Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕреподобный јфанасий ¬ысоцкий —ерпуховской




ƒень пам€ти: 12 / 25 —ент€бр€

ѕреподобный јфанасий —ерпуховской прп. —ергий в пустыне

ѕреподобный јфанасий —ерпуховской, в миру јндрей, родилс€ в ќбонежской ѕ€тине в семье св€щенника јвксенти€ и его супруги ћарии. —молоду склонный к молитвенному самоуглублению и отвержению от мира, он искал достойного наставника в иноческом делании.

¬ это врем€ слава о подвигах преподобного аввы —ерги€ –адонежского распространилась уже по всей –уси. ќбитель ∆ивоначальной “роицы на ћаковце сделалась дл€ всех светильником и образцом монастырского устроени€. «десь в иноческом общежитии преодолевалась "ненавистна€ рознь мира сего", созидалось единство духа в союзе любви по образу —амой Ѕожественной “роицы.   авве —ергию, к “роице на ћаковце, и направил свои стопы в поисках духовного совершенства юноша јндрей из дальних новгородских пределов.

Ќареченный в иночестве јфанасий, в честь св€того јфанаси€ ¬еликого, ученика и описател€ жити€ аввы јнтони€ ¬еликого, начальника египетского монашества, авва јфанасий стал достойным учеником великого игумена —ерги€, отца и учител€ русского монашества.

”ченики преподобного —ерги€, кроме обычных иноческих послушаний, получали благословение св€того аввы на особенные церковные служени€: книгописание, иконопись, храмостроительство. Ёто было подлинное воцерковление жизни, внесение в нее всей церковной красоты и поэзии, литургическое преображение Ѕожи€ мира. »злюбленным послушанием, которое возложил на себ€ авва јфанасий, было книгописание. —в€тые книги ставились отцами наравне со св€тыми иконами, как важнейший вещественный носитель церковной идеи, богослови€ и литургического творчества. Ўкола преподобного —ерги€, открывша€ –усской и ¬селенской ÷еркви целые области богословского опытного ведени€ о —в€той “роице, особенно тесно св€зана с расцветом церковной книжности, с необходимостью взаимного обогащени€ –усской ÷еркви творени€ми ÷еркви ¬изантийской, а богословов ¬изантии - глубоким духовным опытом русских подвижников.

Ѕлаговещение ѕресв€той Ѕогородицы Ќикон прп.   св€титель  иприан ћосковский   »збранные св€тые: ƒимитрий —кепсийский, »оанн  ронштадтский, »оанн  реститель

¬ 1374 году, когда кн€зь —ерпуховской ¬ладимир јндреевич ’рабрый, сподвижник ƒимитри€ ƒонского, обратилс€ к ѕреподобному —ергию с просьбой основать монастырь в его вотчине, авва —ергий пришел в —ерпухов со своим любимым учеником јфанасием и, заложив монастырь «ачати€ ѕресв€той Ѕогородицы, благословил преподобного јфанаси€ быть его строителем, а затем игуменом.

ќбитель св€того јфанаси€ была воздвигнута возле города —ерпухова, на высоком берегу реки Ќары. ≈е называли поэтому "обителью на ¬ысоком" или ¬ысоцкой. ќтсюда и прозвание, с которым вошел в историю –усской ÷еркви ее основатель и первый игумен - преподобный јфанасий ¬ысоцкий.

јвва јфанасий ревностно прин€лс€ за благоустроение вверенной ему обители. ћногие русские подвижники прошли здесь, "на ¬ысоком", высокую школу иночества.

ѕо учению аввы јфанаси€, сохраненному дл€ нас ≈пифанием ѕремудрым, быть иноком - нелегкое дело. "ќб€занность инока в том состоит, чтобы бдеть в молитве и в Ѕожественном поучении до полунощи, а иногда и всю ночь; ничего не есть, кроме хлеба и воды, и то с умеренностью; масла же и вина вовсе не употребл€ть". ѕо словам угодника Ѕожи€, многие приходили к нему в обитель на ¬ысоком, "но потом обленились и, не стерпев трудности постнического воздержани€, убежали". “ем выше было иноческое достоинство оставшихс€ со св€тым аввой подвижников. ѕотому-то в обитель к своему ученику и спостнику јфанасию Ѕогоносный авва —ергий –адонежский направил дл€ пострижени€ и наставлени€ в иноческом подвиге своего будущего преемника, преподобного Ќикона (пам€ть 17 / 30 но€бр€). ѕреподобный јфанасий учил его: "»ноки называютс€ добровольными мучениками. —в€тые мученики многие в один час пострадали и скончались, а иноки каждый день терп€т страдани€ не от мучителей, но внутри, от собственной плоти и от врагов мысленных, бывают боримы и до последнего дыхани€ страдают".

¬ 1378 году, после кончины —в€тител€ јлекси€, митрополита ћосковского, прибыл в ћоскву новый митрополит - св€титель  иприан (пам€ть 16 / 29 сент€бр€). Ќо великий кн€зь ƒимитрий ƒонской, который хотел поставить митрополитом своего духовника и сподвижника ћихаила (ћит€€), не прин€л митрополита  иприана и выгнал его из ћосквы. —в€титель оказалс€ в трудном положении. Ќо он нашел поддержку и сочувствие у столпов русского иночества - ѕреподобных —ерги€ –адонежского и јфанаси€ ¬ысоцкого. ќни с самого начала видели каноническую правоту митрополита в его споре с великим кн€зем и поддерживали его в длительной борьбе (1478 - 1490) за восстановление канонического пор€дка и единства в –усской ÷еркви. —в€тителю  иприану пришлось в эти годы несколько раз ездить к  онстантинопольскому патриарху дл€ участи€ в соборных решени€х по управлению –усской ÷ерковью. ¬ одну из этих поездок, по благословению св€того аввы —ерги€, отправилс€ в  онстантинополь с митрополитом и его друг, преподобный јфанасий ¬ысоцкий, оставив игуменом в ¬ысоцкой обители своего ученика, преподобного јфанаси€ ћладшего (+ 1395).

¬  онстантинополе преподобный јфанасий поселилс€ в обители св€того ѕредтечи и  рестител€ √осподн€ »оанна, где приобрел себе келлию и жил с несколькими пришедшими с ним учениками, занима€сь молитвой, богословием, списанием книг. ќколо двадцати лет прожил преподобный в столице тогдашней церковной образованности в неустанных трудах по переводу с греческого €зыка и переписыванию церковных книг, которые он отправл€л затем на –усь, передава€ –усской ÷еркви не только наследие великой православной мысли, но и традиции константинопольских книгописных мастерских, с их изысканной графикой, искусством книжной миниатюры, действенной гармонией содержани€ и формы. ѕосто€нна€ творческа€ св€зь установилась между книгописной мастерской преподобного јфанаси€ в  онстантинополе и каллиграфической и иконописной школой ¬ысоцкого монастыр€ в —ерпухове. Ќе случайно именно в ¬ысоцкую обитель направил преподобный игумен Ќикон будущего великого иконописца преподобного јндре€ –ублева, как когда-то богоносный авва —ергий направил его самого в ту же обитель дл€ духовного созревани€ и проникновени€ возрождающим и преображающим духом истинной церковной красоты. ¬ этом св€щенном служении церковной красоты, в непрерывном литургическом действии во славу ∆ивоначальной “роицы, возрастал и укрепл€лс€ живоносный гений преподобного јндре€, которого Ѕог предназначил дл€ великого зрительного претворени€ Ѕогословских и литургических заветов преподобного —ерги€ в бессмертной чудотворной иконе ѕресв€той “роицы дл€ иконостаса “роицкого собора. ¬ иконописном творчестве преподобного јндре€ –ублева, так же как в храмостроительном делании преподобного игумена Ќикона и в агиографических творени€х ≈пифани€ ѕремудрого, нашли воплощение и синтез лучшие традиции византийского и русского церковного искусства.

прп. ћаксим »споведник

Ётому творческому синтезу и служил всю свою жизнь преподобный јфанасий ¬ысоцкий. ∆ив€ в  онстантинополе, он продолжал трудитьс€ дл€ –усской ÷еркви, дл€ своей –одины. ¬ одну только ¬ысоцкую обитель было им прислано 10 икон лучшего греческого письма. »м и его учениками были переведены на слав€нский €зык и переписаны "четыре сотницы глав" преподобного ћаксима »споведника, главы ћарка о церковных службах, слова преподобного —имеона Ќового Ѕогослова.

¬ 1401 г., уже перед самой кончиной, маститый старец переписал, а, возможно, и сам перевел, церковный устав, распространившийс€ в –усской ÷еркви под названием "ќко церковное"(устав Ћавры ѕреподобного —аввы ќсв€щенного).

¬ непрерывных книжных трудах прошла жизнь преподобного јфанаси€. ќн скончалс€ в  онстантинополе в глубокой старости в 1401 г. (или позже этого времени). –усские летописи запомнили его как старца "добродетельного, учительного, знающего —в€щенное ѕисание", о чем "поныне свидетельствуют писани€ его". ∆итие его было написано в 1697 г. иеромонахом ћосковского „удова монастыр€  арионом (»стоминым).  анонизаци€ св€того подтверждена включением его имени в —обор –адонежских св€тых, празднование которого было установлено в 1981 г.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 281 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

723 - | 588 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.