Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Наука как социальный институт.




Существует множество определений культуры. Культура проявляется как в предметных результатах человеческой деятельности, способах ее осуществления (материальная культура), так и в субъективных силах и способностях людей, в правовых, моральных, религиозных, эстетических и других нормах (духовная культура). Крупнейший социолог ХХ столетия П. Сорокин определил культуру как систему ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов. Наука, включая естествознание, является одной из важнейших форм духовной сферы жизни общества.

Вслед за делением культуры на материальную и духовную в 20-м веке установилось деление культур на естественнонаучную и гуманитарную. Раздел между ними проходил не только на страницах специальных научных работ, но и в обществе. Во 2-й половине ХХ века стали говорить об отчуждении двух культур – естественнонаучной и гуманитарной. В 60-х годах вышла публицистически острая работа английского ученого и писателя Ч. П. Сноу «Две культуры и научная революция»[4], в которой он констатирует раскол между гуманитарной и естественнонаучной культурой на две части, являющие собой как бы два полюса, две «галактики». Таким образом, была окончательно сформулирована проблема существования и взаимодействия двух культур.

В своей книге Ч. П. Сноу высказывает мысль о том, что на одном культурном полюсе – художественная интеллигенция, на другом – ученые, и, как наиболее яркие представители этой группы, – физики. Их разделяет стена непонимания и иногда (особенно среди молодежи) антипатии и вражды, но главное, конечно, непонимания. У них странное, извращенное представление друг о друге. Они настолько по-разному относятся к одним и тем же вещам, что не могут найти общий язык даже в области чувств. Здесь речь идет, конечно, о западном обществе. В Советском Союзе в то время такого антагонизма и враждебности не было, однако отзвуки этого конфликта проявились в споре так называемых «физиков» и «лириков» на страницах советской периодической печати, на дискуссиях в популярных в то время «молодежных кафе» и т.п. Это были споры о взаимоотношении техники и природы, перспективах развития кибернетики, о моральной стороне медицинских и генетических экспериментов на животных и человеке и т.п. Общим было то, что научные исследования противопоставлялись духовной работе, духовному совершенствованию, исследователей в области естественных и технических наук обвиняли в подрыве нравственных законов.

Гармония единства двух культур начала разрушаться уже в XIX веке. Причин тому множество. Здесь и узкая профессионализация, связанная с усложнением, углублением знания о мире, и формирование общества потребления, в котором научные достижения рассматриваются исключительно с позиций материальных благ, которые они обеспечивают, и появление благодаря научным открытиям нового мощного оружия, и экологические проблемы.

В итоге развитие естествознания привело к кризису науки, этическое значение которой ранее усматривали в том, что она постигает величественную гармонию Природы – образец совершенства как цели человеческого существования.

Проблема двух культур – духовной (гуманитарной) и естественнонаучной рассматривается также в контексте двух важнейших понятий – культуры и цивилизации. Русские философы (Н. Бердяев, И. Ильин) противопоставляли культуру (явление внутреннее, органические, воплощенное в идеалах и ценностях) и цивилизацию (материализованные, «опредмеченные», усваиваемые поверхностно, без душевного участия реализации идеалов и ценностей). Тем не менее, отношения культуры и цивилизации намного сложнее простой оппозиции.

Осознание пагубности взаимного отчуждения гуманитарной и естественнонаучной культуры пришло не сразу. Следует отметить, что естественные науки осознали необходимость интеграции знаний еще в XIX веке. Однако в то время еще не была выработана глобальная общенаучная идея, на основе которой может происходить интеграция накопленных человеком знаний. В настоящее время считается, что такой основой может стать концепция глобального эволюционизма, эволюционно-синергетическая парадигма. В эволюционно-синергетическом подходе заложен гуманизм как признание самоценности человеческой личности, как понимание диалога и сотрудничества в качестве необходимых условий существования человека. Это означает интеграцию естественнонаучных и гуманитарных знаний, интеграцию двух культур.

Наука как мощная цивилизующая сила становится частью культуры, если существует равновесие культуры и цивилизации. Тогда профессиональная деятельность ученых не только служит цивилизации, но и получает положительную оценку в общественном сознании. Когда же равновесия нет, страдают и наука, и общество. У человечества нет иного выбора: либо с помощью науки разрешать противоречия бытия, угадывать и исполнять свое предназначение, либо прийти к завершению своего существования.

Наука – есть род деятельности, осуществляемый конкретными людьми – учеными. Иногда науку даже определяют как то, что делают ученые. Самый яркий, колоритный портрет ученого «нарисовал» П. Фейерабенд. Ученый - этот человек, который добивается успеха именно потому, что не позволяет связать себя законами природы. В его уме слит разум и антиразум, смысл и бессмыслица, расчет и случай, сознательное и бессознательное, гуманизм и антигуманизм. Но главный вывод Фейерабенда заключается в том, что человечество и наука получают пользу лишь от тех, кто занимается своим делом. И еще одна неотъемлемая черта ученого – ученый ценит истину превыше всего, он убежден, что знание – это высший дар жизни.

По мнению австро-американского ученого Ф. Франка труд ученого состоит из трех частей: 1. Выдвижение принципов. 2. Выведение логических заключений из данных принципов для получения относящихся к ним наблюдаемых фактов. 3. Экспериментальная проверка наблюдаемых фактов.

Великий социолог ХХ века Макс Вебер видит долг ученого в беспрестанном преодолении себя, инерции собственного мышления. Современный ученый, с его точки зрения, это, прежде всего, профессионал и специалист.

Научная элита и интеллектуалы представляют собой особый тип научной среды – это производители интеллектуальной собственности. Последняя в общих чертах определяется как собственность на знание и информацию, происхождение которой связано с трудом данного ученого или научного коллектива. Интеллектуальная элита – это не наследственный, а функциональный тип интеллигенции. Он связан с возложенной на него функцией обеспечения духовного и интеллектуального развития общества. Его характерной особенностью является открытость. В качестве определяющих характеристик представителя интеллектуальной элиты предлагаются следующие показатели:

a. избрание конкретного ученого действительным членом, членом-корреспондентом, почетным членом академий, научных учреждений, сообществ;

b. присуждение премий и медалей за научную деятельность;

c. включение биографических справок о них в специальные биографические справочники и энциклопедии;

d. участие ученых в работе редакционных коллегий, изданий с высоким научным цензом;

e. высокий индекс цитирования публикаций ученого членами мирового научного сообщества.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1073 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.