Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—в€щенномученик »оанн (¬асильев)




ƒни пам€ти: —обор Ќовомучеников и исповедников –оссийских, 18 —ент€бр€ / 1 ќкт€бр€

—в€щенномученик »оанн (»ван »ванович ¬асильев) родилс€ 18 июн€ / 1 июл€ 1876 года в деревне ћала€  иселенка Ќовоторжского уезда “верской губернии в благочестивой кресть€нской семье. Ќе дл€ земного кресть€нского труда хотелось приготовить своего сына »вану ¬асильеву, а дл€ небесного Ч служени€ Ѕогу и ≈го св€той ÷еркви. ¬ те времена, когда существовали сословные ограничени€, не просто было дать кресть€нским дет€м образование в духовном учебном заведении, но отец »вана добилс€ своего, определив сына в “верскую ƒуховную семинарию, которую тот окончил в 1898 году. „ерез три года, в 1901 году, »ван »ванович был рукоположен в сан св€щенника ко храму села ќсипова Ќовоторжского уезда. «а усердное служение через несколько лет он был возведен в сан протоиере€. «десь, в селе ќсипово, прошла безвыездно его жизнь до 1928 года, когда он был переведен в цел€х укреплени€ прихода в храм села “аложн€ Ќовоторжского уезда.

ƒо его приезда духовна€ жизнь в “аложне из-за нерадивости св€щенника была в небрежении. ќтец »оанн сразу же наладил частые службы не только в храме, но и служение молебнов в домах прихожан. «а каждой службой он говорил проповедь, призыва€ православных к нравственному совершенствованию и духовному возрождению; он объ€сн€л слово Ѕожие так, чтобы оно стало доступным пониманию каждого прихожанина. ќтец »оанн призывал к частой молитве, к внимательному отношению к окружающей человека действительности, науча€ понимать, что все случающеес€ с нами есть действи€ ѕромысла Ѕожи€, и как таковые имеют глубокое значение в деле спасени€ нашей души. ¬о врем€ служб о. »оанна храм стал наполн€тьс€ мол€щимис€, в дом Ѕожий пот€нулись люди, чуть было не отошедшие от веры, в прихожанах стала воскресать любовь ко храму и богослужению как орудию их собственного спасени€, службы стали восприниматьс€ как нечто живительное и необходимое, подобно воздуху, без чего может наступить духовна€ смерть. Ѕезбожные власти, вид€ оживление духовной жизни в приходе, стали принимать свои меры.

¬ 1929 году единственный в этих местах член коммунистической партии на сельском сходе поставил вопрос об отмене праздновани€ церковных праздников Ч »льина дн€ и ѕреображени€ √осподн€. ѕротив такого предложени€ выступили староста храма јнтоний  узьмин и кресть€не Ѕойков и —качков. ѕодали протестующие голоса и многие кресть€не с места, но власти записали решение собрани€ так, будто большинство стоит за отмену.

Ќа следующий день староста храма собрал прихожан, которые постановили: продолжать празднование церковных праздников. »з сельсовета о. »оанну было послано распор€жение, чтобы он в эти праздники отменил службы, но св€щенник проигнорировал запрет и продолжал служить по-прежнему.

¬ 1930 году власти сделали попытку закрыть храм за ненадобностью будто он мало посещаем и население в нем не нуждаетс€. Ќо не таков был этот приход, прихожане любили храм и почитали своего св€щенника. “у же было собрано множество подписей, и храм удалось отсто€ть.

ѕрихожане за год служени€ у них о. »оанна искренне полюбили его, вз€ли на свое попечение и храм, и св€щенника с его супругой ≈лизаветой (их единственный сын был взрослым и жил в другом городе), воз€ дрова дл€ отоплени€ храма и дома св€щенника, своевременно внос€ деньги дл€ уплаты налогов. » батюшка, приход€ в сельсовет, добродушно говорил Ђ—пасибо, что старые люди помогают, а то иначе бы пришлось закрыть храмї.

¬ декабре 1930 года власти все же решили добитьс€ закрыти€ храма. ƒл€ достижени€ этой цели они выставили такую сумму налога за пользование церковным зданием, что ни св€щеннику, ни прихожанам внести ее было невозможно, тем более что большинство прихожан о. »оанна были людьми бедными, а в самой двадцатке состо€ли почти одни бедн€ки, с которых вз€ть было нечего и, соответственно, выслать их под тем предлогом что они кулаки, невозможно. ѕричем на этот раз власти запретили сбор средств дл€ уплаты налога, а также и сбор подписей против закрыти€ храма и уже готовы были праздновать свою победу.

ѕосле богослужени€ о. »оанн объ€вил, что от церкви требуют уплаты налога, в противном случае храм будет закрыт. ¬ыступил со своим словом председатель церковного совета јнтоний  узьмин, который сказал, что церковь и рада бы заплатить все налоги, но в церковной кассе нет стольких денег. —реди присутствующих сразу же началс€ сбор денег. ѕервой положила п€ть рублей сама€ бедна€ из прихожанок ћари€ ‘едоровна из деревни Ўевково, а за нею стали жертвовать и все остальные, и в течение получаса прихожане, полные решимости отсто€ть храм, собрали нужную сумму.

Ќаступил 1931 год, а службы в храме продолжались, несмотр€ на все ухищрени€ безбожников. Ќо это было врем€ ужесточени€ гонений. ≈ще 14 феврал€ 1929 года центральна€ власть издала об€зательную дл€ исполнени€ всеми местными сатрапами директиву, в которой, в частности, было сказано: Ђ÷ерковно-религиозные организации используют трудности социалистического строительства в цел€х мобилизации реакционных и малосознательных элементов страны...

— усилением классовой борьбы в деревне, как одна из форм этой классовой борьбы, особенно усиливаетс€ де€тельность религиозных организаций среди реакционных и малосознательных прослоек кресть€нства. ƒе€тельностью религиозных организаций принимает активное участие в антисоветской работе кулачество, часто использу€ церковные советы как аппараты своего вли€ни€ перевыборов в советы, агитиру€ против сдачи хлеба заготовительным органам, против советской школы, коллективизации, социалистического переустройства сельского хоз€йства, против де€тельности партии, комсомола, юношеского движени€, нашей работы среди женщин и против других общественных и культурных меропри€тий сов-власти и партии...

Ќаркому ¬нудел и ќ√ѕ”. Ќе допускать никоим образом нарушени€ советского законодательства религиозными обществами, име€ в виду, что религиозные организации €вл€ютс€ единственной легально действующей контрреволюционной организацией, имеющей вли€ние на массы...ї2

Ќи о. »оанн, ни кресть€не, члены церковной двадцатки, не знали о принимаемых на их счет указах, которые не замедлили осуществитьс€ практически. –ано утром 11 марта 1931 года св€щенник села “аложн€ о. »оанн и п€теро наиболее активных в церковном отношении кресть€н были арестованы. Ќе наде€сь на то, что они оговор€т себ€, ќ√ѕ” не спешило их и допрашивать, не предъ€вл€ло им и обвинение. ј тем временем допрашивали тех, кто сто€л за безоговорочное закрытие храма. »х ответы неизбежно обрекали св€щенников и верующих кресть€н на арест: Ђ—читаю, что дальнейшее пребывание  узьмина (председатель церковного совета) в обществе с его политическими взгл€дами на советскую власть не допустимої. » так о каждом из арестованных кресть€н. “олько в конце апрел€ ќ√ѕ” допросило обвин€емых. ќтец »оанн ¬асильев, отвеча€ на вопросы следовател€, сказал:

Ч —ам € советскую власть признаю и выполн€ю все ее требовани€. ¬ момент моего переезда в село “аложн€ председателем церковного совета был гражданин села  узовкова  узьмин јнтон ≈горович; с  узьминым € встречалс€ только по делам службы, заходил к нему в дом только во врем€ исполнени€ религиозных обр€дов, никаких разговоров у мен€ с ним по вопросам коллективизации сельского хоз€йства, хлебозаготовок и о политике советской власти, проводимой в деревне, не было. —ам € никаких подписей среди верующих с протестом против закрыти€ церкви не собирал и не могу сказать, собирал ли их кто из членов церковного совета, так как мне об этом ничего известно не было. ѕроповеди € в церкви говорил, но касалс€ вопросов только религиозно-нравственного характера; за€влений и обращений с моей стороны к верующим о том, что коммунисты закрывают храмы, служителей культа облагают непосильными налогами, сажают в тюрьмы, никогда не было. ¬ину свою в том, что €кобы €, служа в церкви, обращалс€ к верующим со словом, что коммунисты закрывают церкви, обирают нас непосильными налогами, сажают в тюрьмы, не признаю и за€вл€ю, что этого с моей стороны допущено не было, и вообще разговоров антисоветского характера с прихожанами € не вел.

јрестованные вместе со св€щенником председатель церковного совета јнтоний  узьмин и кресть€не —имеон “урбанский, »ларион яковлев также не признали себ€ виновными. 18 июл€ 1931 года “ройка ќ√ѕ” приговорила о. »оанна и председател€ церковного совета јнтони€  узьмина к п€ти годам ссылки в  азахстан с отправкой этапом, —имеона “урбанского и »лариона яковлева Ч к трем годам ссылки в  азахстан с отправкой этапом. јнтонию  узьмину было в это врем€ шестьдес€т п€ть лет, и вр€д ли ему удалось пережить этап и ссылку.

ќтец »оанн пробыл в ссылке день в день и вернулс€ на родину в “верскую епархию в середине 1936 года. ѕосле т€желых условий заключени€, изнурительной ссылки, хорошо зна€, за что он прин€л эти страдани€, он, как многие мученики первых веков христианства, переносил эти страдани€ раду€сь. Ќе упр€мое упорство было в его желании не солгать, не покривить душой, а переживани€ радостного сопричасти€ страдани€м сонма увенчанных ’ристом св€тых мучеников, и ему, как и другим, √осподь прот€нул —вою десницу, и сами страдани€ были уже не

страшны.!ї

¬ернувшись на родину, о. »оанн получил благословение на служение в храме села яконово, причем исповеднический подвиг только укрепил св€щенника в решимости с ревностью послужить Ѕогу и вверенной его попечению пастве. ќколо года прослужил о. »оанн в храме Ѕожием. 5 августа 1937 года председатель яконовского сельсовета по требованию сотрудников Ќ ¬ƒ написал за€вление, где просил Ђприн€ть меры воздействи€ к служителю религиозного культа яконовской церкви ¬асильеву »вану »вановичу, который занималс€ агитацией среди окружающего населени€...ї

¬ тот же день св€щенник был арестован и заключен в “верскую тюрьму. ѕротив него лжесвидетельствовали лишь представители местных властей Ч председатель сельсовета и бригадир колхоза. Ќикто из кресть€н не согласилс€ оговорить св€щенника.

13 августа после ист€заний голодом и бессонницей следователь Ќ ¬ƒ допросил св€щенника:

Ч —ледствием установлено, что вы среди колхозников яконовского сельсовета систематически вели контрреволюционную антисоветскую агитацию. ѕризнаете вы это?

Ч Ќе признаю; контрреволюционной, антисоветской агитации € среди колхозников не вел.

Ч ¬ июле мес€це 1937 года вы среди колхозников деревни ћалиново открыто высказывали контрреволюционные мысли против подписи на заем и вели провокационные слухи о войне. ѕризнаетесь в этом виновным?

Ч ¬иновным себ€ не признаю, подобных разговоров у мен€ не было, это € отрицаю.

10 сент€бр€ следствие было закончено и дело передано на рассмотрение “ройки Ќ ¬ƒ, котора€ 29 сент€бр€ приговорила о. »оанна к расстрелу. ѕротоиерей »оанн ¬асильев был расстрел€н 1 окт€бр€ 1937 года.

ѕричислен к лику св€тых Ќовомучеников и »споведников –оссийских на ёбилейном јрхиерейском —оборе –усской ѕравославной ÷еркви в августе 2000 года дл€ общецерковного почитани€.

»гумен ƒамаскин. "ћученики, исповедники и подвижники благочести€ –усской ѕравославной ÷еркви XX столети€".
“верь, »здательство "Ѕулат", т.1 1992,т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.

—в€щенномученик Ѕорис (Ѕоголепов)

ƒни пам€ти: —обор Ќовомучеников –оссийских, 18 —ент€бр€ / 1 ќкт€бр€

—в€щенномученик Ѕорис (Ѕорис »ванович Ѕоголепов) родилс€ 18 июн€ / 1 июл€ 1889 года в городе ћоскве. ќкончил ћосковскую ƒуховную семинарию и был рукоположен в сан св€щенника. — июл€ 1936 года он служил в “роицком храме села  оробино “верской области. »мел большую семью Ч четырех дочерей и сына. —таршие дочери жили самосто€тельно, а сын јндрей тринадцати лет и дочь ≈вгени€ восьми лет жили вместе с отцом, матерью ≈катериной јлексеевной и бабушкой ћарией »вановной Ч матерью о. Ѕориса.

¬ €нваре 1937 года сельсовет потребовал от св€щенника уплаты налогов за предыдущий год Ч п€тидес€ти килограммов м€са, ста шестидес€ти рублей культналога, ста шестидес€ти рублей подоходного налога и ста шестидес€ти рублей налога по самообложению. —в€щенник отказалс€ платить налоги и объ€сн€тьс€ по этому поводу, и дело было передано в суд. ќн был обвинен в том, что, не сдав Ђни одного килограмма м€са, он тем самым поставил под угрозу срыва сбор средств и м€сопоставокї. ¬ суде св€щенник виновным себ€ не признал, по€снив, что он никоим образом не мог выплатить налоги и поставить м€со, так как не имеет дл€ этого ни материальных средств, ни живности в виде скота или птицы. —уд приговорил св€щенника к полутора годам заключени€ в исправительно-трудовом лагере. ќтец Ѕорис, однако, не согласилс€ с обвинением и подал кассационную жалобу, на которую власти не решились давать ни положительного, ни отрицательного ответа, и св€щенник не был арестован.

¬ апреле 1937 года состо€лось новое судебное разбирательство. Ќа этот раз св€щенника обвин€ли в том, что он совершил отпевание и участвовал в погребении своей прихожанки до того, как ее муж получил свидетельство о смерти в сельсовете, и крестил младенцев без предварительной регистрации в загсе, говорил своим прихожанам, что дл€ крещени€ не нужна справка из загса, крестить Ч это об€занность св€щенника, и он будет ее исполн€ть, что бы с ним ни сделали власти. ¬ызванный в суд, о. Ѕорис на вопросы судьи ответил, что положение о загсе он знает и знает, что крестить без справок сельсовета о рождении ребенка власти запрещают, однако он это положение нарушал и будет нарушать, так как крестить Ч это его первейша€ об€занность, которую он и раньше исполн€л, и впредь будет исполн€ть. Ќа вопрос судьи, почему он похоронил почившую женщину без справки о регистрации смерти, о. Ѕорис ответил, что по новой конституции вероисповедание не притесн€етс€, и если у родственников умершей нет справки, то он волен совершать в церкви обр€д отпевани€ без нее. —уд приговорил св€щенника к шести мес€цам заключени€ в исправительно-трудовой лагерь. ќтец Ѕорис не согласилс€ с обвинением и подал кассационную жалобу.

19 апрел€ община “роицкой церкви подала прошение в райисполком с просьбой разъ€снить, разрешаютс€ ли советскими законами крестные ходы на ѕасху, а также вообще крестные ходы с иконами и молебны в домах верующих. Ќа это прошение райисполком ответил, что Ђинструкци€ ¬÷» , предусматривающа€ право хождени€ с иконами и служение молебнов, остаетс€ в силе, не отменена, но разрешение на право хождени€ от местной власти требуетс€ї. ј чуть позже тот же самый председатель райисполкома ответил: Ђ«убцовский райисполком, ввиду наличи€ эпидемии скарлатины в районе, хождение по домам не разрешаетї. ƒл€ св€щенника абсурдно было подчинитьс€ такому запрету, тем более что он знал, что причина запрета надуманна. » он стал служить молебны по приглашению кресть€н в селе и в деревн€х, расположенных далеко от храма.

¬ конце июл€ Ѕюро исправительных работ при районном отделении Ќ ¬ƒ ѕогорельского района прислало о. Ѕорису повестку с требованием прибыть 27 июл€ к зданию Ќ ¬ƒ, чтобы затем направитьс€ на исправительно-трудовые работы в концлагерь согласно судебному приговору. —в€щенник по этой повестке не пришел, а когда узнал, что к нему направилс€ сотрудник Ѕюро исправительных работ, на врем€ ушел из дома.

Ќо то, что было не под силу мелким гонител€м, довершил указ —талина, и почти сразу после введени€ его в действие о. Ѕорис был арестован. ѕредседатель сельсовета, на территории которого был “роицкий храм, подал в местное Ќ ¬ƒ справку. ¬ ней он писал, что св€щенник без разрешени€ ходил по дворам кресть€н с иконами, и в результате будто бы этого в одной деревне вс€ семь€ заболела животом, за что св€щенник был оштрафован на семьдес€т п€ть рублей, но от уплаты штрафа категорически отказалс€. Ќа предупреждение со стороны председател€ сельсовета о прекращении хождени€ с иконами по дворам ответил, что Ђваша советска€ пропаганда есть пуста€ болтовн€ї. ¬ одну из деревень на религиозный праздник пришел с иконами и сорвал с уборки урожа€ рабочую смену, в результате чего колхоз оказалс€ в большом прорыве и расшатана трудова€ дисциплина, а св€щенник за€вил колхозникам, что все равно им не убрать урожай, если не поможет √осподь.  роме того, обойд€ кресть€нские дворы, св€щенник организовал сбор средств на ремонт церкви. ѕроизводил службы не только в религиозные праздники, но и всегда, устраива€ крестные ходы с хоругв€ми вокруг храма.

8 сент€бр€ о. Ѕорис был допрошен.

Ч –асскажите, когда, за что и сколько раз вы судились, Ч спросил следователь.

Ч ѕервый раз € был судим в 1937 году в €нваре мес€це за невыполнение м€сопоставок и финплатежей, за что присужден к одному году и шести мес€цам лишени€ свободы. —рок не отбывал, а обжаловал кассацией и до сего времени ответа не имею. ¬торой раз судим также в 1937 году, мес€ца не упомню, за крещение новорожденных и похороны без справок загса, за что приговорен к шести мес€цам »“–, что также мной обжаловано в кассационную коллегию, но ответа не имею. —рок также не отбывал, хот€ имел вызов ѕогорельским Ѕюро... ¬се это дело € обжаловал областному прокурору.

Ч ¬ы отлично знали советские законы, почему допускали до суда невыполнение их, почему вы сознательно это допускали?

_ ƒо перемещени€ мен€ в  оробинский сельсовет € не платил м€сопоставок и финплатежей в силу отсутстви€ средств.

Ч —ледствие располагает материалом о вашей агитационной контрреволюционной работе среди верующих прихожан, расскажите конкретно по данному вопросу.

Ч Ќикакой контрреволюционной агитацией € не занималс€ и не занимаюсь.

Ч —ледствию известно, что вы сознательно не выполн€ли распор€жений местных властей, стара€сь опорочить их, говор€, что Ђваша советска€ агитаци€ болтовн€ї и прочее.

Ч я действовал в соответствии с законом о свободе совести; если мен€ приглашали на квартиры и в населенные пункты дл€ религиозных обр€дов, € шел, дл€ мен€ все равно, были ли там эпидемии или нет, и указани€ райисполкома по данному вопросу считал противоречащими конституции. ƒа, € говорил, что безбожие идет против религии и агитаци€ против религии €вл€етс€ Ђболтовнейї дл€ человека религиозно настроенного.

27 сент€бр€ “ройка Ќ ¬ƒ приговорила о. Ѕориса к расстрелу. —в€щенник Ѕорис Ѕоголепов был расстрел€н через несколько дней, 1 окт€бр€ 1937 года.

ѕричислен к лику св€тых Ќовомучеников и »споведников –оссийских на ёбилейном јрхиерейском —оборе –усской ѕравославной ÷еркви в августе 2000 года дл€ общецерковного почитани€.

»гумен ƒамаскин. "ћученики, исповедники и подвижники благочести€ –усской ѕравославной ÷еркви XX столети€".
“верь, »здательство "Ѕулат", т.1 1992,т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 428 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

80% успеха - это по€витьс€ в нужном месте в нужное врем€. © ¬уди јллен
==> читать все изречени€...

495 - | 496 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.018 с.