Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬заимозависимость жизни внутри и снаружи




»менно недостаток знани€ взаимозависимости жизни внутри и снаружи приводит жизнь в смущение, затуманивает ее. „еловек спрашивает о причине всего, человек не знает этой причины. ѕервое, что нужно пон€ть в св€зи с этим вопросом, это то, что человек представл€ет собой механизм, равно как и €вл€етс€ инженером. ≈сть одна его часть Ц просто механизм, и друга€ часть Ц инженер. ≈сли пересиливает та часть, что €вл€етс€ механизмом, иными словами, если она начинает управл€ть той частью, котора€ €вл€етс€ инженером, то человек становитс€ машиной, работающей под вли€нием всего, с чем входит в контакт.

¬ли€ни€ мира более тонкого и более плотного, вли€ни€ всех видов, действующие на такого человека, заставл€ют его каждое мгновение пребывать в рабочем состо€нии, независимо от того, действуют они ему во благо или во вред, работают они против его воли или по его воле. ≈сли по его воле Ц это хорошо, если против воли, тогда это беда. ¬ол€ играет большую роль в жизни, и если вол€ сокрыта под механизмом, тогда вол€ больше не имеет над ним власти: механизм работает автоматически, движимый вли€нием различных сил, исход€щих от тонкого и плотного миров.

ѕочему есть в этом мире многие, у кого все не так, и почему есть очень немногие, кто считает, что все хорошо? ƒаже из дес€ти тыс€ч вр€д ли найдетс€ один, кто скажет: У” мен€ все хорошоФ. ƒругие скажут: У ое-что у мен€ не ладитс€Ф. ќчень легко приписать это судьбе, назвать бедой или невезением. ќднако назовите это чем угодно Ц вы не исправите его; напротив, с годами оно будет только возрастать.  роме того, у той части человека, которую можно назвать инженером, шансов нет Ц чем больше механизм завладевает его жизнью, тем больше подавл€етс€ часть, называема€ инженером. „еловек, у которого вол€ слаба€, у кого желаний и потребностей немного, силой этой автоматической работы жизни пригибаетс€ к земле. “акую автоматическую работу он называет услови€ми, обсто€тельствами. ќн видит какую-то причину происход€щего, а когда рассматривает ее с логической точки зрени€, находитс€ и ответ, но такой ответ никогда не удовлетвор€ет человека. ќн не дает полного удовлетворени€, потому что за ним можно найти некое решение и некий смысл в любой проблеме.

¬се, что человек видит, слышит и воспринимает через какой угодно орган чувств, все что он испытывает, имеет отчетливое и определенное воздействие на его душу, на его дух. ¬се что он ест, что пьет, все что он видит и ос€зает, та атмосфера, в который он живет, те обсто€тельства, с которыми сталкиваетс€, те услови€, через которые проходит, все это имеет определенное воздействие на его дух. ѕорой из дурного опыта следует польза; а в результате хорошего опыта случаетс€ потер€. ѕорой результат одинаков: из хорошего опыта получаетс€ хорошее, из плохого опыта следует плохое.

Ќапример, был у человека дурной опыт в дружбе, и что же ему это дало? Ц ” него развилась определенна€ холодность, пессимистический взгл€д на жизнь, некоторое безразличие, он про€вл€ет презрение, ненависть, предубежденность, нежелание с кем-либо общатьс€ в этом мире. ќн вынес из своего опыта дурную сторону. ј другой человек, разочаровавшись, научилс€ чему-то. ќн познал, как быть терпимым, научилс€ прощать, понимать человеческую природу, ждать от других немного, а давать больше, забывать себ€, быть открытым и сострадать другому. Ёто один и тот же опыт, но одного он ведет на север, а другого на юг. –езультат вли€ни€ опыта, приобретаемого разными людьми в жизни, бывает разным. Ќекоторые лекарства или травы имеют свое особое действие, благопри€тное дл€ одного и неблагопри€тное дл€ другого. “ак же и с опытом внешней жизни Ц на одного человека он производит одно воздействие, а на другого Ц совершенно другое.

¬ этом мире мы находимс€ в таких услови€х, в которых мы все врем€ подвергаемс€ внешним воздействи€м. ƒуша как бы брошена в жизнь и наделена такой восприимчивостью, что может двигатьс€ и на юг, и на север, и на восток, и на запад, и зависит это исключительно от направлени€, в котором дует ветер. “уда же разворачиваетс€ и душа. ≈сли бы не эта крошечна€ искорка в нашей душе, которую можно назвать инженером и которую мы считаем свободной волей или собственной волей, то никогда, ни на один миг мы не задумались бы о том, что €вл€емс€ существами. ƒл€ нас не было бы разницы между существами и предметами. „ем больше мы осознаем существование воли внутри нас, чем больше мы это понимаем на уровне сознани€, тем больше мы способны противосто€ть северному ветру, южному ветру, западному ветру или восточному ветру Ц с какой бы стороны ни дул ветер, мы можем ему противосто€ть.

ƒаже с материальной точки зрени€, та сила, котора€ дает человеку способность сто€ть на земле Ц на этой вечно движущейс€ земле Ц это не его механическое тело. Ёто его вол€, а если бы он потер€л свою волю, котора€ держит тело, человек не смог бы сто€ть на земле. ѕоскольку мы не знаем, что такое вол€ и где она, поэтому очень часто мы не замечаем ее присутстви€ в себе, мы погружаемс€ в причины, сто€щие вне нас, причины всех вещей, которые принос€т нам радость и печаль. ¬нешние обсто€тельства движут духом, а состо€ние духа движет внешними услови€ми жизни. ѕоэтому не удивл€йтесь, что удача и невезение, подъем и падение Ц все это управл€етс€ волей, сто€щей за ним. „еловек привык принимать все вещи согласно своему рассудку, а логика видит их совсем по-другому, не такими, какие они есть на самом деле. —в€тые и мудрецы стрем€тс€ найти это качество, называемое волей, найд€ его, они работают с ним.  огда человек становитс€ способен работать с этим качеством так, как следует, он достигает власти над ним.

ќчень часто думающий человек спрашивает, что же есть на самом деле Ц свобода воли или судьба, потому что оба этих пон€ти€ не могут существовать одновременно. Ёти две вещи можно уподобить тому, что мы называем светом и тьмой. ¬ действительности такой вещи, как тьма, нет. Ѕывает меньше света или больше света Ц если их сравнить, тогда только мы различаем свет и тьму. “аким же образом можно различать свободную волю и судьбу. ќни Ц одно и то же, разница в осознании.

„ем больше вы осознаете свою волю, тем больше вы видите, что вокруг нее работает судьба, и что судьба работает в согласии с ней. » чем меньше вы осознаете эту волю, тем больше вы считаете себ€ подвластными судьбе. »ными словами, человек либо механизм, либо инженер. » все же, если он механизм, то и тогда в нем присутствует искорка инженера, а если он инженер, тогда механизм €вл€етс€ частью его существа.

Ќам нет нужды отрекатьс€ от чего бы то ни было в духовном осуществлении. —амоотречение, как оно описано в Ѕиблии, имеет иное значение. —амоотречение означает отрицание своей ложной концепции себ€. »ными словами, отбросить от себ€ эту ложную концепцию, которую наше У€Ф имеет о себе Ц вот что такое подлинное самоотречение.  ак только человек осознает ту свою часть, котора€ называетс€ божественной искрой в его сердце, как только он начнет раздувать ее, наде€сь превратить в огонек, а потом в неугасимое плам€ Ц тогда он сам даст себе жизнь, жизнь, которую можно назвать рождением души.

Ќеправда, что нет судьбы. ≈сть некий план индивидуума, этот план можно назвать божественным планом. ѕо большому счету, план индивидуума неотличим от плана Ѕога, но неправда, что судьбу изменить нельз€.  ак мы мен€ем свои планы, так же и —оздатель мен€ет —вои планы. Ќапример, художник рисует картину на полотне, и когда он рисует эту картину, он чертит линии, проводит их разными красками, он смотрит на нее и, вдохновл€€сь той картиной, которую уже написал, он чувствует, что следует изменить какие-то линии и краски. ќн может ее в конце концов так изменить, что она уже не будет напоминать ту картину, которую он когда-то замыслил в своих мечтах. “ак дело обстоит с человеком, и так же у Ѕога. ¬се, что мы делаем, вдохновл€ет нас на то, чтобы закончить это начинание. ћы можем делать что-то неправильное или правильное, что-то хорошее или плохое, это дело будет воздействовать на нас с тем, чтобы мы закончили его тем или иным образом. “ак мы сами строим свою удачу или неудачу. ≈сли мы строим дл€ самих себ€ неудачу, мы достраиваем ее. ћы можем быть против этого, и все же мы завершаем это дело. “акова склонность человека Ц завершать то, что он сделал. ќн может этого не знать, а когда вол€ его скрыта умом, он видит себ€ игрушкой обсто€тельств; вс€ та небольша€ сила, которую ему дает вол€, идет на выполнение миссии, которую диктуют ему окружающие обсто€тельства, чтобы завершить эту судьбу, которую можно назвать удачей или неудачей.

¬ заключение хочу сказать: только в осознании собственной воли и в понимании того определенного плана, который человек действительно хочет завершить, выполнить, может человек найти высшее предназначение жизни.

¬опрос взаимозависимости жизни внутри и вовне можно рассмотреть с иной точки зрени€. ¬о-первых, следует рассмотреть наше физическое тело Ц как оно выражает все то, что оно отведало как пищу, питье, лекарство. ѕринимает ли человек более плотную или более тонкую пищу, принимает ли он более чистую пищу Ц все это про€вл€етс€ внешним образом, а если он об этом не задумываетс€ Ц и это про€вл€етс€ внешним образом. “ело показывает природу, унаследованную им от земли, к которой оно и принадлежит, ибо природа земли такова, что, принима€ семена цветов, она производит цветы, семена плодов Ц взращивает плоды, а когда принимает семена €да Ц порождает €д. ќбразуютс€ всевозможные вещи, но только то, что принимаетс€, то и исходит. Ќет ничего такого, что человек съел или выпил бы, или что тело прин€ло в себ€, и оно так ассимилировалось, что тело не про€вит его вовне. “аким образом, мы можем видеть значение взаимозависимости жизни внутри и снаружи, рассматрива€ свое физическое тело.

ѕоразмыслив еще немного, мы обнаружим воздействие тела на ум и воздействие ума на тело. ƒл€ того чтобы это пон€ть, следует рассмотреть то, как опь€н€ющие вещества воздействуют на ум, как нечто, совершенно материальное, физическое, будучи прин€то внутрь, воздействует на ум, который не материален. ƒело в том, что ум это нечто гораздо большее, нежели мозг. —лово УумФ происходит от санскритского слова УманасФ, и из этого же корн€ происходит слово УчеловекФ (man, англ.). » в таком случае, что есть человек? „то есть ум? ѕо словам »исуса ’риста, человек есть то, что он думает. „еловек Ц это его мысль, человек Ц это его ум. —ледовательно, это не всегда тело, которому человек придает столько значени€ и с которым идентифицируетс€ Ц его истинной идентификацией €вл€етс€ его ум.

¬се, что человек принимает физически в себ€ в виде пищи или опь€н€ющих веществ, имеет воздействие не только на его тело, но и на ум, также и то, что принимает в себ€ ум через собственные чувства, имеет вли€ние на тело. Ќапример, все, что видит человек, отпечатываетс€ в его уме. — этим ничего не поделаешь; такое впечатление записываетс€ автоматически. ¬се что человек слышит, все то, запах, вкус, прикосновение чего он ощущает, имеет воздействие не только на его тело, но и на ум. Ёто значит, что процесс контакта человека с окружающим миром таков, что посто€нно происходит механический обмен: каждый миг своей жизни он воспринимает все то, что ему позвол€ют вобрать в себ€ органы чувств.

¬от почему очень часто выискива€ ошибки других, наблюда€ зло, человек, хот€ сам он может и не быть злым, все же сам не зна€ того, впитывает все это зло. ј в результате может, например, получитс€ вот что: кто-то получил впечатление от обманщика; результатом этого впечатлени€ будет то, что, вид€ пусть даже честного человека, он сразу же будет иметь впечатление обмана, а отсюда вырастает пессимистическое отношение. “от, кого хоть раз обманули, всегда настороже; даже обща€сь с честным человеком, он ищет обман, он хранит это впечатление в себе. ќхотник, пришедший из лесу, где его цапнул лев, даже объ€тий матери пугаетс€; ему все кажетс€, что это лев.

≈сли поразмыслить о том, как много впечатлений, при€тных и непри€тных, мы получаем с утра до вечера, не зна€, каковы будут их последстви€, то мы поймем, как может стать злым человек, сам не веда€ того. ƒело в том, что никто не рождаетс€ злым, потому что хот€ тело принадлежит земле, душа все же принадлежит Ѕогу, и человек приносит сверху одну лишь доброту. ≈сли обща€сь даже с самым злым в мире человеком, вы сумеете затронуть глубинных пластов его существа, то увидите, что там одна лишь доброта. ¬от почему если и есть такие вещи, как злоба или плохое, то это только потому, что человек приобрел их, но приобрел невольно, лишь будучи открыт всем впечатлени€м, а ведь это естественно, что каждый человек открыт дл€ впечатлений.

Ќесомненно, тайна того, что может быть названо суеверием, суеверна€ вера в приметы, существующа€ на ¬остоке, а порой и на «ападе, лежит во впечатлении. Ќапример, есть поверье, что если услышать звон некоего колокола, то среди близких людей случитс€ смерь; или если увидеть некоего человека, то в семье будет удача или неудача. Ћюди когда-то слепо верили в эти вещи, и продолжали верить в них много-много лет. ј потом другие люди, интеллигенты, посчитали, что ничего в этих суевери€х нет. ≈сли провести исследование, то мы вы€сним в конце концов, что тайна всех этих суеверий кроетс€ во впечатлении: то, что ум получает через свои чувства, воздействует не только на тело, но и на дела человека.

Ќаука физиогномики или френологии зашла настолько далеко, что утверждает, что то, что человек воспринимает, участвует в формировании разных мышц черт его лица и головы, сообразно тому, что происходит у него на уме. Ќаписано в  оране, что кажда€ часть человеческого существа свидетельствует о его действи€х. я хочу сказать, что нет нужды нести свидетельство когда-то потом, она свидетельствует каждый час каждого дн€, ибо если исследовать жизнь, то становитс€ пон€тно, что ум и тело формируютс€ тем, что человек принимает от внешнего мира. ≈сть слова ’риста: У“ам, где богатство твое, там и сердце твоеФ. ¬се что ценит человек Ц это то, что он создает в себе; человек создает в себе то, что он ценит. Ќесомненно, когда человек почитатель красоты, он всегда воспримет все, что он рассматривает как красоту: красоту формы, цвета, линии, а за этим Ц красоту поведени€, отношени€, котора€ есть еще больша€ красота.

¬ нынешнем состо€нии мира человек весьма пренебрегает красотой культуры и утонченности. Ќесомненно, это €вл€етс€ предупреждением о том, что вместо того, чтобы идти вперед, мир движетс€ назад, поскольку цивилизаци€ Ц это не только промышленное развитие или материальна€ культура. ≈сли это то, что называетс€ цивилизацией, то это не правильное слово дл€ правильной вещи. ќбъ€снение цивилизации нетрудно дать: это прогресс к гармонии, красоте и любви.  огда человек уходит от этих трех великих принципов жизни, то как бы изобретателен он ни был, в то же врем€ это не цивилизаци€.

Ќесомненно, кажда€ раса и каждое верование имеет свои принципы того, что есть хорошо и что плохо, но существует один фундаментальный принцип религии, тот, в котором могут достичь согласи€ все веровани€ и все люди. Ётот принцип состоит в том, чтобы видеть красоту в действии, в отношении, в мысли и чувстве. Ќет действи€, на которое можно было бы поставить печать: неправильное или правильное; то, что может быть неправильным или злым Ц это то, что наш ум привык видеть как неправильное или злое, потому что оно лишено красоты. ѕоэтому тот, кто ищет красоту во всех ее формах, в действии, в чувстве, в поведении, наполнит свое сердце впечатлением красоты.

¬се великие люди, которые врем€ от времени приходили в этот мир, чтобы пробудить человечество к еще более великой истине, чему учили они, что принесли? ќни принесли красоту. Ёто не то, чему они учили Ц они были сама красота. „то касаетс€ интеллектуального понимани€ красоты или рассуждений о красоте, человек может бесконечно говорить о ней; и все же, никакие слова не год€тс€, чтобы выразить добро или красоту. „еловек может сказать тыс€чу слов, и все же не сумеет выразить ее, потому что есть еще что-то помимо слов. ќдна лишь душа может пон€ть ее. » тот, кто в каждом, даже мельчайшем де€нии своей жизни будет следовать правилу красоты, всегда преуспеет, он всегда сможет провести грань между правым и неправым, между добром и злом.

ј теперь перейдем к вопросу религии и рассмотрим взаимозависимость жизни внутренней и внешней с духовной точки зрени€. Ќам следует помнить ту историю, которую рассказывают в »ндии о волшебной лампе јладдина. „то же это за волшебна€ лампа? “ака€ волшебна€ лампа скрыта в каждом сердце. “олько вот свет ее, большую часть времени, закрыт, а вс€ трагеди€ жизни происходит от того, что закрывают свет. ѕочему ищет человек счастье? ѕотому что счастье есть его собственна€ сущность. ¬овсе не потому что он любит счастье или ему нравитс€ быть счастливым, он и есть само счастье. ј почему же он его ищет? ќн ищет его потому, что он Ц счастье, и когда его счастье оказываетс€ закрытым, он хочет его найти. ≈динственна€ его ошибка в том, Ц пожалуй, такую ошибку совершает каждый человек Ц что он ищет это счастье снаружи, счастье, которое он мог бы найти в себе.

—амые сильные слова ’риста: Уя есть истина, и € есть путьФ. Ёто изречение показывает, что есть две вещи: одна Ц истина, и друга€ Ц путь.  огда люди путают эти две вещи, они заход€т в тупик и не могут найти выхода. ѕрежде всего, человек неверно употребл€ет слово УистинаФ, потому что он посто€нно называет истиной факт. Ќо истина зачастую искорен€ет сам факт, как таковой. „то есть факт? ‘акт это иллюзи€ истины, но факт не есть истина.

ј теперь вы спросите: У„то же такое истина?Ф Ёто нечто, не могущее быть выраженным в словах. ѕутешеству€, € часто слышал просьбу: У—кажите нам что-то об истинеФ.  огда мне сильно надоедали с этими вопросами, € порой думал: У≈сли бы € только мог вз€ть камни, написать на них: »—“»Ќј и сказать: У¬от, держите скорее, ибо это и есть истина!Ф. ≈сли бы истина была столь мала, что нашими человеческими словами можно было сказать о ней, или вместить ее, тогда это не могло бы быть истиной. ¬от почему суфии всегда именовали истину ’акк, а это одно из имен —амого Ѕога. ¬от истина, которой все мы доискиваемс€, а сама€ удивительна€ вещь, какую можно увидеть в мире, это когда человек, насквозь лживый, не желает, чтобы его обманывали, чтобы ему лгали. „еловек, который просто работает лжецом Ц лжет с утра до вечера, приходит домой, и ему не хочетс€, чтобы его обманывала собственна€ жена.

» тем не менее, мы довольны собой, довольны фактами, полага€, что они и есть истина. »менно благодар€ этому довольству существует такое множество религий в мире, так много верований и вероисповеданий, которые борютс€ друг с другом. Ќо ничто не сможет удовлетворить стремление нашей души, посто€нно пребывающей в поиске той истины, о которой не рассказать словами.

„то касаетс€ второй части изречени€: Уя есть путьФ, ее рассмотрение представл€ет великую задачу. “от, кто хочет найти истину, сделав один лишь шаг, очень часто ошибаетс€. ќн может найти ее, но это бывает не всегда. —транно видеть, как человек посв€щает многие годы изучению грамматики, музыки или науки, но лишь только дело заходит об истине Ц он сразу хочет пр€мого ответа. » если бы дело было только в недостатке терпени€ Ц это можно было бы простить, но зачастую это вовсе не так: он считает истину столь малой! ≈сли бы он был слишком гор€ч, если бы он был слишком нетерпелив, возможно одного шага достало бы ему, чтобы достичь истины, потому что есть все основани€ дл€ надежды. «олото добыть трудно, но не так трудно найти истину, если человек действительно хочет ее найти; ведь золото Ц это что-то вовне, а истина Ц внутри нас. Ќо как же человек блуждает на прот€жении всей своей жизни в поисках того, что он может найти лишь в себе самом!

≈сть одна вещь, которую нам нужно рассмотреть: путь. ѕочему есть путь? Ќе то, чтобы не было пути между человеком и Ѕогом. Ѕыл путь между человеком и Ѕогом, но человек сбилс€ с пути. ¬от почему путь ему указывает его старший брат. ≈сли бы не путь, то было бы конечно несправедливо по отношению к птицам, насекомым, ко всем существам, в том, что благодать дана лишь человеку. Ѕог есть совершенство справедливости, в котором не может быть никакой несправедливости. »з своей благодати ќн не исключает ни единой души, как бы мала она ни была.  ажетс€, даже птицы и звери иной раз концентрируютс€; они медитируют свойственным только им образом и обращают свои молитвы к Ѕогу. Ќет на земле ни единого существа, сколь бы мало оно ни было, чтобы оно не занималось созерцанием хот€ бы одно мгновенье. » если бы зрение человека было достаточно острым, то, посидев в уединении в лесах, посидев в горных пещерах, он также увидел бы, что и горы, и деревь€ Ц все имеют свою молитву, все имеют свое единение с Ѕогом. ѕочему же великие люди, души которых не наход€т поко€ и умиротворени€ в гуще мира, направл€ютс€ в пустыню? Ёто дл€ того, чтобы дышать дыханием мира, спокойстви€, которое приходит к ним в сердце пустыни.

Ѕудучи самым разумным изо всех существ, человек самый заблудший, он сбилс€ с пути, несмотр€ на всю ту гордость, которую он испытывает оттого, что создал искусственный мир как усовершенствование природы. Ќо, создав этот искусственный мир, он потер€л свой путь. ј счастлив ли он в этом искусственном мире, который создал себе вместо ра€? –азве не проливает он кровь, с каждым разом все больше и больше, и каждый раз еще хуже, чем прежде? –азве нет несправедливости, разве не обманывает он ближнего своего? Ётот мир, способный подарить опь€нение и поглотить весь ум человека, все его врем€ и усили€ в этом опь€нении, как может он дать ему счастье, о котором томитс€ его душа?

ѕоэтому врем€ от времени путь указываетс€ и будет указан тому, кто хоть на миг поднимает голову из этого мира и просит, чтобы ему был показан путь. », несмотр€ на то, что путь кажетс€ очень далеким, все же это рассто€ние не сравнимо с земными рассто€ни€ми. ѕуть может быть так короток, короче дюйма, и он может быть таким длинным и далеким, как тыс€чи миров, подобных нашему. “акой путь сжимаетс€ и раст€гиваетс€ в соответствии с отношением души. » все-таки, есть одна надежда, как сказал Ѕог в ѕисании: У то пройдет ко мне один шаг, к тому € пройду сто шаговФ.

≈сть множество разных мнений в отношении того, как следует улучшить услови€ мира; некоторые считают, что мир можно улучшить путем религиозной реформы, образовательной реформы или социальной реформы.  ажда€ реформа, проведенна€ с мысл€ми о лучшем хороша, но кака€ реформа нужна сегодн€ прежде всего, так этого духовна€ реформа.

—егодн€ пробил час, когда надлежит оставить узость мышлени€, и мы сможем тогда возвыситьс€ над различи€ми, которые раздел€ют людей. »менно такое возвышение поможет подн€тьс€ нашим ближним. √осподь не доволен, когда кого-то из его детей мы считаем брать€ми и сестрами, а других Ц отдел€ем, потому что никакому отцу не понравитс€, если он увидит, что к одним из его детей относ€тс€ благосклонно, а другими пренебрегают. „то нам нужно сегодн€, так это приучить себ€ к терпимости по отношению друг к другу.

√овор€ о духовной реформе, € не имею в виду поиск чудес или разговоры о метафизических проблемах. «адача, которую надлежит решить, решаетс€ сама собой, нам нужно лишь пожелать Ц и она решена. «адача, которую нам следует решить сегодн€, это задача умиротворени€ и восстановлени€, которую не в силах были решить ни политики, ни государственные мужи. ѕуть к духовности Ц это экспанси€ сердца, это расширение сердца. ƒабы поместить в сердце божественную истину, именно сердце должно расширитьс€, и с расширением сердца, в него вливаетс€ божественна€ благодать. »стинна€ духовность есть возвышение сознани€ до такого плана, который €вл€етс€ обителью Ѕожественного —ущества.

√Ћј¬ј ƒ¬јƒ÷ј“№ ¬“ќ–јя

»нтерес и безразличие

ќчень часть духовные люди говор€т о безразличии, отдава€ ему предпочтение, при этом многие из числа достигших этой стадии начинают задаватьс€ вопросом, что предпочтительнее, интерес или безразличие. Ћюди очень часто тер€ют интерес, потому что думают, что безразличие, в принципе, лучше всего. Ќо на самом деле, следует исследовать этот вопрос: что достигаетс€ интересом и что осуществл€етс€ безразличием. »нтересом достигаетс€ все, что есть, а безразличием все, что есть, должно быть утрачено, и надлежит вначале пон€ть дл€ себ€, хотите ли вы приобрести или потер€ть. ≈сли человек ревностно стремитс€ приобрести, то он должен иметь интерес, но если он чувствует облегчение в том, что тер€ет, ему надлежит иметь безразличие. »ными словами, либо держите свои монеты запертыми в сейфе, или же выбросите их и чувствуйте себ€ легко. » то, и другое хорошо Ц все зависит от нашего желани€.

»нтерес можно разделить на четыре категории. ѕервый Ц интерес к самому себе. ≈сли человек ничем и никем не интересуетс€, то он конечно же интересуетс€ собой. Ќикто не лишен любви.  огда человек хвастает: Уя никого не люблюФ, вы можете быть уверены, что он любит себ€. Ћюбовь должна где-то найти применение Ц она может с тем же успехом быть использована дл€ себ€ самого.

ѕотом есть интерес к другому. ќн имеет иной характер, поскольку по большей части опираетс€ на самопожертвование.

“ретий интерес Ц к науке или искусству, или же к обретению материального объекта, богатства, власти или собственности. “акой интерес не имеет ничего общего с личностью, он к тому, что надлежит получить. ќн также требует жертв.

„етвертый интерес Ц к духовному. ќн снова обращает человека к интересу к себе, но это уже высший интерес. ѕервый интерес к себе Ц более низкий эгоизм, второй Ц эгоизм высшего уровн€.

≈сли обратитьс€ к безразличию, то его можно также подразделить на четыре класса. ѕервое Ц безразличие к себе.  огда человек говорит: Ућне все равно, ем € или нет, или как € выгл€жу. ћне все равно, что скажут люди. ” мен€ нет интереса к себе. ” мен€ совсем другие мыслиФ, - это один вид безразличи€.

¬тора€ разновидность безразличи€ Ц к человеку или люд€м. ¬ам все равно, живы они или умрут; вам все равно, что с ними случитс€, вам все равно, люб€т они вас или ненавид€т.  ака€ разница! ¬ам все равно, получите вы от них выгоду или нет. —частливы они или несчастны Ц все равно.

“ретий аспект безразличи€: У ака€ мне разница, богатый € или бедный, высокое мое положение или низкое, получу € это или то в мире. я совершенно безразличен к этомуФ.

„етвертый вид безразличи€: У акое имеет значение, молюсь € или не молюсь.  то знает, хорошо будет потом или плохо? ѕримут мен€ в раю или нет Ц не имеет значени€!Ф Ёто четвертый вид безразличи€.

«апомните, у каждого из тех, кого мы наблюдаем в повседневной жизни, есть тот или иной интерес или безразличие Ц безразличие к этим четырем вещам или интерес к четырем аспектам, о которых мы упоминали.

¬озникает вопрос, что желательно и что нежелательно. ¬се что естественно Ц желательно, все что неестественно Ц нежелательно.  огда вы интересуетесь чем-то и говорите: Уя не хочу интересоватьс€ этим. Ќесмотр€ на то, что € захвачен этим, мен€ т€нет к этому, € искушаюсь этим, привлекаюсь им, мне не нравитс€, что у мен€ есть к этому интересФ, тогда это неправильно.  огда человек чувствует: Уя должен следить за собой, € должен питатьс€, € должен одеватьс€, € должен выгл€деть как можно лучше, € должен жить как можно лучшеФ - если есть така€ склонность, тогда говорить: УЌо, в принципе, € не хорошийФ, и после этого не обращать на себ€ внимани€ неправильно.  огда человек говорит: У¬се земные вещи не важны, не имеют никакого значени€ в сравнении с духовным принципом, мы должны не обращать на них внимани€, мы должны думать по-другомуФ, и все же его привлекают земные вещи, он внутренне желает их, ему не следует так говорить. ≈го интерес преобладает над безразличием. „еловек должен развиватьс€ естественно. „еловек не должен думать: Уѕоскольку, гораздо лучше быть, в принципе, без интереса, быть безразличным ко всему на свете, € должен потер€ть интересФ. Ёто неправильно, но если человек по природе безразличен, он вполне может оставатьс€ безразличным. ƒаже если весь мир скажет: У“ы безразличныйФ, - не имеет значени€. “акой человек говорит: У¬аше мнение мне тоже безразличноФ.

Ћюди часто говор€т: Уѕод безразличием € имею в виду философиюФ. …оги, аскеты, адепты, мистики говор€т, что безразличие дает великую силу, но хочу добавить, что и интерес также дает великую силу. ¬се про€вленное есть феномен интереса. ¬се, что мы видим в этом мире: искусство и наука, новые изобретени€, красивые вещи, красивые дома Ц весь этот мир, который создал человек, откуда он вз€лс€? ќн по€вилс€ силой интереса. —ила интереса стоит за ним, именно така€ сила позволила человеку сотворить все это.

ƒалее, именно интересом —оздател€ создано это творение. ƒаже —оздатель не смог бы его сотворить, если бы не было интереса Ц именно сила интереса —оздател€ сделала его. ¬се творение, все и каждый в нем €вл€етс€ произведением интереса “ворца Ц “ворца как ƒуха, или как человека, или как любого живого существа. “ак что именно из интереса птица строит гнездо, так же и из интереса человек делает все то, что он делает. ѕредставьте, если бы у человека не было такой способности испытывать интерес, то мир никогда не эволюционировал бы.

ѕоэтому тайна про€влени€ и тайна эволюции кроютс€ в интересе. Ќо в то же самое врем€ € не отрицаю силу безразличи€. —ила безразличи€ больше, если безразличие не искусственное.  огда человек следует принципу безразличи€, рассужда€ так: УЁто хороший принципФ, - тогда в нем нет добродетели.  роме того, в нем нет и силы, ведь человек Ц пленник: с одной стороны он прит€гиваетс€ интересом, с другой Ц он хочет показать безразличие. ѕоэтому, это неверно с его стороны, он ничего не совершает силой интереса, но не получает тех преимуществ, которые мог бы извлечь из безразличи€.

“еперь € хочу объ€снить, почему, с точки зрени€ метафизики, сила безразличи€ больше, чем сила интереса. ѕотому что мотив обладает силой и мотив ограничивает силу. „еловек с рождени€ наделен гораздо большей силой, чем он вообще может представить, и именно мотив, любой мотив, каждый мотив ограничивает эту его силу. » все же, именно мотив дает человеку силу достичь своей цели; если бы не было мотива, то не было бы сил ее достичь. Ќо если сравнить изначальную силу человека с той силой, которую он черпает из мотива, окажетс€, что это все равно, что сравнивать океан и одну каплю. ћотив дает силу, сравнимую с каплей. Ѕез мотива сила души подобна океану, но в то же врем€, этот океан силы не имеет применени€. ≈сли сила присутствует без мотивации, то она не примен€етс€ целенаправленно; лишь только вы хотите применить ее дл€ какой-либо цели, ее становитс€ меньше.

Ѕезразличие автоматически освобождает такое ограничение.  огда есть безразличие, ограничение снимаетс€, оно разрушаетс€, и сила бессознательно увеличиваетс€. ƒаже и в мирских вещах вы видите, что есть люди, которые гон€ютс€ за деньгами, и есть люди, за которыми деньги сами гон€ютс€. я не хочу сказать, что это духовные люди; порой они и сами не знают этого. Ќекоторые люди €вл€ютс€ поклонниками красоты, а есть люди, перед которым преклон€етс€ красота. ≈сть некоторые, желающие удержать власть Ц любую власть, пусть самую малую, кака€ им попадетс€, и есть другие, на которых власть изливаетс€, но они не хот€т ее. ” нас так много примеров в этом мире, чтобы пон€ть, как часто интерес ограничивает силу человека и как безразличие увеличивает ее. Ќо в то же врем€ не следует практиковать безразличие, пока оно естественным образом не произрастет из вашего сердца.

≈сть в индийском €зыке одно изречение: У»нтерес творит королей, но безразличие творит императоровФ, есть также истори€ об одном великом мудреце, жившем неподалеку от ƒели. ќднажды император јкбар, услышав о нем, захотел посетить его и засвидетельствовать свое почтение. ћудрец сидел на камне, ноги его были выт€нуты, а руки сложены. ¬месте с императором там был его премьер-министр по имени Ѕирбал. ѕремьер-министру не понравилось, как мудрец прин€л императора, потому что мудрец знал, что это именно император и все же оставалс€ сидеть в прежней позе. »так, Ѕирбал спросил мудреца: У—колько ты уже сидишь таким образом?Ф ≈му хотелось как-то сгладить эту ситуацию перед императором. ≈сли мудрец привык сидеть таким образом, быть может, именно поэтому он и сидел так. „то же ответил мудрец? Уƒа с тех самых пор, как убрал рукиФ. *Ёто означало, что когда ему нужно было прот€нуть вперед руки, его ноги вставали.* ѕоскольку руки были сложены, ноги были выт€нуты Ц это не имело значени€. ѕришел бы король или император Ц не имело значени€. »ными словами: Уѕока мне было интересно, мои ноги были в пор€дке, с тех пор, как интереса у мен€ нет, € сижу так, как мне нравитс€Ф.  то угодно может прийти к мудрецу, невзира€ на то, что он собой представл€ет. ¬от безразличие мудрецов.

 ак приходит такое безразличие к мудрецам и как его практиковать? –ано или поздно, наступает в жизни человека такой день, когда он не думает больше о себе: как он ест, как он одет, как он живет, как к нему относ€тс€, люб€т его или ненавид€т. ”ходит люба€ мысль, относ€ща€с€ к самому себе. ѕриходит такое врем€, и это благословенный день, когда приходит он к человеку. ¬ такой день душа его начинает жить самосто€тельно, жить более свободно, чем когда-либо. ѕока человек прив€зан к мысли: У о мне плохо или неправильно относ€тс€, мен€ не люб€т, € не нравлюсь люд€м, они обращаютс€ ко мне несправедливо, не так, как € того заслуживаюФ, - он беден.  аким бы ни было его положение, он беден, а в тот самый момент, когда он начинает забывать об этом, его сила возрастает.

— мирской точки зрени€, бывает, что человек следит за собой, осознает себ€, думает о себе, зан€т собой. ћожно видеть хорошие качества такого человека, можно видеть в нем что-то хорошее, но в то же врем€ это и все, чем можно восхищатьс€. ≈сть другой человек, который отказалс€ от мыслей о себе. ¬ы не можете не уважать его. ”важение приходит само собой, как только человек отказалс€ от мыслей о себе.  огда кто-то потер€л интерес к тому, чтобы держать других, владеть чем бы то ни было, тогда его очарование столь велико, что и без удержани€ и обладани€ все принадлежит ему. ћожно почувствовать, что така€ личность выше среднего уровн€ в мире.

— точки зрени€ мудрецов, на самом деле, никто не принадлежит самому себе. Ќа ¬остоке говор€т, что когда родители думают, что их дети Ц их собственные, это вызывает неудовольствие Ѕога. Ѕог не бывает доволен идеей владени€, идеей: Уя владею этимФ. ¬се Ц творени€ Ѕога; ќн сотворил, а судьба вызвала ситуации, в которых мы св€заны с другими, как родители, как хоз€ин, как слуга, как друг Ц каковы бы ни были отношени€.  огда мы считаем, что мы обладаем другими, владеем ими, держим их, Ѕог не доволен, поэтому недовольны и люди. „еловек подходит к стадии, когда он не владеет, не обладает ничем и никем. Ёто Ц стади€ безразличи€.

ѕотом человек достигает стадии такого безразличи€, когда даже все ранги, положени€, почести и власть не имеют большого значени€, потому что это ложные требовани€. ƒл€ того чтобы зан€ть соответствующее положение, дл€ того, чтобы удержать какой-то ранг, человеку приходитс€ лишить других этого положени€ или ранга, а когда он достиг стадии, при которой положение или ранг не имеют значени€ Ц он достиг более высокой стадии. ј потом человек достигает стадии, когда даже рай больше не привлекает его Ц что бы ни было потом, он это увидит, он встретитс€ с этим Ц вот тогда его воззрение становитс€ воззрением мудреца, мастера.

“еперь возникает вопрос: как можно научитьс€ безразличию? „ерез обучение интересу. ≈сли вы не научитесь интересу в своей жизни, вы не сможете научитьс€ безразличию. „еловек, рожденный без какого бы то ни было интереса в жизни, это просто идиот. –ебенок, который не держит игрушку, котора€ у него в руке, не удерживает ее Ц не подает надежды на развитие. ƒл€ ребенка естественно держать игрушку и за€вл€ть, что она его собственна€ вещь. Ёто первый урок, который он выучивает таким образом. ≈стественно, когда ребенок защищает свою игрушку и говорит: УЁто моеФ - и хочет держать ее у себ€. “аким образом он развивает интерес, интерес к собственному благополучию, к своему благососто€нию, к своему развитию в жизни, к достижению своей цели в жизни. ¬се это естественно и нормально. »нтерес к другим люд€м, к их делам, к тем, кого человек любит, и кто ему нравитс€ Ц именно это развивает характер.

ј потом есть интерес ко всему в мире. “аким интересом человек помогает миру, он вносит свою долю служени€ миру. ≈сли бы у человека не было интереса, он не служил бы делу нации или делу мира.

“ак что эволюци€ происходит шаг за шагом, не спеша, и безразличие достигаетс€ развитием интереса и развитием разборчивости в отношении своего интереса, продвижением вперед в своем интересе, вместо того чтобы двигатьс€ назад. » вы естественным образом обнаружите, как родник пробьетс€ из сердца, когда на своем пути интереса сердце достигнет зенита. “огда забьет фонтан безразличи€, дела€сь постепенно все сильнее, а когда наступит пробуждение безразличи€, тогда следуйте за ним, так что в конце концов вы узнаете, что значит интерес и что значит безразличие.

√Ћј¬ј ƒ¬јƒ÷ј“№ “–≈“№я





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 261 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

746 - | 566 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.053 с.