Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, главной целью которой является сохранение целостности общества. Основные признаки государства:
1) Территориальная организация населения и осуществление публичной власти. Государство имеет локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население проживающее, на ней являются гражданами государства.
2) Публичная власть. Признак публичности проявляется в том, что государство выступает от имени общества и всех граждан. Публичная власть реализуется профессиональной группой управленцев, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат).
3) Государственный суверенитет. Суверенитет государства проявляется в верховенстве, единстве и независимости государственной власти:
- верховенство государственной власти осуществляется посредством правотворчества и регулирует все сферы общественных отношений (за исключением общественных отношений, которые не регулируются правом) на территории государства. Основным выражением верховенства государственной власти является верховенство Конституции и законов государства на его территории;
- единство государственной власти проявляется в наличии системы государственных органов, причём совокупная компетенция всей системы государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства;
- независимость государственной власти, проявляющаяся в самостоятельности во взаимодействии с другими государствами.
4) Неразрывная связь государства и права. Право юридически оформляет государство и государственную власть, делая их законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму.
В зависимости от признаков, отражающих общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства существует различная их классификация по определённым типам (типологическим группам). Так, в основе формационного подхода (К. Маркс, Ф. Энгельс) рассматриваются закономерности развития государства, сменяемые на определенной фазе развития общества в результате противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. В формационном подходе к исследованию эволюции государства присутствует четко выраженный классовый характер. Классифицирующей категорией является исторический тип государства: рабовладельческое государство – основные классы рабы и рабовладельцы; феодальное государство – основные классы феодалы и крестьяне; буржуазное государство – буржуазия и пролетариат; социалистическое государство - трудящиеся во главе с рабочим классом.
В цивилизационном подходе (А.Тойнби, У.Ростоу) основным критерием выступает духовно-культурный фактор, а цивилизация рассматривается как социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности. В научной литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс (древнеегипетская, ассиро-вавилонская, шумерская, японская, сиамская и др.), Государство вторичной цивилизации входит в культурно-религиозный комплекс (западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и др.).
Существуют различные классификации государства в зависимости от уровня социально-экономического развития, отношений с религиозными организациями, от формы правления, государственного устройства и политического режима.
В зависимости от уровня социально-экономического развития выделяют развивающиеся (страны третьего мира), индустриальные и постиндустриальные. Так, основные характеристики развивающихся стран (80% населения Земли): колониальное или полуколониальное прошлое, многоукладность экономики с доминированием аграрно-сырьевого сектора экономики, низкое качество и дешевая рабочая сила, неоднородность социальной структуры общества и социальное напряжение.
Основу экономики индустриальных государств составляет промышленность, постиндустриальных - информационно-коммуникационные технологии, что сопровождается ростом сферы услуг в структуре экономики.
В зависимости от отношений с религиозными организациями выделяют светское, не светское, теократическое и атеистическое государства. В светских государствах (Российская Федерация, Франция, Германия) религиозные организации не входят в систему государственной власти, а государство не вмешивается в их деятельность. При этом государство не ограничивает членов религиозных объединений участвовать в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений. Государство регулирует предоставление налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь в содержании зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, в благотворительной деятельности и проведении общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий реализуемых религиозным организациям. Кроме того, государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности.
В не светских государствах (Великобритания, Греция, Швеция, Испания, Япония, Израиль) религия имеет статус государственной, что предполагает делегирование некоторых функций государства религиозным организациям, которые охватывают различные сферы общественных отношений. Религиозные организации вправе иметь свое представительство в государственных органах, осуществляют регистрацию брака, рождение, смерть, юридически признанную государством. Деятельность религиозных организаций субсидируется государством, предоставляются налоговые льготы.
В теократических государствах (Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко) государственная власть принадлежит религиозной организации, которая имеет статус государственной религии (религиозные правовые нормы составляют основной источник государственного публичного законодательства). Глава государства является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем.
В атеистических государствах (Французская республика, СССР, Албания) атеизм является официальной государственной идеологией. Религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства, запрещается распространение веры, священнослужители и верующие дискриминируются и репрессируются.
Форма правления включает в себя элементы, позволяющие отличить ее от других форм государства - формы государственного устройства и формы государственного режима. Так, классификация государств в зависимости от формы правления учитывает:
1) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;
2) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;
3) методы и способы осуществления государственной власти.
Факторы, влияющие на форму правления: соотношение классовых сил; социальное представительство лиц, стоящих у власти в данный исторический период времени; национальный состав населения, обычаи, традиции, культура.
Основными формами государственного правления являются монархия и республика. Верховная власть при монархической форме правления принадлежит единоличному главе государства и передается по наследству. В зависимости от степени концентрации верховной власти в руках главы государства, способов взаимодействия различных органов государственной власти монархия может быть абсолютной (султанат Оман, Бутан, Бруней, а также теократическая монархия - Ватикан, Саудовская Аравия) или конституционной - дуалистическая или парламентарная.
При абсолютной монархической форме правления, монарх является единоличным носителем верховной власти, представляет государство по собственному праву и концентрирует в руках все ветви власти. Его власть неограниченна и передается по наследству.
Конституционная монархическая форма правления имеет две разновидности: дуалистическая и парламентарная. При дуалистической форме монархии (конец XIX —начало XX в. кайзеровская Германия, Иордания и Марокко) отмечается двойственный характер власти. По конституции она разделена между монархом и парламентом, парламент наделен законодательной властью и избирается народом, монарху принадлежит исполнительная власть. Монарх назначает премьер-министра и правительство, руководителей местного управления и самоуправления, которые несут перед ним ответственность. Монарх обладает правом вето на решения парламента и правом роспуска.
При парламентарной монархии действует принцип «король царствует, но не правит», власть имеет пожизненный характер и передается по наследству. Монарх как глава государства выполняет представительскую функцию, является символом государства. Парламент наделен законодательной властью, правительство – исполнительной. Взаимодействие властей основано на принципе сотрудничества, правительство формируется парламентом и ответственно перед ним.
Республиканская форма правления подразделяется на парламентарную (Австрия, Германия, Италия, Греция, Турция, Индия, Израиль и пр.) и президентскую (Аргентина, Бразилия. Мексика, США). При республиканской парламентарной форме правления главой государства является президент, главой правительства премьер-министр (федеральный канцлер). Правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах. Парламент наделен законодательными полномочиями, правительство подотчетно парламенту и может быть отправлено им в отставку.
При президентской форме правления функции главы государства и главы и правительства выполняет президент, который также формирует правительство. Президент лишён права роспуска парламента, а парламент в свою очередь лишён права выразить недоверие правительству, но может президенту (процедура импичмента).
В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные, федеративные и конфедеративные государства.
Форма политико-территориальной организации государства, при которой территория подразделяется на административно-территориальные единицы (области, губернии, провинции, районы, округа, общины и др.) со сравнительно ограниченной самостоятельностью называется унитарной. Для унитарного государства характерно наличие одной конституции, одного законодательства и гражданства, единой системы органов государственной власти и управления, а так же высокая степень влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении центра и местных представительных органов.
Выделяют простые и сложные унитарные государства, в отличие от простых (Болгария, Польша) в сложных унитарных государствах (Великобритания, Италия, Финляндия, Испания) помимо обычных административно-территориальных единицах присутствуют автономные образования. Кроме того, административно-территориальное деление унитарного государства может быть двухзвенным (провинция – муниципалитет в Нидерландах), трехзвенным (область – провинция – коммуна в Италии) и е четырехзвенным (регион – департамент – район – община во Франции).
Федеративное государство (Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария, Югославия, Индия, США, Канада, Бразилия, Мексика, Аргентина, Австралия) – союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований (штаты, провинции, земли, кантоны), каждое из которых имеет свою конституцию (принцип верховенства общефедеральной конституции) и систему органов власти.
Основные принципы определения компетенции: единая общефедеральная государственная политика; равенство субъектов при распределении компетенции; достаточная степень реализации полномочий и материальных ресурсов для развития субъектов федерации.
При распределении компетенции возможно два варианта: определение исключительной компетенции союза и остаточной компетенции субъектов либо определение только компетенции субъектов, все остальное - компетенция союза. Актуальной проблемой федеративных государств является согласование интересов между субъектами и самой федерации. В мировой практике существуют различные механизмы решения данной проблемы: представительство субъектов в верхней палате высшего представительного органа, построенного на основе выборности; периодические консультаций руководства государства с руководителями исполнительной власти на местах (в США с 1908 г. существует Национальная ассоциация губернаторов) и т.д.
Конфедерация – это государственно-правовой союз независимых государств, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий (внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы). Государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Данная форма государственного устройства является неустойчивой: она либо распадается, либо преобразуется в федерацию.
Политический режим является комплексным критерием классификации государств и учитывает совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны. Термин «политический режим» в западной литературе появился в XIX веке, а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века. Существует большое количество подходов к классификации политических режимов, в частности исследователи отмечают 140-160 различных типов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно.
В теории государственного управления понятие «политический режим» рассматривается с позиции политико-правового (институционального) и социологического подходов. В рамках первого акцент делается на процедурных или формально-юридических характеристиках политической власти, во втором внимание уделяется происхождению власти и социальным основаниям ее функционирования. При данном подходе исследуются реально сложившиеся общественные связи, которые могут не соответствовать нормам, предписанным конституционными актами. Поскольку режим основан на системе социальных связей, то его изменение не может быть осуществлено только путем изменения правовых актов, необходима трансформация тех социальных оснований, на которых он базируется.
Из всей совокупности существующих политических режимов наиболее распространенными являются демократический, тоталитарный и государственно-религиозный.
Для демократического политического режима присуще следующие характерные черты: периодическая выборность представительных органов государственной власти и местного самоуправления; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; многопартийная система; политический плюрализм; принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства; приоритет экономических и политических методов управления; отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений.
Обязательным условием функционирования демократического режима является то, что единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по его воле и в его интересах. Для этого необходимо наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и процедуры отзыва; отсутствие системы привилегий, связанных с обладанием властью; информационная открытость деятельности органов власти; гарантии равноправия граждан, а также признание права каждого человека на критику властей и любых ее представителей. Демократические режимы складываются в правовых государствах, вся деятельность в которых подчинена нормам и фундаментальным принципам права.
Для тоталитарного политического режима характерен полный контроль со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым гражданином: централизованное руководство и управление экономикой; власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц; признание руководящей роли одной партии; господство официальной идеологии; опора только на политическую силу (чаще всего – военную). Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии, возникший в ХХ веке.
Государственно-религиозный политический режим типичен для многих мусульманских стран (теократический в Саудовской Аравии, клерикальный в Иране). В основе формы государственного устройства данного режима лежит монотеистическая религия ислама, нормы права регулируются основным сводом законов, шариатом, власть передается по наследству (по династии или религиозному лидерству), реальные рычаги управления принадлежат мусульманскому духовенству.
Особое внимание заслуживает вопрос государства и государственной власти. Власть в самом общем виде представляет собой способность и возможность оказывать посредством использования различных инструментов (воли, авторитета, силы, права и т.д.) руководящее воздействие на поведение и деятельность людей. Власть присуща любой организованной более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей и характеризуется следующими признаками:
1. Власть присутствует на всех этапах развития общества и может существовать лишь в рамках общественных отношений. Поскольку общество представляет собой сложноорганизованную систему, которой необходим постоянный процесс упорядочения, направленный на поддержание системы в работоспособном состоянии (состояние функционирования), то необходимость управления обществом обусловливает в появление такого феномена, как власть.
2. Общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть - властеотношений – двусторонние отношения, при которых один из субъектов является властным (властвующим), а другой - подвластным.
3. Власть базируется на силе, которая может иметь различную природу (физическая сила, сила авторитета, убеждения и т.д.).
4. Власть может иметь место только в сознательно-волевом отношении. Сознательное подчинение является условием наличия власти в данном конкретном отношении над данным конкретным субъектом.
Государственная власть является разновидностью политической власти и в тоже время высшей властью, реализующейся при прямом или косвенном участии государства, решения которой обязательны для всех граждан. Ей присущи следующие характеристики: легитимность (добровольное признание ценности власти, в ее праве управлять), распространенность на все общество; публично-политический характер; основано на государственном принуждении; население делится по территориальному признаку; действует система налогов.
Следует отметить, что понятие «политическая власть» имеет более широкое значение чем «государственная власть», поскольку она осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества (партиями, массовыми общественными организациями). Государство является непосредственным воплощением, особой организацией политической власти.