонс) считали, что большее значение имеет не пространство, а время. Лишь в 60-е началось обратное движение, разные авторы стали говорить, что пространству придаётся недостаточное значение. В 70-е – 80-е гг. происходит встреча социологии и новой, проблематизирующей прежние подходы социальной географии. Наконец, в других гуманитарных дисциплинах произошло то, что принято называть «пространственным поворотом», и на этой волне словосочетание «социология пространства» снова стало использоваться, хотя и не очень активно. Я называю социологией пространства те подходы, в рамках которых пространство оказывается не просто темой, но именно проблемой.
Simmel G. Soziologie. Untersuchungen über die Formen der Vergesellschaftung. Berlin: Duncker & Humblot, 1908
Parsons T. The Structure of Social Action. N.Y.: McGraw Hills, 1937. В этой книге, задавшей на десятилетия канон социологической классики, имя Зиммеля не встречается
Park R., Burgess W. The City. Chicago: The University of Chicago Press, 1925. Работа Зиммеля «Большие города и духовная жизнь», также вошедшая в главу о пространстве, названа здесь важнейшим источником
Lyman S.M., Scott M.B. Territoriality: A Neglected Sociological Dimension // Social Problems. 1967. Vol. 15. P. 236-248
Social Relations and Spatial Structures / Ed. By Gregory D., Urry J. Basingstoke: Macmillan, 1985
3. Как получается, что при взаимодействии людей пространственная определенность их совместной жизни имеет значение? – Сам вопрос может показаться странным. Пока наука имеет дело с очевидностями, она не может не учитывать то обстоятельство, что люди телесны, а человеческие тела размещены в пространстве. Но если мы делаем несколько шагов в теоретическом рассуждении, то понимаем, что не все так просто. Например, голова человека тоже расположена в пространстве, но это не значит, что его мысли и психику мы называем пространственным феноменом. Откуда же берётся наша уверенность, что взаимодействия людей более пространственны, чем их психика?
Рассуждая таким образом, социологи сделали несколько очень важных шагов. И шаги эти были направлены как раз в сторону от пространства ко времени. Когда социология формировалась как наука, она стремилась освободить свои объяснительные конструкции от всех «детерминизмов», то есть от признания в качестве определяющих каких-либо несоциальных факторов, в том числе и пространства. Социология изучает действия и взаимодействия. Люди размещены в пространстве, действия и взаимодействия – нет, у них своя логика. Поскольку они происходят одно за другим, то есть последовательны, от времени их отделить нельзя, а от пространства можно.
4. Значение проблемы пространства легко увидеть, если посмотреть на пример, который привёл знаменитый австрийский, а впоследствии американский социолог Альфред Шюц. Он написал важную книгу «Смысловое строение социального мира», в которой есть понятие Umwelt – мир, который находится ближе всего к моему телу, а также мир моих знакомых, людей, с которыми я вместе рос. После рассмотрения этого понятия Шюц говорит следующее.
Представим себе, я провожаю друга. Он расстается со мной, уплывает куда-то на корабле. Сначала мы рядом, его рука в моей руке. Потом он поднимается на корабль, я еще различаю выражение его лица, но уже едва слышу голос. Потом корабль отчаливает от берега, я совсем не слышу его, потом и не вижу фигуры, он исчез. Куда пропал мой друг? Он не совсем исчез, а находится в том мире, который Шюц называет «совместный мир», «Mitwelt», который непосредственно вокруг меня не располагается. Когда американцы стали переводить Шюца, они не смогли перевести эти мудреные немецкие слова на английский язык так, как нужно, и слово «Umwelt» у них превратилось в очень хорошее американское слово, которое переводится на русский как «мир в пределах досягаемости» (the world within immediate reach). А что же произошло со вторым миром, куда переместился в примере Шюца мой друг? Этот мир они назвали «миром современников» (the world of contemporaries), то есть они ему дали временную квалификацию, потому что пространственную дать было невозможно.
Schütz A. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt (1932). Frankfurt a.M: Suhrkamp, 1981.
Schütz A. Collected Papers. Vol. II. The Hague: Martinus Nijhoff, 1964.
5. Здесь ключевой пункт, где мы принимаем теоретическое решение. Или мы остаемся в рамках социологии, для которой пространство имеет значение, хотя и не считается каузальным фактором, или мы считаем, что сейчас находимся в такой ситуации, когда люди взаимодействуют друг с другом, не видя друг друга, не находясь в пределах досягаемости друг для друга, в отличие от традиционных обществ. Современное общество, модерн, как его еще называют, отличается тем, что досягаемости нет, а взаимодействие есть, потому-то и говорят именно теперь, что не пространство, а время имеет значение. Но, заново обратившись к пространству, социологи получили много нового. Появилась возможность заново поставить вопросы, которые не ставились долгое время.
6. Это вопросы о том, как различные социальные отношения (а отношение – это не вещь, его нельзя потрогать) приобретают форму вещи. Как взаимодействия между людьми (а взаимодействия – это тоже не вещь) определенным образом окрашивают или придают смысл физическому пространству. Как поведение людей, с одной стороны, определяется тем, в каком пространстве они находятся и как оно, с другой стороны, само это пространство преобразует и меняет так, что не только смысл, но и зримая форма этого пространства становятся совершенно другими.
7. Социология пространства сегодня – не одна дисциплина. Это целый комплекс дисциплин или составляющая сразу нескольких важных социологических дисциплин. В первую очередь, речь идёт о социологии города, потому что город – это важный пространственный феномен. Люди оформляют его, живут в нем, форматируют его и сами испытывают его форматирующее действие. Социология пространства, кроме того, – это социология малых межличностных взаимодействий, которые имеют определенные особенности, и их невозможно вывести ни из чего другого. Иногда это называют также проксемикой, но это специальная дисциплина.
Наконец, социология пространства относится и к взаимодействия больших масштабов: социология империй, социология мирового или всемирного общества, социология мировых систем. Все это отдельные феномены, пространство в каждом случае имеет особые характеристики, но социология пространства учитывает все эти обстоятельства.