Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒепрессивный больной: ненавид€щий или раненный. Ђќбъектї и Ђвещьї траура




 

—огласно классической психоаналитической теории (јбрахам[7], ‘рейд[8], ћ.  л€йн[9]), депресси€, как и траур, скрывает агрессивность по отношению к потер€нному объекту и, таким образом, про€вл€ет амбивалентное отношение депрессивного человека к объекту своего траура. Ђя его люблю (так, кажетс€, говорит депрессивный больной о каком-то существе или потер€нном объекте), но еще больше € его ненавижу; поскольку € его люблю, то, чтобы его не потер€ть, € помещаю его в себ€; но поскольку € его ненавижу, этот другой во мне оказываетс€ плохим я, то есть, € плохой, € ничтожен, и € себ€ убиваюї. ∆алоба на себ€, следовательно, оказываетс€ жалобой на другого и умертвление себ€ Ч трагической маскировкой убийства другого. ѕодобна€ логика, как мы понимаем, предполагает наличие сурового —верх-я и всю диалектику сложных отношений идеализации и обесценивани€ себ€ и другого, причем вс€ совокупность этих движений покоитс€ на механизме идентификации. ¬едь именно благодар€ моей идентификации с этим ненавидимым-любимым другим, осуществл€емой благодар€ инкорпорации-интропроекции-проекции, € помещаю в самого себ€ его лучшую часть, котора€ становитс€ моим тираническим и неумолимым судьей, Ч так же как € помещаю в себ€ и его отвратительную часть, котора€ унижает мен€ и которую € стремлюсь уничтожить. —ледовательно, анализ депрессии проходит через обнаружение того факта, что жалоба на себ€ €вл€етс€ ненавистью к другому, а последн€€, несомненно, Ч волна, несуща€ неосознанное сексуальное желание. ѕон€тно, что подобное перемещение ненависти в процессе переноса €вл€етс€ рискованным и дл€ психоаналитика, и дл€ пациента, так что терапи€ депрессии (даже той, что называют невротической) граничит с шизоидным раздроблением.

ќтмеченный ‘рейдом и јбрахамом меланхолический каннибализм, который обнаруживаетс€ в определенном числе сновидений и фантазмов[10]депрессивных людей, выражает эту страсть удержани€ во рту (хот€ вагина и анус также могут поддаватьс€ подобному управлению) невыносимого другого, которого € желаю разрушить, дабы с большим успехом владеть им живым. ƒругого Ч скорее раздробленного, разорванного, разрезанного, проглоченного и переваренногоЕ чем потер€нного. ћеланхолическое каннибальское воображаемое[11]€вл€етс€ отрицанием реальности потери, а также смерти. ќно демонстрирует бо€знь потер€ть другого при обеспечении выживани€ я, которое, конечно, брошено, однако не отделено от того, кто все еще и посто€нно питает его и превращаетс€ в него, тем самым воскреса€ Ч благодар€ этому пожиранию.

ќднако лечение нарциссических больных заставило современных психоаналитиков открыть другую модальность депрессии[12]. ¬ ней печаль (ни в коем случае не €вл€€сь скрытой атакой против воображаемого другого, который враждебен, поскольку фрустрирует) должна быть сигналом первичного у€звленного я Ч неполного и пустого. ѕодобный индивидуум не считает, что ему нанесен ущерб; он считает себ€ пораженным неким фундаментальным недостатком, врожденной нехваткой. ≈го горе не скрывает виновность или вину, обусловленную тайно замышл€емой местью амбивалентному объекту. —корее, его печаль может быть наиболее архаичным выражением нарциссической травмы, несимволизируемой, неименуемой Ч стать ранней, что ее нельз€ соотнести ни с каким внешним агентом (субъектом или объектом). ” депрессивного человека, склонного к нарциссизму, печаль на самом деле €вл€етс€ его единственным объектом, Ч точнее, она оказываетс€ эрзацем объекта, к которому он прив€зываетс€, которого он приручает и лелеет за недостатком другого. ¬ этом случае самоубийство Ч не закамуфлированный акт агрессии, а воссоединение с печалью и с тем, что по ту сторону от нее, с невозможной и навеки неприкосновенной, навсегда удалившейс€ любовью Ч вот что обещает небытие, смерть.

 

¬ещь и ќбъект

 

ƒепрессивный человек со склонностью к нарциссизму оплакивает не ќбъект, а ¬ещь[13]. Ѕудем называть ¬ещью реальное, против€щеес€ означиванию, полюс прит€жени€ и отталкивани€, обитель сексуальности, из которой будет выделен объект желани€.

ќслепл€юща€ метафора ее дана Ќервалем, указывающим на настойчивость без присутстви€, на свет без представлени€: ¬ещь Ч это солнце в сновидении, €сное и черное одновременно. Ђ аждому известно, что в снах мы никогда не видим солнца, хот€ часто у нас по€вл€етс€ воспри€тие гораздо более €ркого светаї. [14]

Ќа основании этой архаической прив€зки у больного депрессией вырабатываетс€ впечатление, будто он лишен некого невыразимого высшего блага, чего-то непредставимого, что изобразить могло бы, видимо, одно лишь пожирание, указать на что могло бы только заклинание, но ни одно слово не способно его обозначить. ѕоэтому никакой эротический объект не сможет заместить дл€ него незаменимое воспри€тие места или до-объекта, заключающих либидо в узилище и обрезающих св€зи желани€. «на€, что он лишен своей ¬ещи, больной депрессией бросаетс€ на поиски приключений и любви, которые всегда оказываютс€ разочаровывающими, или же, отча€вшийс€ и лишенный дара речи, замыкаетс€ наедине со своей неименуемой ¬ещью. Ђѕервична€ идентификаци€ї с Ђотцом из личной предысторииї[15]может быть средством, показателем единени€, которое позволило бы ему завершить траур по ¬ещи. ѕервична€ идентификаци€ запускает компенсацию за ¬ещь и одновременно начинает прив€зывать субъекта к другому измерению Ч измерению воображаемого присоединени€, которое отчасти напоминает св€зь веры, котора€ у больного депрессией как раз и рветс€.

” меланхолика первична€ идентификаци€ оказываетс€ хрупкой и неспособной обеспечить иные идентификации, в том числе те символические идентификации, на основании которых эротическа€ ¬ещь могла бы превратитьс€ в ќбъект желани€, захватывающий и гарантирующий непрерывность метонимии удовольстви€. ћеланхолическа€ вещь прерывает метонимию желани€, а также противопоставл€ет себ€ внутри псих и ческой проработке потери[16].  ак приблизитьс€ к этому месту? —ублимаци€ Ч попытка, направленна€ на эту цель: благодар€ своим мелоди€м, ритмам, семантическим многозначност€м так называема€ поэтическа€ форма, раздел€юща€ и перерабатывающа€ знаки, оказываетс€ единственным Ђвместилищемї, которое, похоже, обеспечивает ненадежное, но адекватное овладение ¬ещью.

ћы предположили, что больной депрессией Ч атеист, лишенный смысла, лишенный ценностей. ќн как будто принижает себ€ из страха или неведени€ ѕотустороннего. ћежду тем, каким бы атеистом он ни был, отча€вшийс€ €вл€етс€ мистиком Ч он цепл€етс€ за свой до-объект, не вер€ в “еб€, но будучи немым и непоколебимым адептом своего собственного невысказываемого вместилища. »менно эту юдоль необычного осв€щает он своими слезами и своим наслаждением. ¬ этом напр€жении аффектов, мускулов, слизистых оболочек и кожных покровов он испытывает одновременно принадлежность и удаленность по отношению к архаическому другому, который пока ускользает от репрезентации и именовани€, но отпечаток которого несут его телесные выделени€ и их автоматизм. Ѕольной депрессией, не довер€ющий €зыку, чувствителен и, конечно, у€звлен, но все же он пленник аффекта. јффект Ч вот его вещь.

¬ещь вписываетс€ в нас без воспоминани€, тайна€ сообщница наших невыразимых тревог. ¬оображают о радост€х встречи после разлуки, которые обещаны регрессивными мечтани€ми, требующими венчани€ с самоубийством.

ѕо€вление ¬ещи мобилизует в образующемс€ субъекте его жизненный порыв: недоношенный, каковым €вл€етс€ каждый из нас, выживает, только цепл€€сь за другого, воспринимаемого как дополнение, протез, защитна€ оболочка. ќднако, это влечение к жизни €вл€етс€ в высшей степени тем, что в то же самое врем€ мен€ отвергает, мен€ изолирует, отвергает его/ее). Ќикогда двусмысленность влечений не страшна так, как в этом начале инаковости, где, не име€ фильтра €зыка, € не могу вписать мое насилие в Ђнетї, да и ни в какой иной знак. я могу лишь извергнуть его жестами, спазмами, криками. я выталкиваю его, проецирую. ћо€ необходима€ вещь также неизбежно оказываетс€ и моим врагом, моим пугалом, прит€гательным полюсом моей ненависти. ¬ещь отпадает от мен€ при продвижении этих аванпостов означивани€, на которых √лагол еще не стал моим Ѕытием. ¬ещь, то есть ничто, которое и есть причина и в то же врем€ отпадение, прежде чем стать ƒругим, оказываетс€ сосудом, который содержит мои отбросы и все то, что происходит от cadere [17], Ч это отброс, с которым € смешиваюсь в печали. ћерзость библейского »ова.

ѕри водружении этой ¬ещи (котора€ дл€ нас Ч и сво€, и чужа€) мобилизуетс€ анальность. ћеланхолику, припоминающему этот предел, на котором вычлен€етс€ его я, одновременно обрушивающеес€ в обесценивание, не удаетс€ мобилизовать свою анальность, дабы сделать из нее прибор дл€ отделений и проведени€ границ Ч тот, что действует в обычном случае или даже выходит на первый план у страдающего нав€зчивыми состо€ни€ми. Ќапротив, у больного депрессией все его я погружаетс€ в деэротизированную анальность, котора€, однако, представл€етс€ ликующей, поскольку стала вектором наслаждени€ в сли€нии с архаической ¬ещью, воспринимаемой не в качестве значащего объекта, а в качестве приграничного элемента я. ƒл€ больного депрессией ¬ещь, как и €, Ч это выпадени€, которые увлекают его к невидимому и неименуемому. Cadere. —плошные отбросы, сплошные трупы.

 

¬лечение к смерти как первичное вписывание разрыва (травмы или потери)

 

‘рейдовский постулат первичного мазохизма смыкаетс€ с некоторыми аспектами нарциссической меланхолии, в которой угасание любой либидинальной св€зи не столько представл€етс€ всего лишь обращением агрессивности по отношению к враждебному объекту на самого себ€, сколько с неизбежностью предшествует любой возможности полагани€ объекта.

ѕон€тие Ђпервичного мазохизмаї, введенное в 1915 году[18], утверждаетс€ в св€зи с по€влением в работах ‘рейда, и особенно Ч в ЂЁкономической проблеме мазохизмаї (1924), Ђвлечени€ к смертиї[19]. ‘рейд, обративший внимание на то, что живое существо возникает после неживого, думает, что у этого существа должно присутствовать специфическое влечение, которое Ђстремитс€ вернутьс€ к предшествующему состо€ниюї [20]. ѕосле работы Ђѕо ту сторону принципа удовольстви€ї (1920)[21], в которой влечение к смерти представл€етс€ в качестве стремлени€ вернутьс€ к неорганическому состо€нию и гомеостазу, противопоставл€емому эротическому принципу разр€дки и св€зывани€, ‘рейд постулирует, что нека€ часть влечени€ к смерти или к разрушению направл€етс€ на внешний мир через мускульную систему и преобразуетс€ во влечение к разрушению, овладению или в сильную волю. “акое влечение, служащее сексуальности, формирует садизм. ѕри этом он отмечает, что Ђдруга€ часть не участвует в этом смещении вовне: она остаетс€ в организме и там она св€зываетс€ либидинально <Е> и именно в ней должны мы распознать исходный эрогенный мазохизмї [22]. ѕоскольку ненависть к другому уже рассматривалась как то, что Ђстарше любвиї[23], не указывает ли это мазохистское удержание ненависти на существование ненависти еще более архаичной? ‘рейд, видимо, согласен с этим Ч он и в самом деле считает влечение к смерти про€влением внутрипсихического филогенетического наследи€, восход€щего к неорганической материи. ќднако, независимо от этих спекул€ций, которые после ‘рейда не нашли большой поддержки у психоаналитиков, можно констатировать если не предшествование, то, по крайней мере, силу разложени€ св€зей во множестве психических структур и про€влений.  роме того, частота мазохизма, негативна€ реакци€ на терапию, а также разнообразные патологии раннего детства, которые, видимо, предшествуют объектным отношени€м (детские анорексии, мерицизм и некоторые формы аутизма), побуждают согласитьс€ с идеей влечени€ к смерти, которое, про€вл€€сь в качестве биологической и логической неспособности передавать психическую энергию и психические вписывани€, должно вести к разрушению св€зей и циркул€ции. ‘рейд пишет о нем так: Ђ≈сли вз€ть во всей ее полноте картину, на которой собраны про€влени€ имманентного мазохизма у такого количества лиц, про€вление отрицательной реакции на терапию, а также присущего невротикам сознани€ вины, невозможно будет не распрощатьс€ с верой в то, что ход психических событий управл€етс€ исключительно стремлением к удовольствию. Ёти €влени€ Ч бесспорные признаки существовани€ в жизни души силы, которую, оценива€ ее цели, мы называем влечением к агрессии или разрушению и которую мы выводим из изначального влечени€ к смерти, присущего одушевленной материиї. [24]

Ќарциссическа€ меланхоли€ должна демонстрировать это влечение к собственному разъединению с влечением к жизни Ч —верх-я представл€етс€ ‘рейду Ђкультурой влечени€ к смертиї[25]. Ќо вопрос остаетс€: противоположна ли эта меланхолическа€ деэротизаци€ принципу удовольстви€? »ли же она, напротив, €вл€етс€ не€вно эротической, что означало бы, что меланхолическое отступление всегда €вл€етс€ обращением объектного отношени€, метаморфозой ненависти к другому? ¬ работах ћелани  л€йн, котора€ придавала наибольшее значение именно влечению к смерти, эта деэротизаци€, похоже, в большинстве случаев становитс€ зависимой от объектного отношени€, так что и мазохизм, и меланхоли€ представл€ютс€ вариантами интроекции плохого объекта. ќднако в рассуждении  л€йн допускаютс€ ситуации, в которых эротические св€зи обрезаны, но не€сно, не существовало ли их вообще никогда или же они были разорваны (в последнем случае именно интроекци€ проекции должна привести к такому эротическому деинвестированию).

¬ особенности нам следует отметить пон€тие расщеплени€, введенное  л€йн в 1946 году. — одной стороны, в определении этого пон€ти€ осуществл€етс€ сдвиг от депрессивной позиции назад, к позиции параноидной и шизоидной, более архаичной. — другой стороны, оно различает бинарное расщепление (различие между Ђхорошимї и Ђплохимї объектом, обеспечивающее единство я) и дроб€щее расщепление, распростран€ющеес€ уже не на объект, но как раз на само я, которое буквально Ђразваливаетс€ на кускиї (falling into pieces).

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 236 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

539 - | 420 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.