Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Человек в культуре Нового времени




 

Человек в культуре Нового времени противопоставлен природе. Его задача познавать, повелевать и извлекать из природы пользу. «Природа не храм, а мастерская». С распространением представления о деятельном субъекте, имеющем власть над природой, радикально меняются представления о времени. Линейное понимание времени постепенно освобождается от религиозного и мифологического основания, начинает дробиться исходя из хозяйственной экономической необходимости (точность, пунктуальность). Время приобретает денежный эквивалент («Время – деньги»). Кроме этого, выражением нового восприятия времени становится вера в прогресс. Мир все менее рассматривается как данность. Формируется представление о том, что мир, социальный и природный, подлежит улучшению на принципах разума. Прогресс – движение к лучшему состоянию через распространение истинных идей, которые постепенно устраняют загадки и чудеса мира, пронизывая его светом разума. Вследствие технического прогресса вселенная как бы одновременно сузилась и расширилась, пространство становится еще более дробным. Происходит объединение мира в единое целое: природного на основании законов природы, социального на основе освоения пространства Земли. Возникают предпосылки для глобализации.

Еще одной важной тенденцией в культуре выступает секуляризация – освобождение от религиозных представлений в пользу рациональных, научных. В Новое время возникает светская мораль. Результатом обмирщения морали можно считать систему «разумного эгоизма»: если человек должен поступать добродетельно не ради Бога и будущей жизни, а для собственной пользы.

Представление о Боге все больше склоняются к деизму – представлению, согласно которому Бог создал мир по определенным законам, но больше никакого участия в делах мира и человека не принимает. Формирование механистической модели мира (И.Ньютон). Мир как механизм, машина, часы. Бог как небесный механик, создавший машину (мир) по определенным законам.

В социальной сфере происходит переход от корпоративного общества к обществу индивидуумов. Стали появляться правовые государства, осуществляющие власть закона и верховенство общество над государством. Возникают новые политические теории, новый взгляд на возникновение и функции государства: государство - это результат заключенного между гражданами договора. Возникновение либерализма, главной предпосылкой которого является изначальное равенство всех людей и безусловная ценность свободы. Идеал правового государства, не вмешивающегося в частную жизнь человека и стоящего на охране его «неотчуждаемых прав» (на жизнь, свободу и собственность). Возникает идея толерантности как идея терпимости и консенсуса между разными частями социума.

Человек понимается как мыслящий разумный субъект во всех сферах жизни. «Я мыслю, следовательно, я существую» (Р.Декарт). Основное обоснование нравственного поведения в Новое время таково: законы нравственности всеобщи, т.к. разумны. Человеческая природа подобна разумному порядку природы, и хотя первоначально человеческий разум – tabula rasa, чистая доска, но, опираясь на врожденные способности и чувственный опыт, человек способен к безграничному совершенствованию себя самого и общества. И именно разум доказывает необходимость определенных моральных норм и показывает наиболее надежный путь реализации человеческого стремления к добру. Люди постольку поступают плохо, поскольку не знают, как поступать хорошо. Поэтому моральное просвещение, то есть развенчание моральных предрассудков, стало считаться гарантией нравственного воспитания и прогресса.

Появление массовой культуры вследствие возникновения средств тиражирования культуры. Стандартизация. В XIX в. происходит коренной переворот, связанный с появлением машины, которая отдаляет человека от природы, ломая привычные представления о его главенствующей роли, и превращает человека в зависимое от машины существо. В условиях распространяющейся механизации человек уходит на периферию духовной жизни, отрывается от духовных основ. Место ремесленного труда, связанного с личностью и творчеством мастера, занял монотонный труд. Проблема отчуждения.

Самые общие характеристики культуры Нового времени: вера в разумные начала окружающего мира и человеческой природы; рассмотрение разума в качестве орудия для преобразования природы, человеческого общества и самого человека; появление деятельного субъекта, ощущающего свою свободу и самостоятельность.

Разнообразие явлений культуры Нового времени делает эту эпоху содержательно близкой нашему времени. Многое в нашей нынешней культуре, в наших представлениях и ценностях остается от эпохи Нового Времени: это ценность научного знания, ценность гражданской и творческой свободы человеческой личности и др. Вместе с тем в культуре Нового времени можно искать истоки многих проблем, с которыми столкнулось современное общество: экологические проблемы, разочарование в разуме.

Выводы:

 

Античная культура и христианство фундамент европейской культуры. Каждая последующая культурная эпоха, направление, стиль и т.п. в той или иной области социокультурной жизни людей определяют себя через отношение к античному наследию и христианству.

В рамках средневековой культуры фундаментом культуры становится христианство.

Отличительной чертой культуры эпохи Возрождения явилось осмысление и углубление индивидуалистических устремлений человека. Опорой этого процесса явилась античность.

Реформация сформировала новый тип человека, приведший к возникновению индустриального общества в Европе.

В культуре Нового Времени сформировались тенденции, определяющие современной культуры: рационализм, сциентизм, модернизация, глобализация, правовое государство, массовая культура и др.

Литература:

 

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди./ Л.М. Баткин - М., 1995 – 448 с.

Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма /М.Вебер. – М., 1990 – 808 с.

Гуревич А.Я. Избранные труды. Средневековый мир./ А.Я. Гуревич - М., 2007 – 560 с.

Даркевич В.П. Народная культура средневековья/ В.П. Даркевич - М., 2010 – 288 с.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима./ К. Куманецкий - М.: Высшая школа, 1990 – 456 с.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада./ Ж. Ле Гофф -Екатеринбург, 2005 – 568 с.

Хейзинга Й. Осень средневековья./ Й. Хейзинга - СПб., 2011 – 568 с.

Шоню П. Цивилизация классической Европы /П.Шоню. – Екатеринбург, 2005 – 608 с.

Якимович А. Новое время. Искусство и культура XVII-XVIII веков / А. Якимович. – СПб., 2004 – 439 с.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 990 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2216 - | 2176 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.